О типах речевого поведения
О типах речевого поведения
Игорь Родченко
Своеобразие
нашей личности ярко проявляет себя в речи. Иногда не видя человека, лишь
услышав первые его фразы на том конце телефонного провода, мы способны оценить
характер человека, предположить его сильные и слабые стороны. И, как ни
удивительно, часто это впечатление подтверждается в дальнейшем. Еще древние
подметили, что большинство говорящих отличались в каком-нибудь одном из
стилей.Одни были «…велеречивые, обладавшие важностью мыслей и великолепием
слов, сильные, разнообразные, обильные…», а другие - «…сухие, изысканные,
способные все преподать ясно и без пространственности…», третьи же отличались
умеренностью, использовали сильные стороны первых двух, но избегали их крайностей.
Сегодня, сидя за столом переговоров, участвуя в совещании или беседуя по душам,
мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника,
которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику
поведения, намерения и преследуемые цели. Вряд ли прогноз был бы возможен, если
бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении
самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях публичного
выступления как требующего усиления всех свойств говорящего. Много лет обучая
желающих ораторскому мастерству и слушая сотни публичных выступлений, я пришел
к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие
качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Прежде
всего, можно выделить две большие группы ораторов: рациональные - «технари» и
эмоциональные - «гуманитарии». Эти имена появились в рабочей обстановке и не
могут претендовать на точность. В свою очередь, каждая из этих групп также
может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков» и
«мыслителей», а «гуманитарии» - «поэтов» и «вождей». Разумеется, что в чистом
виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт позволяет
квалифицировать ораторский тип. Каковы их основные особенности?
1.
«Системщики». Для представителей этого типа характерно особо тщательное
отношение к подготовке речевого высказывания. Они возводят в абсолют
конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, любят
колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к публичному выражению
чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне
редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Во время выступления все
их внимание обращено к содержанию, они не любят отступать от намеченного плана
и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то им бывает очень
трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях «системщики» могут
потерять контроль над аудиторией, так как и во время выступления, они лишь
опосредовано, через материал, поддерживали связь со слушателями. Этот тип
ораторов идеален при подготовке материала, хорош в чтении научных сообщений и
докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.
2.
«Мыслители». Есть люди, которые любят порассуждать вслух, но при этом их
словесные построения лишены легкости и изящества. Это скорее публичный труд,
медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками нити разрозненных мыслей и
ткущего бесконечное полотно силлогизмов. Наблюдать за рождением новых идей
бывает очень занимательно, но, в силу отсутствия у оратора артистизма, не менее
утомительно. «Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко
свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание
слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему
спустя какое-то время. Хорошо, если материал выступления им знаком -
основываясь на известном, они способны созидать нечто новое, но именно из
«мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют
предметом высказывания. Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении,
которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы),
говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к
использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм.
«Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения
решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса
времени.
3.
«Поэты». Название весьма условное - редко кто из ораторов этого типа пишет
стихи. Их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое
чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные образы, как жонглеры,
владея метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими
«вкусностями» русской речи. Если к этому блюду бывает добавлена приятная
внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора - редкое
удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов,
картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо
труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.
4.
«Вожди». Это ораторы, способные воодушевить толпу. Их энергия, мощь их воли и
сила слова требуют простора площадей. В обычных жизненных ситуациях вы лишь
ощущаете горячность этой лавы, догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому
жесту, по крепости голоса. Содержание их выступлений основано на сочетании
безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается
так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления.
Если о других частенько скажешь, что они лишь говорят слова, то эти ораторы
всегда словом действуют. Однако с «вождями» случаются и печальные метаморфозы.
Если предмет речи, что не так уж и редко бывает в жизни, не задевает их за
живое, то из вождей превращаются они в аморфных беспозвоночных, теряя не только
силу слова, но и силу звука.
Разумеется,
публичное выступление - лишь одна из форм речевого поведения и далеко не все у
нас ораторы. Зато побывать в ситуации конфликта доводилось каждому и, как
правило, чаще, чем того хотелось бы. Давно замечено, что человек проявляет себя
именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в
ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности. В
психолингвистике профессором К.Ф. Седовым разработана весьма убедительная
типология языковых личностей, которую вполне возможно использовать на практике
. Исходя из доминирующей установки по отношению к другому участнику общения, мы
выделяем три уровня коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и
кооперативный. Что представляет собой конфликтный тип? Это человек - агрессор
или манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против
партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как деловые
партнеры они неудобны, потому что преследуют только собственные интересы. В
конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения
собеседника. В речевом поведении их отличает неумение замечать окружающее
пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого силу голоса. Как
правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут быть точно так же
невоздержанны в жестах и словесных оборотах. Когда Вы сталкиваетесь с таким
типом, самое главное - сохранять спокойствие и не терять чувства собственного
достоинства. Вспомните былую славу советской торговли. (Женщина из очереди) -
Да можно там побыстрее, а! Копаются еле-еле! (Продавщица) - Че орать-то/ Не
хочешь - не стой! Множество достойных продолжателей этой традиций бодрствуют в
торговых залах современных маркетов. Среди них часто встречаются именно
конфликтные типы. Такова сила привычки к самоутверждению за счет клиентов. Центрированный
тип речевого поведения любопытно наблюдать во время переговоров или
собеседований. Их главная особенность заключается в игнорировании собеседника и
концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с
выразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего
интересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя. (Приятель. Глядя
по сторонам) - Да все Слава Богу! Детей вот на юг свозил… А ты где отдыхал? (не
дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь? (не дожидаясь ответа) Говорят Ленка
замуж наконец-то вышла… Их более меланхоличные собратья по типу, могут быть
полностью закрыты. О таких говорят «он опять ушел в себя». Отвечают невпопад,
неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах,
эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр
голоса - тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно. Требуется
постоянная работа по привлечению и удержанию их внимания. Иногда они способны
своей манерой вызывать раздражение, но допускать проявления этого чувства
нельзя - это приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.
Мастерство в общении демонстрируют приверженцы третьего типа речевого
поведения, который мы называем кооператорским. Здесь очевидна настроенность на
партнера в общении, но в одних случаях, она может быть следствием боязни
конфликта, необходимостью поддерживать корректные отношения и выглядит скорее
как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает головой, повторяет
Ваши слова), а в других - это действительно желание понять собеседника, войти в
его положение. Такой человек не только способен услышать и увидеть партнера, но
и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение
требует мастерства владения голосом, пластичной выразительности, языкового
богатства. Разумеется, каждый человек способен к проявлению того или иного типа
речевого поведения. Многое определяет здесь та ситуация, в которой нам
приходиться высказываться. Но очевидно, что для достижения успеха в общении,
чаще бывают полезными навыки кооперативного типа. Безусловно, наблюдать за
людьми в их речевых поступках бывает не бесполезно. Однако не так уж важно, к
какому типу отнести своего собеседника. Гораздо важнее оценить свои собственные
качества и привычки и постараться их исправить, если ваш речевой тип не
способствует установлению хороших деловых или личных отношений. В конечном
итоге лучше знать эту реку, чем без брода соваться в воду.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://megarost.ru/