Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов
Трансперсональная психология – специфика направления и
подготовка специалистов
Бревде Геннадий Михайлович
Смысл
и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об
интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его
источника в каждом обучающемся.
Трансперсональная
психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики,
процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и
научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных
традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов
трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся
к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.
Трансперсональная
психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках
гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление
психологической науки и практики.
К
моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в
психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались
различные подходы, исследовательские и практические методы, техники,
инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и
инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или
иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В
основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный
– в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни – конструкт или процесс
психики.
За
рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения
человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного.
Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста,
обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как
харизматичность, востребованность, успешность. Для среднего обывателя западной
цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что
нечто, воспринимаемое им как свое Я – не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) –
но и «отнюдь не Я»; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное,
регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной
энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты.
Базальный
внутренний конфликт – разрыв между сознанием и бессознательным – стал распространенным
(если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии,
экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции
поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в
псевдорелигиозных сообществах), с другой - стихийно возникавшие и
патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта.
Распространенность
базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям
привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и
медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались
поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная
формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию
или закрытым от него регионам психики.
Объектом
глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и
трансперсональной школ) становится уже не личность - совокупность социально
значимых психических свойств, отношений и действий - а идивид - «обособленное,
нечленимое единство, некая целостность, включающая – по необходимости - как
незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к
пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов,
проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе
психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный
(холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения
психического здоровья. Поиск этих путей – символ веры, начертанный на знамени
трансперсональной психологии.
Понятия
“цель” τελός и “целое”
τελειός этимологически связаны. Достижение
цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте,
совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным
совершенное, симметричное, прекрасное целое. Согласно представлениям
аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма
проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства.
Конфликтные
напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и
его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о
том, что данный индивидуум не интегрирован (не собран, не целеустремлен, не
гармоничен), что его намерения и стратегии не интегральны (не соотнесены со
структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений,
восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство
направлены теоретические поиски и практические усилия интегральной психологии.
Интегральная
(интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом
контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей,
разработок.
Различие
в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не
восприятием и отображением разных ракурсов единого созерцаемого, но различием
манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего.
Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим
принципом деятельности. Интегративный – синтезирующий, ведущий к целостности.
Мировоззренческим
оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и
психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые,
многоуровневые, самоорганизующиеся системы, - части, которые имеют смысл только
в их отношении к целому.
Любая
интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в
ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится
интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или
подхода определяется его интегральностью.
Интегральная
(интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий,
концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к
целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности,
раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к
гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации.
Психотерапевтическая
мастерская
Трансперсональный
подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>>
Понимание
структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности, путей и
способов ее восстановления (индивидуации), умение успешно действовать в ее
контексте – концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального
психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он
специализируется.
По
сути дела, интегральная психология – методологическая основа построения и применения
технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии,
дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).
Практические
методы интегральной психологии и программ интегрального развития личности
включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но
дополнительных по сути своей, техник,
-
в фокусе которых – личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы,
проблемы;
-
осуществляющих комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело,
сознание, бессознательная психика);
-
использующих непроявленный личностный ресурсный потенциал;
-
направленных не столько на достижение целостности индивида, но и на
реорганизацию, интеграцию его экзистенциального контекста, полную и адекватную
самореализацию его, как личности, в социуме.
Применяя
эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из
виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма
психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их
полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий
каждого интегративного процесса уникален. Интегральные психотехники не могут
быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии
– это, прежде всего, их творческая разработка – а, зачастую и вдохновенная
импровизация - для каждого конкретного случая.
Интегративная
психология и ее основа – целостное мировосприятие – не совокупность сведений и
навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая
практическое применение, стиль профессионального мышления, знание особого рода,
образ жизни.
Получение
этого интегрального знания, переход к новому мировосприятию, изменение образа
жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент:
-
опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция);
-
восстановление внутриличностного единства (индивидуация, самопознание);
-
практика интегративной деятельности в социуме.
Как
говорят, «язык не поворачивается» назвать этот процесс «дополнительным
образованием» или «профессиональной подготовкой» - но, тем не менее, о
профессии интегративного психолога можно говорить только как о результате этого
процесса.
Требование
к образовательным программам по интегративной психологии, реализующим этот
процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами
«нового поколения» или нового уровня профессиональной подготовки не только
психологов и психотерапевтов, но и специалистов любых иных профессий, предусматривающих
работу с людьми.
Краеугольный
камень этих программ (в противовес дихотомии специального и системного
образования) - продуктивный синтез направленности на подготовку практикующих
специалистов - и полимодального, комплексного, системного, целостного подхода.
Упомянутые программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень
представления и легкость освоения материала.
Еще
одно, немаловажное требование – восхождение от обыденности к высшим, бытийным
ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов
в экзистенциальном контексте.
Программы
интегрального образования развивают креативность, подготавливают и настраивают
главный (может быть, единственный) инструмент – личность - специалиста
интегративной психологии, которая должна быть, во-первых, целостной, а
во-вторых, способной не только ставить и решать венчурные, инновационные
задачи, но и справляться с обыденными в соответствии с парадигмами творческой
разработки и применения интегральных психотехник.
Без
подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами
трансперсонального и, тем более, интегрального арсенала будет, в лучшем случае,
бесполезным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об
«антиметодологии» как основе прогресса или привести замечательное высказывание
Абрахама Маслоу: «если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем
будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов».
В
образовательных программах по интегральной психологии даже освоение теоретической
базы предусмотрено не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в
форме тренинга, самостоятельной творческой работы с материалом программ.
Специалист,
получивший профессиональную подготовку по направлению «Интегративная
психология», способен непосредственно после выпуска не только взяться за
сложные задачи психологической практики, но и предложить более высокий, даже по
сравнению с системным – интегральный – уровень их решения. Такой специалист,
независимо от профессии и рода деятельности (консультирование, психокоррекция,
работа с персоналом, PR, менеджмент) - становится эксклюзивным, востебованным,
высокооплачиваемым.
В
Книге «Веданта – религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе,
который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать
книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и
сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об
интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его
источника в каждом обучающемся.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su