Питер Брейгель Старший
Д
О К Л А Д
ПО ИСТОРИИ
на тему:
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N 8
Снытко Николая
2007
Питер Брейгель Старший
(между
1525 и 1530- 1569)
Последний
великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.
Питер
Брейгель Старший, которого коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем, один из
самых интересных и необычных нидерландских художников XVI столетия. Он родился
в крестьянской семье в Антверпене. Как и большинство нидерландцев, он получил
прозвище от названия деревни, откуда он родом, но своим детям мастер передал
это прозвище уже как фамилию.
О
годах учения будущего художника сохранились весьма скупые сведения: семейное
предание гласит, что он начинал как подмастерье у прославленного в те годы антверпенского
живописца; в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где
получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). 1552 году молодой
живописец отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием
достижения художественного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года,
но остался равнодушным к изучению древних памятников и почти не водил
знакомства с итальянскими художниками. После путешествия в Италию работал в
Антверпене, затем в Брюсселе. В Брюсселе он женился и достиг процветания,
пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество
заказов от влиятельных покровителей.
Мало найдется в
истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей
своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и
трактатов, не оставил переписки. Брейгель не оставил портретов ни своей жены,
ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди
собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,
выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Брейгель был
разносторонне просвещенным человеком, дружеские узы связывали его с
нидерландскими учеными-гуманистами. Высокая образованность мастера сочеталась с
независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных
обстоятельств - чему служат живым свидетельством его картины.
Брейгель с помощью
живописи, наполненной глубоким философским смыслом, пропагандировал идеалы
добра и справедливости. Его картины полны раздумий о судьбах родины и народа,
страдавшего под гнетом испанской монархии.
Падение
Икара
В
бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557),
«Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.)
Вавилонская
башня
1563
г
По
темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и
экономическим центром западного мира. В этом городе-"базаре" с
крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с
подозрением. Людей не объединяла ни вера, ни единая церковь. Католики,
протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству. Так образовалось
"поликультурное общество", где особенно остро возникали проблемы
общения, прежде всего на религиозной почве.
Современники
находили параллели этой непривычной ситуации в библейском сказании о
Вавилонской башне.
Охотники
на снегу
В 1565 году художник
выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено
другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года.
Л.Д. Любимов пишет об
этом цикле:
«Смысл человеческого
существования – в слиянии с природой, в труде, благодаря которому человек уже
не просто затерян в мироздании, а занимает в нем главное, подобающее ему место.
"Хмурый
день" (весна), "Жатва" (лето), "Возвращение стад"
(осень), "Охотники на снегу" (зима) – это поистине величественная панорама
природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Умер
Брейгель в сентябре 1569 года в Брюсселе. Два его сына, Питер Брейгель Младший
(1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), также стали известными художниками.