Национальные интересы России
1. Национальные
интересы
Под национальной безопасностью
Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как
носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные
интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности,
общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной,
международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других
сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти,
осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на
основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации
общественными организациями.
Интересы личности
состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной
безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и
интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества
состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства,
в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении
России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной целостности России, в политической,
экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и
поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
Реализация
национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития
экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются
ключевыми.
Национальные интересы
России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни
народа.
Национальные интересы
в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала
страны.
Национальные интересы
России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении
позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров
многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со
всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами
России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости
применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы
России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и
свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии
современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных
информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересы
России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета,
государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной
агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического
развития государства.
Национальные интересы
России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых,
организационных и других условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления
экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской
Федерации.
Национальные интересы
России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей
среды.
Важнейшими
составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества
и государства от терроризма, в том числе международного, а также от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в
военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий. Состояние отечественной экономики,
несовершенство
системы организации государственной власти и гражданского общества,
социально-политическая
поляризация российского общества и криминализация общественных отношений,
рост организованной
преступности и увеличение масштабов терроризма,
обострение
межнациональных и осложнение международных отношений
- все эти факторы
создают в совокупности широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной
безопасности страны.
В сфере экономики
угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным
сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной,
инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного
сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга,
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и
энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и
предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление
научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение
исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития,
отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России
утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением
внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в
экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской
Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого
экономического пространства России и его важнейших составляющих -
производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской,
кредитной и налоговой систем.
Обеспечение
государственной безопасности — комплекс политических, экономических,
социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего
государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и
независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных
специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего
строя внутри страны. Укрепление российской государственности, совершенствование
федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать
обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим
комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и
этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской
Федерации и ее субъектов. Осуществление конституционного принципа народовластия
требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех
органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и
единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом
разделения властей, установлением более четкого функционального распределения
полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного
устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской
Федерации в рамках их конституционного статуса.
Основными
направлениями защиты конституционного строя в России являются:
• обеспечение
приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе
законодательства субъектов Российской Федерации;
• разработка
организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности,
обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
• выработка и
реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных
и региональных интересов;
• совершенствование
механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений,
преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их
деятельности.
Обеспечение
национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту
культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России,
формирование государственной политики в области духовного и нравственного
воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в
электронных средствах массовой информации для проката программ,
пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также
включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных
организаций и миссионеров.
Обеспечение военной
безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности
государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности
адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при
рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн
и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим,
дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако
национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее
обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль
в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей
Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах
предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного
оружия, против России и ее союзников.
Российская Федерация
должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение
заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых
условиях обстановки.
Вооруженные Силы
Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны
обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с
другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению
агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое
развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы
Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией
миротворческой деятельности.
Одним из важнейших
стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности
Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Интересы обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при
соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в
некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и
международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных
воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно
обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать
формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать
возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее
начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей
государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной
силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих
принципов:
• применение всех
имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае
необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения
кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
• применение военной
силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан,
территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения
конституционного строя.
Важная роль в
обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному
комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса
должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и
научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной
техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке
вооружений.
3. Система обеспечения государственной и национальной безопасности
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и
развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
федеральными программами в этой области.
Основу системы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы,
силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического,
правового, организационного, экономического, военного и иного характера,
направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и
сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав,
принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными
актами Российской Федерации.
• Президент
Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий
органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии
с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет
подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает
с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности,
в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет
направления текущей внутренней и внешней политики страны;
• Федеральное Собрание
Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по
представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
• Правительство
Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных
в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти,
а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует
в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных
целевых программ в этой области;
• Совет Безопасности
Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз
национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для
Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению,
разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует
деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует
реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
• федеральные органы
исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской
Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах
своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и
представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации;
• органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с
федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив,
издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской
Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с
органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан,
общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем
национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации;
вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по
совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации.
Российская Федерация
намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность.
Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов
государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических
партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной
безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI
веке. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется
- Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации
безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во
всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления
государственной политики Российской Федерации.
4. Угрозы
государственной и национальной безопасности Российской Федерации
Масштабы терроризма и
организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося
конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе
групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы
социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и
материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению
терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов
обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень
воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной
безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на
узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому
здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты
населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Усиливаются угрозы
национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в
мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего
информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных
войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных
и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов,
получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и
масштабы угроз в военной сфере.
Активизируется
деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и
используемых ими организаций.
Усилению негативных
тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования
военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации,
недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной
правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне
оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении
укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной
техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной
безопасности Российской Федерации в целом.
Угрозы национальной
безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:
• экономической,
демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на
российскую территорию;
• активизацией
деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных
террористических организаций.
Угроза ухудшения
экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в
прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать
глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика
из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей
промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной
деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих
технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к
использованию территории России в качестве места переработки и захоронения
опасных для окружающей среды материалов и веществ.
• своевременное
прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной
безопасности Российской Федерации;
• реализация
оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и
внешних угроз;
• обеспечение
суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности
ее пограничного пространства;
• подъем экономики
страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического
курса;
• преодоление
научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних
источников;
• обеспечение на
территории России личной безопасности человека и гражданина, его
конституционных прав и свобод;
• совершенствование
системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений,
местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование
гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение
социально-политической стабильности общества;
• обеспечение
неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами,
должностными лицами, государственными органами, политическими партиями,
общественными и религиозными организациями;
• обеспечение
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими
государствами мира;
• подъем и поддержание
на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
• укрепление режима
нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
• принятие
эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и
подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской
Федерации;
• коренное улучшение
экологической ситуации в стране.
Заключение
Государственная и
национальная безопасность - это многогранное явление, имеющее неоднозначное
толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона,
которое должно рассматриваться: во-первых, как часть общего явления
безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности,
общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности;
во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в многонациональное государство
- Российскую Федерацию - наций и национальных групп. При
обеспечении национальной безопасности необходимо рассматривать сложную
многоуровневую функциональную систему национальной безопасности, состоящую из
совокупности взаимосвязанных развивающихся систем (элементов): национальные
интересы; угрозы национальным интересам; система обеспечения национальной
безопасности (СОНБ).
В современной
российской правовой системе национальной безопасности, во-первых, отсутствуют
законодательные определения научных понятий «национальная безопасность»,
«угрозы национальной безопасности», а во-вторых, не отражены реальные и
действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым угрозам
безопасности России. Многие положения Закона РФ «О безопасности» носят
декларативный характер, так как отсутствует базовая научно обоснованная
Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
В целях
совершенствования законодательства в области обеспечения национальной
безопасности необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно
реагирующую на происходящие экономические и социально-политические изменения,
обеспечивающую необходимый уровень национальной безопасности.
Список
использованной литературы
1. Александров Р.А. Основные угрозы
национальной безопасности России / Р.А. Александров // Вестник Московского
университета МВД России. – 2007. – № 3. – С. 19 – 20.
2. Арбатов А.Г.
Безопасность: российский выбор. М., 1999
4. Кардашова И.Б. О
концепции национальной безопасности// Закон и право. ЮНИТИ –ДАНА. - 1999. - №9.
5. Материалы сайта #"#">www.Kremlin.ru. 08.02.2008 Выступление на расширенном заседании Государственного
совета "О стратегии развития России до 2020 года".
7. Яновский Р.Г.
Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999