Эротика: от Ромула до наших дней
Эротика: от Ромула до наших дней
Эротика на протяжении тысячелетий оставалась одним из
важнейших компонентов культуры. Ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были
удивлены тем, как много "нескромных" изображений постоянно
присутствовали в обыденной жизни римлян. Там были лампы с носиками для масла в
виде фаллосов. Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные
изображения мифологических сцен. Выходило так, что куда бы римлянин ни
взглянул, всюду перед ним открывалась какая-нибудь "обнаженка".
Однако между изображением обнаженного тела и порнографией лежала целая
пропасть.
Рассказывают, что студент Винкельмана, знаменитого
исследователя античной культуры, в брачную ночь был неприятно удивлен: он-то
думал, что у женщин между ног все именно так, как у статуй, которые были
представлены в собрании профессора, а там оказалось. В этом заключается одно из
самых важных свойств эротики: не надо воспринимать ее в качестве учебника по анатомии.
Эротическое искусство отражает наши представления об идеальном и желанном и ни
в коей мере не служит, как выразился один русский гимназист начала века,
"отправлению половой нужды". Жившие в Спарте мужчины могли позволить
себе ходить практически голыми потому, что тела их, закаленные ежедневными
упражнениями, приближались к идеальным формам. Однако, горе тому, кто будет
пытаться, подобно Пигмалиону, найти в сегодняшней реальной жизни ожившие
античные статуи.
Сексуальная привлекательность не обязательно связана в
мировой культуре с обнажением. Египтяне сочетали своеобразный минимализм в
одежде (жарко!) с умением украшать свое тело, акцентируя внимание на малых
деталях, - именно им принадлежит честь изобретения косметики и духов. Иудеи,
чуравшиеся наготы. Устами своего правителя - царя Соломона - воспели эротизм
видимых (или показываемых) частей тела. Они находили сексуально
привлекательными - губы, глаза, зубы. Линии рук, походку. Увиденное как бы
стимулировало фантазию и помогало представить то, что скрыто под одеждой. У
некоторых восточных культур "сокрытое" оказалось настолько
абсолютизированным, что они могли., подобно японцам, считать красавицами именно
тех женщин, которые пишут хорошие стихи и обладают прекрасным почерком.
Распространение христианства очень сильно изменило
отношение к эротике. Римляне и греки были оптимистами, они считали:
"Завтра будет еще хуже!" - а поэтому надо наслаждаться жизнью здесь и
сейчас. Для христиан самой главной стала идея о грядущем спасении. А поэтому мирские
и плотские идеалы отошли на второй план. Даже эротизированные образы
"Песни песней" царя Соломона стали трактоваться в смысле любви не к
женщине, а к церкви и Богу. Единственный мужчина, который мог изображаться
полуобнаженным, это Иисус Христос, и интерес к плотской жизни как будто бы
пропал, однако это продолжалось недолго.
Стоило европейцам отправиться за море, в крестовые походы,
как сдержанность уступила место чувственности. А любовь к Богу - любви к
прекрасной даме. Наступил расцвет эпохи рыцарства, и хотя многое не могло быть
изображено, но оно говорилось, писалось, чувствовалось. Появились не только
учебники и наставления, согласно которым рыцарь должен был ухаживать за своей
дамой - в моду вошли даже суды любви, в которых рассматривались дела отверженных
и слишком навязчивых поклонников. Люди стали играть в любовь, а сама суть этой
игры выдвинула на первый план не приземленные желания, а переживания
эротические, ведь согласно кодексу любовной чести, нельзя было обладать или
жить в браке с той, кому поклоняешься. Интерес к эротике, впрочем, проснулся не
только в среде благородного сословия.
Телесными образами заинтересовались школяры и студенты
университетов, принявшиеся подражать наполненным эротическим символизмом поэмам
классиков, и именно из их среды вышли люди, которые стали духовными
наставниками эпохи Возрождения. Для художников открылась возможность изображать
объемное, реальное и сексуально привлекательное человеческое тело,
представлявшее собой не только идеал духовный (ибо изображали, в основном,
Богоматерь да святых), но и идеал телесный, потому что все возвышенное должно
быть прекрасным. Именно поэтому пришлось одному художнику подрисовывать в
Сикстинской капелле листики, чтобы прикрыть слишком эротичные творения
Микеланджело.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с
сайта http://swserv.h1.ru/