Родители и дети: права и обязанности
Родители и дети: права и
обязанности
Исаенко А.Н., Денискин С.А.
Как-то в одной
из передач по телевизору показали дом престарелых. Многих обитателей дома
привезли сюда их дети и оставили на попечение государства. Директриса
рассказывает, что постепенно дети все реже навещают своих родителей. Поначалу
старики возмущаются, обижаются, потом смиряются, т.е. как и положено, движутся
по шкале эмоций к апатии и смерти. И что интересно, за 25 лет ее работы не было
случая, чтобы кто- нибудь из них сказал, что это я воспитал таких детей. Никто
не взял на себя ответственность!
Ситуация по
нашим наблюдениям очень характерная: каждый родитель считает обязанностью детей
оказать ему внимание, поддержку и заботу на старости лет. Но вы спросите тех,
кто так считает, что они делали в процессе воспитания, чтобы появилась такая
черта характера - забота и внимание к ближнему? Предельно простая истина - что
создашь, то и получишь. С чего это вдруг человек добровольно взвалит на себя
эту весьма не легкую ношу: хорошо известно, что со стариками труднее, чем с
младенцем. Только капризного, раздражительного папашу не поставишь в угол, не
заставишь быть послушным, как ребенка.
Так насколько
обоснованно такое ожидание? Давайте попытаемся разобраться кто кому и что
должен. Полезно посмотреть классическую аналогию: что первично - курица или
яйцо? Любопытно, что древние, похоже, не пришли к однозначному ответу. Может с
тех пор и тянется эта пресловутая проблема отцов и детей? Итак, курица может
производить яйца? Ответ однозначен - да, и неоднократно. А яйцо может
производить куриц? Нет. Яйцо - это всего лишь начало новой курицы, поэтому
курица, по сути, производит новую курицу, которая начинает свой жизненный цикл
с яйца. Отсюда следует, что первична курица, т.к. именно она решает, когда,
сколько и какого цвета производить яиц.
А как обстоит
дело у людей? Нетрудно видеть, аналогично. Ведь именно с намеком на детей
говорят: яйца курицу не учат. Исключительно родители решают когда и сколько у
них будет детей, а некоторые еще умудряются запланировать и пол ребенка.
Подготовка к появлению ребенка, выбор способа воспитания, его образа жизни и
еще много чего - все это полная прерогатива родителей. А у ребенка обо всем
этом кто-нибудь спрашивает мнение? Как в известном анекдоте про навозных
червей: Родину (а значит и родителей) не выбирают, сынок. Ребенок согласен жить
с родителями, которые пьют пиво на пару во время беременности, курят,
занимаются сексом каждый раз, когда хламидии раззудят коренную чакру, а после
рождения жить под страхом возможных наказаний с мечтой поскорее выбраться на
свободу? Сколько раз приходилось видеть как родители грубо кричат на детей,
обзывают, с лицом, перекошенным от злобы, шлепают... Теоретики воспитания подводят
теоретическую базу, делятся опытом в статьях типа "Искусство
наказания"! А поменяться местами не хотите ли? Прежде, чем осчастливить
своего ребенка подаренной жизнью, вы спросите его: согласен он жить с вами?
Получается, что
все без исключения родители реализуют свое право установить тип семейных
отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть
ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.
Соответственно
праву должна возникать обязанность. В норме - это две стороны одной медали. А
вот со второй стороной заминка. Все родители не задумываясь называют
обязанность обеспечить всем необходимым, имея в виду одеть, накормить, защитить
и т.д., т.е. то, что делает любой млекопитающий. По этой части нет сомнений. А
дальше? В чем принципиальная особенность Человека? Очевидно, что для успешного
воспитания знание и целенаправленное формирование человеческих характеристик
принципиально важно. Без них все остальное становится второстепенным.
В литературе,
как ни странно, не удалось обнаружить единого мнения по поводу основополагающей
сути Человека. Вот, к примеру, весьма уважаемый нейробиолог Шеперд Г.
[Нейробиология: В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ.- М.: Мир, 1987. 454 с., ил]
перечисляет такие характеристики:
Прямохождение.
Верхние конечности освобождены для выполнения других функций.
Хватательная
рука, позволяющая изготовлять орудия и развивать технологию.
Увеличение
относительных размеров мозга.
Развитие
речи и языка.
Развитие
социальных отношений и культуры.
Увеличение
продолжительности детства.
Общественное
разделение труда.
Сдерживание
половых и агрессивных инстинктов.
Артистическое
и духовное самовыражение личности.
Для ленивых
родителей это хорошие новости: необходимо научить ребенка прямо ходить, развить
хватательную руку (причем развернуть ладонями вовнутрь, чтобы хватал и греб под
себя), а размеры мозга и без нашей помощи увеличатся. С перечисленными пунктами
все родители справляются весьма успешно. Поработать приходится только над
развитием речи и духовным самовыражением, в этом успехи весьма скромны, а со
сдерживанием половых инстинктов - полный провал домашней педагогики.
И все-таки, в
любой табличке, а тем более такого крупного ученого, наверняка есть нужная
информация. С чего начинаются человеческие свойства? Конечно, с материального
субстрата - мозга. Присущие Человеку особенности задаются корой головного
мозга. Если сказать очень коротко, то увеличение относительных размеров коры
обеспечило увеличение детализации сигналов, воспринимаемых органами чувств, и
создание принципиально новых возможностей их комбинирования (создание
ассоциаций). Аналогию в технике можно увидеть в увеличении сложности компьютера
за счет наращивания объема оперативной памяти и быстродействия процессора. В
результате возможно усложнение программного обеспечения, а значит расширение
способностей компьютера.
Как же
распорядился Человек своими новыми нейронами?
Во-первых,
появилась речь - новый способ кодировки информации - цифровой.
Во-вторых,
цифровая кодировка позволила передавать потомкам накопленный жизненный опыт -
новое поколение начинает развиваться с уровня, достигнутого социумом, как по
навыкам (отработанные технологии), так и по структуризации среды обитания
(жилища, пища, орудия труда, разработанные ресурсы и т.д.). У животных, за
исключением отдельных непринципиальных моментов, нет передачи созданного опыта
в ряду поколений.
В-третьих,
необходимость воспринятия достигнутого уровня развития привела к увеличению
периода взросления. Период потому и большой, что приходится пройти в ускоренном
режиме все уровни исторического развития Человека до настоящего момента. Если у
млекопитающих достигнут эмоциональный уровень психоэволюции, то у Человека есть
еще уровень аналитического ума (мышление путем различения) и уровень мудрости
(мышление путем подобия).
И, в-четвертых,
последний штрих: чтобы не было ограничений по уровню развития, тип
нейроструктуры, ее сложность и программа ее развития задаются в первые годы
после рождения, т.е. структура головного мозга не создается до рождения, так
сказать, не предопределена генетически. А создается под необходимость, по
образу и подобию того, кто рядом.
Теперь, с
учетом особенностей Человека, посмотрим на обязанность родителей. Помимо
указанной обязанности обеспечения жизнедеятельности каждое млекопитающее
создает из детеныша врослую особь по своему образу и подобию: дельфин
выращивает дельфинов, а не кого-то еще, и т.д. Так же и у людей: Человек
выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать
человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам
общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить
жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение
технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и
создать возможность реализации личной индивидуальности.
И еще одна
обязанность, которую, почему-то, забывают: обязанность произвести здорового
ребенка. Казалось бы очевидный пункт, но посмотрите, как он реализуется. О каком
развитии можно говорить, если нет здоровья? Можно смело записать формулу:
здоровье = потенциал развития.
Для наглядности
составим таблицу из отмеченных ключевых моментов.
РОДИТЕЛИ
Похожие работы на - Родители и дети: права и обязанности
|