Методические рекомендации к программе по православному воспитанию детей дошкольного возраста
Методические рекомендации к программе по православному
воспитанию детей дошкольного возраста.
Алексеева А. А.
Приказом
МО РФ от 01.07.03 (№2833) образовательным учреждениям предоставлено право
обучать религии детей с их согласия и по просьбе родителей.
Каждая
тема программы предполагает целенаправленную работу воспитателя в процессе
повседневной жизни детского сада, а также проведение специальных занятий,
бесед, которые развивают, наглядно показывают и объясняют ее содержание.
Количество
занятий или бесед не регламентируется. Это зависит от возраста детей, уровня их
общего развития, воцерковленности, подготовленности по данным вопросам.
Занятия
и беседы необходимо проводить в интересной, доступной для детей форме,
иллюстрируя отдельные положения наглядными пособиями. Очень важно учитывать
индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимает
преподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой
- увиденное, третий - проигранное.
В
работе используются разные виды детской деятельности:
дидактические игры, создаваемые педагогом
вместе с детьми;
изобразительная
деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое
видение образов;
музыка,
вызывающая радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую
печаль, способствующая активному сопереживанию, воздействующая на чувства и
сознание;
игры-драматизации.
Занятия
могут комбинироваться по усмотрению педагога с использованием тех или иных
средств выразительности.
Усвоение
нового материала у ребенка младшего дошкольного возраста лучше всего происходит
при его включении в практические действия (лепка, рисование, конструирование,
посадка растений и др.). Следует также отметить, что для детей этого возраста
важно неоднократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной и той
же интерпретации.
Закрепление
тем проводится в повседневной работе с детьми, во всех видах детской
деятельности.
Тема
1. Ребенок и его окружение
Цель.
Уточнить представление о близких ребенка (отец, мать, братья, сестры, другие
родственники). Дать представление о его непосредственном окружении (дом, двор,
улица, город, страна).
Занятия
по данной теме проводятся после знакомства и индивидуального собеседования с
каждым ребенком и его родителями, во время которого уточняются такие вопросы,
как состав семьи, взаимоотношения ее членов, участие в церковной жизни, условия
воспитания. Затем детям последовательно даются понятия о семье, родных и
близких, подчеркивается забота родителей о ребенке, их любовь. Воспитатель
побуждает детей высказать свою любовь к родителям и другим членам семьи.
Для
знакомства с окружающим миром организуются целевые прогулки вокруг детского
сада, по близлежащим улицам, паркам, посещение церквей, монастырей, различных
памятных мест. Для детей более старшего возраста организуются экскурсии по
городу и пригородным районам. Желательно посещать места, связанные с жизнью и
подвигами святых. Во время таких экскурсий подчеркивается красота окружающей
природы, что подводит детей к понятию "Бог – Творец мира".
В
процессе занятий широко используются фотографии, иллюстрации, слайды и другой
наглядный материал.
Примерное
содержание занятия "Моя семья" для детей 3 лет
До
3 лет воспитание ребенка, как правило, происходит дома, и первыми его
воспитателями являются мать и отец, отчасти другие близкие родственники -
бабушки, дедушки, братья, сестры и др. После 3 лет, даже при поступлении ребенка
в детский сад, семья продолжает играть главенствующую роль в его духовном
воспитании.
В
начале занятия воспитатель предлагает поговорить о своих семьях. Он спрашивает
у детей, как зовут маму, папу, есть ли бабушка, дедушка, братья, сестры и
другие родственники. Разговор сопровождается рассматриванием фотографий родных.
Затем
воспитатель рассказывает детям о том, как мама, папа, бабушка заботятся о них,
готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.п., побуждая детей к
разговору о заботе близких. Постепенно воспитатель подводит разговор к тому,
что группа - тоже семья, все дети должны любить друг друга, как родные братья и
сестры, быть добрыми и заботливыми.
Закончить
занятие можно рассказом, стихотворением, песенкой, предложить детям нарисовать
что-нибудь в подарок своим близким.
Важнейшей
задачей воспитания детей данного возраста является развитие у них умения
доброжелательно общаться со сверстниками (делиться игрушками, гостинцами,
уступать, помогать, сопереживать другому ребенку), четко, внятно выражать свои
просьбы, благодарить за оказанную помощь, бережно относиться к вещам и
игрушкам. При этом очень важно, чтобы и родители, и воспитатели детского сада
предъявляли ребенку единые требования.
Примерное
содержание занятия "Мой дом" для детей 4 лет
Для
детей среднего дошкольного возраста семья остается центром всего мира. В ней он
ищет любви и защиты от любой опасности. Вместе с тем повышается роль детского
сада, воспитателей, которые уже во многом могут заменять родителей.
В
начале занятия воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своем доме,
квартире, комнате, описать обстановку, рассказать, какая икона висит над его
кроваткой, есть ли дома лампадка, когда ее зажигают, зажигают ли свечки и т.п.
Затем
воспитатель рассказывает детям, что группа - это тоже их дом, где все вместе
дружно проводят время; обращает внимание на обстановку группы, особо
останавливаясь на церковной атрибутике (икона, лампадка, свечки, Библия и др.).
Занятие
можно закончить конструированием, предложив устроить в игровом уголке домики
или комнатки для кукол. В зависимости от желания детей можно ограничиться
рисунками или лепкой на соответствующую тему.
Примерное
содержание занятия "Мой город" для детей 5-6 лет
У
детей старшего дошкольного возраста расширяются представления о мире, и задача
воспитателей и родителей - поддерживать этот интерес и давать ему правильное
направление, формировать любовь к своему краю, городу, стране, родной природе.
Во
время специальных занятий, экскурсий, бесед у детей следует формировать правильное
представление о растительном и животном мире, природных явлениях, подчеркивать
красоту и мудрость окружающего мира, развивать способность любоваться картинами
природы, бережно относиться к растениям и животным, проявлять действенную о них
заботу. Все это должно быть пронизано чувством постоянного присутствия Бога -
Великого Творца этого прекрасного мира.
Занятию
"Мой город" предшествует большая предварительная работа: пешеходные и
автобусные экскурсии по близлежащему окружению и по городу с посещением церквей,
монастырей, парков, магазинов и т.п.; чтение рассказов, стихотворений о городе
и т.п.
Вначале
воспитатель уточняет знания детей о том, в каком городе они живут, как
называются окрестные улицы, какой адрес детского сада, по каким адресам
проживают дети, их родные и знакомые. Затем предлагает вспомнить об экскурсиях
по городу, о том, что видели, какие храмы посещали и т.п.
Во
время беседы следует обращать внимание на красоту города, попросить вспомнить
названия центральной площади, главных улиц, известных памятников и пр. Хорошо,
если удастся показать детям любительский фильм о городе или слайды. Желательно
привлекать к проведению такого занятия родителей, которые также могут
рассказать о городе, его истории, о событиях в своей семье, связанных с храмами,
зданиями, улицами, площадями и т.п.
В
заключение следует подвести детей к осознанию своей любви и благодарности к
Богу, который дал им возможность родиться и проживать в этом прекрасном городе.
По
окончании занятия можно предложить детям отобразить данную тему в рисунках,
лепке, конструировании и др.
Тема
2. Бог – Творец мира
Цель.
Дать элементарное представление о Боге как Творце всего существующего;
показать, как прекрасно создана наша Земля.
Дети
знакомятся с основными положениями Священной Истории. С учетом возраста, уровня
общего развития, подготовленности в религиозном плане им преподносится материал
о том, как Бог создал мир за шесть дней, о жизни первого человека в раю, любви
Бога к людям и др.
Для
закрепления знаний организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых
дети могут любоваться природой, созданной Богом, знакомиться с растительным и
животным миром, наблюдать за поведением диких и домашних животных и птиц. Им
можно дать представление о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители).
Для этого надо на конкретных примерах обращать внимание детей на добрые и злые
дела, добрые и злые слова, подчеркивать, что Бог любит добрых людей и
наказывает злых.
В
качестве пособий следует широко использовать "Детскую Библию", иконы,
репродукции картин русских художников на темы сотворения мира, слайды,
любительские кинофильмы, а также журналы "С нами Бог", "Божий
мир" и д.р., публикующие рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки,
песни на религиозные темы.
Подведение
к теме "Бог – Творец мира" для детей З лет
С
детьми 3 лет специальные фронтальные занятия проводить нецелесообразно. В этом
возрасте им надо дать только первые представления о том, что Бог является
Творцом всего окружающего. Объяснить это можно в последующие годы.
Воспитатель
должен дать представление о Боге маленькому ребенку через организацию быта
группы: молиться перед едой, благодарить Бога после трапезы, говорить:
"Господи, благослови" перед любым делом, перекрестить подушечку,
укладывая малыша спать, перекрестить ушиб, благословлять ребенка перед выходом
на улицу и т.п.
Чтобы
у детей начало формироваться правильное представление о Боге как Творце мира,
следует проводить индивидуальные беседы, постоянно обращая внимание на все, что
их окружает: на солнце, небо, облака, траву, цветы, деревья, птиц, зверей и др,
объясняя, что все это создал Господь. С этой целью можно также использовать
любое явление природы: снег, дождь, град, грозу, радугу, порывы ветра и пр.
Детям следует объяснять, что все это дано людям для радости, все говорит о
любви Бога к ним. Поэтому и человек должен проявлять заботу о каждом творении
Господа, сочувствовать и помогать другому, когда ему плохо.
После
некоторой предварительной подготовки детям можно читать короткие рассказы о
сотворении мира, показывая одновременно соответствующие картинки, изображающие
различных представителей растительного и животного мира.
Примерное
содержание занятия "Бог - Творец мира" для детей 4 лет
Воспитатель
продолжает работу, начатую в младшем возрасте. Преподносить материал лучше в
форме непосредственных бесед и рассказов, излагая его так эмоционально и
красочно, чтобы дети почувствовали, как Бог вложил в сотворенный Им мир и
человека свою любовь и заботу, дал им возможность расти и развиваться, жить и
радоваться жизни.
В
процессе ознакомления детей с данной темой полезно использовать разные виды
деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, рисование, лепку,
аппликацию, конструирование, прослушивание духовной музыки, церковных
песнопений. Все это помогает глубже прочувствовать познаваемое и творчески
отображать свое видение этих образов.
Воспитатель
знакомит детей с Библией - книгой Священного Писания, которая рассказывает о
сотворении мира по Слову Бога за шесть дней.
Одно
из первых занятий может быть посвящено сотворению мира Господом. Воспитатель
рассказывает детям о том, что написано в Библии: весь мир: небо, земля, моря,
реки - все, что растет и живет, создано Богом. Рассказ должен быть простым и
доступным, примерно следующего содержания.
"Давным-давно,
даже представить трудно, как это было давно, решил Бог сотворить мир. Сначала
Он создал небо и землю. И получилась Земля - круглая, как мячик или воздушный
шар.
Это
сейчас на Земле живут люди, в том числе мы с вами. А тогда на ней никого не
было, ничего не росло. Земля была холодной, безжизненной. Все вокруг было
темно, и, окажись мы тогда на ней, нам, наверное, было бы очень страшно.
И
сказал Бог: "Да будет свет!" И вмиг стало светло. Свет Бог отделил от
тьмы и назвал днем, а тьму - ночью.
Ночь
сменилась днем - это был самый первый день на Земле".
После
слов "И сказал Бог "Да будет свет" воспитатель для большей
наглядности предлагает детям закрыть глаза, заткнуть уши и вообразить, что
ничего еще нет. Потом он предлагает им открыть глаза и рассказать, как
воспринимается свет - все видно, все есть. Можно придумать и другие варианты
Например, затемнить помещение, изобразить на листе ватмана первоначальный хаос
Вселенной и т.п. Включая и выключая свет или зажигая и гася фонарик, можно дать
представление о дне и ночи. В конце занятия можно предложить детям нарисовать
день и ночь.
Примерное
содержание занятия "Бог - Творец мира" для детей 5-6 лет
Дети
старшего дошкольного возраста, которые раньше чувствовали Бога подсознательно,
теперь могут воспринимать Его как Духа вечного, вездесущего, всемогущего,
всеблагого, всеправедного, неизменяемого, всеблаженного, который обладает этими
свойствами сразу и всегда.
Одно
из занятий по данной теме с детьми 5-6 лет следует посвятить закреплению знаний
о сотворении мира Богом и привитию чувства бережного отношения к природе —
великому творению Господа. Повторяются Дни Творения.
Воспитатель
говорит детям, что Бог создал Землю прекрасной, и предлагает вспомнить, как Он
это сделал. Дети отвечают на вопросы, повторяя пройденный материал При этом они
могут рассказать, что растет на Земле, какие она дает плоды и т. п. Воспитатель
подчеркивает, что Земля нуждается в нашей постоянной заботе, ее надо беречь,
ухаживать за ней, как за любимым садом.
В
конце занятия детям можно предложить нарисовать сад с цветами, деревьями,
кустами. Можно предложить построить из конструктора фруктовый сад или огород с
грядками.
Занятие
заканчивается беседой о том, как следует вести себя в этом прекрасном саду - не
баловаться, не топтать грядки, не рвать цветы, поливать их, полоть и т.п.,
чтобы сад всегда оставался красивым.
После
такой беседы следует перейти к рассказу о том, что и вся окружающая нас природа
также нуждается в постоянной заботе и охране. Господь Бог создал ее и подарил
нам для того, чтобы мы всегда заботливо и бережно относились к ней.
Тема
З. Молитва – общение с Богом
Цель.
Приобщить к молитве как к естественной потребности общения с Богом. Научить
молиться.
До
организации систематических занятий по данной теме воспитателю необходимо
выяснить подготовленность детей к молитвенному общению с Богом. В
индивидуальных беседах с детьми и родителями выясняется их воцерковленность,
уточняется, насколько молитвы внедрены в жизнь семьи, как ребенок относится к
молитве, как родители приобщают к ней ребенка, не допускают ли при этом
насилия, что не должно иметь места, какие молитвы знает ребенок.
Вообще
специальные занятия по данной теме проводить нецелесообразно. Молитва в
православном детском саду (группе) должна быть постоянной атрибутикой всей
жизни ребенка.
Приобщение
к молитве детей 3 лет
Для
приобщения к молитве большое значение имеют создание молитвенной атмосферы как
дома, так и в детском саду, а также личный пример родителей и воспитателей.
Сами молитвы для детей этого возраста должны быть очень краткими и понятными по
содержанию. Это такие молитвы, как "Господи, благослови!",
"Господи, помилуй!", "Слава Тебе, Господи".
Все
молитвы дети произносят вместе с взрослыми (родителями, воспитателями), В
детском саду молитвы произносятся перед началом и после окончания трапезы, а
также любого дела.
Маленького
ребенка следует научить, как вести себя перед началом молитвы и во время ее (в
комнате должен быть порядок, игрушки убраны, сам ребенок должен быть аккуратно
одетым, с чистыми руками и т.п.). Ребенка надо научить правильно совершать
крестное знамение (сложить вместе три пальчика правой руки: указательный,
большой и средний, пригнуть к ладони безымянный палец и мизинец; осенить себя
крестом, прикоснувшись сначала ко лбу, потом к поясу, затем к правому и левому
плечу).
Подведение
к молитве детей 4-5 лет
Детей
4-5 лет уже можно подводить к молитве как к личной беседе с Богом. Их также
следует побуждать молиться перед началом и по окончании любого дела. Кроме
того, им уже можно объяснить, что всякое дело нужно совершать во славу Господа
Бога нашего, произнося более сложную молитву: "Во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа. Аминь". Слово "Аминь" надо обязательно произносить
в конце этой молитвы. Оно означает: "Истинно так, сущая правда". При
этом воспитатель подчеркивает, что такая молитва помогает успешно завершить
любое дело. Эта молитва произносится также и утром, как только ребенок
проснется. Об этом воспитатель может напоминать детям, говоря при этом, что
после такой молитвы Бог весь день будет с нами и будет помогать нам во всем.
Кроме
этой молитвы, детям надо заучить такие молитвы, как "Господи, спаси и
сохрани!", "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!",
"Пресвятая Богородице, спаси нас!". Эти молитвы следует произносить
перед иконами Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Детям
этого возраста можно рассказать, когда и как надо молиться. Господь велит нам
молиться всегда, то есть утром, вечером, днем. Молитвы можно произносить вслух,
когда никого нет рядом, или про себя. В это время надо быть внимательным,
хорошо понимать и чувствовать, что произносится. Хорошо во время молитвы
смотреть на икону, и особенно хорошо, когда перед ней горит лампадка или свеча.
Родители
и воспитатели должны объяснить детям, что они, кроме указанных выше молитв,
могут обращаться к Богу по любому вопросу и поводу со своими словами, то есть
со своей личной молитвой. И многие дети это с радостью делают.
Молитвы
детей 5 лет
Дети
старшего дошкольного возраста должны уже хорошо понимать, что молитва - это
разговор с Богом, благодарение за все, что они имеют, просьба о помощи, защите
от опасности.
В
этом возрасте с детьми заучивают более сложные молитвы - "Слава Тебе, Боже
наш, слава Тебе", "Отче наш", "Богородице Дево,
радуйся". Одновременно дети могут произносить и краткие молитвы в
зависимости от ситуации.
"Отче
наш" считается главной Господней молитвой. Так она называется потому, что
ее дал Своим ученикам Господь Иисус Христос. С этой молитвой мы обращаемся к
Богу-Отцу, первому лицу Святой Троицы. Изучать ее надо постепенно, объясняя
детям содержание каждой фразы. Те же принципы соблюдаются и при изучении
молитвы "Богородице Дево, радуйся".
Как
и в среднем дошкольном возрасте, детей 5-6 лет желательно приобщать к свершению
собственных молитв, подсказывая им конкретные темы. Так, они могут молиться за
своих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер и других близких людей.
Например, ребенок может произносить такую молитву: "Спаси, Господи, и
помилуй маму и папу, моего дедушку и мою бабушку, брата, сестру, всех моих
друзей. Их молитвами спаси и помилуй меня, грешного. Аминь". Своими
словами ребенок может просить Господа исцелить того, кто болеет. Дети вместе с
родителями могут молиться за усопших родных, произнося такую молитву:
"Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (называются имена), и прости им
всякое согрешение, вольное и невольное, и даруй им Царствие Небесное.
Аминь". Хорошо эту молитву произносить в храме, поставив свечу перед
Распятием, на котором изображен пригвожденный ко Кресту Господь наш Иисус
Христос.
Если
дома дети приучены произносить эти молитвы в другой редакции, не следует их
переучивать. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети молились по строго
установленной форме, а в том, чтобы утвердить в них святой обычай молиться за
своих близких - живых и умерших.
Для
детей старшего дошкольного возраста хорошие результаты дает заучивание молитв
во время их пения вместе с воспитателем. Можно провести несколько специальных
занятий по заучиванию молитв, во время которых воспитатель прилагает все усилия
к тому, чтобы дети правильно выговаривали слова молитвы и делали правильные
остановки. Вначале можно прослушать слова молитвы в магнитофонной записи, а
затем повторить их несколько раз вместе с детьми. Позднее следует предложить
читать молитвы отдельным детям. При этом надо внимательно вслушиваться в то,
как они их читают, и сразу же исправлять ошибки.
Надо
приучать детей читать молитвы благоговейно, не торопясь, с необходимыми
паузами, четко, с соблюдением логических ударений. Научить такому чтению молитв
очень важно. Если дети читают молитву торопливо или монотонно, не влагая в
произносимые фразы ни мысли, ни чувства, они не только не прочувствуют мысль
молитвы, но и приобретут привычку к механическому исполнению молитвы.
Осмысленное же, благоговейное, выразительное чтение, обратившееся в привычку,
всегда будет вызывать молитвенное настроение.
Очень
важно, чтобы беседы и занятия не утомляли детей, были им интересны. Поэтому сам
воспитатель должен быть проникнут искренним чувством расположения к детям,
показывать свою любовь к ним, а все его замечания и исправления не должны
вызывать у детей протеста.
Главное,
что должен помнить воспитатель, - это то, что основная цель духовного
воспитания - ввести Бога в реальную жизнь ребенка. Если дети не накопили запаса
легко запоминающихся рассказов из Библии, если не прониклись душой
представлением о Божественной любви, помощи, защите, лучше вообще не учить их
голословным утверждениям типа "Бог нас любит", "Бог есть
любовь", "Мы должны любить Бога" и не заставлять молиться, если
у них нет к этому собственного побуждения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/