Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования автомобилей
ТЕХИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ТЕХИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Техническое обслуживание
ЕО - перед пуском двигателя проверить общее состояние и крепление
АБ. Не допускаются трещины моноблока и крышек, повреждение изоляции проводов
или окисление полюсных выводов и клемм, трещины в мастике ее отслоение, сильное
загрязнение. О техническом состоянии и степени заряда АБ можно определить по
степени накала нитей отдельных включенных ламп, по силе звукового сигнала, по
легкости пуска двигателя стартера. В дороге следует следить за показаниями
контрольных и сигнальных приборов, характеризующих качество подзаряда АБ - при
загорании красного аварийного сигнала, эксплуатацию следует немедленно
прекратить, до устранения причины.
ТО-1 - дополнительно к объему ЕО, провести более тщательно крепежные
работы; снять клеммы с выводах штырей, проверить их состояние - окисленные
контактные поверхности зачистить мелкозернистой шкуркой или специальными
приспособлениями (втулки с мелкими фрезами или металлическими щетками), после
чего смазать их техническим вазелином или нанести тонкий слой антиокислительной
аэрозоли типа "Унисма". Поверхность АБ следует тщательно очистить,
включая вентиляционные отверстия в пробках с последующей продувкой их сжатым
воздухом. Пятна белого налета от разлитого электролита легко удаляются ветошью,
смоченной в 10% растворе аммиачного спирта. При ТО-1, а в жаркое время года
ежедневно, следует проверять уровень электролита в банках АБ. Это делают с
помощью уровнемерной трубки, конец которой опускают в наливное отверстие до
упора, затем, зажав большим пальцем руки верхний конец трубки, осторожно
вынимают и по количеству забранного в трубку электролита (норма 10-15
мм) принимают решение о необходимости доливки в ту или иную банку
дистиллированной воды.
ТО-2 - помимо работ, выполняемых при ЕО и ТО-1, в объем работ ТО-2
входят диагностические работы по определению степени разряженности и
технического состояния, как АБ в целом, так и отдельных ее элементов. С помощью
ареометра с поплавком - денсиметром со шкалой проверяют плотность электролита в
каждой банке, характеризующей степень разряженности, а с помощью нагрузочных
вилок Э-108 и Э-107 - напряжение под нагрузкой на выводных полюсах. Проводить
эти работы рекомендуется в аккумуляторном цехе, на столе с кислотоупорным
покрытием. При необходимости следует выровнять и довести плотность электролита
в аккумуляторах до нормы (например, добавлением электролита повышенной
плотности). Если же разность плотности превышает 0,02 г/см3 - АБ необходимо
подзарядить в течение 1-2 ч и снова произвести корректировку плотности. Снижение
плотности электролита (приведенного к 25°С) на 0,01 г/см3
свидетельствует о разряженности АБ на 5-6%. Таким образом, если для средней
полосы России взята исходная плотность 1,27 г/см3, для полностью
заряженной батареи, то снижение плотности при замере до 1,23 г/см3
свидетельствует о разряженности на 25% (предельно допустимая разряженность при
зимней эксплуатации), а до 1,19 г/см3 свидетельствует о
разряженности батареи на 50% (предельно допустимая разряженность при летней
эксплуатации). Указанные ограничения для зимы связаны с тем, что при низких
температурах снижается энергоемкость АБ и пуск двигателя стартером будет
крайне затруднен, к тому же электролит с пониженной плотностью склонен к
замерзанию и возможно размораживание моноблока АБ, разрушение пластин,
сепараторов в т.д. Поэтому, хотя повышенная исходная плотность электролита и
сокращает в целом срок службы АБ, в северных широтах ее доводят до 1,30 г/см3,
а в южных всего лишь до 1,26 г/см3. Проверка заряженности АБ
аккумуляторными пробниками, при включенных, соответствующих нагрузочных
резисторах, должна проводиться при закрытых пробках, не более 5 с - снижение
напряжения одного аккумулятора на 0,1 В, свидетельствует о разряженности на
25%.
Нагрузочные резисторы включаются затягиванием соответствующих
контактных гаек (или обоих при высокой емкости АБ), т.е. нагрузку делают
близкой к "стартерной". При сильно окисленных выводах аккумуляторов
- их следует слегка зачистить или нанести на них царапины. Проверку каждого
аккумулятора следует проводить один раз - последующие проверки повлекут
неточность результатов измерений. Если в ходе проверки напряжение под нагрузкой
в отдельных аккумуляторах быстро падает - это может свидетельствовать о
сульфатации пластин, выкрашивании большого количества ячеек с активной массой
и т.д. При всех обстоятельствах напряжение в отдельных аккумуляторах не должно
отличаться более чем на 0,1 В. При проверке пробником Э-107 , заворачивают
контактную гайку, контактную ножку прижимают к плюсовому выводу, а штырь щупа -
к минусовому. АЕ, суммарное напряжение которой будет меньше 8,9 В, к
эксплуатации непригодна. Ее необходимо поставить на подзаряд или в ремонт. При
повышенной разряженности, когда АБ не удается привести в нормальное состояние,
соответствующее ТУ, путем подзаряда - батарею следует разобрать, произвести
поэлементную проверку с последующим проведением текущего или капитального ремонта
(очень старые или сильно поврежденные батареи обычно выбраковываются).
Текущий ремонт
Технологический процесс (ТР) начинают с предварительного разряда
АБ. Затем сливают электролит, используя специальное, поворотное вокруг своей
оси, устройство. Затем электронагревательными лопатками (можно приспособить
обычный паяльник) удаляют мастику, уплотнительные шнуры и т.д. С помощью
настольно-сверлильного станка и комплекта фрез срезают выводные штыри,
разрезают межэлементные перемычки. Если неисправен один аккумулятор, то
производят работы только для извлечения блока пластин из него, а если более
одного, то целесообразно вскрывать и вынимать блоки всех аккумуляторов.
При ремонте широко используют инструмент и приспособления комплекта
мод. ПТ-7300. Комплект, включающий электродистиллятор мод. КИ-389 используется
в кислотных отделениях для приготовления электролита.
Затем детали АБ тщательно промывают в дистиллированной воде,
разбирают и проводят поэлементную проверку. Сильно сульфатированные или
поврежденные пластины и сепараторы заменяют (если активная масса выпала не
более чем из 3-4 ячеек решетки и пластины, то она пригодна к дальнейшей
эксплуатации). При наличии специального приспособления целесообразно проверить
стенки и перегородки моноблока на герметичность, предварительно удалив из
него осадок. Для удобства сборки блоков пластин имеется специальное
приспособление с винтом и прижимным башмаком. Есть также очень удобное для
проведения работ приспособление дм сборки полублока. Концом угольного стержня с
держателем, слегка прикасаются к месту плавки свинца для спайки. При необходимости
в место пайки добавляется прутковый свинец и стеарин (чтобы соединение было
прочным). Источником тока может быть обычная АБ или специальный сварочный трансформатор
на 12В.
Во время пайки нельзя допускать образование электрической дуги
между угольным стержнем и свинцом. Наплавку выводных штырей обычно производят
расплавленным в тигле свинцом, используя специальные формочки.
После полной сборки АБ ее следует заполнить электролитом и дать в
течение нескольких часов пропитаться активной массе пластин электролитом.
Затем, для определения годности батареи к эксплуатации, рекомендуется провести
контрольно-тренировочный цикл "заряд-разряд" током соответствующей
силы.
Заряд
аккумуляторных батарей
Заряд АБ производится в аккумуляторных цехах в специальных
зарядных отделениях, имеющих вторую дверь, выходящую непосредственно на улицу.
Над двухступенчатыми напольными стеллажами для установки АБ, располагают обычно
навесные вытяжки для отвода газов, образующихся в процессе заряда (в основном
это свободный водород или как его иначе называют - "гремучий газ",
обладающий повышенной взрывоопасностью). Выпрямительные устройства
рекомендуется устанавливать в соседних помещениях. Для заряда используют
аппарат мод. BCA-III (с твердым селеновым
выпрямителем, с рабочей силой тока до 8 А) или ВСА-5 (до 12 А), для ускоренного
заряда используют иногда передвижную установку мод. Э-410. Заряд АБ
рекомендуется производить силой тока, равной 1/10 емкости АБ. После начала
выделения газа ("кипение" электролита), следует снизить вдвое силу
зарядного тока. После окончания заряда выравнивают уровень и окончательно
корректируют плотность.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРОВ
РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ
ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ - т.е. несоответствие норме зарядного тока и напряжения.
Эти показатели фиксируются в различных моделях автомобилей амперметрами,
вольтметрами на щитке приборов или используются сигнальные контрольные
лампочки, подсвечивающие трафареты красного цвета или со специальной
символикой.
Причины:
неисправна электрическая часть генератора:
замасливание щеток и контактных колец;
подгорание контактных колец - происходит обычно при
сильном искрообразовании между щетками и контактными кольцами;
износ щеток и колец - при этом уменьшается сила
прижатия щеток, что приводит к зависанию (заеданию в гнездах) щеток и
повышенному подгоранию контактных колец;
межвитковое замыкание в обмотках или замыкание проводов
обмоток на массу - происходит в результате повреждения или естественного
старения изоляции проводов катушек обмотки статора и обмотки возбуждения
ротора, приводящая к снижению сопротивления изоляции - происходящее при этом
замыкание смежных проводов катушек (или их замыкание на массу) как бы уменьшает
количество проводов в обмотках и соответственно происходит отклонение выходных
параметров от нормы (снижается напряжение, а сила зарядного тока наоборот увеличивается);
окисление, ослабление или разрушение контактов соединительных
проводов подключения генератора;
пробой или обрыв диодов в выпрямителе.
неисправная работа реле-регуляторов:
неправильная регулировка регулятора напряжения, реле
обратного тока (в реле-регуляторах контактного, транзисторного и
вибрационного типа) - приводит к отклонению от нормы регулируемых параметров
генератора (например, завышенное значение регулируемого напряжения и зарядного
тока), в результате наблюдается "кипение" и разбрызгивание
электролита через вентиляционное отверстие и перезаряд АБ с сокращением срока
ее службы;
подгорание контактов реле, выход из строя катушек или
транзистора, нарушение соединений электроцепи;
отклонение от нормы регулируемого напряжения, или выход из
строя реле-регулятора (в реле-регуляторах бесконтактно-транзисторного
типа или встроенных малогабаритных микроэлектронных регуляторов напряжения
интегрального типа) - это происходит при обрывах в соединениях цепи, при пробое
стабилитронов или транзисторов различного типа и назначения, при обрывах в
обмотке дросселей, перегорание резисторов и т.д.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ - вызывают
повышенный шум и стук при работе генератора. Причины: износ подшипников,
шеек под них на валу ротора или посадочных мест в крышках - при этом
может возникать перекос вала ротора и возможно задевание ротора за
полюса статора, биение щеток с контактными кольцами и в результате появление
пульсирующего тока, негативно влияющего на работу всей электросистемы
автомобиля;
износ в резьбовых соединениях (в том числе на шпильках
крепления крышек и т.д.);
износ и ослабление приводного ремня - как следствие
пробуксовка ремня на шкиве генератора, повышенный нагрев ремня и
прогрессирующий износ до полного его разрушения;
Примечание.
Чрезмерное натяжение приводного ремня или установка генератора с
перекосом приводят к повышенному шуму при работе, износу подшипников и самого
ремня.
Техническое
обслуживание
ЕО - визуальным осмотром проверить внешнее состояние генератора,
проводов, клемм, приводного ремня. При значительных налетах пыли и грязи
удалить их волосяной щеткой или ветошью. После пуска двигателя не должно быть
шума и вибрации от работающего генератора (характерных при износе подшипников,
биении шкива и т.д.). По амперметру на щитке приборов следует проверить
наличие и силу зарядного тока, он должен быть в пределах от 0,5 до 1,5 А. После
длительного пользования стартером, например, при пуске двигателя, при низких
температурах, амперметр может несколько минут показывать повышенную силу
зарядного тока (15-20 А и более), но затем стрелка прибора займет нормальное
положение. Если же стрелка амперметра постоянно показывает отсутствие заряда
АБ, или горит красный трафарет аварийного сигнала - эксплуатацию следует
прекратить.
ТО-1 - выполнить объем работ по ЕО. Очистить генераторную
установку, провода и контакты от пыли и грязи; проверить состояние и натяжение
приводного ремня - при усилии в 30-40 Н, приложенным между шкивами, прогиб для
различных моделей не должен превышать 8-14 мм (чрезмерное натяжение приводит к
ускоренному износу подшипников и самого ремня). Натяжение ремня производится
смещением корпуса генератора, с последующим завертыванием всех гаек крепления.
Следует закрепить все типы имеющихся электроконтактов. Чрезмерно окисленные
предварительно зачистить стеклянной шкуркой. При обнаружении поврежденных защитных
колпачков контактов, проводов с нарушенной изоляцией - следует заменить.
Проверить по контрольным приборам работу генератора на различных режимах работы
двигателя.
ТО-2 - помимо операций, входящих в объем ЕО и ТО-1, необходимо
проверить работу генератора, совместно с реле-регулятором на работающем
двигателе с помощью переносных приборов Э-214, К-484 или использовать посты
диагностики и мотортестеры типа К-518 и К-461. Проверку генератора осуществляют
обычно на средних частотах вращения KB двигателя, с включением фар и других
потребителей тока. Предварительно проверяют частоту вращения KB двигателя на начало и
полную отдачу генератора, обращая внимание на температуру нагрева корпуса,
шумы и стуки. Основным признаком неисправности генератора является отсутствие
или падение напряжения, ввиду чего не происходит нормального подзаряда АБ. При
несоответствии нормативам проверяемых параметров, при обнаружении механических
и других неисправностей, а при сезонном ТО-2, необходимо генератор и
реле-регулятор снять с автомобиля и передать в электроцех для более тщательной
диагностики, поэлементной проверки, обслуживания и ремонта.
В АТП малой мощности обычно используют более простые методы
контроля. Присоединив, например, к минусовой шине "+" источника тока,
следует поочередно касаться минусовым выводом провода лампочки зажимов блока -
при исправной цепи лампа должна гореть. Затем следует изменить полярность
источника и касаться зажимов блок уже плюсовым выводом - при исправных диодах
лампа снова должна гореть. Аналогично проверяем диоды, соединенные с плюсовой
шиной. Если обнаружится хотя бы один пробитый диод (лампочка не горит) -
следует менять весь блок в сборе.
Методы контроля и диагностики, оборудование
и приборы для их проведения
Диод считается исправным, если лампочка горит при
соединении "+" источника с "+" диода (кремниевого вентиля).
Если он пробит - лампочка будет гореть в обоих положениях переключателя, при
обрыве диода лампочка не горит ни в одном положении. Если снятый с автомобиля
генератор поступает в электроцех при неудовлетворительной работе - проверять
его сразу на стационарном стенде нет смысла. Его необходимо в начале разобрать,
тщательно промыть и высушить все узлы и детали, затем провести проверку и обслуживание
узлов. Сильно загрязненные кольца, с небольшим подгоранием и шероховатостями,
следует зачистить стеклянной бумагой (зернистость 80-100), вращая якорь от
руки. Изношенные, сильно подгоревшие, имеющие биение контактные кольца следует
проточить на токарном станке, или на настольном станке Р-105. Проверить
состояние щеток (сколы и заедание щеток в гнездах щеткодержателей не допускается).
Щетки, изношенные до 8 мм, следует заменить. Упругость пружин щеткодержателей,
в зависимости от марки генератора, должна составлять 1,8-2,6 Н (это можно легко
проверить, нажимая выступающей из щеткодержателя на 2 мм щеткой на тарелку
весов). При заедании или повышенном износе подшипников, их следует заменить.
Для ремонтных и других видов работ по электрооборудованию выпускается комплект
технологической оснастки ПТ-761-2. В целях контроля якорей генератора и
стартера, путем проверки изоляции проводов обмоток, а также обнаружения
обрывов в обмотках и наличия короткозамкнутых секций или замыкания их на
"массу" - используют настольный прибор Э-236. После проведения
вышеуказанных работ с заменой неисправных узлов и деталей и сборки генератора,
следует его подвергнуть комплексной проверке на стационарном стенде
отечественного производства Э-211, КИ-968.
Методика проверки Г-250 в начале производится проверка без
нагрузки - рукояткой реостата устанавливают по вольтметру напряжение 12 В.
Затем, плавно увеличивая частоту вращения ротора генератора (связанного с
приводом стенда) поворотом рукоятки, при достижении номинального
напряжения 14 В, проверяют частоту вращения ротора по тахометру, если
она для Г-250 (со встроенным регулятором напряжения интегрального типа) не
превышает 950 мин-1 - можно перейти к проверке генератора под
нагрузкой.
Причины:
• сильная
разряженность АБ;
• сильное окисление
клемм и наконечников АБ (возможна их поломка или обрыв проводов в местах
пайки);
• неисправен замок
зажигания или обгорание клемм включения стартера в контактной группе замка;
• выход из строя
дополнительного реле - происходит при сильном межвитковом замыкании в
обмотке катушки, отпаивании проводов, при сильном подгорании контактов реле;
• сильное окисление
клемм соединительных проводов (или их разрушение, ослабление) или нарушен
контакт удерживающей обмотки тягового реле с корпусом.
ТЯГОВОЕ РЕЛЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ, НО ЯКОРЬ НЕ ВРАЩАЕТСЯ.
Причины:
• сильно разряжена
АБ или окисление клемм и наконечников; подгорание контактов в выключателе
стартера на тяговом реле; износ или "зависание" щеток стартера;
• заклинивание
якоря стартера в результате разноса обмотки - может произойти при
несвоевременном выходе из зацепления приводной шестерни с венцом маховика.
НЕТ ЧЕТКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ТЯГОВОГО РЕЛЕ - после включения
быстро самопроизвольно вы-
включается, слышен стук.
Причины:
• резкое снижение
напряжения в электрической цепи стартера, при пуске двигателя - происходит при
сильно разряженной АБ, окислении клемм, подгорании контактов и т.д.
СТАРТЕР ВКЛЮЧАЕТСЯ, НО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ НЕ
ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ -
при этом может прослушиваться шум и стук муфты свободного хода;
Причины:
• пробуксовка муфты
свободного хода - происходит обычно при износах деталей, чему способствуют
частые пуски двигателя при низких температурах или перемещение автомобиля с
помощью стартера.
СТАРТЕР ВКЛЮЧАЕТСЯ, НО ШЕСТЕРНИ НЕ ВХОДЯТ В ЗАЦЕПЛЕНИЕ - при этом
прослушивается скрежет шестерен. Причины:
• установка
стартера с перекосом (или ослабление его крепления); забоины на
торцах зубьев; неправильная регулировка привода стартера; ослабление буферной
пружины.
• спекание
контактов дополнительного реле, или контактов на тяговом реле (при высокой силе
тока); заедание привода на шлицевой части вала.
Примечание.
Часто окисления и даже подгорания контактов различного типа связаны
с тем, что при больших нагрузках на стартер, при пуске двигателей (особенно
при низких температурах) в электрической цепи стартера возникает очень большая
сила тока, превышающая порой 700 А, что и способствует сильному
искрообразованию с подгоранием контактов.
Техническое
обслуживание
ТО-1 - провести очистительные, крепежные и контрольно-осмотровые
работы, обращая особое внимаю на состояние изоляции проводов и контактов
внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве
проводов в местах соединения с клеммами, их следует заменить. Проверить пуск
двигателя стартером, при обнаружении неисправностей, стартер следует сдать для
проверки в электроцех.
ТО-2 - выполнить объем работ при ТО-1. Проверить работу стартера
пуском двигателя, после проведем диагностики переносными приборами или с
помощью мототестеров, делают заключение о техническом состоянии стартера. Если
он работоспособен и в данной модели автомобиля к нему есть доступ, то работы по
обслуживанию можно провести не снимая его с двигателя. Предварительно
необходимо снять защитную ленту, проверит состояние щеток и коллектора, при
замасливании его протирают ветошью, смоченной в бензине, следы подгорания и
окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щетки зерном к коллектору
(зернистость 100-140). Затем полость стартера продуть сжатым воздухом. При
явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех
для диагностики, обслуживания и ремонта.
Текущий
ремонт
ТР - для обслуживания и ремонта стартера в цехе, используется
комплект инструмента ПТ-761-2. Для проточки коллекторов применил настольный
станок Р-105, а для поэлементной проверки электрический части якорей прибор
Э-236. Комплексную диагностику стартера производят на стационарных стендах,
указанных ранее для диагностики генераторов. Давление пружин на щетки проверяют
обычным динамометром. При потере упругости на 25%, пружину заменяют. При
проверке на стационарных стендах Э-211 и 532-2М определяют параметры работы
дополнительного реле (контакты должны размыкать цепь при напряжении 2—4 В, а
замыкать при 6-9 В, при необходимости следует отрегулировать пружину реле
подгибанием стойки). В ходе разборки необходимо зачистить контакты втягивающего
реле. После сборки и испытания стартера необходимо отрегулировать исходное
положение шестерни привода (расстояние А) винтом. Максимальный
выход шестерни, когда замыкаются неподвижные контакты подвижным контактом
(расстояние Б при этом должно быть в пределах 3-5 мм) регулируется
вращением винта , завернутого в якорек , в ту или иную сторону.
В некоторых стартерах регулировка не предусмотрена, при этом изношенные и
неисправные узлы и детали тягового реле и привода заменяются.
Методы контроля и диагностики,
оборудование
и приборы для их проведения
Диагностика стартеров проводится в основном при ТО-2
непосредственно на автомобиле с помощью прибора Э-214, при этом можно проверить
электрическую цепь стартера высокого напряжения на состояние изоляции. При явно
неисправной работе, а при сезонном ТО-2 принудительно, стартер снимается с
автомобиля и передается в электроцех, где после очистки, производится
комплексная диагностика на стендах типа532М, Э-211, 532-2М. После установки и
крепления стартера в специальном захвате стенда производят проверку в режиме
холостого хода - включают стартер, дают ему поработать 30 с и производят замер
силы тока по амперметру) и частоту вращения якоря (переносным тахометром). Сила
тока должна быть не больше, а частота вращения не меньше нормативных значений
(например, для СТ 230 сила тока не должна превышать 85 А, а частота вращения
должна быть не менее 4000 мин-1).
Если после проверки получены положительные результаты, стартер
проверяют в режиме полного торможения, для этого на стенде Э-211 устанавливают
специальное приспособление с динамометром. Замочной шайбой закрепляют
тормозной зубчатый сектор, зацепляющийся с шестерней и делающий ее
неподвижной. Кнопкой "Пуск стенда" включают стартер, но не более чем
на 4—6 с и снимают показания амперметра и динамометра (например, для СТ-230
сила тока не должна превышать 530 А, а вращающий момент должен быть не менее
225 кгс*м).
Если в ходе проверки вращается якорь стартера, при заторможенной
шестерне, это свидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода - ее следует
заменить. Если при испытании сила потребляемого тока превышает норму, а
крутящий момент ниже нормы - это может свидетельствовать о замыкании обоих
обмоток на корпус (“на массу”), о межвитковом замыкании в катушках обмотки
возбуждения, замыкании пластин коллектора и механических неисправностях. Малый
крутящий момент и пониженная сила тока могут быть при износе щеток, окислении
или замасливании коллектора и т.д.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Техническое обслуживание
ЕО - перед пуском двигателя проверить визуально
состояние элементов системы зажигания, обращая особое внимание на целость
электрических цепей, клемм, проводов, крышек катушки зажигания и
рерывателя-распределителя. По характеру пуска и устойчивой работе двигателя на
линии (без характерных хлопков в глушителе или впускном коллекторе, без
пропусков в зажигании и снижении мощности двигателя, без значительных
детонационных стуков и т.д.) опытный водитель может определить техническое
состояние системы зажигания, выделив при необходимости негативное воздействие
на характер работы двигателя, неполадок в топливной системе. При работе на
линии водитель может косвенно проверить правильность установки угла опережения
зажигания. Для этого на ровном участке дороги, нажатием на педаль акселератора
резко разгоняет автомобиль с 25-30 до 55-60 км/ч - на скорости 40-45 км/ч
должны появиться легкие кратковременные детонационные стуки (их полное
отсутствие свидетельствует обычно о слишком позднем зажигании). Если в темное
время суток открыть капот при работающем двигателе, на крышках катушки
зажигания или распределителя можно заметить проскакивание по их поверхности
электрических разрядов - это свидетельствует о загрязнении или пробое изоляции
крышек и необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей системы зажигания.
ТО-1 - выполнить объем работ при ЕО. Затем очистить от пыли, грязи
и налетов масла все элемент системы зажигания, проверить крепление и внешнее
техническое состояние. Провода с нарушенной изоляцией и поврежденными
контактами - заменить. Окисленные контакты зачистить стеклянной шкуркой,
нанести тонкий слой противоокислительной аэрозоли типа "Унисма". По
регламенту работ при ТО-1, необходимо вывернуть свечи зажигания и осмотреть их.
Если нижняя часть имеет незначительный слой ржаво-коричневого тонка, корпус
покрыт от длительной эксплуатации тонким слоем сажи, а центральный электрод
имеет нормальный серый цвет— значит свеча работает нормально. Если
выступающие в камеру сгорания части свечи покрыты слоем бархатистого нагара
- это может быть вызвано работой на переобогащенной смеси, засорением
воздухоочистителя, неправильной регулировкой клапанов и т.д. Если свеча покрыты
слоем масла - это признак износа ("залегания") поршневых колец,
высокого уровня залитого мае или неисправности самой свечи. Если свеча с
налетом твердого нагара серо-коричневого или серо-синего цвета- это вызвано
скорее всего низким калильным числом свечи, преобладанием работы на бедной
смеси, установкой слишком раннего зажигания и т.д.
Отказ работы хотя бы одной свечи, при эксплуатации автомобиля
на линии, сопровождаемый потерей мощности, неустойчивой работой, хлопками в
глушителе и выбросами дыма темно-бурого оттенка и т.д., приводит к очень
негативным последствиям - несгоревшего топливо смывает смазку с зеркала
цилиндра, резко возрастают износы и т.д. Поэтому эксплуатацию необходимо
прекратить, выявить неисправную свечу и заменить ее. Для этого используют метод
поочередного отключения прополов высокого напряжения от свечей на холостом
ходу, - если после отключения какой-либо свечи характер работы двигателя еще
более ухудшится - значит свеча работает, если нет - значит именно эта свеча
неисправна.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Перед проверкой и регулировкой зазора между электродами свечи
проволочным калибром и специальным ключом, рабочую часть свечи необходимо
очистить, вставив в гнездо с резиновой манжетой в пескоструйную камеру прибора
Э-203.0. Сжатый воздух подводится через штуцер. Прибор закрыт прозрачным
экраном. После очистки (используется формовочный песок марки 1КО16Б)
свечи устанавливают в специальное гнездо для обдува сжатым воздухом.
На качество искрообразования свечу испытывают, завернув ее в
гнездо воздушной камеры прибора Э-203.П, наблюдая за характером искр образования
через смотровое окно, предварительно создав в камере рукояткой
воздушного насоса давление 0,8-1,0 МПа (8-10 кг/см2) (искра дол быть
бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований,
характеризующих пробой изолятора). Герметичность свечи определяют по скорости
падения давления в воздушной камере по манометру. Питание прибора от
сети переменного тока 220 В.
Угол опережения зажигания является одним из важнейших
параметров влияющих на работу системы зажигания в целом. Метод проверки
установки зажигания по совпадению специальных меток в конце сжатия первого
цилиндра и началу размыкания контактов в прерывателе-распределителе (которое
определяется по загоранию контактной лампочки, подсоединенной параллельно
контактам) - давно устарел и используется в частной практике или при сборке
двигателей и установке место прерывателя-распределителя.
Необходимо помнить, что при сборке двигателей
необходимо тщательно проверять совпадение соответствующих меток на шестерне
коленчатого вала и шестерне распределительного вала, иначе в дальнейшем будет
нарушена вся работа системы зажигания.
В настоящее время для определения правильности установки
начального угла опережения зажигания или для корректировки его, в зависимости
от изменившихся условий работы автомобиля, широко используют различного типа
стробоскопа. В корпусе прибора на шасси смонтирована электронная измерительная
система, на выходе установлена линза для фокусирования светового потока
стробоскопической лампы. Стробоскоп подключают в ходе проверки аккумуляторной
батареи специальными зажимами, а в крышку распределителя на место провода
высокого напряжения от свечи первого цилиндра устанавливается переходник щупа,
а затем и провод высокого напряжения. Поскольку лампа вспыхивает на очень
короткое время в момент проскакивания искры на свече первого цилиндра, то и
специальные метки нанесенные на вращающихся деталях кажутся неподвижными.
ТО-2 - в крупных АТП углубленную диагностику системы зажигания
делают дважды - до начала работ по обслуживанию и по их завершению. Причем
диагностика может проводиться на постах отдельной зоны диагностики Д-2, с
использованием стационарных высокопроизводительных стендов (мотор-тестеров и
т.д.), а может проводиться совмещенно, непосредственно на рабочих местах зоны
ТО-2, в основном с помощью переносных диагностических приборов.
Рассмотрим вначале обслуживание отдельных элементов системы зажигания,
а затем изучим методы проведения комплексной поэлементной диагностики.
При ТО-2 особое внимание уделяется контролю и обслуживанию прерывателей-распределителей.
Необходимо снять крышку распределителя, очистить внутреннюю полость от пыли и
грязи, при необходимости зачистить контакты в крышке и на роторе стеклянной
шкуркой зернистостью 100-120. Затем продуть полость сжатым воздухом. Контакты,
в том числе и в гнездах крышки для проводов высокого напряжения целесообразно
обработать антиокислительной аэрозолью типа "Унисма". Затем проверить
состояние контактов прерывателя - при наличии нагара при повышенном износе (в
том числе с образованием бугорка и кратера) их следует зачистить плоским
бархатным надфилем, соблюдая при этом параллельность контактов. Затем полость
продуть сжатым воздухом. Вращая рукояткой KB, добиться положения максимальной разомкнутости
контактов и вставить между ними щуп, соответствующий нормативному зазору
(0,3-0,45 мм). При регулировке ослабляют стопорный винт, а отверткой вращают
эксцентрик, пока щуп не будет плотно входить между контактами и в
этом положении стопорный винт закрепляют. Необходимо Отжать пальцем рычажок
подвижного контакта и отпустить его — он должен быстро, со щелчком вернуться в
исходное положение, в противном случае необходимо проверить упругость пружины
динамометром. Натяжение должно быть 5,0-6,5 Н.