Возникновение парусного спорта в России
Возникновение парусного спорта в России
Возникновение
парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в
хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I
использовал для подготовки моряков малые суда.
«Для
увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и
смелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный
Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и
зарубежных.
Организация
Невского флота, завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и
государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и
буера с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на
специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского
флота Петр поставил одного из лучших моряков — стольника Ивана Потемкина,
прозванного впоследствии «невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошо
продуманную организаций и свои утвержденные Адмиралтейской коллегией устав и
флаг.
Составленный
лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота,
определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию,
ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также
практические указания по производству эволюции во время совместного плавания,
таблица необходимых сигналов и т. п.
Празднично
выглядела Нева в дни выходов Невского флота. Нарядные, блещущие свежей краской
яхты, большие прогулочные гребные суда — баржи, изящные, легкие на ходу верейки
и сверкающие белоснежными Журнал «Морской сборник» в 1849 г. отмечал, что
Невский флот «будет постарее всех европейских яхт-клубов», но «учрежденный
довременно и насильственно, он мог существовать только при его (Петра) воле».
Первым
официальным русским яхт-клубом был основанный в 1846 г. Императорский
Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.
K
1859 г. активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно
он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к
спорту никакого отношения.
К
этому времени парусным спортом начали увлекаться столичное состоятельное
чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский
яхт-клуб.[В 1858 г. несколько таких любителей водного спорта организовали
кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание
петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация
любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков».
После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное
наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 г. открыл свой
первый спортивный сезон.
Через
пять лет Речной яхт-клуб насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел
спортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и
проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения:
созданная в 1864 г. шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные
суда — от гребных ботиков до многотонных яхт.
В
1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Мореходные классы,
которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и
шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и
дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.
В
1875 г. мастерские яхт-клуба построили первый в России буер «Метель», положив
тем самым начало развитию буерного спорта в стране.
Большой
интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его
руководителей начать в 1873 г. издание «Памятного листка Санкт-Петербургского
Речного яхт-клуба». Это первое в истории русского парусного спорта
периодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1847 году было
преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал
«Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по
парусному спорту «Моряк-любитель» (автор Вандердекен).
Затем
появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу
девятисотых годов любители занимались парусным спортом в 68 клубах и обществах.
4
В 90-х годах была предпринята попытка выработать единые правила для
упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897
г. по инициативе Невского яхт-клуба был созван «Первый Всероссийский съезд
любителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта». Однако рекомендации и
решения съезда ничего не изменили в узкоместнической практике работы
яхт-клубов. Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта, оценивая обстановку
того времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своей
обособленной жизнью, на манер отдельных государств... нередко становясь даже в
явно враждебные друг другу отношения».
/В
марте 1912 г. был создан Российский парусный гоночный союз (РПГС).
Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.Через
месяц, 7 апреля, РПГС был принят в члены Международного союза парусных
соревнований (ИЯРУ) и получил право на участие в олимпийских гонках в
Стокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одна
заняла призовое место и вернулась в Петербург с бронзовой медалью. Это была
10-метровая яхта международного класса «Галлия-П» (рулевой Я. Шомакер).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://seawolfs.narod.ru/