Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный
педагогический университет имени М.Танка.
Факультет социальной педагогики и практической
психологии.
Кафедра социальной педагогики и профессионального
мастерства.
Курсовая
работа
тема :“Социально-психологические
особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи”
Степановой Натальи Николаевны
студентки
421 группы
очного
отделения.
Научный руководитель
Тесля
Алина Ивановна кандидат
педагогических наук,доцент.
Минск 2001
Содержание
Введение
3
Глава
1.Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью.
1.1.Основные факторы,влияющие на
совершение правонарушений школьной молодежью.
1.2.Социально-педагогиеские и психологические
характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
Глава 2.Социальные условия организации
профилактики правонарушений в школе.
2.1.Анализ необходимости создания центра для
осуществления профилактики правонарушений среди школьной молодежи.
2.2.Моложежный центр как модель оказания комплексной
помощи школьной молодежи с девиантным поведением.
Заключение.
Список
литературы.
Приложение.
1.2.Социально-педагогические
и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
По мнению многих авторов
эта возростная группа (14-17лет) харак-теризуется рядом особенностей и
изменений,которые способствуют совер-шению противоправных действий.Хотя в
периодизациях психофизиологи-ческого развития старший подростковый (14-15лет) и
младший юношеский (16-17лет)возроста относят к разным возрастным
периодам,в периодизации социального развития оба они обозначаются как
‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходством процессов,которые
характеризуют социальное созревание индивида в это время,совпадением
механизмов,ин-ститутов,способов социализации и т.п.[ ].Юристы также выделяют
этот возраст,употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17
лет.Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ются
определенным социальным статусом,гражданскими правами и
обя-занностями,закрепленными в законодательных актах.Однако,в отличае от
взрослых,степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[ ].
Говоря о
школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими
правонарушений,мы считаем необходимым рассмотреть основные причины
этого,связанные с особенностями возростных из-менений.И.С.Кон,который занимался
изучением данного возроста,выделил следующие причины:
1. Внутренние трудности переходного возраста,начиная с психогормональных
изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'.Т.е. в
физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря',вызванная
повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной
возбудимости, эмоциональной неустойчивости,неадекватных эмоциональных реакциях,непредсказуемости
настроений, раздражительности.Это может вызывать трудности во
взаимоотношениях,конфликты,ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные
виды девиантного поведения.В этом возрасте происходит также половое созревание,которое
вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить
толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка.А возникшее
желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию
в этом деле аморальных и т.п. способов и приемов.Бурный рост, изменения в
организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.В связи с
этим может возникнуть синдром дисморфобии[ ],когда собственный физический
недостаток(зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность.Под
действием синдрома возникают характерологические изменения,которые вызывают
проблемы в общении и адаптации.А,как уже говорилось ранее,дезадаптация-одна из
основных причин формирования противоправного поведения.Ряд комплексов
неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии,приводит к
возникновению у подростка неуверенности в себе,усилению его убеждаемости,снижению
самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств,отрицательно влияющих
на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '[ ].Важность ее
создания неоспорима.Это подтверждают и исследования Е.Н.Голубевой,согласно
которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних
правонарушителей не в том,что подросток не хочет исправиться или не
понимает,что надо жить честно,а в том,что они порой не могут этого сделать
из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных
ценностей,оцениваемых обществом как аморальные»[ ].Необходимо заметить,что
сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным
образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает
проявление выраженного стремления к самостоятельности,эмнсипации, атономности
от взрослых,обостренной критичности к ним и всему,что они предлагают,что
порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).С другой
стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками,повышенное внимание к
их мнению,потребность всамоутверждении в этой среде[ ]. Значимой становится
референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе.
2. Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения
несовершеннолетнего.Она характеризуется тем,что по биологическим данным
подросток/юноша достигает параметров взрослого человека,а его социальные и
психологичесие возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный
опыт,не сложилось мировоззрение,не сформированы защитные механизмы и стратегии
адаптации,нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения
многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.)[ ].Таким
образом,можно говорить о том,что они уже не дети,но,в то же время,еще и не
взрослые.Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его
психологическими возможностями.Стремление преодолеть это противоречие может
приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких,как курение,сквернословие,употребление
спиртных напитков и т.д.,вплоть до совершения преступлений и правонарушений.С
другой стороны,желание казаться взрослым,самостоятельным, эмансипированность
школьной молодежи заставлиет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы
поведения и ценности,предлагаемые старшим покалением[ ].
3. Противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального
контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении
внешних норм,послушания,уже не действуют;а взрослые способы,предполагающие
сознательную дисциплину и самоконтроль,основанные на внутренних нормах,еще не
сложились или не окрепли»[ ].
Хотелось бы отметить еще ряд качеств,свойственных
данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных
действий.К ним относится,например,подростковое упрямство,природе кото-рого еще
не нашли объяснения.Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные
эмоции,может приводить к конфликту и наказанию пдростка. Это,в свою
очередь,вызывает еще большее упрямство ,несовершеннолетний может предпринимать
попытки ухода из дома,совершения аморальных и асоциальных поступков.За этим
следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т.д.Таким
образом,получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят к тому,что подросток
перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправные действия[ ].Это
содействует формированию личности с асоциальной направленностью.
Еще одно качество,свойственное этому
возрасту,-конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным
поведением[ ].По статистике [ ] большинство правонарушений осуществляется
несовершенно-летними под давлением группы.
К совершению аморальных и асоциальных поступков может
привести также юношеский ‘романтизм’,стремление к чему-то яркому, необычному.А
так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и
романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К тому
же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%)[ ].
До сих пор мы рассматривали особенности,
характеризующие нормаль-ное развитие в этом возрасте, не касаясь “различных
психических патологий и аномалий,которые затрудняют социальную адаптацию
подростка и составляют непосредственные психобиологические предпосылки
асоциального поведения”.К таким психическим отклонениям и заболеваниям можно
отнести олигофрению,ЗПР,психопатии,свойственные этому возрасту
неврозы,психозы,патохарактерологические изменения и т.д. [ ].
Однако, исследования показали,что и в этих случаях
важную роль играет социальный фактор,ближайшее окружение[ ].
Особое значение придается наличию у
несовершеннолетнего нарушений индивидуально-психологического характера,включая
нарушения эмоционально-волевой (повышенная тревожность,агрессивность,снижение
эмпатийного качества,акцентуации характера и т.д.) и мотивационной сферы[ ].
Остановимся подробнее на акцентуациях характера в плане их влияния на
совершение им правонарушений и преступлений.Т.к. установлено,что среди
психически и умственно полноценных подростков-правонарушителей, акцентуации выявлены
более,чем в 90% случаев[ ].
Исследования А.В.Лебедева и И.А.Горьковой показали,что
чаще других встречается акцентуация по гипертимному типу (более 30%). Подростки данного типа отличаются
общительностью,повышенным уровнем психической энергии, расторможенностью,
неусидчивостью, недисциплинированностью, склонностью к лидерству, ранним
стремлением к самостоятельности. Они достаточно легко могут оказаться в
неблагоприятной среде из-за сочетания склонности к риску с излишне
эмоциональной реакцией на контроль со стороны родителей, педагогов.
Для подростков,отличающихся повышенной
агрессивностью,вплоть до садистских действий,характерен шизоидный тип
акцентуации (по тем же данным).Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей
встречается и эпилептоидный тип. Каждая из акцентуаций имеет свои
особенности,которые необходимо учитывать при организации профилакти- ческой
работы.
В последние годы в отечественной литературе выделяется
акцентуа- ция по криминогенному типу,под которой понимается “определенный тип
развития подростка,когда с раннего детства определяется неуправляемость
поведения и трудность социализации в сочетании с нарушениями построения
общепринятой системы ценностей”[ ].
Что касается мотивационной сферы, то для молодежи
характерно большее разнообразие мотивов (так, например, кражи совершаются не
только из корысти, но и ипз-за стремления утвердить престиж в группе, озорства,
желания оказать содействие товарищам и т.п.). В большинстве случаев характерен
скоротечный, ситуативный мотив. [ ]
Сами подростки выделяют следующие основные мотивы
совершения преступлений и правонарушений:
1.
«Собственная глупость» (за
которой, как правило, скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежелание
задумываться над будущим).
2.
«Плохие друзья» ,
«стечение обстоятельств» (как стремление снять с себя ответственность за
совершенные действия) и т.д. [ ]
Немаловажное значение, по мнению С.А. Беличевой, имеет
социально-психологические особенности, которые определяются уровнем социального
развития (социализация в различных сферах жизнедеятельности), направленностью
личности (ценностные ориентиры, социальные установки, ценностно-нормативные
представления) и системой оценок и самооценок [ ].
Таким образом, мы можем говорить о некоторых
особенностях лич- ности,которые характеризуют
подростка-правонарушителя.А.И.Кучинский выделяет следующие черты группового
сознания несовершеннолетних с противоправным поведением:
неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая
информиро- ванность,’размытость’ суждений, сужение сферы потребностей и
ин-тересов, доминирование локальных потребностей;
нонконформизм в оценке общественных ценностей и
стереотип ‘стадных’ потребностей;
стремление к расширению ценностей и символов на уровне
самодея-тельных групп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними;
стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению
как основному способу социализации и укрепления своего авторитета;
социальная пассивность,инфантилизм и
апатия,соседствующие с пси-хической агрессивностью.
Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей
выражена криминогенная направленность и искажены представления о нормах морали
и права. Исследования Г.М.Миньковского позволяют выделить следующие типы
подростков-правонарушителей в зависимости от степени выраженности у них
преступной направленности, которые идентичны классификации Д.И.Фельдштейна:
Несовершеннолетние с преступной направленностью, для
которых характерны примитивные низменные потребности, агрессивность,
жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм,
уголовному фольклору. Часто они выступают организаторами преступ-лений.
Отрицательная направленность личности. Подростки этой
категории характеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон-ностью
к алкоголю. Преступления совершают не в результате активной подготовки, а ‘как
получится’.
Неустойчивая направленность личности. Им свойственна
борьба по-ложительных и отрицательных качеств. Преступления они совершают по
престижным мотивам или в результате подражаия. Выражают раскаяние в совершенном
преступлении.
Положительная направленность. Эта категория подростков
совер-шает преступление случайно, в результате “детской мотивации”
(легко-мысленности или неправильной оценки действий и их последствий).
Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних
правона-рушителей, проведенные Т.Н.Курбатовой и Э.Квятковской-Тохович,
показали, что для них характерны повышенная тревожность (как правило для
воров), агрессивность, своего рода конфликтогенность (для хулиганов)
[
].
В зависимости от степени деморализации личности
выделяют следующие типы поведения подростков-правонарушителей:
¨социально-нравственно-правовая деформация поведения (кримино-генная).
Для подростков этой группы характерно систематическое употребление алкоголя,
раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях, половину из них
составляют второгодники; почти все затевают драки или учавствуют в них; многие
из них совершают кражи и грабежи. Большинство из них находится в поле зрения
правоохранительных органов;
¨социально-нравственная деформация.Такое поведение противоречит
социально-ролевым требованиям (отставание в учебе,второгодничество) и связано с
аморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в
‘дворовых’драках и т.п.), но они почти не оказываются на учете в ИДН;
¨социально-деформированное поведение характеризуется нарушения-ми только
требований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты с
учителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т.п.)[ ].
Итак,исследования в этой области показали,что
изменения в социаль-но-ролевом статусе,внутренние
трудности,противоречия,обусловленные перестройкой механизмов социального
контроля,характеризующие этот возраст,могут вызывать формирование негативных
качеств личности и служить предпосылкой совершения правонарушения.Так же можно
гово-рить об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, степень
проявления которых обуславливает выделение различных типов асоциального поведения.
* * *
Таким образом, на основе изучения литературных
источников мы можем определить понятие “школьная молодежь” как
социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных
характеристик, особенностей социального положения и обучения в школе как
ведущей деятельности, возраст которой составляет 14-17 лет.
Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему
социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным
действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.
Среди факторов, влияющих на формирование
противоправного поведения, мы считаем необходимым выделить следующие основные:
1.
Индивидуальный.
2.
Психолого-педагогический.
3.
Социально-психологический.
4.
Личностный.
5.
Социальный,
социально-экономический.
Считаем нужным также отметить, что существует
определенный набор качеств и особенностей личности, характеризующий
подростков-правонарушителей.Основными среди них являются неустойчивость
цен-ностных ориентаций,психическая агрессивность,социальная пассивность,
повышенная тревожность,конфликтогенность и т.д.
Раннее диагностирование этих качеств,выявление причин
отклонений в поведении и принятие соответствующих мер будут способствовать
повышению эффективности профилактической работы со школьной молодежью.
По официальной статистике в 1999 году на учете
состояло 14108 подростков, а ограничено в дееспособности – 807. Однако, число
правонарушений, совершаемых школьной молодежью превышает официальные данные в
10-15 раз. [ ].
Как правило, работа с такими подростками носит
запаздывающий характер, т.е. в основном используется карательная педагогика.
Известно, что по статистике она неэффективна, т.к. наблюдается большой рецидив
совершения правонарушений (около 30%), а 50% находящихся в СПТУ и ВТК молодых
людей, по мнению педагогов этих учреждений, могли бы учиться в
общеобразовательной школе [ ].
Большое влияние на формирование противоправного поведения
у школьной молодежи оказывают социально-экономические, политические и др.
изменения в нашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое
проявилось в распаде семейных связей, росте числа безнад-зорности и
бродяжничества, правонарушений и т.д. Они породили ряд проблем, которые нашли
отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.
Усиливает проблему совершения правонарушений
несовершеннолет-ними и положение системы образования в настоящее
время.Общеобразова-тельная школа сегодня не может компенсировать
просчеты,допущенные в семейном воспитании в силу разнообразных причин[ ].
Положение дел в Республике Белорусь с точки зрения
реальной оцен-ки обеспечения прав и благополучия несовершеннолетних
сидетельствует о том,что “ни принятый в 1993году Закон “О правах ребенка” и
другие за-конодательные акты,ни комплекс мероприятий(предусмотреный в
“На-циональном плане действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы”),ни
созданная в 1996году Национальная комиссия по правам ребена не обеспе-чили
создания условий,которые позволили бы:
-обспечить содержательную жизнь подростка в
обществе,которая,в тот период жизни,когда он наиболее склонен к совершению
проступков,бу-дет благоприятствовать процессу развития личности и получению
образо-вания в максимальной степени свободного от возможности совершения
преступлений и правонарушений;
-обеспечить ему такую защиту и заботу,которая
необходима для его благополучия и избежания социально опасной ситуации”[
].
Для решения этой проблемы в различное время
теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления
отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде разрабатывали
С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев, А.И.Кочетов и другие.В педагогических исследованиях
О.С.Богдановой,Е.В.Бондаревской,И.С.Марьяненко и других решение про-блемы
видится в воспитании нравственных отношений школьников.В ра-ботах психологов
М.А.Алемаскина,Л.М.Зюбина,Д.И.Фельдштейна охарак-теризованы типы отклоняющегося
поведения учащихся,способы его диагностики и коррекции.Исследования юристов
Ю.М.Антоняна,К.Е.Игоше-ва,Г.М.Миньковского и других анализируются основные
звенья профилак-тики девиантного поведения школьной молодежи с точки зрения
совер-шенствования деятельности правоохранительных органов.
Особое внимание заслуживают работы в области изучения
проблемы “первичной профилактики”, которые проводились В.Т.Кондрашенко,
С.Я.Улицким, П.И.Сидоровым, М.А.Пазниковым. Так как данный вид профилактики по
мнению многих специалистов является более эффектив-ным и массовым. [ ].
Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая
не содействует стабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению
специалистов, является отсутствие ювенальной юстиции или специального
правосудия в отношении несовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и
комиссии по делам несовер-шеннолетних [ ].
Большую проблему составляет также отсутствие у
подростков знаний о учреждениях, занимающихся оказанием им помощи.
Таким образом, необходимость решения проблемы
профилактичес-кой работы среди школьной молодежи очевидна.
Цель исследования: определить пути организации профилактики правонарушений среди
школьной молодежи.
Объект исследования: школьная молодежь .
Предмет исследования: организация профилактики правонарушений среди молодежи в условиях
средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: организация
профилактики право-нарушений может быть эффективной если:
·
будут выделены
психолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы,
влияющие на формирование противоправного поведения;
·
подросткам и юношам будут даны
знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей;
·
она будет базироваться на
выявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям;
·
будет разработана функциональная
модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать основные факторы
и причины, способ-ствующие формированию противоправного поведения у школьной
молодежи.
2.
Изучить современное состояние
девиации среди школьной молодежи.
3.
Разработать функциональную модель
организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением.
База исследования: Мачулищанская СШ.
В исследовании учавствовало 55 респондентов.
Список литературы:
1.Анапрэенка
Я.Р.,Бяганскi М.М.Фактары,якiя
дэтэрмiнуюць супрацьпрау-ныя паводзiны непауналетнiх.//Адукацыя i
выхаванне.-2000.-N6.-С.52-54.
2.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.М.: Редакционно-изда-тельский центр Консорциума “Социальное здоровье
России”,1993.-199с.
3.Бойко А.А. Социально-педагогические аспекты
профилактики асоциаль-ного поведения учащихся.// Адукацыя i выхаванне.-1995.- N10.-С.39-48.
4.Боссарт А. Аутсайдеры,’чучела’ и другие.//Семья и
школа.-1990.- N4.-С.26-28.
5.Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся
старших классов при организации реабилитационной работы.//Проблемы
личности,профи-лактика отклонений в ее развитии:Материалы
научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года под редакцией
И.А.Невского.М.1993.-С.72-84.
6.Горьковская И.А. Особенности агрессивности у
подростков с противо-правным поведением.//Псiхалогiя.-1998.- N3.-С.3-12.
7.Ермолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков
как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения.
//Социально-педагогическая работа.-1999.- N6.-С.37-43.
8.Кедярова Р.Н. Психологические причины неуспеваемости и
работа шко-лы с педагогически запущенными учащимися.// Социально-педагогическая
работа.-1999.- N6.-С.67-76.
9.Клышевич Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации
школь-ников в социальной среде.//Гуманистическое формирование личности в
со-временных условиях:Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн.,
1998.-С.76-84.
10.Курьянович Ю. Як здзейснiць добрыя намеры?//Настаунiцкая газета.- 2001.-N18.-С.2.
11.Кучинский А.И. Предупреждение подростковой и
молодежной преступ-ности-настоятельное веление времени.//Праблемы
выхавання.-1996.- N2.-С.46-53..
12.Литовченко В.Н. Адаптация личности как
социально-педагогическая проблема.//Социально-педагогическая работа.-1999.- N1.-С.2-14.
13.Мицкевич В.В.,Метлицкий И.Е. К вопросу об источниках
формирования девиантного поведения детей и подростков относительно положений
Конвенции “О правах ребенка”.//Социально-педагогическая работа.-1999.- N3.-С.37-45.
14.Наш проблемный подросток:Учебное
пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.:Союз,1999.-144с.
15.Несовершеннолетние в РБ:основы
правового положения,правовой защи-ты и ответственности:Научно-практические комментарии к законодатель-ству и иным нормативным
актам о несовершеннолетних под ред.И.О.Грун-това.Мн.: “Тесей”,1999.-608с.
16.О необходимости поддержки восстановительного подхода к
подростко-вой преступности “Левенская декларация” под редакцией А.А.Дубровской
М.:МОО Центр Судебно-правовая реформа,1999.-25с.
17.Паздников М.А. Факторы,способствующие криминогенному
поведению несовершеннолетних.//Праблемы выхавання.-1997.- N9.-С.12-20.
18. ПархомовичВ.Б. Влияние социометрического статуса в
классе на асо-циальное поведение подростка.// Псiхалогiя.-1998.- N3.-С.13-20.
19.Пряхина М.В.,Фурманов И.А. и др. Потребность
подростков в социаль-но-педагогической и психологической
помощи.//Гуманистическое форми-рование личности в современных условиях:Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн., 1998.-С.84-97.
20.Раева В.М. Структурные особенности личности
несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемы личности,профилактика
отклонений в ее развитии:Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня
1992года под редакцией И.А.Невского.М.1993.-С.85-94.
21Сахарчук В.В.,Юрова Е.А. Правовые и социально-психологические
фак-торы преодоления антисоциального поведения подростков.// Адукацыя i
выхаванне.-1999.- N5-6.-С.48-51.
22.Сенько В.Г. Почему они стали такими?// Социально-педагогическая работа.-1999.- N2.-С.26-38.
23.Социология молодежи:Учебник под
редакцией В.Т.Лисовского.СПб.: Издательство СПб
университета,1996.-458с.
24.Степанов В.Г. Психология трудных подростков:Учебное пособие.-М.: Издательский центр
“Академия”,1996.-320с.
25.Суботина С. Средства,сэкономленные на воспитании
детей,потом идут на войну с ними.//Настаунiцкая газета.-2000.- N40.-С.3.
26.Торхова А.В. Царик И.А. Некоторые аспекты
отклоняющегося поведе-ния подростков.//Гуманистическое формирование личности в
современных условиях:Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн.,
1998.-С.68-76.
27.Федеральный закон об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.//Первое сентября.-2000.- N73.-С.4
28.Шиханцов Г.Г. Социально-психологические причины
преступности не-совершеннолетних:Учеб. пособие для
студентов.М.:Юридическая литера-тура,1985.-173с.
29.Як утаймаваць падлеткавую злачыннасць?//Настаунiцкая газета.-2000.- N44.-С.3.