'Теория' и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского 'Преступление и наказание'
«Теория» и
поведение Раскольникова
в романе
Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Достоевского «Преступление и
наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века.
Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир
нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь
хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
В
этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне
беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково,
что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось
в душе молодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев».
Болезненно
ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия
облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном
состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм,
которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления
людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел
других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести».
И
вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху-процентщицу.
Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как
все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе
вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного
человека для спасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.
У
Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с
теорией «сильной личности».
Он
полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением
благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство
ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность
её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем
более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников
потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает
проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку».
Проба
Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель
рода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести.
Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир
к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.
Только
поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников
становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в
желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.