Культура и символы
“КУЛЬТУРА И СИМВОЛЫ” (ТЕЗИСЫ И
ПРИМЕРЫ)
Символическая природа культуры.
Огромную роль в культуре играют знаки и символы. Символы –
выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах
души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”. В то же время без
символов теряется и индивидуальность.
При этом “подлинный символ не просто
«обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”.
Так, например, у буддистов (дхарма) изображение Будды является
не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным
символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.
Все “части” Будды имеют свой сакральный смысл, все они являются символами.
Голова Будды соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на
переносице брови, шишка мудрости на макушке; три линии счастья на шее; мочка
уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине
лба, символизирующая третий глаз мудрости. Изображения Будды, в целом сохраняя
черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его
изображают, и национальных черт. Для каждого культурного этноса эти черты
являют свой, обособленный символ. Будда обычно изображается сидящим на лотосе,
подняв три пальца правой руки, как символ благословения. Иногда Будду
изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после
смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Будду можно увидеть и с
книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках.
Другой яркий пример – памятник В.Татлина[1] “Памятник III Коммунистического
Интернационала” (он сейчас стоит в ЦДХ, на Крымском Валу), который воссоздаёт
образ Вавилонской башни с картины Брейгеля старшего. Связь эта не случайна:
интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и
распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. И
если в богоборческой традиции романтизма героем бунта делался Демон, которому
романтики придавали черты преувеличенного индивидуализма, то в авангардной
литературе послереволюционных лет подчеркивалась массовость и анонимность бунта
(ср. "Мистерия-буфф" Маяковского). Уже в формуле Маркса, бывшей в эти
годы весьма популярной, - "пролетарии штурмуют небо" - содержалась
ссылка на миф о вавилонской башне. Но при этом миф о разделении народов
заменялся представлением об их соединении, т. е. Интернационале, пытаясь
создать поворот к новому толкованию этого символа.
Существует даже отдельная наука, изучающая символы – семиотика[2].
В описании значимости символа достаточно будет отметить, что
любая, как реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо
значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если
не дает своего определения символа.
Культура выражает
себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку,
от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы — это внешняя
сторона культуры.
Языкокультура.
“Имя является полноценным представителем предмета для человека”.
Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий
мир”. Все мы – люди – в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою
очередь, являются символами.
Без слов, без имени вещей, человек изолирован от мира, без слов
он не развивается.
Символ существует как в написанном или сказанном тексте так и
вне зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти
культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву”. Опять же
здесь можно привести наглядный пример Вавилонской башни (которая, как уже отмечалось,
сама стала ярким и сильным символом).Библейский текст: "И сказали друг
другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней,
а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню,
высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые
строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех
язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали
делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи
другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле". Так, прослеживается
некая цикличность: культура (появление мифа, легенды) – язык (описание
мифа или легенды, причём язык сам является символом) – символ (которым
становится миф или легенда) – культура (которой становятся мифы и
легенды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).
Искусственные языки культуры.
Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”,
люди придумали так называемые “искусственные языки”. Наверно, самым ярким из
них является письменность. Также искусственные языки – математика,
государственные символы (к которым относятся и деньги), искусственные
разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные
символы), живопись, и т.д.
Искусственных языков огромное множество, но можно выделить
несколько фундаментальных: 1)Письменность 2)Математика 3)Искусство
4)Деньги.
Слово и дело в культуре.
“В начале было слово, и это было
слово Бога”, “И сказал Бог “Да будет свет” – и стал свет” – всё это показывает,
что люди уже давно поняли – дело всегда следует за словом. Без слова нет дела.
“Животное реагирует на жест, а
человек на смысл жеста”. Культура предполагает дело как творение.
“Люди рождаются и умирают, а их дела
остаются.”
Литература
Лекции о культуре: Учебное пособие/ под ред. Клементьева Е.Д.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С.
191-199
Культурология: Учебное пособие/ под ред. Радугина А.А.
Энциклопедия “Википедия”, #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Владимир
Евграфович Татлин (1885—1953) —
русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Видный
деятель таких художественных направлений, как футуризм и конструктивизм.
[2] Семиотика (греч. σημειωτικῶς, от σημεῖον — знак, признак): В языкознании семиотика — наука о знаках, знаковых системах,
символах и мифологемах.
Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках».
Название науки придумал американский ученый Чарльз Сандерс Пирс. Его основные книги и статьи были
опубликованы лишь после смерти в 1914
году, поэтому как наука семиотика появилась только в 30-е годы прошлого века.