Изменяющаяся социальная идентичность белорусов: гендерный подход
Изменяющаяся социальная идентичность белорусов:
гендерный подход
Белорусский госуниверситет, Минск,
Беларусь
Определение социальной идентичности так или иначе фиксирует,
чем одна большая социальная группа отличается от другой. Гендерная идентичность
предполагает ответ на вопрос: что отличает мужчин и женщин как представителей
своей социальной группы? Какой само-образ складывается в сознании
представителей гендерной группы?
Каждый человек обладает многими видами идентичности,
которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством
его отнесения к тем или иным группам. Социокультурная идентичность - важная
характеристика не только отдельного человека, но и всей социальной общности как
части нации, народа в целом. Принадлежность к определенной социальной общности
и типу культуры придает людям уверенность, создает у них чувство безопасности и
социальной защищенности. Кроме того, она обеспечивает определенный доступ к
социальным сетям, помогает накоплению и использованию социального и культурного
капитала. Устойчивая социальная идентичность помогает преодолеть кризисные
состояния в семье и обществе, а, следовательно, является важным фактором,
непосредственно воздействующим на социальное развитие страны и ее будущее.
Напротив, дестабилизация идентичности - показатель нестабильности общества.
Актуальность исследования гендерного аспекта изменения
социальной идентичности белорусского народа определяется важностью этого
процесса как для теоретического осмысления нынешнего периода развития нашей
страны, так и для оценки тенденций и направленности происходящих в ней
изменений. Практическая значимость подобного исследования состоит в возможности
определить господствующие типы идентичности и поведенческих отношений граждан
Беларуси, а также показать, каким образом изменение представлений о собственной
гендерной идентичности может повлиять на политические и экономические процессы
в Беларуси.
В основе социокультурной идентичности населения лежат
доминирующие в тот или иной период времени смысложизненные ценности
мировоззренческого характера. Поэтому для характеристики происходящих изменений
в современной белорусской идентичности должна быть проанализирована базисная
система ценностей белорусов, а также выявлены различные факторы, воздействующие
на ее трансформацию. Поскольку на этапе постсоветской трансформации произошел
естественный распад прежней, социалистической системы ценностей, постольку
очевидно, что он напрямую повлиял и на перемены в социокультурной идентичности
людей, и особенно тех социальных групп, чья социализация проходила уже в
постсоветских условиях.
К настоящему времени в ряде постсоветских стран уже
проведены междисциплинарные исследования, на основе которых появились работы,
раскрывающие проблему трансформации идентичности населения, включая гендерную.
Так, в России хорошо известны исследования, посвященные широкому спектру
гендерных перемен в жизни современных россиян. Трансформация национально-государственной
и политической идентичности россиян находится в фокусе политологов,
культурологов и социологов [1, 2]. На Украине также были рассмотрены проблемы
новой национальной, культурной и гендерной идентичности украинцев [3]. Что
касается Беларуси, то у нас такого рода концептуальных
философско-социологических работ нет. Вместе с тем назрела потребность в
выявлении доминирующих типов социокультурной идентичности в современной
Беларуси, их отличий от типов, имевших место в предшествующий (советский) этап
развития нашей страны, а также их национальной специфики по сравнению с
российскими и украинскими типами гендерной идентичности.
Для характеристики нынешнего этапа развития Беларуси в
качестве теоретико-методологического фундамента анализа можно опереться на
концепции, презентирующие современные процессы трансформации: теорию
социокультурной травмы Петра Штомпки [4], весьма эффективно объясняющую
дестабилизирующее социально-психологическое воздействие на постсоветское
население радикальных перемен 1989-1991 гг., теорию посткоммунистической
трансформации бывших социалистических стран [5; 6], которая объясняет
постсоветские социально-политические изменения в рамках глобальных проблем
мирового развития, теории изменения ценностей [7], соединяющие глобальные и
национальные изменения ценностей и дающие им междисциплинарное объяснение.
Такой подход позволит решить фундаментальные задачи осмысления социальной
трансформации белорусского общества в понятиях социокультурной и гендерной
идентичности, обосновать практические направления в целенаправленном
формировании новой социокультурной идентичности белорусского населения,
соответствующей современной концепцией белорусской государственности.
Сравнительная характеристика социокультурной идентичности
современных белорусов с идентичностью народа на предшествующем (советском)
этапе развития нашего общества поможет разобраться, какие составляющие
идентичности изменяются быстрее, а какие не подвержены прямому воздействию.
Данное исследование покажет, в какой мере в Беларуси применимы модели
социокультурной и гендерной идентичности, разработанные западными учеными.
Основная гипотеза состоит в том, что ключевым фактором в
постсоветской трансформации социокультурной идентичности в Беларуси,
определяющим ее типы, современное состояние и перспективы на ближайшее будущее,
является уникальное советское социальное и культурно-политическое наследие. В
результате этого многие показатели современного социокультурного развития
Беларуси, включая социокультурную идентичность разных половозрастных групп
населения, разделяемые ими базовые ценности, также существенно отличаются от
"идеальных показателей" западных моделей трансформации
социокультурной идентичности.
У белорусов имеются существенные различия и по сравнению с
трансформацией социокультурной и гендерной идентичности украинцев и россиян.
Вопрос в том, насколько велика жизнеспособность нынешних типов социальной
идентичности населения Беларуси, с учетом половозрастных различий отдельных
групп. Ответ на этот вопрос позволит выявить в структуре трансформирующегося
общества те половозрастные группы, у которых преобладают так называемые
"стабилизирующие" формы идентичности, наряду с группами, в
идентичности которых имеют место "дестабилизирующие" показатели.
Таким образом может быть прослежена связь разных форм девиантного поведения
(включая отклонения, не подпадающие под наказание, но оказывающие значительное
воздействие на социетальное развитие) и гендерной идентичности белорусов.
Список литературы
1. Малинкин А.Н."Новая российская идентичность":
исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2001. № 4.
2. Силласте Г. Г. Гендерная социология: состояние.
Проблемы. Перспективы // Социологические исследования. 2004. № 9.
3. Социокультурные идентичности и практика. Под ред. А.Ручки
(на укр. яз.). К., 2002.
4. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
5. Восточная Европа 90-х гг. Формирование новых социальных
структур // Социология. РЖ. М., 1999, № 3.
6. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане
России // Мир России. 2003. № 4.
7. R.Inglehart, M.Basanez, J.Diez-Medrano, e.a.
(eds.). Human Beliefs and Values. Mexico, 2004