Франс Халс
Франс
Халс
Родился в Антверпене
между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600–1603) у К.
ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого
Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким
бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным
выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а
сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и
легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист
Матфей, ок. 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но
главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он
явился.
Его самые масштабные вещи
– большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую
зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф.Халса в Харлеме). В
«офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия,
1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633)
сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный
праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое
самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам
свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба
произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего
земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное
оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все
это в целом складывается в образы глубоко трагические.
Чистая радость бытия
часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой – наиболее
гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный
музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности
бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в
одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным
рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) –
добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние
образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой,
ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы,
Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой
человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета –
1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами
единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной
стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где
живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы
анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка
(Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств,
Антверпен; все работы – ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой
нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок.
1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит
пугающе мрачным.
Необычайно свободная,
размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что
мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники
сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в
бедности.
Умер Халс в Харлеме 29
августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло – среди
свершений голландской живописи барокко – почетное второе место после искусства
Рембрандта. В Харлеме существует Музей Ф.Халса.