Современная психология и ее место в системе наук. Психология и естествознание
Современная психология и ее место в системе наук. Психология и естествознание
В XX столетии психология вступила в период создания научных основ
разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый
предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы
исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов,
лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и
специализированными книжными издательствами. Систематически собираются
международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные
ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о
человеке в настоящее время осознается повсеместно.
Превращению психологии
в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием,
начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится
внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после
выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было
показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие
функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть
результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная
теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об
условных рефлексах, в трудах учеников Павлова — Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М.
Быкова, Н.И. Красногорского, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.А.
Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу
психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование
психологической науки усиливается за счет углубленного изучения
нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого
российскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной
системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным
результатом связи психологии с передовым естествознанием.
Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении
человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.П.
Боткин, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев и др.), разработавших основы
медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская
психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении
болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и
профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной
стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и
т.д.), ас другой—само заболевание ведет к возникновению особых психических
состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического
воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с
тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении
некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для
понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив
характер психологических расстройств устной или письменной речи больного,
уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного
мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.
Таким образом, современная психология в своем развитии как
самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. Серьезное
изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей
биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т. д.). Ряд отраслей
психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология,
медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются вместе с
тем разделами естествознания и медицины.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru