Экзаменационные билеты по курсу 'Биология' (9 класс сш)
Биология
Экзаменационные билеты по курсу «Биология» (9 класс)
Экзаменационные
билеты по биологии составлены в соответствии с программой для
общеобразовательных учреждений и включают в себя два теоретических вопроса и
одно практическое задание. При выполнении учащимися практического задания
следует обратить особое внимание на технику проведения эксперимента, оформление
записей и рисунков, объяснение на основании теоретических знаний полученного
результата. При отсутствии необходимого оборудования задание из билета может
быть заменено на другое, равноценное по сложности и значимости. Для выполнения
заданий целесообразно использовать характерные для данного региона объекты
растительного и животного мира.
Для подготовки практического задания рекомендуем использовать
пособие «Биология: Сборник заданий для проведения устного экзамена за курс
основной школы. 9 кл». – М.: Дрофа, 1999.
Билет №1
1.
Обмен веществ и
превращение энергии. Значение обмена веществ в жизни человека.
2.
Причины эволюции.
Усложнение растений в процессе эволюции.
3.
Определить увеличение
школьного микроскопа, подготовить его к работе.
Билет №2
1.
Газообмен в легких и
тканях. Механизм дыхательных движений.
2.
Одноклеточные растения и
животные. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Роль в
природе и жизни человека.
3.
Среди нескольких комнатных
растений найти двудольное, назвать признаки, по которым вы его узнали.
Билет №3
1.
Органы кровообращения
человека и млекопитающих животных, их роль в транспорте веществ.
2.
Причины эволюции.
Усложнение хордовых в процессе эволюции.
3.
Приготовить и рассмотреть
под микроскопом кожицу чешуи лука, зарисовать клетку и подписать её части.
Билет №5
1.
Кровь, её состав.
Переливание крови.
2.
Биологическое значение
размножения организмов. Семенное и вегетативное размножение растений, их
различия.
3.
Рассмотреть под
микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявить их
различия.
Билет №6
1.
Защитные свойства
организма. Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика
ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.
2.
Характеристика царства
растений. Роль растений в биосфере.
3.
Рассмотреть под
микроскопом готовые микропрепараты тканей человека и найти среди них
эпителиальные.
Билет №7
1.
Изменение состава крови в
большом и малом кругах кровообращения.
2.
Выход позвоночных на сушу.
Усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами.
3.
Рассмотреть под
микроскопом готовые микропрепараты тканей растений. Найти среди них покровную.
Билет №8
1.
Работа сердца и её
регуляция. Гигиена кровеносной системы.
2.
Бактерии. Особенности их
строения и жизнедеятельности, роль в природе человека.
3.
Среди нескольких комнатных
растений найти двудольное и описать признаки растений этого класса.
Билет №9
1.
Пищеварение, роль
пищеварительных желез в нем. Значение всасывания питательных веществ.
2.
Основные систематические
категории растений и животных. Признаки вида.
3.
Среди микропрепаратов
клеток различных организмов найти по микроскопом клетку животных.
Билет №10
1.
Дыхание растений, животных
и человека, его значение. Строение органов дыхания человека, их функции.
2.
Грибы. Особенности их
строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
3.
Рассмотреть под
микроскопом готовый микропрепарат зеленой эвглены, объяснить, почему ботаники
относят её к растениям, а зоологи – к животным.
Билет №11
1.
Взаимосвязь дыхания и
кровообращения. Первая доврачебная помощь при нарушении деятельности органов
дыхания и кровообращения.
2.
Среда обитания организмов,
её компоненты, приспособленность к ней растений и животных (на одном-двух
примерах).
3.
Рассмотреть готовый
микропрепарат простейшего и назвать его.
Билет №12
1.
Выделение из организма
продуктов обмена веществ. Роль почек и кожи в этом процессе.
2.
Природное сообщество, его
основные звенья, цепи питания.
3.
Найти пробирку с семенами,
которые надо сеять на глубину 1-2 см, пояснить свой выбор.
Билет №13
1.
Кожа и её роль в
организме. Роль закаливания в укреплении здоровья человека.
2.
Эволюция органического
мира, её причины и результаты.
3.
Среди гербарных
экземпляров отобрать растения со стержневой корневой системой и назвать её
основные признаки.
Билет №14
1.
Температура тела человека,
причины её постоянства и способы регуляции. Значение повышения температуры тела
при заболеваниях организма.
2.
Питание, его значение в
жизни организма. Особенности питания растений.
3.
Среди гербарных
экземпляров отобрать растения с мочковатой корневой системой и назвать её
признаки.
Билет №15
1.
Витамины, их роль в обмене
веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах питания.
2.
Характеристика царства
животных. Роль животных в биосфере.
3.
На ветках сосны найти
мужские и женские шишки, выявить их роль в жизни растений.
Билет №16
1.
Сходство скелетов человека
и млекопитающих животных как доказательство их родства. Особенности скелета
человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
2.
Причины господства
покрытосеменных растений на Земле.
3.
Найти трутовик среди
грибов. Объяснить, почему его относят к паразитам.
Билет №17
1.
Строение, состав, функции,
возрастные особенности костей, типы их соединений.
2.
Причины господства птиц и
млекопитающих на Земле.
3.
У примулы или другого
цветущего растения найти орган размножения, назвать его части, разъяснить их
функции.
Билет №18
2.
Строение и
жизнедеятельность растительной и животной клетки. Их сходство и различие.
3.
У комнатного растения
найти орган воздушного питания и выявить черты его приспособленности к
выполнению этой функции.
Билет №19
1.
Регуляция функций в
организме человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.
2.
Деление клетки и его
значение.
3.
Заложить опыт,
доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян.
Билет №20
1.
Рефлекс – основа нервной
регуляции. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и
животных.
2.
Ткани. Взаимосвязь их
строения и функций.
3.
Заложить опыт,
доказывающий необходимость воды для прорастания семян.
Билет №21
1.
Строение и функции нервной
системы человека.
2.
Сельскохозяйственные
растения, их происхождение и выращивание.
3.
Заложить опыт,
доказывающий необходимость света для фотосинтеза.
Билет №22
1.
Центральная нервная
система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга.
2.
Членистоногие –
высокоорганизованные беспозвоночные животные, родство их с кольчатыми червями.
Роль в природе.
3.
Рассмотреть проросшие
семена растений редиса или других растений, найти корневые волоски, рассказать
об особенностях их строения и значении.
Билет №23
1.
Периферическая нервная
система. Значение её соматического и вегетативного отделов.
2.
Рыбы как водные
позвоночные животные, их строение и жизнедеятельность, роль в природном
сообществе.
3.
Рассмотреть муляжи
шляпочных грибов, найти среди них ядовитые и съедобные, назвать меры первой
доврачебной помощи при отравлении грибами.
Билет №24
1.
Железы внутренней
секреции, их роль в жизнедеятельности организма, последствия нарушения их
функций.
2.
Водоросли как обитатели
водоемов, их строение и жизнедеятельность, роль в природе и народном хозяйстве.
3.
В коллекции из трех
членистоногих найти насекомое и описать признаки этого животного.
Билет №25
1.
Органы чувств, их значение
в жизнедеятельности организма, строение и функции, гигиена.
2.
Пресмыкающиеся как
настоящие наземные позвоночные животные.
3.
Среди гербарных
экземпляров растений найти мхи и назвать их отличительные признаки.
Билет №26
1.
Высшая нервная
деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.
2.
Приспособленность птиц к
полету, их многообразие.
3.
Среди гербарных
экземпляров растений найти папоротники. Свой выбор пояснить.
Билет №27
1.
Утомление при умственной
работе. Гигиенические основы умственного труда. Приемы, способствующие
повышению его продуктивности.
2.
Прогрессивные черты,
отличающие птиц от пресмыкающихся. Сезонные явления в жизни птиц.
3.
Подсчитать у себя пульс.
Определить, имеются ли отклонения от нормы. Пояснить ответ.
Билет №28
1.
Наркотические вещества, их
влияние на жизнедеятельность организма и здоровье потомства.
2.
Млекопитающие –
высокоорганизованные позвоночные. Их приспособленность к жизни в разных средах
обитания.
3.
Продемонстрировать на
однокласснике меры доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки.
Билет №29
1.
Питание и здоровье
человека, предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
2.
Членистоногие –
переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители культурных
растений
3.
Продемонстрировать на
однокласснике меры первой помощи при растяжении связок одного из суставов
указательного пальца.
Билет №30
1.
Место человека в системе
органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.
2.
Выход растений на сушу.
Высшие споровые растения (мхи и папоротники), их усложнение по сравнению с
водорослями.
3.
Показать на скелете кости
плеча и предплечья, бедра и голени.