Реализация принципа наглядности при изучении темы физики "Электромагнитные явления"
Реализация принципа наглядности при
изучении темы физики "Электромагнитные явления"
Черных Р.А., Скулов П.В.
Принцип
наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса
усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало. В фактах
и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего
определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета
к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному,
конкретному.
Классическая
дидактика установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, что
успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрение вещей,
предметов, процессов и событий окружающей действительности. Наглядность и в
особенности наблюдение натуральных объектов, взятых в их естественных условиях,
несомненно, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний детей об объективном
мире. Она дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления.
Наглядность обучения рассматривается в тесной связи с активностью учащихся.
Необходимо отметить большое значение правильно поставленной наглядности
обучения именно на основе наблюдений предметов, явлений и процессов окружающей
действительности.
Таким образом,
можно сделать вывод, что наглядность является исходным пунктом обучения.
Теорию наглядности
разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие. В последствии
проблемой наглядности занимались такие учёные и дидакты как Р.Г. Ламберг, М.Н.
Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников и многие
другие. В настоящие время исследования в этой области проводят А.А. Шаповалов,
А.Н. Крутский.
Разработано
большое количество наглядного материала по данной теме, но нет систематизации
этой наглядности, поэтому мы решили систематизировать и разработать
дидактический материал. Весь систематизированный и разработанный материал был
оформлен в дидактическое пособие.
Наглядность - это
показ различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробным
сопроводительным текстом. Изучая, анализируя литературу и систематизируя её,
наглядность была разделена на следующие направления: Демонстрация приборов и
механизмов Демонстрация картин Демонстрация слайдов, диафильмов
Демонстрация кинофильмов Демонстрация видеофильмов Демонстрация опытов
Логические конспекты, структурные схемы Задачи-рисунки, опытные задачи
Компьютерные программы
Принцип наглядности
реализуется в процессе проверки знаний учащихся, т.е. в контрольных работах,
лабораторных работах, самостоятельных и различных тестах.
Разработано
учебное пособие для учителя, которое содержит в себе планы уроков с подробным
подбором средств наглядности и методическими рекомендациями к ним.
Примеры:
Решение задач
I. Стальной магнит
ломают пополам. Будет ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте
излома магнита (рис.1)? 1. Концы А и В магнитными свойствами обладать не будут.
2. Конец А станет
северным магнитным полюсом, а В - южным.
3. Конец В станет
северным магнитным полюсом, а А - южным.
Показ диафильмов
1. "Наглядные примеры по физике: Электромагнитные явления"
Демонстрация
опытов 1. Опыт Эрстеда.
2. Действие
магнитного поля на проводник с током.
3. Электромагнит.
4. Получение
спектров магнитных полей.
При проведении
опытов полезно обсудить (если можно, экспериментально подтвердить) следующие
вопросы: 1. Будут ли реагировать на появление тока в проводнике магнитная
стрелка, помещённая далеко от проводника? 2. Можно ли говорить о магнитном
поле, что оно бывает сильным или слабым? 3. Что произойдет с направлением
магнитной стрелки, если поменять направление тока в проводнике?
В опытах можно
использовать не железные опилки, а магнитные стрелки.
При демонстрации
спектра магнитного поля прямого тока также можно продемонстрировать спектр
магнитного поля витка с током. Поскольку части витка, пересекающие столик,
находятся довольно далеко друг от друга, на столике из опилок складываются
картины магнитных полей двух прямых токов. Но проще показать спектр с помощью
демонстрационного зеркала. Можно также пронести панель со спектром по рядам.
Мы считаем, что
использование в учебном процессе наглядности приведёт к повышению успеваемости
учащихся, к более глубокому и лучшему пониманию учебного материала.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/