Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо
Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе
дзюдо
Кандидат педагогических наук О.Б.Завьялова ,
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск
Язык
- это отражение времени и инструмент формирования мировоззрения людей. Прошлое
и настоящее связаны чередой поколений, а язык создает духовную преемственность
и формирует культуру народов (Т.А. Ван-Дейк, 1989; Л.П. Крысин, 1977).
В
профессиональной деятельности по физической культуре и спорту умение
убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к
занятиям физической культурой, спортом детей, молодежь, расширять число
поклонников любимого вида спорта, увеличивать количество спонсоров для
финансирования тренировочной и соревновательной деятельности, поддерживать
связи с государственными структурами на различных уровнях, повышать
популярность спортсменов -победителей (В.К. Бальсевич, 1988; П.А.Виноградов,
1990; П. Смольянов, Д.О. Шилбури, 1999).
О
значении профессиональной речи в деятельности профессионалов в сфере физической
культуры и спорта говорят ведущие специалисты в этой области - В.К.Бальсевич,
П.А.Виноградов, Л.П.Матвеев, Г.С.Туманян.
Профессиональная
речь - это и есть речевой имидж специалиста, а точнее, речевой имижд тренера по
борьбе дзюдо - это целенаправленно сформированный речевой образ специалиста по
физической культуре и спорту, оказывающий положительное
эмоционально-психологическое воздействие на слушателей и отражающий его
профессионализм. Несомненно, речевой имидж - это компонент культуры будущего
педагога-тренера.
Цель
настоящего исследования : изучить процесс формирования речевого
профессионального имиджа специалистов по физической культуре и спорту и разработать
научно-методические рекомендации для будущих тренеров по борьбе дзюдо.
Организация
исследования . С 1994 г. проводился анализ литературы, касающейся речевой
подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В течение
1997-1998 гг. проводились исследования грамотности и речевой подготовки
абитуриентов, студентов-борцов 1 - 5-го курсов Института спортивных
единоборств, выпускников факультета физической культуры и спорта, а также
оценка речевой подготовки представителей профессорско-преподавательского
состава. В 1999-2001 гг. по разработанной нами программе проводился эксперимент
по формированию профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов
Института спортивных единоборств имени И. Ярыгина (директор - профессор А.И.
Завьялов). Всего в исследованиях приняли участие 445 человек.
В
соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовленность лиц,
успешно завершивших обучение по программе специальности 022300 -
"Физическая культура и спорт", должна соответствовать следующей
характеристике: "выпускник владеет профессиональным русским языком, умеет
корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области
знания, обладает культурой речи и общения...".
Декларативность
этих требований проявится ярко, если сопоставить их с реальными возможностями
учебного процесса в соответствии с образовательным стандартом: на предмет
"культура речи" отводится всего 0,7% от общего количества часов.
Печальную картину дополняет факт преподавания культуры речи профессионалом-филологом,
но не профессионалом в области физической культуры и спорта.
В
связи с вышесказанным уместно обратить внимание на недоумение специалистов
физкультурных вузов (М.Е. Дуранов, Н.Н. Зволинская, В.С. Кузьмин, Л.И.
Лубышева, Н.Н. Чесноков): "... Почему эрудиция студентов не развита?.. Что
нам следует сделать, чтобы из ... академии физической культуры выходили
образованные профессионалы?" Но эрудиция проявляется через искусство
говорить. О формировании речевого мастерства "забыли" ведущие специалисты
и руководители физкультурных вузов. При этом грамотность по русскому языку
школьников, абитуриентов, студентов находится на низком уровне.
Для
исследования грамотности мы выбрали общелитературный диктант (232 слова).
Результаты
написания этого диктанта студентами 1-го и 5-го курсов факультета физической
культуры следующие: 1-й курс (84 человека) - в среднем 18 (±7) ошибок; 5-й курс
(44 человека) - в среднем 9 (±7) ошибок, различия достоверны (р<0,001).
Студенты 1-го курса допустили ошибок в 2 раза больше. Это говорит о том, что
обучение в вузе повышает уровень грамотности статистически достоверно, но тем
не менее уровень грамотности выпускников низкий. На наш взгляд, повышение
грамотности не обусловлено целевой подготовкой, а опосредовано изучением большого
количества учебной литературы и конспектированием лекций по различным
предметам.
Всему
миру известно, что главными составляющими народной русскоязычной разговорной
речи в СССР, России, языком среды являются нецензурные выражения. При этом
большое количество людей живет, условно говоря, в двух измерениях: цензурном и
нецензурном.
Уголовным
кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за нецензурные выражения
в общественных местах, однако очень многие нецензурно ругаются даже в
общественных местах, матерные выражения встречаются на страницах прессы и в
телевизионных передачах. Грязно ругаются рабочие, служащие, бедные, богатые,
народные депутаты и члены правительства.
Большинство
студентов (будущих преподавателей, тренеров) также живут в двух измерениях:
общение с преподавателями - с помощью нормативной лексики, а с товарищами и
непреподавателями - ненормативной.
Умение
грамотно писать и говорить на родном языке - привилегия любого современного
человека, считающего себя образованным. Для исследования профессионального
владения речью мы применили разработанный нами метод авторских правок после
документальной регистрации выступлений участников образовательного процесса по
профессиональным вопросам (видеозапись и компьютерная регистрация текстов). Для
оценки выделялась часть текста - 10 строк по 64 знака, - и подсчитывалось
количество редакционных правок для приведения текста в соответствие с нормами
русского языка.
Количество
различных редакционных операций при нормализации документированных речей
профессорско -преподавательского состава и студентов до и после обучения
речевому мастерству представлено на рисунке.
Количество
различных редакционных операций при нормализации документированных речей
При
нормализации речей студентов было произведено в среднем 49 редакционных
операций (d±10), а при нормализации речей профессорско -преподавательского
состава достоверно меньше - в среднем 37 операций (d±10). Если рассматривать
каждую операцию отдельно, то лишь в одной из них различия недостоверны - это
операция удаления слов, хотя эта величина больше все-таки у студентов. Все
остальные номинации имеют достоверно высокую разницу в пользу
профессорско-преподавательского состава, а по операции замены слов у последних
вообще исправлений не наблюдается.
Наибольший
процент операций приходится на удаление слов, при этом у преподавателей это
соотношение достоверно выше (74%), чем у студентов (50%). Здесь необходимо
оговориться, что речь идет о процентном соотношении, а не о среднем количестве
операций, которое у преподавателей, правда, недостоверно, но ниже. По
номинациям "добавление", "исправление", "перестановка"
слов у студентов достоверно большее процентное соотношение, чем у
преподавателей, особенно в операциях исправления слов: у студентов - 14%, у
преподавателей - 4%, достоверность различий достигла высокого уровня значимости
(p<0,001).
Статистическая
обработка операций по нормализации речи показала, что профессорско
-преподавательский состав достоверно и почти по всем видам операций превосходит
студентов. Однако количество операций по редактированию текста у
профессорско-преподавательского состава тоже очень велико, что говорит о низком
уровне ораторской речи даже самых квалифицированных и официально
дипломированных (доцент, профессор) участников образовательного процесса, т.е.
осуществляющих этот процесс.
Проведенные
исследования побудили нас к экспериментальной проверке целенаправленного
формирования профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института
спортивных единоборств им. И. Ярыгина.
Для
контроля предлагалась тема "Роль физической культуры в жизни
общества".
Курс
Похожие работы на - Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо
|