Петербург Достоевского
Роман
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским». Но образ Петербурга
создавали в своих произведениях ещё и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали
всё новые и новые его грани. Пушкин восхищался, гордился городом, любил его. У
Гоголя Петербург таинственный, полный чертовщины, нереальный, блистательный.
Некрасов же показывает город не фантастическим, а прозаично-реальным. В своих
произведениях описывает трущобы Петербурга, жизнь бедных людей. Достоевский
изображает столицу тогдашней России в 60 – 70 годы, в пору стремительного
развития капитализма. В это время Петербург быстро разрастался за счёт доходных
домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Петербург
в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное
«действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения,
внушает безумные идеи. Петербург символизирует жизнь ненормальную. Здесь
больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей произведения.
Характерной чертой, по которой можно узнать обстановку и людей, затронутых
болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый жёлтый цвет. Он
является символом духоты, какой-то ненормальности. Жёлтого цвета и обои, мебель
в комнате старухи-процентщицы, и лицо Мармеладова от постоянного пьянства, и
коморка Раскольникова, и лицо женщины-самоубийцы, и мебель из дерева этого же
цвета в кабинете Порфирия Петровича, и камень на перстне Лужина. Эти детали
отражают напряжённую безысходную атмосферу существования главных действующих
лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Пейзаж
Петербурга не вызывает восхищения. Грязь, духота, нечистота – всё это
присутствует в городе. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно
потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
В
романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой
задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом
и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся
крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков… анамнясь удавиться
тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую
жизнь, полную безысходного отчаяния.
Покидая
шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно
это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в
«грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по тёмным лестницам. Вот одна из
них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх
этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была
страшная духота». А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые
косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Комната
Раскольникова была похожа «крошечную клетушку». В ней было мало мебели. Обои
пожелтевшие, пыльные, отставшие в некоторых местах от стены. Бывший студент жил
в крайней бедноте. Квартира Мармеладова была проходной. Внутри помещения царил
полный беспорядок. Из мебели было два стула, ободранный диван да стол.
Случайный прохожий с первого взгляда на эту комнатушку был бы уверен, что в ней
живёт беднейшая семья. Жилище Сони Мармеладовой мало чем отличается от
предыдущих двух: низкое, походило на сарай. Почти нет мебели. Жёлтые,
обшмыганные обои на стенах. У кровати даже не было занавесок. Все эти картины
неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные
тупики, из которых есть только один выход – смерть. «Понимаете ли, понимаете ли
вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - в тоске
восклицает Мармеладов, который убеждён, что в бедноте ещё можно сохранить
честь, в нищете – нельзя, а «сострадание в наше время даже наукой воспрещено». Пьяный,
опустившийся, полубезумный, он ясно понимает ужас и безвыходность своего
положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что
младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи
вынуждена продавать себя. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!
Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной
восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в
«скотском состоянии» его всё же считали человеком, достойным уважения. Но здесь
важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе
Мармеладова широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких,
слабеньких», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым
некуда пойти, неоткуда ждать помощи.
Встреча
с Мармеладовым, знакомство с его семьёй – всё это производит потрясающее
впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его едва ли не на
каждом шагу: он встречает женщину-утопленницу, пьяную девочку. Жизнь Раскольникова
превратилась в кошмарный сон, но, к сожалению, здесь нельзя проснуться, чтобы
всё исчезло и забылось.
Итак,
капиталистический уклад жизни предстаёт как мир неправды, несправедливости,
несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.
Судьбы людей говорят о преступности мира, в котором возникают конфликты между человеком
и обществом, потому что человеку некуда уйти от своих страданий. Но всё-таки в
романе звучит мечта о прекрасной жизни Петербурга – это момент, когда
Раскольников идёт на преступление и думает о постройке фонтанов.