Правовое регулирование на информационном рынке
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие
рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите
информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на
нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких,
как:
"Об
информации, информатизации и защите информации".
"Об
авторском праве и смежных правах",
"О
правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
"О
правовой охране топологий интегральных схем".
Рассмотрим
основные положения закона "Об информации, информатизации и защите
информации", который является базовым юридическим документом, открывающим
путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного
развитии информационного общества. С его помощью удалось частично решить
вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты
прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей,
уничтожением "персональной" информации.
Закон
состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
·
Общие
положения.
·
Информационные
ресурсы.
·
Пользование
информационными ресурсами.
·
Информатизация,
информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
·
Защита
информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В
законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере
информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое
направление деятельности государства. Указано, что государство должно
заниматься формированием и реализацией единой государственной
научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон
создает условия для включения России в международный информационный обмен,
предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и
информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и
физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы
организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и
предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
·
как
материальный продукт, который можно покупать и продавать;
·
как
интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной
собственности, авторское право.
Закон
закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он
направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы,
права и механизма реализации собственности на накопленные информационные
ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере
информационных систем и технологий, что способствует формированию
цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий,
средств их обеспечения.
Ввод
в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что
государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для
более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в
России.
Система
информатики нуждается в государственном управлении. Это объясняется тем, что
информатизация общества должна основываться на единых принципах, на едином
информационном, программном, техническом и технологическом обеспечении.
По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых
автоматизированных информационных систем необходимость в управлении
информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска
вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания самостоятельного
органа, который бы возглавил все эти работы в области информатизации в стране.
Поэтому в 1986 году был создан Государственный комитет по
вычислительной техники и информатике. На него была возложена ответственность за
проведение единой технической политики, за состояния, развитие и координацию
работ в области вычислительной техники, информатики, включая работы, проводимые
в рамках сотрудничества с зарубежными странами.
В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по
информатизации. Для организации работ в области автоматизации в министерствах и
ведомствах были созданы управления информатикой (управление вычислительной
техникой и информатикой). На эти управления возложены разработка и внедрение в деятельность
министерств и ведомств вычислительной техники, разработка отраслевых систем информационного
обеспечения.
На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы
вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов и
вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем на
предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система государственного управления
информатикой выглядит следующим образом:
-
Территориальные
центры информатики (вычислительные цены коллективного пользования);
-
Отделы вычислительной
техники и информатики, вычислительные центры предприятия, организаций и
учреждений.
Появление
вычислительной техники и использование ее в народном хозяйстве породили новый
вид отношений. Во-первых, это отношение между разработчиками и заказчиками
автоматизированных систем. Во-вторых, это отношения между производителями и
пользователями вычислительной техники. В-третьих, это отношения, возникающие в
процессе сбора, обработки, хранения и отображения информации. В-четвертых, это
отношения между производителем машинной информации и ее пользователем.
Эти отношения регулируются различными отраслями права. Например, защита
авторства на разрабатываемые программные средства регулируются нормами
авторского права. Возникла необходимость создания информационного права –
самостоятельной отрасли права, которая бы регулировала все указанные отношения,
связанные с разработкой автоматизированных систем и переработкой информации.
Широкая информатизация нашего общества и порожденные ею новые отношения
потребовали создания целостной системы правовых норм, регулирующих эти
отношения.
За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и
использования информационных систем, основанных на применении
электронно-вычислительных машин, получил название компьютерного права. Его
структура обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в
той или иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.
Отставание в информатизации нашего общества определяется рядом причин,
прежде всего отсутствием мощного социального заказа; выпуском технических
средств, не соответствующих потребностям информатизации общества из-за
монополии министерств – производителей этой техники; перекосом в распределении
вычислительной техники и недостаточным уровнем развития промышленности. Все эти
причины потребовали осуществления серьезных мер, направленных на информатизацию
нашего общества.
Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные
сферы правовой деятельности средств автоматизации, передачи информации, создании
вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны решаться
вопросы, связанные с нормативным регулированием информационных отношений. В
частности, отношений, возникающих в процессе использования, обработки, хранения
и передачи информации и эксплуатации автоматизированных систем, банков данных,
вычислительных сетей и других средств информатики. При этом, согласно концепции,
разрабатываемое законодательство должно обеспечивать правовое регулирование
внутри страны и создавать основы для международного сотрудничества.
Правительство РФ приняло программу информатизации России.
Важное значение имеют акты, определяющие статус машинной информации:
Приложение о правовом статусе машинной информации, права разработки,
производства и использования машинной информации; Положение о порядке
разработки, изготовления и поставки МИ; Положения о работе с МИ и т.д.
Очевидно, что необходимо разработка иерархической системы нормативных актов,
которая должна возглавляться законом об информатике. В этом законе следовало
бы:
Ø
определить
структуру законодательства информатики, круг регулируемых общественных
отношений;
Ø
очертить круг
лиц и их правосубъектность;
Ø установить порядок государственного
управления, планирования и отчетности в сфере информатики;
Ø предусмотреть меры, обеспечивающие исполнение
законодательства об информатике, включая введение различных мер
ответственности;
Ø урегулировать применение законодательства
об информатике иностранных государств и международных договоров;
Комитет
по информатизации России разработана программа законодательства в сфере
информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой охране
программ для ЭВМ и баз данных.
До последнего времени вопросам защиты информации и программных
средств, в том числе с помощью уголовного закона, уделялось мало внимания. А
ведь развитие вычислительной техники и ее широкое внедрение в различные сферы
человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом
или орудием совершения которых являются электронно-вычислительные машины.