Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков-пистолетчиков
Соотношение результативности и надежности
соревновательной деятельности стрелков-пистолетчиков
С.В. Кочеткова, Кубанская государственная академия
физической культуры, Краснодар
Введение .
В
современном стрелковом спорте высокий уровень спортивного мастерства сочетается
с высокой психологической стоимостью соревновательной надежности, которая
неразрывно связана с состоянием физиологических, эмоционально-волевых и
психомоторных систем. Эти функциональные системы относительно изменчивы,
поэтому их можно отнести к микровременным регуляторам соревновательной
деятельности стрелка. В свою очередь, макровременными регуляторами служат более
консервативные функции, обусловленные как мотивационно-целевым и рефлексивным,
так и нейродинамическим уровнями индивидуальности спортсмена.
Известно,
что оптимальная мобилизация психических и личностных ресурсов спортсменов
возможна путем комплексного использования методов и средств, к различным
функциональным системам. Это положение легло в основу инновационной технологии
психологической подготовки в пулевой стрельбе. Исследовались особенности
взаимосвязи макровременных и микровременных факторов регуляции деятельности
стрелков-спортсменов с эффективностью выполнения соревновательных упражнений, а
также характер их изменения в ходе педагогического эксперимента.
Методика
. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 стрелков-пистолетчиков
мужского пола (7 кандидатов в мастера спорта, 8 стрелков 1-го разряда, 5 - 2-го
разряда и 10 спортсменов, не имеющих квалификации в пулевой стрельбе).
Тестирование проводилось дважды: в начале и в конце (через 2 месяца)
педагогического эксперимента.
Фиксировались
результаты стрельбы в упражнениях МП-2 (скоростная стрельба по появляющейся
мишени), МП-4 (медленная стрельба по мишени с черным кругом) и МП-5
(комплексная стрельба, включающая в себя упражнения МП-2 и МП-4); показатели
зрительно-моторной реакции на 1, 5, 8 стимулов и теппинг-теста; самооценки
специальных качеств личности по опроснику Мильмана; артериальное давление,
частота пульса и дыхания; психовегетативный тонус и активация нервной системы.
Результаты
. Анализ показателей психомоторики в связи с различиями стрелков в спортивной
квалификации выявил общие закономерности вне зависимости от этапа подготовки
(периода измерения). Увеличение стимульного ряда (количества стимулов) до 5
закономерно приводило к увеличению времени зрительно-моторной реакции у
стрелков-пистолетчиков в среднем в 1,8 раза, а до 8 стимулов - в 3,5 раза. При
этом моторный период реакции с достоверностью при 5 - 0,1% уровнях значимости
был в два раза короче, чем латентный период вне зависимости от квалификации.
Кандидаты
в мастера спорта имели более короткий латентный период реакции на 5 стимулов по
сравнению со стрелками 2-го разряда и неквалифицированными спортсменами, а
общее время сложной реакции (ВСР) на 8 стимулов у них было достоверно лучше
только по отношению к перворазрядникам (р< 0,05).
Скоростная
стрельба выполнялась успешнее при высокой эмоциональной стабильности по
сравнению с противоположными и средними значениями (р< 0,05), а также в
случае выраженной силы нервной системы по торможению (t=3,93, р< 0,01).
В
качестве личностных, психомоторных и функциональных факторов, влияющих на
результативность скоростной стрельбы, выступали у КМС относительно низкая
выраженность мотивации избегания неудачи, самооценки и уровня притязаний, а
также быстрота моторного периода сложной реакции. Стрелки 1-2-го разрядов лучше
выполняли скоростную стрельбу при повышенной спортивной мотивации и более
коротком времени простой реакции (ВПР).
На
результативность медленной стрельбы у КМС влияли латентный период сложной
реакции, уровень активации нервной системы в покое и перед серией выстрелов.
Стрелки 1-2-го разрядов лучше выполняли этот вид стрельбы при высокой точности
воспроизведения временных микроинтервалов и повышении частоты сердечных
сокращений перед выстрелами, а также в случаях повышенных значений силы
торможения и инертности нервной системы, низкой мотивации избегания неудачи и
нечувствительности к стрессорам внутренней значимости.
Результативность
комплексной стрельбы, вне зависимости от квалификации стрелков, была
взаимосвязана с высокой силой нервной системы по торможению, чувствительностью
к стрессорам внутренней значимости, силой нервной системы по торможению,
средним уровнем соревновательной эмоциональной устойчивости, пониженной
невротизацией и низкой мотивацией избегания неудачи, у КМС кроме этого - с
пониженной самооценкой, а у стрелков 1-2-го разрядов - с инертностью нервной
системы (р<0,05).
В
то же время только статистически средняя зона показателя соревновательной
эмоциональной устойчивости приводила по сравнению с ее низкими значениями к
достоверно лучшему результату как в комплексной, так и в скоростной стрельбе
(р<0,05).
Повторное
измерение самооценки специальных качеств личности у стрелков выявило в обеих
группах достоверное снижение показателя "ровной" регуляции
деятельности на фоне повышения взрывной регуляции и уменьшения частоты дыхания
(р<0,05). Мы объясняем указанные изменения естественным следствием
совершенствования спортивного мастерства в учебно-тренировочном процессе,
поскольку стрелки контрольной группы не прекращали занятий пулевой стрельбой.
В
то же время у стрелков экспериментальной группы достоверно повысились взрывная
ориентация в деятельности, соревновательная эмоциональная устойчивость,
стабильность-помехоустойчивость на фоне достоверного снижения чувствительности
к стрессорам как внешней, так и внутренней неопределенности и значимости
(р<0,05). В контрольной группе подобных существенных изменений не произошло.
Наконец,
статистически значимое улучшение в экспериментальной группе показателей
соревновательной эмоциональной устойчивости и стабильности -помехоустойчивости
на фоне их несущественного ухудшения в контрольной группе подтвердило
эффективность примененных педагогических воздействий.
Анализ
данных с позиций закона исходного уровня выявил, что в контрольной группе
практически отсутствовали изменения артериального давления вне зависимости от
его исходного уровня. У стрелков экспериментальной группы, напротив,
артериальное давление, как систолическое, так и диастолическое, с 5%-ной
значимостью нормализовалось при его высоком и среднем исходном уровнях. Эти
данные подтвердились и в случае применения непараметрического критерия
Уилкоксона.
Используемые
нами в экспериментальной группе специальные педагогические воздействия также
привели к существенному улучшению у стрелков 1-го и 2-го разрядов показателя
специализированного восприятия - чувства времени. В контрольной группе точность
отмеривания периода идеомоторной программы перед выстрелом практически не
изменилась.
Из
других психомоторных функций в экспериментальной группе достоверно улучшились
показатели времени реакции на 1-й стимул, латентного и моторного периодов
сложной реакции на 5 стимулов и точности отмеривания 3-секундного интервала
времени. В контрольной же группе значимо улучшились другие показатели: максимального
двигательного темпа и латентного периода сложной реакции на 5 стимулов.
Результативность
скоростной стрельбы достоверно улучшилась у стрелков экспериментальной группы
вне зависимости от квалификации, тогда как в контрольной группе - только у кандидатов
в мастера спорта (р<0,05). Что касается результатов комплексной стрельбы, то
в экспериментальной группе они достоверно улучшились только у стрелков 2-го
разряда (р< 0,05), а в контрольной группе изменения были несущественны вне
зависимости от квалификации.
Применение
закона исходного уровня показало, что у стрелков экспериментальной группы
результаты в случае высокого и низкого исходных уровней улучшились
статистически значимо (р<0,05), а для среднего диапазона эти изменения были
недостоверны (р>0,05). В контрольной группе незначительные позитивные
изменения спортивного результата составили менее 1% при всех его исходных
уровнях.
Достоверность
изменения показателей по t- и U- критериям в экспериментальной группе оказалась
синхронна по следующим параметрам: улучшение соревновательной эмоциональной
устойчивости, стабильности-помехоустойчивости, времени простой реакции на 1-й
стимул, латентного и моторного периодов сложной реакции на 5 стимулов;
повышение взрывного характера ориентации в деятельности и снижение
чувствительности к стрессорам неопределенности - внешним и внутренним. Важно
также, что в экспериментальной группе достоверно улучшилась точность скоростной
стрельбы и чувства времени вне зависимости от квалификации спортсменов. У
стрелков контрольной группы перечисленные показатели по обоим критериям
изменились несущественно, что дает основание для заключения о достаточно
высокой эффективности примененных средств педагогического воздействия в
экспериментальной группе.
В
конце педагогического эксперимента у второразрядников время простой реакции на
1-й стимул улучшилось до 12,4%, время сложной реакции на 8 стимулов - до 9,5%,
а у кандидатов в мастера спорта время сложной реакции на 5 стимулов - до 17,6%.
При этом у кандидатов в мастера спорта и перворазрядников достоверное улучшение
общего времени реакции произошло преимущественно за счет латентного периода, а
у стрелков 2-го разряда и неквалифицированных спортсменов - за счет моторного
периода.
Моторный
период сложной реакции на 5 стимулов был взаимосвязан с ВПР и ВСР на 8
стимулов. Латентный период реакции на 5 стимулов оказался достоверно
взаимосвязан с временем одиночного движения и числом ошибок (везде р< 0,05).
Важным
критерием, определяющим прогностическую значимость того или иного теста,
является "ретестовая надежность" - коэффициент устойчивости или
стабильности теста, определение которой считается основой прогноза. Согласно
полученным данным, прогностическую ценность имели показатели ВПР (р< 0,05),
моторного периода реакции на 5 стимулов (р< 0,001) и ВСР на 8 стимулов
(р< 0,001).
Соревновательная
надежность выполнения комплексной стрельбы была обусловлена такими
макровременными личностными регуляторами, как эмоциональная устойчивость,
спортивная мотивация, помехоустойчивость, а также чувствительность к стрессорам
внутренней неопределенности.
Влияние
микровременных факторов на соревновательную надежность стрелков зависело от
вида стрельбы. Надежность выполнения скоростной стрельбы связана с точностью
воспроизведения микровременных интервалов и переходом на уреженный тип дыхания
в покое. На надежность выполнения медленной стрельбы влияли преимущественно
показатели функционального состояния, парциальность которых обусловлена
квалификацией стрелков (у КМС - учащенный тип дыхания и пониженное артериальное
давление; у стрелков 1-2-го разрядов - повышение ЧСС в покое и понижение
активации нервной системы и диастолического артериального давления перед серией
выстрелов). Надежность комплексной стрельбы обусловлена точностью
воспроизведения микровременных интервалов и ЧСС в покое.
В
конце педагогического эксперимента надежность результатов комплексной стрельбы
составила в экспериментальной группе у кандидатов в мастера спорта 0,66, у
перворазрядников - 0,72 и у второразрядников - 0,84 по сравнению с исходной
надежностью соответственно 0,59; 0,60 и 0,86. В контрольной группе надежность
спортивного результата за исследуемый период практически не изменилась.
Заключение
. Кумулятивный эффект инновационной методики обучения стрелков самоанализу и
самокоррекции двигательных действий и состояний проявился в повышении
психической надежности, что выразилось в улучшении соревновательной
эмоциональной устойчивости, повышении взрывной эмоциональной регуляции
деятельности, помехоустойчивости на фоне снижения чувствительности к стрессорам
внешней и внутренней неопределенности. Прирост этих факторов (личностная
надбавка надежности) превышает 30%. Такое улучшение указывает на образование
функциональной избыточности в результате специальных педагогических воздействий
и, следовательно, на более высокую вероятность проявления личностной готовности
стрелков к экстремальным условиям соревновательной деятельности.
Кумулятивный
эффект методов психокоррекции проявился и в системном характере повышения
информационной надежности деятельности стрелков вне зависимости от
квалификации, что выразилось в улучшении всех точностных и временных
характеристик исследуемых качеств: точности специализированного восприятия -
чувства времени, ВПР, латентного и моторного периодов ВСР, уровня стеничности
эмоций и психовегетативного тонуса. В системе эти показатели, образуя такой
фактор информационной надежности, как "быстрота переработки
информации", явились предпосылкой улучшения результатов скоростной
стрельбы.
Соревновательная
надежность различных видов стрельбы в экспериментальной группе повысилась в
диапазоне 7-8% на фоне незначительного снижения этого показателя в контрольной
группе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru