Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»

Министерство  науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова»

Институт Экономики и Управления

Кафедра «Международные экономические отношения»

 

ББК Курсовая работа защищена с оценкой

______________________________________

Руководитель работы ___________________

 подпись

______________________________________

должность, ученое звание, и.о. фамилия

  «____»________________________20_____г.

 

 

Тема: Оценка уровня конкурентоспособности

ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»

 

курсовая работа

по дисциплине «Оценка проектных и финансовых рисков»

 

 

КР 38.05.01.000.000

обозначение документа

 

Студент группы _________________________________________________________________

  и.о. фамилия

Нормоконтролёр

должность, ученое звание и.о., фамилия

 

 

 

БАРНАУЛ, 2021

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 3

1. Основные характеристики ОАО «БПЗ»...................................................... 5

1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «БПЗ»............... 5

1.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности.............. 11

2. Анализ деятельности предприятия .......................................................... 17

2.1. Оценка уровня конкурентоспособности и экономической безопасности 17

Заключение.................................................................................................... 33

Список использованных источников............................................................ 35

Введение

Актуальность темы исследования.Конкуренция это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы различных товаропроизводителей и потребителей за наиболее выгодные условия производства, сбыта и покупки товаров и услуг с целью захвата определенной доли рынка и получения прибыли. Участниками конкуренции на внутреннем рынке могут выступать отдельные товаропроизводители и покупатели, фирмы и предприятия, монополии и олигополии, на мировом рынке транснациональные корпорации, мировые и региональные организации и объединения, а также отдельные страны.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что уровень развития страны или ее конкурентоспособность на мировом рынке определяется, прежде всего, теми условиями, которые страна создает фирмам отдельных отраслей для конкурентоспособных преимуществ. Именно в отдельных отраслях на национальной базе сосредотачиваются новейшие достижения науки и техники, наиболее высококвалифицированная рабочая сила, используются лучшие технологические решения, позволяющие сделать качественный конкурентоспособный товар. Данная база в стране оказывает определяющее влияние на другие отрасли и создает конкурентные преимущества на международной арене.

Целью данной работы является оценка уровня конкурентоспособности

ООО «Барнаульский пивоваренный завод» (ОАО «БПЗ»).

Задачи данной работы:

1. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «БПЗ».

2. Проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельностиОАО «БПЗ».

3. Оценить уровень конкурентоспособности и экономической безопасности

Объектом исследования является ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».

Предмет исследования –уровень конкурентоспособности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».

Методы исследования и обработки данных: методы эмпирического исследования (наблюдение, описание); анализ, обобщение, сравнение, систематизация и др.

Структура данной работы включает введение, две главы, три параграфа, в которых решаются поставленные задачи, заключение и список использованных источников.

 

 

1 Основные характеристики ОАО «БПЗ»

1.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «БПЗ»

С конца 19 века, когда Александр Федорович и Иван Федорович Ворсины, купцы второй гильдии, братья и компаньоны, основали первый пивоваренный завод, пивоваренные традиции на Алтае поддерживаются и продолжают развиваться новыми поколениями пивоваров.

«Барнаульский пивоваренный завод» является последовательным продолжателем дела братьев Ворсиных. Построенное в 1976 году, предприятие изначально планировалось с учетом факторов, которые позволяют варить вкусное пиво и изготавливать другие напитки отличного качества. В частности, площадка выбиралась исходя из качества подземных водоносных слоев, ведь вода это одна из основных составляющих любого напитка. Десять артезианских скважин, расположенных на территории Барнаульского пивоваренного завода, поднимают экологически чистую воду с глубины свыше 200 метров.

При строительстве предприятия долго подбиралось место. Во-первых, необходимо было учесть размеры будущего гиганта. Во-вторых, следовало заранее продумать все тонкости относительно сырья. Ведь для такого продукта одним из самых важных составляющих является вода. Вероятно, поэтому Барнаульский пивоваренный завод был возведен в том месте, где качество подземных вод лучше всего соответствовало требуемым показателям. В результате на территории предприятия появилась артезианская скважина, вода из которой напрямую поступает в производственные цеха. Ее глубина превышает двести метров, что само по себе дает определенную гарантию чистоты. Сейчас Барнаульский пивоваренный завод – это крупная производственная единица.

После проведения приватизации предприятие было преобразовано в ОАО «Барнаульский пивоваренный завод». В производственных цехах на сегодняшний день установлено современное оборудование, на котором готовятся около двадцати семи сортов отменного пива и около 40 наименований безалкогольной продукции. За последние годы руководством компании проведена серьезная модернизация. В одних цехах были заменены лишь морально и физически устаревшие механизмы, а в других обновлению подверглись целые линии. Так в 2008 году была проведена серьезная реконструкция на участке мойки и последующего розлива пива в кеги. На ее месте теперь работает новая линия немецкого производства. Также в Чехии было закуплено оборудование для полной механизации процесса розлива и укупорки стеклянных бутылок кронен-пробкой. В результате значительно возросла производительность этого участка, что, естественно, отразилось на размере получаемой прибыли. Не остался без внимания также участок сушки и мойки бутылок. Новая линия из Голландии повысила его производительность, что позволило рассматривать вопросы относительно общего увеличения объемов производства.

Полное фирменное название организации Открытое акционерное общество«Барнаульский пивоваренный завод».Краткое фирменное название организацииОАО «БПЗ».Тип собственности Открытое акционерное общество.

Уставный капитал общества, состоящий из номинальной стоимости акцийобщества, приобретенных акционерами, составляет 1 001 тыс. руб.

Завод был введен в эксплуатацию 3 июля 1978 года. 26 февраля 1993года он был преобразован в открытое акционерное общество.

Основные цеха завода:

- слодовенный цех;

- варочный цех;

- бродильно-лагерный участок;

- цех дображивания;

- участок розлива в бутылочную тару;

- цех розлива пива в КЕГи;

- цех розлива пива в ПЭТ-бутылку;

- тарный цех;

- склад готовой продукции;

- цех безалкогольной продукции.

ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» это мощное,современное предприятие, выпускающее продукцию высокого качества. Пивопроизводится с помощью новейшего оборудования мировых стандартов, чтопозволяет увеличить срок хранения продукта до 6 месяцев без использованияконсервантов. Пиво производится из натуральных компонентов: хмеля,солода, ичистейшей артезианской воды, которую добывают из 10артезианских скважин,расположенных на территории завода. Собственнаясолодовня полностьюудовлетворяет потребность предприятия в солоде. Пивоготовится по традиционнойтехнологии: происходит естественное брожение ипиво созревает от 20 до 60 суток взависимости от плотности сорта.

Безалкогольные напитки производства ОАО «БПЗ» – это натуральныелимонады, выпускаются в соответствии со стандартами ГОСТа. Впроизводственапитков используется только натуральный сахарный сироп и сахарный колер.Лимонады производятся без использования консервантов, красителей иподсластителей, вода для производства берется из артезианских скважин.

Пиво реализуется в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л., пластиковойтаре емкостью 1,5 и 2,5 литра, а также в 50-литровых и 30-лиртовых кегах. Также на заводе разливается питьевая артезианская вода, которая добываетсяиз артезианских скважин ине содержит вредных примесей. Вода реализуетсяв ПЭТ бутылках емкостью 0,5 л,0,7 л, 0,75л, 1,5 л, 2,0 л, 2,5 л, 5 л, а такжеосуществляется доставка воды в бутылях19 литров.

Также у предприятия имеется сеть фирменных магазинов,расположенных вг. Барнаул.

На предприятии работает 1301 человека. Подбор кадров производитсяоченьтщательно: учитывается квалификация, образование и деловые качестваработника. Организационная структура ОАО «БПЗ» представлена на рисунке 1:

Рисунок 1.  Организационная структура ОАО «БПЗ»

 

На предприятии ОАО «БПЗ» сложилась функциональная структура управления. Предприятие объединяет несколько специализированных цехов, разделенных на участки, которые являются первичными звеньями управленческой структуры. Аппарат управления построен по четырехступенчатой системе, в которой соподчиненность следующая: директор – заместители директора – начальники отделов и подразделений – специалисты. Предприятие возглавляет директор, который выполняет функцию общего руководства, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, участков и других структурных подразделений.

Планово-экономический отдел является структурным подразделением и подчиняется заместителю директора по экономике и финансам. В функции отдела входит: организация и общее руководство разработкой проектов планов предприятия, организация работы по ценообразованию, контроль за выполнением годовых, квартальных, суточных планов и заданий.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером, который, в свою очередь, подчиняется заместителю директора по экономике и финансам. В бухгалтерии формируется информация о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, обеспечивается контроль за наличием и движением имущества, организуется учет основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств.

Таким образом, в результате анализа организационной структуры предприятия заключено, что на предприятии ОАО «БПЗ» сложилась линейно-функциональная система управления. Все структурные подразделения подчинены одному центру –директору. На пивоваренном заводе ОАО «БПЗ» есть отдел маркетинга, который подчинен коммерческому директору. Данный отдел выполняет функции по продвижению товара на рынок. Также на предприятии есть отдел сбыта, в котором два специалиста, каждый из которых занимается сбытом своей линейки товаров.

Круглосуточно ведутся отгрузки напитков в населенные пункты Алтайского края, Республики Алтай, других регионов России и за рубеж. Продукцию ОАО «БПЗ» оценили во многих странах СНГ.Завод знаменит не только пивом. ОАО «БПЗ» является производителем безалкогольных напитков, чая, бутилированной воды, отборных сортов кваса, пива и многого другого.Преимущество перед конкурентами дает наличие собственных скважин. Сырьем служит только чистая вода без примесей.

ОАО «БПЗ» регулярно участвует в российских и международных соревнованиях изготовителей слабоалкогольных и безалкогольных напитков. Завод сделал имя именно на пиве.Продукция Барнаульского пивоваренного завода хорошо знакома многим ценителям пенного напитка. ОАО «БПЗ»постоянно дополняет ассортимент новыми позициями.

Стратегия Барнаульского пивоваренного завода нацелена на выпуск исключительно качественного пива.Все, что делает ОАО «БПЗ», сделано с максимальной отдачей. Безусловная популярность пива обеспечила Барнаульскому пивоваренному заводу стабильные экономические показатели и позволила создать прочный фундамент для освоения других рыночных ниш. Безалкогольная продукция ОАО «БПЗ» не менее популярна, чем слабоалкогольные напитки и еще со времен СССР неизменно пользуется повышенным спросом.Многим с детства знакомы ставшие классикой напитки: «Лимонад», «Грушевый», «Тархун». Продукция под этими брендами успешно продается уже более полувека и выпускается на многих предприятиях по производству безалкогольных напитков на территории всей страны.

Конечно, в современных условиях производство безалкогольных напитков не может обойтись только проверенными торговыми марками. Для того, чтобы быть в авангарде безалкогольной индустрии, ОАО «БПЗ» постоянно работает над новой рецептурой, экспериментирует с дизайном этикеток и тарой. Если напитки в стеклянной таре, по объективным причинам они стоят дороже, и позиционируются, как продукция сегмента «премиум», а газировка в ПЭТ-бутылках продается большими объемами по низкой цене.

Для прогрессивной молодежи ОАО «БПЗ» запустили линейку напитков под торговой маркой GoodStripes, в которую входят все более популярные «фрэши» и другие среднегазированные напитки: арбузно-клубничный, мохито – приятные сочетания ягодных и фруктовых вкусов. Барнаульский пивоваренный завод не ограничился производством газированных напитков. Под собственной маркой «айЧай» выпускаются черный и зеленый освежающие чаи с разными вкусами (апельсин, лимон, мята, персик) – найдется вариант для любого ценителя охлажденного чая.Кроме того, ОАО «БПЗ»выпускает несколько сортов кваса и занимается разливом бутилированной артезианской воды. Новинкой ОАО «БПЗ» является серия энергетических напитков «BUZZ».

 

1.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

С переходом к рыночным отношениям, на предприятиях возникло множество проблем и нерешенных вопросов. Их решение требует использования научных средств и, прежде всего, экономического анализа.

Экономический анализ играет значительную роль в жизнедеятельности организации. Его содержанием является глубокое изучение экономической информации о субъекте хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению его эффективной деятельности. С помощью аналитических процедур экономического анализа выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности[3, c. 59].

Технико-экономический анализ является одним из важнейших разделов экономического анализа и занимается изучением взаимодействия технических и экономических процессов, а также их влияния на экономические результаты деятельности организации.

Основной целью проведения технико-экономического анализа является анализ использования производственных программ организации, оценки уровня их выполнения, выявление слабых мест и внутрихозяйственных резервов по повышению эффективности функционирования организации и поиск резервов такого повышения [11, c. 66].

Технико-экономический анализ, кроме экономических показателей, значительное внимание уделяет изучению данных использования техники и технологии, других материальных ресурсов предприятия. Экономический анализ проводим на основания отчетности ОАО «БПЗ».

Динамика экономического развития организации была изучена на примере показателей производственной деятельности за последние 2 года, приведенных в бухгалтерском балансе, отчете о финансовом состоянии организации, отчете о собственном капитале, примечаниям к годовому финансовому отчету о наличии и движении основных средств, сопоставлению технико-экономических показателей за 2020 и 2021 гг.

Результаты проведенной работы отражены в таблице 1:

Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «БПЗ»

Показатели

 

2020 г.

2021 г.

Отклонение

Абсолютное, млн. руб.

Относительное, %

Объем выполненных работ, млн. руб.

719,3

1076,2

+356,9

149,6

Среднесписочная численность, чел.

46

48

+2

104,3

Среднемесячная заработная плата на 1 рабочего, тыс. руб.

1454,2

2154,2

+700,0

148,1

Фонд оплаты труда, млн. руб.

802,7

1240,8

+438,1

154,6

Финансовый результат прибыль (убыток), млн. руб.

2,3

(90,4)

-92,7

-39,3

Дебиторская задолженность, млн. руб.

125,5

1,0

-124,5

0,8

Кредиторская задолженность, млн. руб.

226,8

85,5

-141,3

37,7

Задолженность по выплате заработной платы, млн. руб.

11,5

7,8

-3,7

67,8

Производительность труда одного рабочего, млн. руб./чел..

15,64

22,42

+6,78

143,3

 

Анализируя технико-экономические показатели за два года, наблюдаем такие изменения: объем выполненных работ, на предприятии в 2021 году имел тенденцию к увеличению на 149,6% больше, чем в 2020 году. Увеличилось количество работников в 2021 году на 104,3 % относительно 2020 года. Увеличилась производительность труда одного рабочего в 2021 году на 143,3% относительно 2020 года.

В связи с изменением минимальной заработной платы произошло увеличение среднемесячной заработной платы одного рабочего. Через увеличение среднемесячной заработной платы одного работника на 148,1% в 2021 году произошло увеличение расходов на оплату труда. Фонд оплаты труда вырос в 2021 году на 154,6%. Увеличение расходов на оплату труда оказало негативное влияние на себестоимость продукции производства.

Первоочередной задачей анализа финансовых результатов является оценка динамики прибыли, выявление и количественное оценивание влияния различных факторов на ее размер, а также оценка резервов увеличения прибыли. При осуществлении этого анализа используем горизонтальный метод оценки финансовых результатов [17; 19]. По данным таблицы 2 проанализируем финансовые результаты хозяйственной деятельности ОАО «БПЗ»:

Таблица 2 Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «БПЗ»

Показатели

 

2020 г.

2021 г.

Отклонение

Абсолютное, млн. руб.

Относительное, %

Чистый доход от реализации продукции, млн. руб.

599,4

896,8

+297,4

149,6

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

597,1

987,2

+390,1

165,3

Прибыль (убыток), млн. руб.

(90,4)

2,3

-92,7

102,5

 

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что на протяжении 2020 года ОАО «БПЗ» является убыточной организацией. Основной причиной убыточности данного предприятия является слишком большая сумма затрат на себестоимость продукции и очень низкий чистый доход от реализации, что приводит к получению убытков. В 2021 году ОАО «БПЗ» является прибыльной организацией, чистая прибыль в 2021 году составила 2,3 млн. руб. Чистый доход от реализации продукции увеличился на 297,41 млн. руб. по сравнению с 2020 годом. 

Дебиторская задолженность в 2021 году уменьшилась на 10,3% относительно 2020 года, что свидетельствует об улучшении контроля за своевременным погашенным дебиторской задолженности в 2021 году ОАО «БПЗ». Кредиторская задолженность в 2021 году уменьшилась на 37,7% относительно 2020 года, что свидетельствует об улучшении финансового состояния в 2021 году ОАО «БПЗ».

Результативность деятельности любой организации можно оценить с помощью показателей рентабельности. Показатели характеризуют прибыль, которая будет получена с каждого рубля (своего или одолженного), вложенного в предприятие. В основе анализа лежат факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации. Они служат инструментом оценки сложившейся ситуации.

Для характеристики эффективности использования финансовых ресурсов организации в практике используют следующие показатели рентабельности:

- коэффициент рентабельности активов организации;

- коэффициент рентабельности текущих активов организации;

- коэффициент рентабельности реализации продукции;

- коэффициент рентабельности собственного капитала [19, c. 91].

Коэффициент рентабельности (убыточности) активов находится
как соотношение суммы прибыли, остающейся в распоряжении организации, к среднему размеру активов и показывает, какую прибыль получает организации с каждого рубля, вложенного в активы:

К рент акт = ЧП/А, (1)

где К рент акт коэффициент рентабельности (убыточности) активов;

ЧП чистый убыток (прибыль) предприятия, млн. руб.;

А средний размер активов, млн. руб.

Коэффициент рентабельности собственного капитала, что характеризует какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в предприятие:

Крент.вл кап = ЧП/ВК, (2)

где Крент.вл капкоэффициент рентабельности собственного капитала;

ЧП чистая прибыль, млн. руб.;

ВК средний размер собственного капитала, млн. руб.

Коэффициент рентабельности реализации продукции находится как соотношение прибыли, остающейся в распоряжении организации к сумме выручки от реализации продукции (без НДС):

К реанпрод = ПР/ВР, (3)

где К реанпрод коэффициент рентабельности реализации продукции

ВР выручка от реализации (без НДС) млн. руб.;

ПР прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. руб.

Коэффициент рентабельности текущих активов находится как соотношение суммы прибыли, остающейся в распоряжении организации к средней величине текущих активов:

К рент пот акт = ЧП/ПА, (4)

где К рент пот акт коэффициент рентабельности текущих активов;

ПА средний размер текущих активов, млн. руб.[7, c. 35-39]

Рассчитанные данные сведем в таблицу 3:

Таблица 3 Сводные показатели рентабельности ОАО «БПЗ»

Показатели

 

Годы

Отклонение

2020 г.

2021 г.

Абсолютное, млн. руб.

Относительное, %

Коэффициент прибыльности (убыточности) активов

(0,009)

(0,86)

-0,85

96

Коэффициент прибыльности (убыточности) собственного капитала

11,5

(452)

-440

38

Коэффициент прибыльности (убыточности) реализации продукции

0,003

(0,126)

-0,12

41

Коэффициент прибыльности (убыточности) текущих активов

0,016

(1,14)

-1,16

72

 

Из таблицы 3 видно, что ОАО «БПЗ» в течение 2020 года является рентабельной организацией, о чем свидетельствуют рассчитанные коэффициенты, так в 2020 году с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получило 0,009 руб. прибыли; с каждого рубля, вложенного в собственный капитал, прибыль составляет 11,5 руб.; с каждого рубля от реализованных строительных работ организации, получила прибыль в размере 0,003 руб.; с каждого рубля, вложенного в текущие активы ОАО «БПЗ» получила прибыль в размере 0,016 руб. 

Но уже на протяжении 2021 года ОАО «БПЗ» является нерентабельной, о чем свидетельствуют рассчитанные коэффициенты убыточности, так в 2021 году с каждого рубля, вложенного в активы, организация получила 0,86 руб. ущерба; с каждого рубля, вложенного в собственный капитал, убыток составляет 452 руб., с каждого рубля от реализованных строительных работ предприятие получило убыток в размере 126 руб., с каждого рубля, вложенного в текущие активы, получило убыток в размере 1,14 руб.

Таким образом, можно сделать выводы, основной целью деятельности ОАО «БПЗ» является обеспечение выполнения задач с наименьшими затратами. На протяжении двух последних лет ОАО «БПЗ» имеет затруднительное финансовое положение.Главной причиной убыточности ОАО «БПЗ» в 2021 году является слишком большая себестоимость работ. ОАО «БПЗ» имеет нестабильное финансовое положение вследствие нестабильной экономической ситуации в стране, а также вследствие влияния того фактора, что многие страны СНГ, сотрудничавшие с ОАО «БПЗ», прекратили сотрудничество и закупку продукции завода.

 

 

2 Анализ деятельности предприятия

2.1 Оценка уровня конкурентоспособности и экономической безопасности

Деятельность предприятия направлена на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Произведенная продукция может быть предназначена либо для производственного, либо для личного потребления. Услуги, оказанные предприятиями, тоже могут иметь производственный либо непроизводственный характер (услуги для населения) [20, c. 88].

Под выполненными работами понимают ремонтные, монтажные работы, перевозку грузов на транспорте и т.д. Продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для населения, подразделяется на товары длительного пользования и повседневного спроса.

Продукция современных предприятий характеризуется сложностью изготовления и, как правило, коротким жизненным циклом. Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, ее окупаемость, т.е. то, насколько покупатели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий. Иначе говоря, насколько продукция данного предприятия конкурентоспособна.

В современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятийстановится настолько актуальной, что не пытаются ее решать только те предприниматели, которые не ставят перед своим предприятием задачу экономического развития.Международная конкуренция обозначила общие слабые стороны российских товаропроизводителей: медленную адаптацию к изменению спроса, отставание по качеству продукции, дизайну, применяемым технологиям, высокому уровню затрат на производство [12, c. 55-59].

Это объясняется тем, что на многих предприятиях используются морально устаревшие основные фонды с большой степенью износа, сохраняется высокий уровень ресурсоемкое выпускаемой продукции, наблюдается недостаточная загрузка части производственных мощностей (коэффициент загрузки производственных мощностей в целом по промышленности России в настоящее время составляет 63%, структура экономики в стране утяжелена старыми технологиями производства. Особенно явными оказались недостатки маркетинговой деятельности российских компаний. Покупатели по-прежнему остаются вне сферы внимания бизнеса, несмотря на очевидность того, что получение прибыли в рыночной экономике возможно только при условии производства продукции для удовлетворения общественных потребностей [1, c. 134].

Наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия пользуется спросом, а значит, является конкурентоспособной.

Что делает продукцию конкурентоспособной? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, что такое конкурентоспособность, на каких этапах создания продукции она формируется и под влиянием каких факторов это происходит.

Конкурентоспособность продукции это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени [4, c. 12].

Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведенной рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным.

Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности - качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. При оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной продукции, но удовлетворяющей одну и ту же потребность [10, c. 67-69].

Качество как определенная характеристика потребительских свойств входит важной составляющей в понятие «конкурентоспособность». Параметры качества определяются, как правило, из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности из интересов и возможностей потребителя.

Уровень качества современной продукции задается техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности его нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции. При этом то, что уровень качества может быть выше уровня развития потребностей по отдельным параметрам, не обязательно бывает оценено потребителем и не обязательно даст необходимый экономический эффект. Важность качества имеет тенденцию к росту. В маркетинговых исследованиях существует термин «прицельное качество», обозначающий тот уровень качества, который в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка [8, c. 152-154].

Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции являетсяформирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ. В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляют с конкурентоспособностью. Но между этими понятиями существуют различия.

Конкурентное преимущество продукции это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам приводят низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети [6, c. 134-136].

Обобщение и анализ собранной информации проводим, используя PEST -анализ в таблице 4. С помощью этого метода проводится анализ четырех указанных групп факторов.

Таблица 4 Оценка и анализ факторов макросреды

Группа факторов

Фактор

Состояние фактора и тенденция его изменения

Экономические

1. Состояние внутреннего валового продукта

2. Состояние бюджета

3. Инфляция

4. Уровень безработицы

5. Уровень налоговых ставок

В 2021 году по сравнению с 2020 годом реальный внутренний валовой продукт сократился на 9%

В 2021 году процент выполнения госбюджета по доходам составил 85,7%

Увеличение в 2021 году составило 12%, в 2020 – 16%

Политические

1. Уровень политической стабильности в обществе

2. Направление развития политической системы

Нестабильная политическая ситуация

 

Имеется определенная тенденция политических взглядов

Правовые

Законодательные акты, регулирующие деятельность предприятия

Законы Российской Федерации и изменения в них

 

Продолжение таблицы 4

Группа факторов

Фактор

Состояние фактора и тенденция его изменения

Демографические

1 Численность населения

2 Возрастно-половой состав

3 Уровень рождаемости

Уменьшается в 2020 году 45872800 чел. в 2021 году уменьшилось на 45642800 чел.

Женщины – 52,7 %.

Мужчины – 47,3%

Научно-технические

1. Нововведения в области товаров и услуг

 

 

2. Нововведения в области менеджмента

Объем научных и научно-технических работ с 2020 по 2021 годы вырос на 320 млн. руб. Наблюдается тенденция к увеличению объема инновационных затрат на 3,7% по сравнению с прошлыми годами

Наблюдается тенденция к формированию более гибкого аппарата управления.

 

 

Природные

1. Состояние природных ресурсов

 

2. Экологический фактор (уровень загрязнения окружающей среды)

Нехватка земельных площадей в городах (высокая степень застройки), наличие «свободных земель» в сельской местности – увеличение конгломераций.

Вредные выбросы в атмосферный воздух в течение 2020-2021 годов выросли на 27 тыс. т.

Социально-культурные

1. Уровень образования

 

2. Социальные условия жизни

В России количество заведений І-ІІ уровней аккредитации в течение 2020 по 2021 год выросло на 11 штук.

Существенно не меняется, низкая жилищная обеспеченность, «коммунальная проблема». Увеличение стоимости коммунальных услуг

 

Проанализировав влияние макросреды на деятельность организации, можно отметить позитивную тенденцию – это рост уровня образования, рост объема научных работ. Среди негативных факторов – несовершенное правовое обеспечение, отсутствие политической воли в государстве по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие инноваций, демографические факторы – старение населения, увеличение безработицы, дефицит бюджета.

Для определения преимуществ и недостатков предоставляемых услуг мы используем методику построения радара конкурентоспособности, которая состоит из нескольких этапов.

I этап: Определение параметров оценки конкурентоспособности.

Для того чтобы определить параметры оценки конкурентоспособности проводится опрос потребителей карточным методом, то есть потенциальным и существующим клиентам были выданы карточки с одним единственным вопросом: «Напишите, пожалуйста, десять критериев, которые являются для Вас наиболее значимыми в деятельности компании, производящей напитки. В данном случае выборка составила двадцать человек. Все ответы потребителей приведены в таблице 5:

Таблица 5 Опрос потенциальных и существующих потребителей

Параметры

Количество упоминаний

Цена

10

Натуральные ингредиенты

5

Качество воды

10

Отечественная узнаваемая марка

9

Ассортимент

6

Наличие скидок, дисконтная система

7

 

II этап: Анализ конкурентов. Экспертный опрос.

Из всех параметров, указанных посетителями супермаркетов, мы выбрали 6 наиболее часто упоминаемых. Затем проводится экспертный опрос, где на карточках выставляются баллы (по пятибалльной шкале) по шести параметрам.

III этап: Составление таблицы конкурентоспособности.

Далее все полученные данные сводятся в отдельные таблицы (при этом считая средние значения) для пивоваренных заводов:

Таблица 6Экспертный анализ ОАО «БПЗ»

Параметры

Эксперт 1

Эксперт2

3

Эксперт

4

Эксперт

5

Средняя

оценка

Цена

3

5

2

4

2

3,2

Натуральные ингредиенты

4

4

2

3

1

2,8

Качество воды

4

5

4

4

3

4

Отечественная узнаваемая марка

4

4

5

3

4

4

Ассортимент

4

3

5

2

2

3,2

Наличие скидок, дисконтная система

3

4

4

5

4

4

 

Таблица 7 Экспертный анализ АО МПБК «Очаково»

Параметры

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт

3

Эксперт 4

Эксперт

5

Средняя

оценка

Цена

5

4

4

5

3

4,2

Натуральные ингредиенты

4

3

1

3

2

2,6

Качество воды

4

5

4

3

3

3,8

Отечественная узнаваемая марка

4

4

4

4

3

3,8

Ассортимент

3

4

5

4

2

3,6

Наличие скидок, дисконтная система

5

4

4

5

3

4,2

Таблица 8 Экспертный анализ ЗАО «Московская Пивоваренная Компания»

Параметры

Эксперт

1

Эксперт2

Эксперт

3

Эксперт

4

Эксперт

5

Средняя

оценка

Цена

3

5

4

5

4

4,2

Натуральные ингредиенты

5

5

4

5

5

4,8

Качество воды

4

3

4

5

5

4,2

Отечественная узнаваемая марка

2

3

5

5

3

2,6

Ассортимент

2

3

3

2

1

2,2

Наличие скидок, дисконтная система

2

5

3

4

3

3,4

 

Таблица 9 Экспертный анализ ООО «Зауральские напитки»

Параметры

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт

3

Эксперт 4

Эксперт

5

Средняя

оценка

Цена

2

4

3

5

4

3,6

Натуральные ингредиенты

5

5

3

4

4

4,2

Качество воды

3

3

3

3

3

3

Отечественная узнаваемая марка

5

4

4

4

4

4,2

Ассортимент

5

3

3

4

4

3,8

Наличие скидок, дисконтная система

1

1

2

2

2

1,6

 

 

 

IV этап: Построение «радара конкурентоспособности».

 

Цена Качество

 

 

 

Реклама Скорость

  выполнения

 

 

 

 

Ассортимент   Скидки

 

- ОАО «БПЗ»;

- АО МПБК «Очаково»;

- ЗАО «Московская Пивоваренная Компания»;

- ООО «Зауральские напитки».

Рисунок 2.  Радары конкурентоспособности

 

Из рисунка 2 можно увидеть, что уровень цены в АО МПБК «Очаково» и ЗАО «Московская Пивоваренная Компания» одинаково наименьший. Качество наилучшее в ООО «Зауральские напитки». ОАО «БПЗ» занимает средние позиции по всем факторам, но особое внимание следует уделить качеству.

Для того чтобы окончательно определить конкурентную позицию организации, что исследуется по сравнению с организациями-конкурентами, рассчитаем показатели эффективности производственной деятельности, финансового состояния и эффективность организации работ. Для этого все данные по организациям мы сведем в таблицу 10 и рассчитаем коэффициент конкурентоспособности организации:

Таблица 10 Показатели конкурентоспособности организации

Показатели конкурентоспособности

ОАО «БПЗ»

АО МПБК «Очаково»

ЗАО «Московская Пивоваренная Компания»

ООО «Зауральские напитки»

1. Эффективность производственной деятельности предприятия.

1.1. Издержки производства на единицу продукции, руб.

1.2 Фондоотдача, млн. руб.

1.3 Рентабельность активов, %

1.4 Производительность труда, млн. руб./ чел.

5,66

0,9

14,72

0,86

22,43

5,74

0,95

15,6

0,85

21,5

4,8

0,84

10,4

0,94

20,5

5,04

0,7

5,1

0,75

35,4

2.Финансовое положение предприятия.

2.1 Коэффициент трансформации, %

2.2 Коэффициент финансовой устойчивости, %

2.3 Коэффициент абсолютной ликвидности, %

2.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, %

4,5

8,5

0,2

0,6

11,3

5,65

9,5

1,1

0,6

16,5

3,7

7,6

0,7

0,5

7,8

4,37

8,1

1,3

0,7

10,4

3. Эффективность организации работ.

3.1 Рентабельность продаж, %.

3.2 Коэффициент выполнения объемов заказа, %.

3.4 Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта, %.

0,32

0,12

0,97

 

2,23

0,3

0,2

0,82

 

2,57

0,31

0,09

0,98

 

1,86

0,31

0,15

0,88

 

2,09

 

Принимая во внимание полученные данные из таблицы 10, достаточно хорошо видно, что ОАО «БПЗ» занимает вторую позицию на рынке, после АО МПБК «Очаково». Это неплохо, если учитывать довольно сильную конкуренцию в этой отрасли. Но каждая организация должна стремиться стать первой в сфере своей деятельности. Для этого ОАО «БПЗ» должно четко понимать, что каждая организация должна знать свои достоинства и уметь их подать.

Под экономической безопасностью предприятия (хозяйствующего субъекта) следует понимать защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз, например, связанных с неэффективной научно-промышленной политикой государства или формированием неблагоприятной внешней среды, и способность к его воспроизводству.

Для промышленных предприятий оценка экономической безопасности важна, в первую очередь, потому что их активно задействованный потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости и безопасности страны. Его утрата сопряжена с трудно предсказуемыми последствиями деиндустриализации федеративного государства, в котором многоотраслевая высоко интегрированная индустрия (в противовес региональному обособлению ресурсно-сырьевых отраслей и тенденциям разобщения таким образом единого экономического пространства) является одним из самых сильных средств укрепления его единства.

Проблемы собственной экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие.

В режиме устойчивого функционирования предприятие при решении задач своей экономической безопасности акцентирует главное внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и/или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.

Производственная сфера эффективно работающего предприятия, если она своевременно подвергается необходимой модернизации, не является источником экономического неблагополучия (экономической опасности) как для коллектива предприятия и его собственника, так и для тех агентов рынка, которые пользуются продукцией предприятия, то есть его смежников и потребителей.

В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей. При этом условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого предприятие может приобретать только исходя из результатов своей деятельности (амортизационных отчислений и прибыли), а также за счет заемных средств. Оба эти источника инвестиций в кризисной ситуации у предприятия, как правило, оказываются перекрыты.

Бизнес в России отличается сложностью, постоянным состоянием борьбы и острой конкуренции фирм. Устойчивые «правила» не существуют ни для партнеров, ни, в определенной степени, для государства.

Предприятия вынуждены постоянно приспосабливаться к несовершенству законодательной базы, недостатку квалифицированных работников, изношенности производственного оборудования, дефициту оборотных средств, жесткой денежной и налоговой политике государства, неплатежеспособности партнеров и пр.

Неполная загрузка мощностей, а потому и неэффективное их использование, а тем более разрушение созданного потенциала предприятия представляют угрозу экономическим, материальным основам жизнедеятельности коллектива и общества, для поддержания которых он создавался и развивался.

Ни одно предприятие не может ощущать себя в экономической безопасности, если его продукция не востребована рынком; ни одно предприятие, производящее средства производства, не может ощущать себя в безопасности, если происходит длительный спад в технологическом развитии страны.

Виды угроз экономической безопасности предприятия: катастрофические (природные и техногенные), информационные, конкурентные, связанные с некомпетентностью собственника в производственно-финансовых и институциональных вопросах, организационные.

Существенную угрозу экономической безопасности фирм представляет опасность захвата зарубежными инвесторами контрольных пакетов акций ведущих российских предприятий. В соответствующей ситуации они способны заблокировать производство конкурентоспособной продукции и не допустить ее не только на мировой рынок, но и на внутренний рынок Российской Федерации.

Экономической безопасности фирм существенно угрожают также криминализация всех сфер жизни общества, коррумпированность чиновников, агрессивность мафиозных структур, угрозы личной безопасности руководства. Степень этих угроз зависит от коммерческой деятельности, масштабов организаций, функционирующих на рынке.

В целом экономическая безопасность предприятия предполагает:

- высокую финансовую эффективность, независимость и устойчивость работы предприятия;

- развитость и конкурентоспособность технологической базы предприятия;

- высокий уровень организации управления предприятием;

- жесткий кадровый отбор;

- обеспечение соответствия экологическим стандартам;

- эффективный механизм правового регулирования всех направлений деятельности предприятия;

- обеспечение информационной безопасности работы предприятия;

- гарантии безопасности работников предприятия, а также сохранности их имущества и профессиональных интересов [5, c. 85-87].

Внешняя среда является основным источником угроз для экономической безопасности. ОАО «БПЗ» постоянно взаимодействует с внешней средой. Тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Стоит понимать, что ресурсы внешней среды ограничены. Также на них претендуют другие организации. Поэтому возникает угроза того, что ОАО «БПЗ» может не получить необходимые ресурсы из внешней среды. И тогда возникает угроза ликвидации организации. Борьба за ресурсы может стать причиной банкротства организации в рыночной экономике. Эти риски вынуждают организацию работать эффективно. Наличие угроз обеспечения экономической безопасности связаны с наличием проблем экономической безопасности. Можно выделить следующие угрозы экономической безопасности ОАО «БПЗ»:

1) угроза, связанная с хищением товара. Данная угроза вызывает товарные потери ОАО «БПЗ» и, следовательно, может привести к убытку. Хищение товаров может быть, как со стороны покупателей, так и со стороны сотрудников организации. Такую угрозу можно классифицировать как внешнюю, так и внутреннюю. Для нейтрализации такого рода угроз нужно разработать ряд мероприятий, которые позволят сократить количество потерь, связанных с хищениями;

2) угроза, снижения товарных запасов. Такая угроза может произойти из-за сокращения товарного ассортимента. Может произойти дефицит товаров. В свою очередь это влечет переход потребителей к конкурентам. Как следствие ОАО «БПЗ» несет определенные потери в виде сокращения объема выручки. Появляется угроза прибыльности бизнеса;

2) угроза, получения от поставщиков некачественного сырья (с истекшим или истекающим сроком годности). Такая угроза может нарушить репутацию ОАО «БПЗ» и грозит реальными материальными потерями, связанными с компенсационными выплатами покупателям, штрафными санкциями и т.д. В связи с этим, необходима разработка мер по борьбе с некачественным сырьем;

3) высокая стоимость. Такая угроза может возникнуть если покупатель сравнит цены на другой аналогичный товар. И тогда клиенты могут перейти к конкурентам. Вернуть доверие клиентовОАО «БПЗ»непростая задача;

4) появление новых конкурентов. Такая угроза в современном мире достаточно часто возникает. И ОАО «БПЗ»нужно выработать стратегию по привлечению клиентов с более выгодными для них условиями;

5) увеличение налоговой ставки, а также оплата за коммунальные услуги снизит прибыль ОАО «БПЗ»;

6) платежеспособность населения оказывает большое влияние на экономическую безопасность в отрасли ОАО «БПЗ». Даже незначительное снижение финансового состояния потребителя сказывается на финансовой устойчивости ОАО «БПЗ». Также и экономическое состояние страны влияет на платежеспособность покупателей и снижение затрат на закупки организации.

ОАО «БПЗ» имеет возможность преодолевать угрозы, а также разумно создавать благоприятные условия для развития экономического оборота, организовывать товарные отношения, оказывать финансовое воздействие на снижение себестоимости продукции ОАО «БПЗ».

Система мер по реализации концепции экономической безопасностиОАО «БПЗ»:

1) набор квалифицированных кадров для службы безопасности, обучение персонала работы с секретными документами, сохранению коммерческой тайны и пр.;

2) аккумуляция ресурсно-финансового обеспечения для реализации концепции;

3) разработка стратегического плана для всех подразделений организациив соответствии с поставленными задачами;

4) создание службы безопасности, которая могла бы учесть специфику деятельности организации, проводила бы постоянный контроль за эффективностью исполнения основных принципов экономической безопасности и была бы способна адаптировать ОАО «БПЗ» к условиям кризисных ситуаций.

Данная модель системы экономической безопасности ОАО «БПЗ»может осуществлять постоянный контроль на этапе постановки задач и их реализации, а также совершенствовать и корректировать систему экономической безопасности и адаптироваться к изменениям в законодательстве.

 

 

 

 

Заключение

«Барнаульский пивоваренный завод» является последовательным продолжателем дела братьев Ворсиных. Построенное в 1976 году, предприятие изначально планировалось с учетом факторов, которые позволяют варить вкусное пиво и изготавливать другие напитки отличного качества. В частности, площадка выбиралась исходя из качества подземных водоносных слоев, ведь вода это одна из основных составляющих любого напитка. Десять артезианских скважин, расположенных на территории Барнаульского пивоваренного завода, поднимают экологически чистую воду с глубины свыше 200 метров.

ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» это мощное,современное предприятие, выпускающее продукцию высокого качества. Пивопроизводится с помощью новейшего оборудования мировых стандартов, чтопозволяет увеличить срок хранения продукта до 6 месяцев без использованияконсервантов. Пиво производится из натуральных компонентов: хмеля,солода, ичистейшей артезианской воды, которую добывают из 10артезианских скважин,расположенных на территории завода. Собственнаясолодовня полностьюудовлетворяет потребность предприятия в солоде.

На предприятии ОАО «БПЗ» сложилась линейно-функциональная система управления. Все структурные подразделения подчинены одному центру –директору. На пивоваренном заводе ОАО «БПЗ» есть отдел маркетинга, который подчинен коммерческому директору. Данный отдел выполняет функции по продвижению товара на рынок. Также на предприятии есть отдел сбыта, в котором два специалиста, каждый из которых занимается сбытом своей линейки товаров.

Основной целью деятельности ОАО «БПЗ» является обеспечение выполнения задач с наименьшими затратами. На протяжении двух последних лет ОАО «БПЗ» имеет затруднительное финансовое положение. Главной причиной убыточности ОАО «БПЗ» в 2021 году является слишком большая себестоимость работ. ОАО «БПЗ» имеет нестабильное финансовое положение вследствие нестабильной экономической ситуации в стране, а также вследствие влияния того фактора, что многие страны СНГ, сотрудничавшие с ОАО «БПЗ», прекратили сотрудничество и закупку продукции завода.

ОАО «БПЗ» успешно работает в течение всего времени существования, но, вследствие кризиса переживает некоторые трудности. Предприятиюи необходимо активно использовать рекламу. Это позволит донести до потенциальных потребителей такие положительные стороны организации, как качество, невысокие цены, что позволит ей выйти на лидирующие позиции.Достижения ОАО «БПЗ» напрямую связаны с высокой квалификацией работников, ведь основа компании – люди.

Проанализировав влияние макросреды на деятельность организации, можно отметить позитивную тенденцию – это рост уровня образования, рост объема научных работ. Среди негативных факторов – несовершенное правовое обеспечение, отсутствие политической воли в государстве по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие инноваций, демографические факторы – старение населения, увеличение безработицы, дефицит бюджета.

ОАО «БПЗ» занимает вторую позицию на рынке, после АО МПБК «Очаково». Это неплохо, если учитывать довольно сильную конкуренцию в этой отрасли. Но каждая организация должна стремиться стать первой в сфере своей деятельности. Для этого ОАО «БПЗ» должно четко понимать, что каждая организация должна знать свои достоинства и уметь их подать.

Предложенная одель системы экономической безопасности ОАО «БПЗ» может осуществлять постоянный контроль на этапе постановки задач и их реализации, а также совершенствовать и корректировать систему экономической безопасности и адаптироваться к изменениям в законодательстве.

 

 

Список использованных источников

1.   Абчук В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. –М. : Издательство Юрайт, 2018. – 239 с

2.   Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности – важнейший фактор обеспечения устойчивого развития организаций: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА. 2020. – 118 с.

3.   Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2021. – 224 c.

4.   Бондаренко С.И. Конкурентоспособность продукции: моногр. / С.И. Бондаренко. – М.: Научная книга, 2021. – 104 c.

5.   Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2020. – С. 85-87.

6.   Гришина Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции / Ю.В. Гришина // Молодежь и наука. 2019. № 4. –С. 134-136.

7.   Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири, М.: МГУ, 2020. – С. 35-39

8.   Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154

9.   Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 375 с.

10. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. – №7. – С. 67-69

11. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н.А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М. : Издательство Юрайт, 2020. – 386 с.

12. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. – 2019. – С. 55-59.

13. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: Инфра-М, Новое знание, 2021. – 192 c.

14. Котова С.В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова // Аллея науки. 2017. № 5. С. 146-149.

15. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий / Н.О. Кохно // Новая наука: финансово-экономические основы. 2020. № 2. С. 102-104.

16. Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Кузьмина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 385 с.

17. Литвак Б.Г. Экономика АПК: учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 507 с.

18. Малюк В.И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.

19. Мардас А.Н. Экономический анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Н. Мардас, О.А. Гуляева, И.Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с.

20. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2021. – 194 с.

Похожие работы на - Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!