Острое лезвие совета
Острое
лезвие совета
Помощь советом
отличается от беседы не набором необходимых навыков, а ситуацией. Опытные
наставники (и опытные менеджеры) знают, когда помочь советом. Хороший подход к
помощи советом содержит три основных этапа, о которых рассказывает этот
материал.
Гарет Льюис
(Gareth Lewis), консультант по менеджменту
Помощь советом
отличается от ежедневных бесед «один на один» не набором необходимых навыков, а
ситуацией. Опытные наставники (и опытные менеджеры) знают, когда помочь
советом. Каковы же типичные признаки этих ситуаций?
Хороший подход
к данному виду помощи — помощи советом — согласуется с тем, что беседа в рамках
этой помощи содержит три основных этапа.
Назовем их:
1. Дать определение.
2. Дать
описание.
3. Дать
решение.
Этап 1: Дать
определение
Первый этап
касается определения конечных результатов. Помощь советом — это
структурированное участие и подразумевает больше, чем просто возможность
поговорить или выпустить пар. Эта структура вводится в действие с самого
начала. Хотя представление проблемы — это начало, мы должны ставить ее под
сомнение. Ключевым вопросом будет:
«Что вы хотите
извлечь из этого?»
Чем
определеннее будет ответ, тем лучше. Одной из причин постановки встречного вопроса
является то, что люди часто, как и следовало ожидать, представляют проблемы
негативного характера:
«У меня не
ладится с людьми на работе».
Если мы зададим
встречный вопрос:
«Что бы вы
хотели?»,
то это
подтолкнет человека к положительному утверждению. И если они ответят:
«Я хотел бы
лучше ладить с людьми на работе»,
значит, вы
сделали значительный шаг вперед. Утверждение из отрицательного стало
положительным. Оно сменило состояние неудовлетворенности на состояние цели или
повестки дня. Новое утверждение дает структуру и цель для беседы.
Оно может быть
даже продвинуто на ступень выше. Утверждение типа:
«Я хочу
чувствовать себя на работе лучше»
является
положительным, но оно не содержит значения степени «лучше». Встречный вопрос
должен сделать его более определенным с поведенческой точки зрения.
«Что поможет
тебе чувствовать себя на работе лучше?»
Этап 2: Дать
описание
Второй этап
посвящен изучению ситуации. Для этого мы должны позволить человеку заговорить.
Мы должны использовать открытые вопросы и не забывать уточнять чувства, эмоции,
а также факты. Фактически, мы применяем все те навыки, которые были изложены
выше в разделе о навыках слушания. Сюда входят слушание, подтверждение,
уточнение, встречные вопросы и подведение итогов по мере нашего продвижения от
общего к частному.
Основной целью
здесь будет понимание и осознание основных масштабов проблемы.
Этап 3: Дать
решение
Последний этап
затрагивает поиск решений проблем и вопросов, стоящих на повестке дня.
Главное здесь —
позволить человеку найти собственное решение проблемы, которое бы
соответствовало его стилю и потребностям. Всегда существует соблазн вмешаться и
предложить или даже навязать свое собственное решение. Здесь нужно обладать
способностью ждать и принимать происходящее как должное. Нужно также уметь
ставить под сомнение решения, чтобы проверить их уместность и реальность.
Последнее, что
можно сказать о помощи советом, то, что необходимо всегда помнить, что мы имеем
дело с людьми в очень чувствительной сфере. Люди несут с собой все самое сокровенное,
и они многое вложили в беседы и вопросы, которыми они делились с нами. Они
раскрывают свои чувства, надежды, опасения и тревоги, они волнуются. К тому же
эти взаимоотношения обычно подразумевают перемены. Это может означать перемену
в обстоятельствах, но больше всего это обычно означает перемену в поведении.
Это может пугать. Люди имеют сильную склонность придерживаться того поведения,
которое им сослужило хорошую службу, и при помощи которого они создали свой
уютный мир. И поэтому перемены могут бросить вызов чувству собственного «я»
человека, а также его привычкам. Эти перемены поэтому не являются пустяковыми
для людей. Они затрагивают самое сокровенное.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/