Насекомые у Фета
“Только пчела узнает в
цветке затаённую сладость…”
По нашему мнению,
Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких
чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о
картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и
покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же
время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь
скрытый от невнимательного глаза……………………………………………
***
Так
резко - сух снотворный и трескучий
Кузнечиков
неугомонный звон.
***
Как
мошки зарёю,
Крылатые
звуки толпятся.
Нельзя не
заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной
всеохватывающей мировой гармонии.
Мотылёк мальчику.
Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит, куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?
Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнию упиться день один,
На солнце радостном играя.
Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.
В стихотворении
''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к
насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество
в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей,
хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса,
уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''.
Мотылёк, понимая,
что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её
прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не
желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему
природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле
жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то,
что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается
показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше
человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает
нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька,
однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и
эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны
этому маленькому, незаметному существу.
В этом
стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в
стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк
стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это-
''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает
окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:
Бабочка
Ты прав
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу.
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Бабочка в
стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность.
Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком
или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который,
любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это
внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное
явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного,
вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь
философским нормам.
Фетовские весенние
стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно
сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги,
доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении
''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его
''весеннего огня'':
Сердце
пышет всё более и более,
Точно
уголь в груди я несу.
Музыка
''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик душистой сирени
// Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто превращается в пчелу.
ПЧЕЛЫ
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею
Здесь расстанусь.
Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Мы заметили, что
Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она
несёт в себе ''радость земли'' – она символизирует как раз ту ''страстную
чувственность'', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других
характерных черт.
Ещё одним из
весенних стихотворений является стихотворение ''Это утро, радость эта''.
***
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы
являются неотъемлемой частью прекрасной весны.
Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая страстно-
чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза'' поэт
говорил:
И тебе, царица Роза,
Брачный гимн поёт пчела.
Мы заметили, что Фет глубоко ценил и
уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих
стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в
них люди:
''Вот жук взлетел и прожужжал сердито''
''Плачась, комар пропоёт''
''Жук, налетевший на ель
Хрипло подругу позвал''
В некоторых
стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи
окружающей обстановки и атмосферы в ней:
У Камина.
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк.
Видений пёстрых вереница
Влечёт, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встаёт ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжёт душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
В
изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка
такие как метафоры, сравнения, эпитеты:
''На тмине горят светляки''
''Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьётся огонёк.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылёк''.
Надо подумать ещё
Только Фету
свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие
тонкости в смутной окружающей среде.
Исследовав
все эти поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль:
''Человек и природа едины и зависимы друг от друга''. Как бы мы ни хотели их не
замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.