Метки-дипинто византийских амфор XI в.

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    631,78 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метки-дипинто византийских амфор XI в.

Тема:

Влияние игровых технологии на формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1   Понятие и значение культурно-гигиенических навыков в жизни дошкольника

1.2   Методы и приемы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

1.3   Игры и игровые упражнения в формирование кгн в средней группе

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Контрольный этап

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём».

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

«Как ни важны навыки не следует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»

Проблема исследования: как игровые технологии влияют на формирование культурно – гигиенических навыков?

Цель исследования – изучить влияниеигровых технологий на формирования культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и апробировать в процессе деятельности детей.

Объектом исследования является процесс формирования культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние игровых технологий на формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-   Изучить теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

-   Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

-   Выявить особенности воспитания культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.

-   Разработать рекомендации по воспитанию культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

В процессе работы использовать разные методы педагогических исследований: анализ, систематизация знаний, обобщение, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент.

1 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие и значение культурно-гигиенических навыков в жизни дошкольника

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные педагоги Ф.С. Левин-Щирина, В.А. Горбачева, В.Г. Нечаева, и психологи Е.В. Субботский, В.С. Мухина, , С.Г. Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает объем правил и норм, и глубину их осознания [ 4; 56].

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

Здоровье - капитал, данный нам не только природой от рождения но и теми условиями, в которых мы живём. Здоровье детей - богатство нации.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Многие ученые, такие, как В.И.Молчанов, Г.Н.Сперанский, М.С. Маслов и другие изучали вопросы гигиены. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитания культурно-гигиенических навыков. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому необходимо начать его формирование в более раннем возрасте, и совершенствовать на протяжении нескольких лет.

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[3;58]

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.

Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Важно научить ребенка пользоваться салфеткой. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!". Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Так же в результате работы над теоретической частью, выяснилось, что ещё классики отечественной педагогики писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период.

Таким образом, следует, что воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.

1.2 Методы и приемы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельными движениями по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.п. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он, что то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). Дети пятого года жизни уже умеют есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания детей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок средней группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения ребенка с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в средней группе детского сада.

Важной задачей в работе с детьми пятого года жизни детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей пятого года жизни - стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, дети превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: при усвоении навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности в работе с детьми среднего возраста, НОД следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность детей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают детям в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В 4 года ребенок все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На пятом году жизни ребенка, необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На 5 году жизни ребенок не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь надо отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. В средней группе с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети пятого года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[11, 54].

Дети этого возраста уже должны запомнить свое место для отдельных вещей, свое место за столом и т.п.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети в этом возрасте очень хорошо все запоминают и даже подражают действиям взрослых и других детей, поэтому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождать показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

К концу пятого года жизни уже все дети умеют правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой. Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок в группе.

Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихи. Содержание культурно - гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Ребенок старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: « Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.

Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Девочка научилась надевать платье, колготки, туфельки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда ребенок работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно – гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к жизни людей, к труду людей. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, усовершенствовать умения, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решать возникающие в ходе работы вопросы.

Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.»[1;12] Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Трудовое воспитание, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», включает основные виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).[1;12]

В этом возрасте формируются элементы самосознания. У ребенка значительно возрастает потребность в общении, развивается способность устанавливать деловые контакты со взрослыми, в процессе которых малыш легко обучается трудовым действиям. Ребенок любит «похвастаться» своими достижениями и умениями, в этом проявляется его стремление к признанию и одобрению. У ребенка постепенно формируется потребность в самоутверждении, появляются чувства гордости и стыда[1;13-14]. Самообслуживание это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей, у детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.) [1;14]. Следует понимать, что ребенок не просто должен механически усвоить эти навыки, они должны войти у него в привычку. В процессе формирования этих навыков обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность и пр. Учитывая возрастные особенности детей 4-5 лет необходимо применять такие приемы, которые позволяют сделать работу с малышом эмоциональной, интересной и результативной.

Ребенок 4-х лет осознает необходимость выполнения культурно – гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому расширяется круг культурно – гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.

Культурно – гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Постепенно культурно - гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Режим дня в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку в этом возрасте прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.[5;75]

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.[5;76] Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего возраста, стало понятно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытно - экспериментальной работе мы отдадим предпочтение использованию разных игровых методов и приёмов, а так же художественного слова.

1.3 Игры и игровые упражнения в формирование кгн в средней группе

Одним из ведущих приёмов по формированию КГН является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Ниже приведен ряд игр направленных на формирование КГН детей.

«Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

«Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

      засучить рукава (взрослый произносит потешку:«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);

      открыть кран;

      сложить ладони рук «лодочкой»;

      подставить руки под струю воды, вымыть их;

      закрыть кран;

      вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

«Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

«Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит: «Чтобы зубы не болели, нужно их чистить». Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

         Ротик, ротик! Где ты ротик?

         Зубки, зубки! Где вы зубки?

         Щечка, щечка! Где ты щечка?

         Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.

«Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!». Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

«Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие.

«Носики-курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

«Чистоплотные дети»

Цель. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Педагог  говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем педагог говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

« Что нужно кукле!»

Цель. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Оборудование.Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Педагог  знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог  направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

«Что ты можешь о них сказать!»

Цель. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Оборудование. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Педагог называет по имени одного ребенка: "Саша, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.Далее педагог задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Аня, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, педагог просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?».

Педагог может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

«Угостим кукол чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

«Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

"Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий эксперимент

Для достижения поставленной цели и решения экспериментальных задач, а также подтверждения гипотезы исследовательской работы, было необходимо проведение психолого-педагогического эксперимента.

Целью эксперимента стало выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, мы выяснили, что оно основывается на соблюдении режима, питании и гигиенических процедурах.

В связи с этим, методики, применяемые в эксперименте, главным образом, были направлены на выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе ДОУ №11г.Тары в средней группе, в количестве 22 человек.

Целью первого задания было выявить уровень сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.

Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Ход эксперимента заключался в том, что воспитатель принес корзину с фруктами и предложил детям их попробовать. При этом воспитатель намекнул детям, что необходимо вымыть руки прежде чем, кушать фрукты.Приложение 1

Второе задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения режима.

Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Оценивалось поведение детей во время послеобеденного отдыха.Приложение 2

Третье задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения правил питания.

Ребенка приглашали сесть за стол и пообедать. При этом экспериментатор оценивал позу ребенка за столом, манеры поведения, умение держать ложку, аккуратность.Приложение 3

При обработке данных высокий уровень имели дети, которые дисциплинировано выполняли задание, соблюдали все правила и демонстрировали высокоразвитые культурно-гигиенические навыки.

Детям с высоким уровнем присваивалось 3 балла.

При среднем уровне: дети достаточно дисциплинированно выполняли порученное им задание, однако нарушали какие-либо правила

Детям со средним уровнем присваивалось 2 балла.

При низком уровне дети не выполняли задание или выполняли с неохотой, небрежно.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

1. Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур

- высокий уровень – 13 человек (59,1%);

- средний уровень – 8 человек (36,4%);

- низкий уровень – 1 человек (4,5%).

Таким образом, в исследуемой группе наблюдаются достаточно высокие показатели сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.

2. Изучение навыков соблюдения режима:

- высокий уровень – 9 человек (40,9%);

- средний уровень – 10 человек (45,5%);

- низкий уровень – 3 человека (13,6%).

Таким образом, полученные данные показали, что навык соблюдения режима у детей развит хуже, чем навык гигиенических процедур.

3. Изучение навыков соблюдения правил питания:

- высокий уровень – 9 человек (40,9%);

- средний уровень – 10 человек (45,5%);

- низкий уровень – 3 человека (13,6%).

Данные показывают, что у обследуемых детей навык соблюдения правил питания развит на таком же уровне, как и навык соблюдения режима.

Для обобщения результатов нашего исследования мы поместили их в сводную таблицу.

Таблица №1

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

Ф.И. ребенка

Цели методик

Вывод (общий уровень)

Изучение уровня развития гигиенических навыков

Изучение уровня развития навыков соблюдения режима

Изучение уровня развития навыков соблюдения правил питания

1.

Андрейчик Валя

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

2.

Арно Вика

В (3)

С (2)

С (2)

С (7)

3.

Библейская Наташа

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

4.

Бялков Максим

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

5.

Винокурова Люда

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

6.

Дилярова Дина

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

7.

Зайцев Антон

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

8.

Иванов Андрей

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

9.

Иващенко Саша

В (3)

С (2)

С (2)

С (7)

10.

Коновалова Саша

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

11.

Курбо Света

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

12.

Лапаева Оля

Н (1)

С (2)

С (2)

Н (5)

13.

Мамонько Сергей

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

14.

Митюхина Наташа

В (3)

Н (1)

Н (1)

Н (5)

15.

Молодько Юля

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

16.

Оголайко Андрей

В (3)

Н (1)

Н (1)

Н (5)

17.

Пастушкина Ира

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

18.

Рисовальнов Олег

С (2)

Н (1)

Н (1)

Н (4)

19.

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

20.

Тарасова Катя

В (3)

В (3)

В (3)

В (9)

21.

Тимофеенко Андрей

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)

22.

Уфимцева Катя

С (2)

С (2)

С (2)

С (6)


Условные обозначения

В – высокий уровень (3) – 3 балла

С – средний уровень (2) – 2 балла

Н – низкий уровень (1) – 1 балл

Обработав данные сводной таблицы, мы получили такие результаты: по 40,9% детей имеют высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Оставшиеся 18,2% - низкий уровень.

Отобразим результаты в гистограмме.

Гистограмма №1

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста


Как было сказано ранее, особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Для развития культурно-гигиенических навыков на формирующем этапе были проведены игры, подробно описанные в пункте 1.3.

2.2 Контрольный этап

Приложение 1

Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур

Проведение исследования:

Воспитатель приносит в группу корзину с фруктами и, предлагая детям попробовать лакомства, спрашивает, «что мы должны сделать, прежде чем, взять в руки яблоко, груши и т.д.?» (подразумевает ответ – «вымыть руки»).

Эксперимент проводится со всеми детьми сразу.

Интерпретация результатов

Дети, которые сразу пошли мыть руки и вымыли их тщательно теплой водой с мылом получают высокую оценку (3 балла).

Дети, которые вымыли руки с неохотой или наспех, без мыла получают средний результат (2 балла).

Дети, которые вообще не захотели мыть руки получают низкий результат (1 балл).

Протокол №1

Дата проведения: 20.04.05 г.

Дети средней группы в количестве 22 человек.

Уровень развития навыков соблюдения гигиенических процедур

Ф.И. ребенка

Справился ли с заданием (балл)

Примечание

Вывод

Андрейчик Валя

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Арно Вика

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Библейская Наташа

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Бялков Максим

2

Вымыл руки после некоторых уговоров

Средний

Винокурова Люда

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Дилярова Дина

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Зайцев Антон

2

Вымыл руки после некоторых уговоров

Средний

Иванов Андрей

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Иващенко Саша

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Коновалова Саша

2

Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой

Средний

Курбо Света

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Лапаева Оля

1

Отказалась вымыть руки

Низкий

Мамонько Сергей

2

Вымыл руки после некоторых уговоров

Средний

Митюхина Наташа

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Молодько Юля

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Оголайко Андрей

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Пастушкина Ира

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Рисовальнов Олег

2

Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой

Средний

Слободчиков Женя

2

Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой

Средний

Тарасова Катя

3

Охотно вымыл руки

Высокий

Тимофеенко Андрей

2

Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой

Средний

Уфимцева Катя

2

Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой

Средний


Приложение 2

Изучение навыков соблюдения режима

Проведение исследование

Дождавшись времени послеобеденного сна, воспитатель предлагает детям пройти в комнату отдыха и лечь в свои кровати.

Когда дети улеглись, воспитатель читает им небольшую сказку, после чего уходит из комнаты.

Через полчаса экспериментатор фиксирует результаты.

Интерпретация результатов

Дети, которые спокойно отдыхали лежа в своих кроватях, получают высокий результат (3 балла).

Дети, которые лежали в своих кроватях с открытыми глазами и вполголоса разговаривали со своими соседями – средний результат (2 балла).

Дети, которые бегали по комнате, шумели и разговаривали – низкий результата (1 балл).

Протокол №2

Дата проведения: 21.04.05 г.

Дети средней группы в количестве 22 человек.

Уровень развития навыков соблюдения режима

Ф.И. ребенка

Справился ли с заданием (балл)

Примечание

Вывод

Андрейчик Валя

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Арно Вика

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Библейская Наташа

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Бялков Максим

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Винокурова Люда

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Дилярова Дина

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Зайцев Антон

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Иванов Андрей

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Иващенко Саша

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Коновалова Саша

2

Во время отдыха лежал с открытыми глазами

Средний

Курбо Света

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Лапаева Оля

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Мамонько Сергей

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Митюхина Наташа

1

Во время отдыха бегал по комнате

Низкий

Молодько Юля

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Оголайко Андрей

1

Во время отдыха бегал по комнате

Низкий

Пастушкина Ира

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Рисовальнов Олег

1

Во время отдыха бегал по комнате

Низкий

Слободчиков Женя

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Тарасова Катя

3

Спокойно спал во время послеобеденного отдыха

Высокий

Тимофеенко Андрей

2

Во время отдыха разговаривал

Средний

Уфимцева Катя

2

Во время отдыха лежал с открытыми глазами

Средний


Приложение 3

Изучение навыков соблюдения правил питания

Проведение исследования

Помощники воспитателя приносят еду и накрывают на стол. Затем детям предлагается пообедать.

Экспериментатор фиксирует:

- позу ребенка за столом;

- манеры поведения за столом;

- умение правильно держать ложку;

- аккуратность.

Интерпретация результатов

Дети, которые соблюдают все правила поведения за столом, получают высокий результат (3 балла).

Дети, которые не соблюдают хотя бы одно из правил, получают средний результата (2 балла).

Дети которые вообще не соблюдают правил или соблюдают меньше половины – низкий результата (1 балл).

Протокол №3

Дата проведения: 25.04.05 г.

Дети средней группы в количестве 22 человек.

Уровень развития навыков соблюдения правил питания

Ф.И. ребенка

Поза ребенка

Манеры поведения

Умение правильно держать ложку

Аккурат-ность

Вывод

Андрейчик Валя

3

2

1

2

Высокий

Арно Вика

2

2

2

3

Средний

Библейская Наташа

2

3

3

3

Высокий

Бялков Максим

2

3

3

2

Средний

Винокурова Люда

3

2

2

3

Высокий

Дилярова Дина

3

3

3

3

Высокий

Зайцев Антон

3

3

3

3

Средний

Иванов Андрей

3

3

2

3

Высокий

Иващенко Саша

2

3

3

3

Средний

Коновалова Саша

3

3

2

2

Средний

Курбо Света

3

3

3

2

Высокий

Лапаева Оля

2

2

1

3

Средний

Мамонько Сергей

3

3

3

2

Средний

Митюхина Наташа

2

3

3

Низкий

Молодько Юля

2

2

2

3

Высокий

Оголайко Андрей

3

2

3

2

Низкий

Пастушкина Ира

3

3

3

3

Высокий

Рисовальнов Олег

2

3

3

3

Низкий

Слободчиков Женя

3

3

3

2

Средний

Тарасова Катя

3

3

2

2

Высокий

Тимофеенко Андрей

3

3

1

1

Средний

Уфимцева Катя

2

3

3

3

Средний

Размещено на Allbest.ru

Похожие работы на - Метки-дипинто византийских амфор XI в.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!