Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности
Оценка уровня физической подготовленности как фактор
формирования положительной мотивации студентов к физической активности
Роман Бака, Институт народного образования, Белосток,
Польша
Введение.
Известно, что состояние психических процессов человека, в том числе мотивация,
рассматривается как одно из важнейших условий, непосредственно влияющих на
эффективность различных видов деятельности, включая физическую активность в ее
широком понимании [1- 4].
В
этой связи формирование у студентов положительной мотивации к физической
активности может служить одним из главных условий, непосредственно влияющих на
эффективность организации учебного процесса по спортивным дисциплинам в
педагогических учебных заведениях.
Приступая
к организации исследования, мы исходили из соображений, что на формирование
положительной мотивации к физической активности непосредственное влияние может
оказать объективная количественная и качественная информация об индивидуальном
уровне физической подготовленности студентов. Грамотное использование такой
информации позволило бы преподавателям повысить заинтересованность студентов в
двигательной активности (ДА).
Основной
методологический подход к организации исследования базировался на
целесообразности использования комплекса контрольных показателей, позволяющих
описать структуру физической подготовленности обследованных. А количественная и
качественная оценки каждого из физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости - послужили бы основанием к сознательному выбору
соответствующих физических упражнений и режима их использования.
В
целом предполагали, что такая информация повысит уровень сознательного
отношения и будет выступать как фактор мотивации студентов к физической
активности в условиях учебного процесса и в режиме свободного времени.
Таким
образом, основная цель исследования заключалась в обосновании эффективности
объективной количественной и качественной оценки уровня физической
подготовленности для формирования мотивации студентов к ДА.
Методы
и организация исследования. Проведено массовое обследование студентов
стационарной формы обучения по программе International Committee on the
Standardization of Physical Fitness Test - ICSPFT. Тест включает ряд
контрольных упражнений, результаты которых позволяют объективно оценить уровень
развития силы, быстроты, выносливости, гибкости.
Студентов
обследовали в начале и в конце учебного года в лабораторных и естественных
условиях учебных занятий по гимнастике и лёгкой атлетике.
Выводы
об эффективности ДА студентов на основе изучения физического состояния делались
в двух направлениях. Первое направление предусматривало сравнительный анализ
показателей состояния двигательной функции студентов 1 - 3-го курсов. Второе
направление было основано на оценке контрольных показателей, зарегистрированных
у студентов в соответствии с требованиями ICSPFT повторно, через год обучения.
Это дало возможность проследить за конкретными изменениями физического
состояния контингента обследованных и сделать выводы об эффективности ДА в
учебном процессе.
Регистрация
ICSPFT осуществлялась в соответствии с общей инструкцией и указаниями,
опубликованными в печати [5].
Для
обработки первичных материалов обследования студентов использовался пакет
программ "Статистик PL" в версии 5.0, что позволяла получать средние
значения (М), ошибку средней арифметической (m), среднеквадратическое
отклонение (s) и коэффициент вариации (V%). Для доказательства положительного
влияния ДА студентов на состояние физической подготовленности применялся t
-критерий Стьюдента для равных выборок:
[М1
- М2]
t
= ------------------------,
s12 + s22
где
М1, М2 - средние арифметические значения исследуемых выборок; s12, s22 -
средние квадратические отклонения исследуемых выборок.
Анализ
проводился на основе сравнения достижений студентов 1 - 3-го годов обучения по
каждому контрольному показателю в отдельности, а также по сумме пунктов,
набранных во всех измерениях. О достоверности различий между результатами
первичного и заключительного обследования учащихся каждого года обучения судили
по t-критерию Стьюдента при р < 0,05.
Для
решения поставленных в исследовании задач укомплектован состав обследованных
студентов (155 мужчин и 151 женщина, средний возраст 19,8-24,6 года), которые в
своей ДА ограничивались только объемом физических упражнений, предусмотренных
учебным планом. По этому условию студенты, которые во внеучебное время активно
занимались каким-либо видом спорта, не включались в состав экспериментальных
групп.
Результаты.
Материалы первичного обследования в начале учебного года позволили объективно,
в количественных выражениях описать уровень физической подготовленности
студентов 1-3-го годов обучения. Соответствующие результаты представлены в
табл. 1.
Как
видно из таблицы, существенных различий в контрольных показателях студентов
1-3-го годов обучения не обнаружено. Только в одном упражнении - беге на 1000 м
- студенты 2-го года обучения были подготовлены существенно лучше, чем студенты
1-го года (t=2,08; р <0,05).
Следует
обратить внимание, что в составе каждого года обучения встречались студенты с
существенно разным уровнем физической подготовленности. Об этом свидетельствуют
среднеквадратические отклонения контрольных показателей и коэффициенты
вариации, характеризующие диапазон различий достижений лучших и менее
подготовленных студентов. Вариативность показателей физической подготовленности
студентов каждого года обучения колебалась в значительных пределах - от 2,2 до
58,2 %.
Наиболее
выраженные различия в показателях физической подготовленности студентов каждого
года обучения обнаружены в подтягивании, в висе на перекладине (20,9 - 42,2 %),
характеризующих силовые возможности, а также в наклоне туловища вперед при
измерении гибкости (42,0 - 58,2 %).
В
целом результаты контроля свидетельствовали, что в составе групп студентов
каждого года обучения был большой процент недостаточно физически
подготовленных, значительно отстающих от остальных.
Второе
направление позволило ответить на вопрос о том, насколько уровень физической
подготовленности студентов института соответствует международным требованиям,
которые
использовались
в нашем исследовании в качестве критерия оценки. С этой целью мы сочли
возможным модифицировать количественные критерии оценки достижений в каждом
контрольном упражнении, предусмотренные в ICSPFT, в направлении качественной
оценки подготовленности обследованных.
Качественные
характеристики и соответствующее им количество баллов определяли, ориентируясь
на плотность статистического распределения зарегистрированных контрольных
показателей.
Установили,
что в зоне оценки "удовлетворительно" - от 50 до 60 баллов -
находилось до 76,6 % достижений студентов в семи упражнениях (табл. 2). В зонах
"хорошо" и "недостаточно" - 8,5 и 6,8 %; в зонах
"отлично" и "неудовлетворительно" - 3,5 и 4,5 %. Эти данные
позволяли судить о нормальности статистического распределения результатов
физической подготовленности студентов и об объективности разработки
качественных критериев оценки.
Ориентируясь
на материалы исследования, представленные в таблице, стало возможным объективно
оценить физическую подготовленность студентов и определить группу занимающихся,
уровень физической подготовленности которых не соответствовал необходимым
требованиям. Таковых оказалось 11,3 %. Из них оценку подготовленности
"недостаточно" получили 6,8 % занимающихся, а
"неудовлетворительно" - 4,5 %. По оценкам каждого из семи контрольных
упражнений стало возможным проследить за индивидуальной структурой физической
подготовленности каждого студента.
В
течение учебного года наблюдалась положительная динамика физического
совершенствования студентов (табл. 3). Наиболее выраженное улучшение
результатов по итогам комплексного контроля студентов и студенток обнаружено в
показателях силы и гибкости. Так, у студенток средний показатель гибкости при наклоне
вперед возрос с 8,0 до 12,14 см (t = 3,3; р < 0,01), а общий прирост
составил 35,5 %.
Как
у студентов, так и у студенток в большей или меньшей степени повысились
результаты и в других контрольных упражнениях: в беге - на 1,6-3,4 %, в прыжках
- на 2,0-8,1 %.
Однако
для объективной оценки уровня физической подготовленности студентов было
недостаточно обсуждения только темпов прироста контрольных показателей в
годичном цикле обучения.
Как
пример качественной оценки уровня физической подготовленности студентов
колледжа приведём данные студентов 1-го курса (табл. 4).
Материалы
исследования уровня физической подготовленности студентов с использованием
количественных и качественных критериев позволили обнаружить положительные
изменения в годичных циклах обучения. Так, в общей массе обследованных
студентов к концу каждого года обучения в институте количество
неудовлетворительно и плохо физически подготовленных уменьшилось до 2,1 %,
удовлетворительно физически подготовленных увеличилось до 2,5 %, хорошо и отлично
физически подготовленных - до 0,6 %.
Использование
комплексного метода количественных и качественных оценок позволило составить
объективное представление об уровне общей физической подготовленности студентов
и косвенно судить о положительном влиянии общего объема и содержания ДА в
институте.
Таким
образом, формирование у студентов целенаправленной мотивации на
совершенствование физической подготовленности способствовало повышению чувства
ответственности и творческому отношению к ДА, что и приводило к положительным
изменениям показателей физической подготовленности.
Таблица
1. Сравнительная характеристика физической подготовленности студентов 1-3-го
курсов
№
Похожие работы на - Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности
|