О феномене «Манас»
О феномене «Манас»?
Аразбай Ураев
Есть
ученые, которые утверждают, что события, описанные в эпосе «Манас», относятся к
тысячелетней давности, и эпос как литературно-философское произведение в
основном сформировался 1000 лет назад. Впоследствии манасчи развили и обогатили
содержание эпоса событиями, происшедшими за последние столетия в истории
кыргызского народа.
Однако,
по нашему мнению, эпосу «Манас» не 1000 лет, а минимум 2500-3000 лет. И самое
главное, первоначальный сюжет эпоса, возникший в то далекое время, почти без
изменений дошел до наших дней. В основе эпоса лежит арийский миф о
первочеловеке Мана [по санскриту – Ману]. Правы были знаменитый казахский
писатель М.Ауэзов и просветитель Чокан Валиханов, когда утверждали, что эпос
основан на древних мифах и легендах кыргызского народа, относящиеся к первому
тысячелетию до нашей эры. Эпос «Манас», являясь мифом о первочеловеке, создан с
помощью художественных аллегорических образов. Основная идея эпоса – борьба
добра и зла [в эпосе – мусульманина и капыра], что указывает на архаичность
событий, описываемых в эпосе, характерных для VII-V в.в. до нашей эры, когда в
Средней Азии господствовала религия зороастризма. [Борьба добра и зла – суть
религии зороастризма]. Кроме того, в эпосе год состоит из 13 месяцев, что также
указывает на архаичность кыргызского эпического памятника.
Основываясь
на тексте «Манаса», записанного Вильгельмом Радловым в 1896 г. из уст
безымянного манасчи, хотим высказать некоторые соображения.
Чтобы
понять текст эпоса, созданного в зашифрованном виде [т.е. сложным
метафорическим языком, присущим поэтике того времени], надо знать, что означает
образ каждого героя, который является художественно-аллегорическим выражением
стихий, событий, природных явлений, свойств человеческого характера и частей
его тела.
Мы
предлагаем ниже расшифровку имен и значений образов эпоса. Заменяя ими
географические названия, имена героев и некоторые другие наименования в
современном тексте, мы можем приблизиться к прочтению эпоса в его
первоначальном виде.
1)
Манас – означает «мана», т.е. сущность, плоть, тело первочеловека;
2)
Четыре пророка, обнявших Манаса в момент его рождения – четыре стихии природы:
огонь, вода, земля, воздух;
3)
Алмамбет – от слова «ал» – святой, «жан» – душа. Соединение [дружба] Алмамбета
и Манаса означает соединение души и тела;
4)
Нойон-хан – первопредок Манаса, Верховный Бог на седьмом Небе;
5)
Кара-хан – дед Манаса. Означает «черный туман», т.е. первоначальный хаос, из
чего сотворен мир;
6)
Джакып-хан – отец Манаса. Означает Небо. По древнеарийски – Джака [джагат] –
мир;
7)
Чыйырды – мать Манаса – Земля. Она же Баг-Дööлöт (вторая жена
Джакыпа – прим. Б.Ш.) – Земля, где царит Счастье и Благополучие;
8)
Кырк чоро (дружина из сорока витязей – прим. Б.Ш.) Манаса – сорок составных
частей Манаса, т.е. человеческого тела;
9)
Семь послов из Еркента – «ер» - земля, «кент» - крепость, - означает
Земля-Крепость. 7 послов – 7 стихий, присущих природе Земли: свет, цвет, звук,
пространство, запах, вкус и форма с содержанием;
10)
Сорок послов из Китая – 40 составных частей человеческого тела [есть полный
перечень всех 40 частей тела];
11)
Десять послов из Ногая – зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мысль,
память, слово, разум и талант;
12)
Мусульманин – добро;
13)
Капыр (гяур) – зло;
14)
Три мусульманина – благая мысль, благое слово, благое действие;
15)
Шесть капыров – злоба, ложь, клевета, зависть, алчность, страсть;
16)
Бешик (колыбель), в который положили новорожденного Манаса – Земля-колыбель жизни;
17)
Конь [сердце кобылы] – символ жизни;
18)
Тигр [сердце тигра] – символ смерти;
19)
Кöкчö - от слова «кöк» - синее небо, космос. Означает
пространство и время;
20)
Сражение Манаса с Кöкчö - сражение человека со временем;
21)
Оружие Кöкчö - Время [годы], несущие смерть всему живому. 12 патронов
оружия Кöкчö - 12 месяцев года. Одна куча пороха – один день. Две
кучи «сечме» [дроби] – день и ночь;
22)
Стрельба Манаса из оружия по Кöкчö - попытка человека убить время;
23)
Стрельба Кöкчö из оружия по Манасу – время направляет смерть
человеку;
24)
Айдар-хан – Луна;
25)
Камбар-хан – Солнце;
26)
Ак-Кула – конь Манаса, означает жизнь Манаса;
27)
Ак-Шумкар – птица Манаса – мечты Манаса;
28)
Пес Кумайык – собака Манаса – стремления Манаса;
29)
Айып-хан – символ стыда и страсти;
30)
Демир-хан – символ чувств;
31)
Каныкей – жена Манаса – желание, любовь Манаса;
32)
Бакай-хан – разум;
33)
Сестра Манаса – женский пол;
34)
30 верблюдов, навьюченных золотом и серебром – означают 15 характеров и 15
видов знаний человека [имеется полный перечень характеров и видов знаний].
35)
30 верблюдов, навьюченных шелком – 30 способностей человека;
36)
Подбить подкову коню – обуздание чувств;
37)
Алыстан келген Алмамбет – пришелец издалека [из космоса];
38)
Кёк кыяз – вода;
39)
Ак кыяз – воздух;
40)
Золотая одежда – хороший характер;
41)
Серебряная одежда – хорошие знания;
42)
Ала-жорго – день и ночь;
43)
Походы Манаса – перечисление стран означает 4 стороны света; подняться на
облака – 5 сторона – Небо – Космос; убить льва Кожа – спуститься в подземное
царство – 6 сторону;
44)
Алматы – яблоко, земной шар;
45)
Трофей – память;
46)
Ак-падыша – правильно Ак-хан – Бог;
47)
Чоѕ буура – бесконечное пространство;
48)
Схватки Чыйырды, длившиеся 7 дней – предание о том, что Бог создал Землю за
шесть дней, а человека на 7-ой день;
49)
40 чоро Кöкчö - 40 созвездий [имеется полный перечень созвездий];
50)
9 чоро Кöкчö - 9 планет солнечной системы;
51)
Поклон всех животных, склонявшихся справа и слева к Манасу – верховенство
человека над животным миром;
52)
Поездка Манаса к Ак-хану – пребывание души человека на том свете;
53)
Белый и черный кони Манаса – благоприятные и неблагоприятные дни его жизни;
54)
6 табунов лошадей, обещанных Кöкчö Манасу и 7 табунов, оставленных
себе – 13 месяцев года;
55)
90 черных лошадей – 90 дней осени; 60 серых лошадей – 60 дней зимы; 70 пегих
иноходцев [ала-жорго] – 70 дней весны;
56)
Кöкчöнÿн атын тöрт буту [четыре ноги коня Кöкчö]
– 4 времени года;
57)
Бадал-бай – ветер;
58)
12 женщин, принявших роды у Чыйрды – 12 созвездий Зодиака и т.д.;
Мы
из-за невозможности полно, слово в слово расшифровать текст «Манаса», тезисно
изложили часть выражений, зашифрованных в эпосе. Следует отметить тот факт, что
текст «Манаса» дошел до наших дней в устном виде и передали его нам манасчи
многих поколений, мало подвергая изменениям его основное содержание. Имена и
названия в эпосе остались почти неизменными. Хотя не исключено, что некоторые
манасчи, по своему творчески подходя к эпосу, внесли в него возможные
дополнения, где нашли отражение те или иные исторические события в жизни
кыргызского народа, происшедшие за последние столетия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://manas.kyrgyz.ru/