Понятие и содержание системы элементов механизма административно-правового регулирования
Понятие и содержание системы элементов механизма
административно-правового регулирования
B.C. Четвериков
Система
элементов механизма административно-правового регулирования представляет собой
совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и
образуемых в информационно-правовое единство в целях упорядочивающего
воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере
деятельности органов исполнительной власти, государственного управления,
администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых
административными правовыми нормами управленческих отношениий, возникающих в
государстве и обществе. В систему основных элементов механизма
административно-правового регулирования следует включить:
1)
нормы административного права, регламентирующие принципы организации и
деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; формирование
целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов
исполнительной власти, государственного управления, содержащиеся в Конституции
РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ, и
постановлениях Правительства РФ, а также аналогичных нормативных актах на
уровне субъектов РФ и других нормативных актах, принятых полномочными органами
государственной власти и управления, а также администрациями органов местного
самоуправления;
2)
акты толкования норм административного права, как правило, Конституционным
Судом РФ, другими судебными органами, а также акты, разъясняющие практику
применения вышестоящих актов управления, например, приказ Минюста России о
разъяснения порядка регистрации нормативно-правовых актов, принятых ФОИВ,
регламентированных указом Президента РФ «Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственная регистрация»;1
3)
индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РФ о награждении ряда
должностных лиц органов государственной власти орденами и медалями;
4)
акты применения норм административного права, например, рассмотрение и принятие
решения о наложении административного наказания на гражданина за
административное правонарушение, на основании и в порядке, предусмотренном
соответствующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее
КоАП РФ).
Акты
применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные
(подведомственные административно-властные, внесудебные) полномочия органа или
должностного лица;
5)
административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления — это, прежде всего, урегулированные
нормами административного права полномочия, функции, задачи, права, обязанности
и ответственность субъектов этих отношений, точнее правила поведение участников
этих управленческих отношений.
К
числу правовых средств механизма административно правового регулирования
следует также отнести такие как:
•
методическое руководство Минюста России над подразделениями юстиции в
федеральных органах исполнительной власти по подготовке проектов нормативных
актов;
•
укрепление контроля над органами юстиции в субъектах РФ (особенно в республиках
в составе России);
•
укрепления централизованной системы прокурорского надзора за законностью в
деятельности органов исполнительной власти (особенно в республиках в составе
России);
•
обеспечения условий для формирования достаточного уровня правосознания граждан
и должностных лиц.
Все
эти перечисленные правовые средства играют немаловажную роль в
совершенствовании механизма системы административно-правового регулирования.
Как правило, акты управления должны приниматься на основании законодательства,
нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, но этого
условия недостаточно.
Вторым
условием является исполнение вышестоящих нормативно-правовых актов, то есть
акты управления должны работать на цель, заложенную в законах, указах
Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, иными словами, проявлять
инициативу во исполнение целей, сформулированных в вышеперечисленных
нормативных актах.
Элементы
системы механизма административно-правового регулирования в своей совокупности
реализуют совершенно новые интеграционные свойства, оказывая при этом
воздействие на управленческие отношения в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления, нежели оказываемое
воздействие каждым из этих элементов механизма в отдельности.
Отдельный
элемент механизма административно-правового регулирования выполняет свою
специфическую роль в регулировании поведения субъектов управленческих отношений
в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного
управления. По своей сути эти элементы выступают в качестве юридических средств
административно-правового регулирования и других специфических управленческих
отношений, возникающих в управленческой деятельности органов законодательной и
судебной власти, органов местного самоуправления и других негосударственных
управленческих отношений, связанных с реализацией государственных функций.
Сам
процесс административно-правового регулирования представляет собой некоторый
алгоритм последовательного воздействия правовых методов и средств для достижения
целей регулирования поведения участников управленческих отношений в сфере
деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Актуальным
правовым средством в системе механизма административно-правового регулирования
следует считать принятый указ Президента РФ «Об утверждении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их
государственная регистрация». Поели анализа практики нормотворчества
федеральных органов исполнительной власти был принят 14 июля 1999 г. приказ
Минюста России №217 «Об утверждении Разъяснений о применении «Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их
государственной регистрации». Как было указано выше, это является примером
официального разъяснения целей и задач вышестоящего акта управления.
Нормативно-правовые
акты федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ) издаются на основе
и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ,
постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по собственной
инициативе ФОИВ в пределах своей компетенции. Нормативно-правовые акты издаются
ФОИВ в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и
положений. Не могут быть нормативно-правовые акты в виде писем и телеграмм.
Структурные подразделения и территориальные органы ФОИВ не вправе издавать
нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты могут быть изданы совместно
несколькими ФОИВ или одним при согласовании с другими. Визы согласований
проставляются уполномоченными должностными лицами на обороте подлинника внизу
последнего листа текста документа.
Подготовленный
нормативно-правовой акт ФОИВ должен иметь следующие реквизиты:
•
наименование органа, его издавшего;
•
наименование вида акта и его название;
•
дата утверждения и его номер;
•
наименование должности и ФИО подписавшего акт лица. Регистрации подлежат все
нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина или имеющие межведомственный характер, кроме сведений,
представляющих государственную и конфеденциальную тайну. Регистрация в Минюсте
РФ включает следующие операции:
•
принятие решения о необходимости государственной регистрации;
•
присвоение регистрационного номера;
•
занесение в Государственный реестр нормативно-правовых актов ФОИВ.
Через
5 дней со дня утверждения 4 экз. (подлинник и 3 копии) поступают в Минюст
России.
К
нормативно-правовому акту прилагается:
•
основание его издания;
•
сведения об остальных актах по этому вопросу и сроки приведения их в
соответствие с принятым;
•
визы согласования с заинтересованными ФОИВ;
•
виза руководителя юридической службы ФОИВ, издавшего акт.
В
результате анализа срок государственной регистрации нормативно-правовых актов в
Минюсте РФ 15 дней, он может быть продлен не более чем на 10 дней. В течение
суток после государственной регистрации подлинник нормативно-правового акта с
присвоенным номером регистрации направляется Минюстом России в ФОИВ, его
приславший. Копия направляется в «Российские вести и издательство «Юридическая
литература» для опубликования в течение 10 дней, если не указан другой срок
вступления в силу.
Целям
более успешной реализации этих правовых средств административно-правового
регулирования служит также принятый указ Президента РФ от 2 мая 1966 г. «О
мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации». В связи с этим указом
Министр юстиции впервые воспользовался своим правом вносить представления
Президенту РФ о привлечении к ответственности должностных лиц по фактам
неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции РФ, федеральных законов,
указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства
РФ.
Налажена
правовая экспертиза нормативно-правовых актов, принятых субъектов федерации, на
акты противоречащие российскому законодательству, материалы передаются в
Генеральную прокуратуру РФ для принятия соответствующих мер. Однако при
нынешней системе подчиненности-прокуроров субъектов федерации (особенно в
республиках) это средство механизма административно-правового регулирования не
достаточно эффективно. При этом было отмечено, что органы юстиции и иные
уполномоченные государственные органы слабо реагируют на допускаемые нарушения,
ограничиваясь лишь сбором информации о подобных фактах. Полномочными представителями
Президента РФ, введенными 13 мая 2000 г. Указом Президента РФ «О полномочном
представителе Президента РФ в Федеральном округе» было образовано 7 Федеральных
округов, которые к концу 2000 г. выявили более 6 тысяч местных законодательных
актов, не соответствующих федеральным законам и Конституции РФ. В 2001 институт
полномочных представителей совместно с Генеральной прокуратурой РФ выявили
более трех с половиной тысяч нормативных актов, принятых в субъектах РФ, не
соответствующих Конституции и федеральным законам, четыре пятых из них
приведены в соответствие с федеральным законодательством. Положительную роль
имело постановление Правительства РФ от 29.10.2000 г. «Об утверждении положения
о порядке ведения федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов
РФ».
Особое
значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования
занимает правосознание граждан, методы убеждения и административного
принуждения. Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих
определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права,
правоприменительной деятельности, законности, правосудию, их мнения о
правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений. Основой
правосознания является конкретная правовая идеология как носитель правовых
взглядов, опирающихся на определенные научные позиции. Взаимосвязь
правосознания и права имеет комплексный характер. Правосознание, с одной
стороны, предшествует праву, так как психологически опирается на привычки,
чувства и эмоции людей сложившиеся до действия норм права. С другой стороны,
сложившаяся в обществе правовая система, является одним из важнейших факторов,
воздействующих на правосознание людей.
Уровень
правосознания субъектов управленческих отношений влияет на состояние дисциплины
и законности в сфере деятельности исполнительной власти, государственного
управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как
самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования, так
как оно, прежде всего, реализуется в административно-правовых отношениях
конкретных субъектов исполнительной власти, государственного управления,
администраций органов МСУ.
Ранее
считалось, что антагонизм существует только в классовом обществе, однако на
практике это явление имеет более сложный характер. Метод убеждения является
основным методом добровольного и добросовестного исполнения гражданами своих
обязанностей в сфере управленческих отношений, без каких-либо угрожающих
санкций за невыполнение норм и правил поведения, регламентированных
административно-правовыми нормами. Однако для меньшей части физических и
юридических лиц, не выполняющих требования норм, могут быть применены
административно-правовые меры принуждения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru