Понятие нормативного правового акта
В современной Общей теории права,
рассматривая понятие «нормативный правовой акт», необходимо различать легальное
его определение и научное.
Научные определения «нормативного
правового акта дают затрагивают небольшое количество характеристик, что при
использовании и адаптации определения к правовой практике может вызвать
путаницу в решении практических правовых вопросов, например, ответственности
либо надзора.
К
примеру, академик Нерсесянц В.С. определяет нормативный правовой акт как
«письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы
действующего права»
То есть в данном определении автор называет нормативным правовым актом только
письменный документ, другими словами, лишь акты, имеющие, имеющие письменную
форму. Однако в современной правотворческой и правоприменительной практике
используются и современные технические возможности закрепления и выражения
волеизъявлений субъектов права( например, Указом Президента Республики Беларусь
от 28 февраля 2006 года № 124 ст.1 определено, что «Электронная версия
Национального реестра представляет собой точную электронную копию его печатного
издания и размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики
Беларусь одновременно с выходом в свет соответствующего номера печатного
издания. Идентичность содержания текста печатного издания Национального реестра
и его электронной версии обеспечивается НЦПИ.»).
Кроме того, в научных определениях
отражено, что нормативный правовой акт выражает властные веления( к примеру,
профессоры Лазарев В.В. и Гранат Н. Л. Определяют нормативный правовой акт как
« акт, устанавливающий нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или
отменяющие правила общего характера»). Однако это свойство присуще не всем
нормативным правовым актам, а только актам органов государственной и
муниципальной власти( и то далеко не всем, - например, Указы Президента
Республики Беларусь по некоторым вопросам), а также актам уполномоченных на их
издание должностных лиц и актам, принятых путём референдума( если он, однако,
не носит консультативный характер).
То есть, включение в определение
родового понятия свойств, которые присущи лишь одному либо нескольким видам, в
правоведении недопустимо.
При определении такого, на первый
взгляд, простого понятия « нормативный правовой акт» с
научной точки зрения опускаются некоторые детали, которые при использовании
определения оставляют без должного внимания важные характеристики. Это ведёт к
потере элементов понятия « нормативный правовой акт», что приводит к неточной формулировке
одного из ключевых понятий правотворческой практики государств
Романо-германской правовой семьи.
Нерсесянц В.С. «Общая теория права и государства», М, Норма, 2002 г, с. 402
«Общая теория права и государства» под редакцией профессора Лазарева
В.В., с. 176
Более корректным и глубоким, на мой
взгляд, является определение нормативного правового акта в легальной сфере, то
есть в сфере практического правотворчества. При использовании данного понятия в
правовой практике его необходимо осмысливать глубже( хотя и с некоторой
спецификой для каждой страны в отдельности).К примеру, в Законе Республики
Беларусь « О нормативных правовых актах Республики Беларусь»(далее Закон)
нормативный правовой акта рассмотрен практически со всех сторон, а некоторые
упущенные детали могут быть оперативно устранены с помощью изменений(к примеру,
указами Президента).Такой всесторонний подход тем, что, как уже говорилось
выше, нормативный правовой акт является основным источником права в странах
Романо-германской правовой семьи, и это понятие занимает одно из главных мест в
законодательствах России, Украины, Германии, Италии, Франции и др. стран.
Определение «нормативного правового
акта» отражено в ст.1 Закона
« Нормативный правовой акт-
официальный документ установленной формы, принятый( изданный) в пределах
компетенции уполномоченного государственного органа( должностного лица) или
путём референдума с соблюдением установленной законодательством Республики
Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные
на неопределённый круг лиц и неоднократное применение»
В данном Законе устранены такие
недочёты, какие присутствуют в научных определениях. Они устранены в различных
статьях. Например, спорный вопрос о нормативности некоторых актов( решения
референдумов, указы Президента и др.) решён в ст.3( вышеуказанные правовые акты
имеют как нормативный(как например, указ № 124 от 28.02.2006, или решение
референдумов 1996 и 2004 гг.), так и ненормативный характер( указы о
награждении государственными наградами).
То есть, понятие нормативного
правового акта на современном этапе необходимо рассматривать всесторонне, с
учётом влияния актов на государственные правотворчество и правоприменение, и
необходимо корректировать определение с течением времени в связи с развитием
технического прогресса, а с ним и возникновением новых отношений и отмиранием старых.
Однако костяк понятия, т.е. основные принципы, а именно:
1) - Нормативные правовые акты
издаются только уполномоченными государственными органами(должностными лицами)
либо принимаются непосредственно народом
2) – Нормативные правовые акты
издаются в виде официальных документов
3) – Нормативные правовые акты
регулируют наиболее важные общественные отношения
4) - Нормативный правовой акт
должен быть согласован с другими нормативными правовыми актами данной
государственной системы правотворчества