Планирование деятельности торгового предприятия ООО 'ЮгРегионСнаб'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    126,43 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование деятельности торгового предприятия ООО 'ЮгРегионСнаб'

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты планирования деятельности компании

.1 Сущность планирования

.2 Алгоритм и основные разделы типового плана деятельности компании

.3 Оценка перспектив реализации плана компании

. Планирование деятельности компании ООО «ЮгРегионСнаб»

.1 Краткая характеристика компании

.2 Основные экономические показатели деятельности

.3 Планирование деятельности компании: механизм и типовая структура

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Роль планирования для компании очень колоссальна: при помощи подробно разработанных планов, базируемых на реальных фактах хозяйственной деятельности компании, оценки деятельности в прошлых годах, руководитель сможет результативно управлять хозяйственной деятельностью компании и воздействовать на итоги по результатам финансового года. Планирование в компании позволяет в полной мере учитывать воздействие изменений внешней среды, разрабатывать программы противодействия отрицательным факторам и программы употребления благоприятных возможностей для компании, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления либо не наступления определенных рисков. Все это делается для снижении отрицательных факторов и наибольшего употребления благоприятных обстоятельств.

По этой причине можно сказать, что планирование в компании сейчас никак не потеряло своего значения, а видоизменило его. В условиях активной конкуренции и сложной внешней среды результативное управление фирмой возможно только благодаря употреблению планов хозяйственной деятельности на основании системы планирования в компании. Планы направляют деятельность всех отделов компании на совместную целенаправленную деятельность для достижения поставленной перед компаниям цели.

Планирование в компании также позволяет, учитывая деятельность конкурентов, разрабатывать результативные приемы противодействия, для того, чтобы добиться новых конкурентных преимуществ. При верном употреблении нынешних и актуальных способов планирования любая фирма может упрочить свое положение на рынке.

Планирование бизнеса - это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования составляется программный документ, программа осуществления бизнес-операций, действий компании, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их результативности.

Почти вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа деятельности служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса иным методом без помощи планирования невозможно.

Целью данной работы является исследование планирования деятельности торговой компании.

В соответствии с целью были поставлены такие задачи как:

рассмотреть сущность планирования,

описать алгоритм и основные разделы типового плана деятельности компании,

охарактеризовать теоретические нюансы оценки перспектив реализации планов компании,

дать краткую характеристику компании,

рассмотреть основные экономические показатели деятельности,

охарактеризовать планирование деятельности компании. Механизм и типовая структура.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты планирования деятельности компании

.1 Сущность планирования

Суть планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании в компаниях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основании наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном употреблении ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных итогов. На нынешнем этапе развития для большинства российских компаний основной целью планирования является получение наибольшей прибыли. При помощи планирования руководство компаний обеспечивает направление усилий всех сотрудников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование в компании служит основой нынешнего маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

Планирование охватывает систему принципов, способов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области употребления ограниченных ресурсов для увеличения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого итога.

План содержит такие этапы, как:

цели и задачи;

пути и средства их реализации;

ресурсы, нужные для выполнения поставленных задач;

пропорции (поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства);

организацию выполнения плана;

надзор.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является в компании главной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относят к плановой деятельности компаний, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование деятельности, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, надзор планов, оценка итогов, изменение планов и т.п.

Главные экономические, организационные, управленческие и социальные функции компании должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование в компании должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной основой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части либо функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития компании.

Планирование в компании - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом исследования которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В нынешнем отечественном производстве функции планирования в компаниях определяют не только главной предмет планово-экономической деятельности, но и основным образом объект этого планирования.

Методология планирования в компаниях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, нынешних требований рынка и признанных передовой практикой способов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том либо ином компании способов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждой компании весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и по этой причине должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные срок, нужное содержание, требуемую поэтапность процедур составления разных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных отделов, функциональных органов и плановых служб, и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности в компаниях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.

Общим либо итоговым предметом плановой деятельности в компаниях служат проекты планов, которые носят разные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и иные.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относят:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей либо предполагаемых возможностей развития компании;

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить компания в предстоящий период;

планирование ОПФ достижения поставленных целей и задач, выбор либо создание нужных средств для приближения к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры нужных ресурсов и сроков их поступления;

проектирование внедрения разработанных планов и надзор за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых итогов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое компания будет стремиться к увеличению совокупной прибыли, обоснованию планов компании по выбору вида выпускаемых товаров, набору требуемой рабочей силы, закупках нужных ресурсов для организации производства определенного количества продукции и получению наибольшей прибыли.

В исследовании экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основании сбора и оценки фактов. Второй - дедуктивный, либо гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем при помощи фактов подтверждается либо опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Таким образом, нынешние экономическая теория и научные методы исследования, первоначально оценка и синтез, служат фундаментом планирования в компании и перспективного прогнозирования развития компаний.

Плановая научная и практическая деятельность в компаниях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов и менеджеров. Это, первоначально, такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, экономика компании, технология отрасли, организация производства, нормирование труда, управление затратами, бухгалтерский учет, экономическая статистика и иные.

Конечным итогом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и иных целей. Сопоставление планируемого и фактического эффекта является основанием для анализа достигнутых конечных итогов.

.2 Алгоритм и основные разделы типового плана деятельности компании

Алгоритм процесса планирования в организации состоит из девяти этапов, следующих друг за другом.

. Исследование своей внешней и внутренней среды, определение основных компонентов организационной среды, которые действительно имеют значение для компании, проведение сбора и отслеживание информации о них, составление прогнозов будущего состояния среды, оценка реального положения компании.

. Установление желаемых направлений и ориентиров своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда данный этап предшествует оценки среды.

. Сопоставление целей (желаемых показателей) и итогов исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определение несоответствия между ними. Методами стратегической оценки формируются разные варианты стратегии.

. Выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

. Подготовка окончательного стратегического плана деятельности компании.

. Разработка среднесрочных планов и программ.

. На основании стратегического плана и итогов среднесрочного планирования компания разрабатывает годичные планы и проекты.

. Сопоставление реальных итогов с плановыми показателями, а также определение путей корректировки действий организации в нужном направлении, т.е. осуществление контроля.

. Обратная связь

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

При плановой экономике каждое компания на основании надзорных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методу разрабатывало техническо-финансовый план, который состоял из 13 разделов.

С переходом на рыночные отношения компаниям уже никто не устанавливает надзорные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и безнадзорность, некоторые компании стали меньше внимания уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма значительных их ошибок. Как показывает оценка, такие компании в своем существенном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении либо стали банкротами.

Сегодня не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития компании. По этой причине на многих компаниях к данному процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Но на большинстве компаний план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

• планы производства и продаж товаров (услуг); данный раздел еще называется производственной программой;

• планы научно-технического прогресса;

• планы инвестиций;

• планы материально-технического обеспечения;

• планы по труду и кадрам;

• планы по издержкам производства и продаж товаров;

• финансовый план;

• планы социального развития коллектива компании;

• планы мероприятий по охране природы и рациональному употреблению природных ресурсов.

Многие из данных разделов плана рассмотрены в соответствующих главах учебника. По этой причине более подробно остановимся на производственной программе компании.

Под производственной программой компании понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемых товаров, разработанное на основании заключенных договоров и утвержденное в компании соответствующим органом.

Производственная программа состоит из следующих разделов:. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров.. Плановое задание по качеству выпускаемых товаров.. План по специализации и кооперированию.

При разработке производственной программы нужно соблюдать такие принципы:

-  научное обоснование употребления производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-       систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемых товаров и увеличение ее качества;

-       согласованность производственной программы компании с производственными программами иных компаний, тесно связанных по линии кооперирования;

-       наиболее полное и рациональное употребление всех имеющихся ресурсов в компании;

-       непрерывное наращивание выпуска и продаж товаров, если на нее имеется спрос.

Основой для разработки производственной программы являются итоги маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов в компании.

Производственную программу характеризуют такие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели: объем продаж, объем товарной, валовой и чистых товаров.

Объем реализуемых товаров по плану (Vp) можно определить по формуле


где Vт - объем товарных товаров по плану;

Vнп1, Vнп2 - остатки нереализованных товаров на начало и конец планового периода.

Товарная продукция - это готовая продукция, предназначенная для продаж на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовых товаров (Vв) включает в себя объем товарных товаров и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем чистых товаров (Vчп) может быть определен из выражения


где МЗ - материальные расходы;

А - амортизация.

Качественные показателя: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля товаров, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортных товаров, главнейшие технические параметры выпускаемых товаров.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск товаров. В производственной программе данный показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемых товаров, по этой причине она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и иных единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарных товаров показывается в действующих оптовых ценах компании, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой иностранной валюте с пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка нужна не только для планирования производственной программы, но и для оценки ее выполнения.

Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития компании, так как в нем отражаются конечные финансовые итоги хозяйственной деятельности компании.

Финансовый план состоит из двух разделов:. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.

Раздел I содержит такие показатели:

. Прибыль от продаж товаров, работ, услуг.

. Прибыль от прочей реализации (ОПФ, иных активов).

. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале иных компаний;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.

. Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ и по нематериальным активам.

. Поступление средств от иных компаний, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

. Поступления из внебюджетных фондов.

. Прочие доходы.

Раздел II содержит показатели:

. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям употребления);

на потребление (по направлениям употребления).

. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет иных источников финансирования (по видам источников).

. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части нужно выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.

На многих отечественных компаниях параллельно разрабатывают как план экономического и социального развития, так и бизнес-планы.

Бизнес-планы в данном случае разрабатываются для экономического обоснования выпуска новых товаров, внедрения новой продукции и иных нововведений. И если бизнес-планы одобрены и приняты к реализации, то в данном случае это должно быть отражено в плане экономического и социального развития компании.

Бизнес-план - это документ, описывающий все главные аспекты будущего коммерческого мероприятия, рассматриваемые проблемы, с которыми может столкнуться компания, и методы их решения.

Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот либо иной проект, либо мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые итоги от реализации проекта либо мероприятия.

Верно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то либо иное дело?

Бизнес-план - это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть главную роль для получения кредита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инвестиции без наличия бизнес-плана почти невозможно.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя компании с привлечением консультантов со стороны.

Какова структура бизнес-плана?

Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме, которое открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним. Объем резюме не должен превышать 3-4 машинописных страниц, а само изложение должно быть простым, лаконичным и доступным для любого инвестора. Наибольшее внимание, должно быть уделено разъяснению назначения продукции, источников финансирования, чем будущий товар будет отличаться от товаров конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым итогам, ожидаемым от проекта. После этого излагаются главные разделы бизнес-плана. Перечислим главные из них:

-  в первом разделе, обычно, описываются товар либо услуга, ради производства которых задумывался весь проект;

-       во втором - анализируется рынок сбыта продукции;

-       в третьем - оценивается информация о своих возможных конкурентах: их товар, качество товаров, примерные цены и условия продажи.

-       в четвертом - рассматривается план маркетинга. Данный план, кстати, представляет собой самостоятельный, чрезвычайно главный документ для внутрифирменного пользования. К главным элементам плана маркетинга относят: схема распространения продукции, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических продукции), формирование общественного мнения о фирме и товарах;

-       в пятом - рассматривается план производства. Основная задача здесь - доказать, что компания в состоянии производить нужное количество продукции требуемого качества;

-       в шестом - рассматривается организация: надо указать, с кем будет организовано дело и как планируется наладить деятельность персонала;

-       в седьмом - рассматриваются правовые аспекты компании, в частности организационно-правовые формы хозяйствования;

-       в восьмом - освещаются оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками, т.е. что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму;

-       в девятом - рассматривается финансовый план, который как бы обобщает все прошлые разделы и представляет их в стоимостном выражении (прогноз объемов продаж, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, баланс активов и пассивов компании, график достижения безубыточности);

-       в десятом разделе, который называют «стратегия финансирования», определяются средства, нужные для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Такова примерная структура бизнес-плана, которая излагается во многих отечественных учебниках.

1.3 Оценка перспектив реализации планов компании

Текущая оценка является ретроспективной оценкой итогов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимой, обычно, по главнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Текущая оценка называют также периодическим, так как он чаще всего проводится по текущим планово-отчетным периодам деятельности. Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить деятельность объединений, компаний и их отделов за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Основная задача текущей оценки − объективная оценка итогов деятельности, комплексное выявление не употреблённых резервов, мобилизация их для увеличения экономической результативности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по итогам труда и качеству деятельности.

Текущая оценка − неотъемлемый элемент коммерческого расчета, так как осуществляется по главнейшим периодам, по которым подводятся результаты хозяйственной деятельности, премируются производственные коллективы. Итоги текущей оценки используются для решения проблем стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования, так как научно-обоснованное планирование предусматривает глубокая оценка хозяйственного положения к моменту начала планового периода − исходной базы планирования.

Особенность методики текущей оценки состоит в том, что фактические итоги деятельности оцениваются в сопоставлении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. Отклонения от базы сопоставления расшифровываются по технико-экономическим факторам, определяющим эти отклонения, устанавливаются не только причины отклонений, но и ответственные лица, службы, намечаются меры по ликвидации недочетов в работе.

Текущая оценка − наиболее полная оценка хозяйственной деятельности, вбирающий в себя итоги оперативной оценки и служащий основой перспективной оценки.

Оперативная оценка

Это один из видов экономической оценки, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением хозяйственной системой.

Основной задачей оперативной оценки является постоянный надзор рациональности работы хозяйственной системы, за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализацией товаров, а также своевременное выявление и употребление текущих внутрипроизводственных резервов для обеспечения выполнения и перевыполнения принятых планов.

Оперативный экономическая оценка в отличие от текущего приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за процессом производства, беседах с сотрудниками. Вследствие этого с его помощью легче вскрывать причины недостатков в работе и их конкретных виновников, выявлять резервы и своевременно принимать соответствующие меры.

Особенно результативны итоги оперативной оценки, если он сочетается с внутрихозяйственным расчетом отделов, участков, бригад, подрядной формой организации труда. В данном случае сами руководители материально заинтересованы в быстрейшем выявлении недостатков, просчетов в работе, не употреблённых резервов. С другой стороны, такой оценка способствует укреплению внутреннего коммерческого расчета, так как позволяет постоянно оценивать результаты деятельности и вовремя устранять неполадки.

Оперативная оценка представляет собой систему повседневного исследования выполнения плановых заданий для быстрого вмешательства в нужных случаях в процесс производства для обеспечения непрерывного и результативного работы хозяйственного комплекса.

Оперативный экономическая оценка охватывает:

·        определение отклонений от плана по главным качественным и количественным показателям деятельности компании в целом и его отделов за смену, сутки, пятидневки, декады;

·              анализ степени воздействия разных факторов на отклонения от плана (норм) по этим показателям;

·              выяснение конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновников недостатков;

·              быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение негативных факторов, распространение передового опыта.

В первую очередь оперативному оценки подвергаются хозрасчетные показатели деятельности компании и его отделов. Но для более полного выявления внутрипроизводственных резервов нужен повседневная оценка и иных экономических показателей. Оперативная оценка проводят обычно по таким группам показателей: производство, отгрузка и реализация товаров; употребление рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов; себестоимость; прибыль и показатели рентабельности; платежеспособность. В процессе оценки каждый из данных обобщающих показателей детализируется и дополняется.

Источниками информации для проведения такой оценки являются: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также материалы личного наблюдения. Чаще в данных документах экономические показатели даются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей − отличительная черта оперативной оценки.

Иная характерная черта этого вида оценки − его относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах. К примеру, нельзя точно рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенных товаров; по отдельным статьям объем затрат приходится брать по нормативным уровням; нельзя точно определить воздействие на прибыль себестоимости товаров, так как заранее не известно, какая часть товаров будет реализована в данном месяце, а какая − в последующем. Но данный недостаток не понижает значения оперативной оценки.

Большие перспектив увеличения точности и быстроты оперативной оценки при одновременном понижении его трудоемкости открываются в связи с созданием в компаниях автоматизированных систем управления. Оценка показателей осуществляется в соответствующих подсистемах. Так, в подсистеме оперативного управления основным производством предусмотрено решение задач оперативного учета и оценки процесса производства по отделам и заводу в целом; учета и оценки брака; употребления оборудования. Отгрузка и реализация товаров оценивается в подсистеме управления сбытом; употребление рабочей силы − в подсистеме управления кадрами и др.

Перспективной оценкой называют оценка итогов хозяйственной деятельности для определения их возможных значений в будущем. Особенность перспективной оценки заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущего, т.е. перспектив развития, с точки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего.

Исходным пунктом перспективной оценки является признание факта преемственности, либо определенной устойчивости изменений экономических показателей от одного отчетного периода к другому: от предшествующего к настоящему, от настоящего к последующему. Познавая диалектическое единство разных элементов прошлого и настоящего, перспективная оценка имеет целью нахождения в каждом процессе либо явлении хозяйственной деятельности наиболее устойчивых (перспективных) элементов, способных играть решающую роль в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективная оценка обеспечивает управляющую систему информацией о будущем для решения задач стратегического управления. Появляется практическая возможность управления факторами развития компании и получения в перспективе нужного (желаемого) итога хозяйственной деятельности.

Задачи перспективной оценки определяются его сутью и местом в планировании и управлении. Главнейшими задачами являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. При составлении планов перспективная оценка выступает как главная форма предплановых исследований экономики компании; в ходе выполнения планов − это инструмент предвидения и анализа ожидаемых итогов.

Главные причины отклонений фактических значений экономических показателей от плана − невозможность полного учета всех факторов, определяющих данный показатель, и непрерывное образование новых производственных резервов и возможностей, которые являются следствием технического прогресса, инициативы сотрудников и иных факторов.

В практических методиках и исследованиях задачи перспективной оценки конкретизируются по: объектам оценки (бригада, участок, отдел, компания, ассоциация); показателям деятельности (объем товаров, производительность труда, себестоимость и др.); горизонтам перспектив (оценка текущей перспектив − смена, сутки; оценка ближайшей перспектив − месяц; оценка среднесрочной перспектив − 2-3 года; оценка долгосрочной перспектив − 5 лет и более).

Разработка планов компаний − весьма сложный и трудоемкий процесс, включающий тщательное исследование и оценка настоящей и прошлой организации, предвидение новых факторов и явлений хозяйственной деятельности. Перспективная оценка как разведка будущего, и научно-аналитическая основа перспективного плана на данном этапе тесно смыкается с прогнозированием, и такой оценка называют прогнозным.

Поэтапность прогнозной оценки в обобщенном виде заключается в следующем. Устанавливается круг обобщающих показателей, характеризующих перспективы компании по главным направлениям хозяйственной деятельности. Система обобщающих показателей дополняется нужными частными, либо специфическими, показателями деятельности. Далее устанавливается поэтапность оценки показателей, исходя из главных направлений связи между главнейшими группами показателей.

Главная задача компании − производить товары и услуги, нужную потребителю и соответствующего качества. По этой причине разработка перспективного планов компании, а значит, и оценка перспектив начинаются с показателя объема товаров. Чтобы установить объем товаров, нужной потребителю, нужно изучить: спрос на данную товары и услуги; возможности компании и отделов в отношении ее производства; возможности компаний, выпускающих аналогичную товары и услуги; возможности поставщиков и многие иные вопросы. На основании проведенной оценки нужно определить потребность в средствах и предметах труда, в рабочей силе; оценить ожидаемые экономические итоги хозяйственной деятельности компании по выпуску товаров: себестоимость, прибыль, показатели рентабельности, показатели финансового состояния.

При исследовании факторов развития компании и их взаимосвязей устанавливается степень их воздействия на разные показатели. Эти факторы можно объединить в несколько общих для всех отраслей типовых групп: природные ресурсы; трудовые ресурсы; научно-технический прогресс (техническая политика); формы общественной организации производства − концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование; транспортные условия; потребность в товаров компании; общие социально-экономические условия.

Развитие специфических приемов прогнозной оценки происходит в итоге конкретизации общих способов оценки для исследования хозяйственной деятельности компании исключительно с точки зрения их динамики, движения. К числу таких приемов относят методы экономического прогнозирования.

В реальных условиях хозяйственное, экономическое прогнозирование − это начальный этап планирования. Основываясь на исследовании закономерностей развития разных экономических явлений и процессов, оно выявляет наиболее вероятные пути этого развития и дает базу для выбора и обоснования плановых решений на любом уровне управления. Следовательно, функции экономического прогнозирования исключительно аналитические. Нынешняя экономическая прогностика насчитывает в своем арсенале большое число разнообразных способов и приемов прогнозирования на базе динамических (или временных) рядов. Подбор наилучшей формулы для аналитической замены наблюдаемого ряда экономических показателей представляет собой определенную сложность и по этой причине решается в несколько этапов.

На первом этапе строят график исходного динамического ряда и с помощью сопоставления его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие. При хорошем знании природы и характера изменения уровней рассматриваемого ряда подбор эмпирических формул производится непосредственно, без построения графиков.

На втором этапе, исходя из конкретных целей дальнейшего употребления аналитической формулы, в задачу подбора вводят дополнительные ограничения по степени приближения (аппроксимации), виду эмпирической функции, поведению ее графика вне заданного интервала наблюдения.

На третьем этапе вычисляют все известные параметры, входящие в аналитическую формулу, рассчитывают теоретические уровни ряда, а также показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям. Для определения неизвестных параметров формулы чаще всего используют способ наименьших квадратов.

Процедура аудита плана предприятия внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);

) анализ последнего баланса. Обязательно определяется соотношение «заемный капитал - собственный капитал»;

) оценку руководящей команды компании-заявителя;

) выявление особенностей проекта;

) общий анализ плана предприятия.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению плана предприятия.

Завершается аудит плана предприятия принятием или отклонением решения об его инвестировании.

2. Планирование деятельности компании ООО «ЮгРегионСнаб»

.1 Краткая характеристика компании

ООО «ЮгРегионСнаб» начал свою деятельность в 2001 году, первой в ЮФО предложив своим клиентам цветной керамический кирпич. За прошедшие годы многократно вырос ассортимент товаров, предлагаемой нашему покупателю.

Сегодня более 50-ти ведущих европейских и российских производителей являются нашими партнерами. Компания предлагает большой ассортимент экстерьерных материалов (кирпич, тротуарная брусчатка, черепица, клинкерная фасадная плитка разных цветов и фактур). Кроме того - архитектурный фасадный декор, морозостойкие ступени и малые архитектурные формы.

В данной компании можно выбрать более пятисот видов кирпича, тротуарную брусчатку, черепицу, клинкерную фасадную плитку разных цветов и фактур. Кроме того - архитектурный декор и морозостойкие ступени.

Преимущества работы с «ЮгРегионСнаб»:

Широкий ассортимент материалов для экстерьера

Квалифицированный персонал

Конкурентоспособные цены

Специальные ценовые предложения для постоянных клиентов

Предоставление специальных проектных цен на весь период строительства объекта

Складская программа

Техническая поддержка и расчет

Предоставление услуг дизайн-проекта

Выполнение строительно-монтажных работ

Удобное расположение

Точность поставок стройматериалов

Гарантии бесперебойности поставок на основании согласованных графиков отгрузки.

Цели рассматриваемой компании:

создание развитой структуры каналов товароснабжения

поддержание необходимой интенсивности товарооборота как закупочных так и сбытовых

формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товароснабжения (предоплата или оплата пост фактом по реализации)

Задачи ООО «ЮгРегионСнаб»:

анализ рыночной ситуации (маркетинговый анализ среды деятельности предприятия)

определение стратегии компании и выбор целевого рынка

осуществление оптовых закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование товарных запасов, формирование ассортимента товаров и перечня услуг - выбор широты, глубины и структуры ассортимента а также состава и условий предоставления услуг)

формирование ценовой политики (обоснование, установление ценовых надбавок и скидок)

формирование политики продвижения товаров это выбор средств рекламы и стимулирование сбыта

формирование сбытовой политики что отражается в территориальном расположении складов и в выборе методов обработки заказов

оптовая продажа товаров (выбор методов оптовой продажи и установление отношений с покупателем)

Значительным фактором успешного управления в компании является компаний распределение руководящих функций среди менеджеров. Нужно установить баланс между правами и ответственностью каждого руководителя и специалиста. Здесь уместно сказать о принципе делегирования функций, обращая особое внимание на вопросы контроля и рациональности. Эта задача разбивается на отдельные направления, за каждое из которых назначается ответственный. За промежуточный этап несет ответственность конкретный менеджер.

Рисунок. Организационная структура предприятия

В компании осуществляется учет всех видов деятельности, ведется оперативный бухгалтерский учет и статистическая отчетность в порядке, установленном Законодательством РФ.

Функциональные обязанности всех сотрудников регламентируют должностные инструкции компании, которые утверждаются директором.

Для понимания текущего положения фирмы и особенностей ее развития, важнейшим моментом является исследование ее финансовых отчетов. Главные финансовые документы фирмы - это баланс компании и отчет о финансовых результатах. В балансе показаны активы и пассивы фирмы, собственный капитал на определенную дату. Отчет о финансовых результатах с точки зрения экономической информативности является наиболее значительным. В нем отображается уровень продаж, расходы на производство и продажу товаров за определенный отрезок времени. Оценивая данные отчеты за разные временные периоды, компания может рассмотреть тенденции и принять соответствующие меры.

2.2 Основные экономические показатели деятельности

Таблица 1

Бухгалтерский баланс

Активы

Код

2013

2014

2015

I. Внеоборотные активы





Нематериальные активы

1110

0

0

0

Итоги исследований и разработок

1120

0

0

0

Нематериальные поисковые активы

1130

0

0

0

Материальные поисковые активы

1140

0

0

0

Основные фонды

1150

38962.667

40664.333

50919.667

Доходные вложения в материальные ценности

1160

0

0

0

Финансовые вложения

1170

512759.667

512759.667

512759.667

Отложенные налоговые активы

1180

3420

3371.333

3302.333

Прочие внеоборотные активы

1190

1133.667

1133.667

1133.667

Всего по разделу I

1100

556276

557929

568115.333

II. Оборотные активы





Запасы

1210

7393.333

8348

7393.333

Налог на добавленную стоимость

1220

0

0

609.333

Дебиторская задолженность

1230

21648.333

23817.333

21648.333

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

1729.333

2708

5789

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

22.667

17.333

60.667

Прочие оборотные активы

1260

0

0

0

Всего по разделу II

1200

30793.667

34890.667

35500.667

Баланс

1600

587069.667

592819.667

603616

Пассив





III. Капитал и резервы





Уставной капитал

1310

1191.333

1191.333

1191.333

Собственные акции, выкупленные у акционеров

1320

0

231.333

0

Переоценка внеоборотных активов

1340

4990.667

5031

4990.667

1350

361037.667

361037.667

361037.667

Резервный капитал

1360

297.667

297.667

297.667

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

214118.667

217844.333

226423

Всего по разделу III

1300

581636

585170.667

593940.333

IV. Долгосрочные обязательства





Заемные средства

1410

0

0

0

Отложенные налоговые обязательства

1420

461.333

902.333

1189

Оценочные обязательства

1430

0

0

0

Прочие обязательства

1450

0

0

0

Всего по разделу IV

1400

461.333

902.333

1189

V. Краткосрочные обязательства





Заемные средства

1510

0

0

0

Кредиторская задолженность

1520

4080

5173.333

7257.667

Доходы будущих периодов

1530

0

0

0

Оценочные обязательства

1540

892.333

1110.667

1229

Прочие обязательства

1550

0

0

0

Всего по разделу V

1500

4972.333

6284

8486.667

Баланс

1700

587069.667

592357

603616


Отчет о прибылях и убытках

Наименование показателя

Код

2013

2014

2015

Выручка

2110

13170.3

14633.667

14177.333

Себестоимость продаж

2120

8422.2

9358

64442

Валовая прибыль (убыток)

2100

4748.1

5275.667

-50264.667

Коммерческие расходы

2210

0

0

383.333

Управленческие расходы

0

5983.8

6648.667

7113.667

Прибыль (убыток) от продаж

2200

-1235.7

-1373

-57761.667

Доходы от участия в иных организациях

2310

0

0

0

Проценты к получению

2320

12719.1

14132.333

14129

Проценты к уплате

2330

0

0

0

Прочие доходы

2340

5464.5

6071.667

495.333

Прочие расходы

2350

12213.9

13571

3983

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

4734

5260

-47120.333

Текущий налог на прибыль

2410

1603.2

1781.333

1985.667

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2421

797.4

886

165.333

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

97.2

108

286.667

Изменение отложенных налоговых активов

2450

43.8

48.667

69

Прочее

2460

0

0

0

Чистая прибыль (убыток)

2400

3271.8

3635.333

-48750.333


Оценка финансового состояния компании

Оценка состава и размещения активов проводится по следующей форме

Таблица 2

Оценка состава и размещения активов хозяйствующего субъекта

Активы

2013

2013

2014

2014

2015

2015

Изменения

Изменения


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Нематериальные активы

0

0

0

0

0

0

0

0

Основные фонды (остаточная стоимость)

38962.667

6.637

40664.333

6.859

50919.667

8.436

11957

0.223

Капитальные вложения

4553.667

0.776

4505

0.76

4436

0.735

-117.667

-0.0157

Долгосрочные финансовые вложения

512759.667

87.342

512759.667

86.495

512759.667

84.948

0

-0.847

Оборотные средства

30793.667

5.245

34890.667

5.886

35500.667

5.881

4707

0.64

Валюта баланса

587069.667

100

75555

100

86420.333

100

-500649.333



Из данных таблицы видно, что активы компании снизились за два года на 500649.333 тыс. руб. - с 587069.667 до 75555 тыс. руб. либо на 85.279%. Средства в активах размещены таким образом: нематериальные активы составляют 0% оборотные средства 5.881%.

Главным показателем является темп прироста реальных активов. Реальные активы - это реально существующее собственное имущество и финансовые вложения по их действительной стоимости.

Следовательно, интенсивность прироста реальных активов за два года увеличилась на 23.889%.

Таким этапом оценки является исследование динамики и структуры источников финансовых ресурсов.

Таблица 3

Оценка динамики и структуры источников финансовых итогов

Пассивы

2013

2013

2014

2014

2015

2015

Изменения

Изменения


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Собственный капитал









1. Уставной капитал

1191.333

0.203

1191.333

0.201

1191.333

0.197

0

-0.00556

2. Резервный фонд

297.667

0.0507

297.667

0.0502

297.667

0.0493

0

-0.00139

3. Добавочный капитал

361037.667

61.498

361037.667

60.902

361037.667

59.812

0

-1.686

4. Текущие резервы

219109.333

37.323

644

37.557

231413.667

38.338

12304.333

1.015

5. Доходы будущих периодов

0

0

0

0

0

0

0

0

Всего:

581636

99.074

585170.667

98.71

593940.333

98.397

12304.333

-0.677

2. Долгосрочные обязательства

461.333

1.498

902.333

2.586

1189

3.349

727.667

1.851

в т.ч. заемные средства

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Краткосрочные обязательства

4972.333

0

0

0

0

0

0

в т.ч. привлеченные средства

4080

0.695

6284

1.06

8486.667

1.406

4406.667

0.711

заемные средства

0

0

0

0

0

0

0

0

4. Валюта баланса

587069.667

100

592357

100

603616

100

16546.333


Чистые активы: п.4-(п.2+п.3-п.1.5)

581636

99.074

585633.333

98.788

593940.333

98.397

12304.333

-0.677


Из данных таблицы видно, что сумма всех источников финансовых ресурсов за год увеличилась на 16546.333 тыс. руб. - с 587069.667 до 592357 тыс. руб. либо на 2.818% в том числе собственные средства возросли на 12304.333 тыс. руб. - с 581636 до 585170.667 тыс. руб., либо на 2.115%

заемные средства возросли на 0 тыс. руб. - с 0 до 0 тыс. руб. либо на 0% привлеченные средства увеличились на 4406.667 тыс. руб. - с 4080 до 6284 тыс. руб. либо на 108.007%.

Оценка финансовой устойчивости производится по таким направлениям:

вычисление коэффициентов финансовой устойчивости

оценка динамики и структуры оборотных средств

оценка дебиторской и кредиторской задолженности.

Для анализа финансовой устойчивости нужно рассчитать такие коэффициенты как:

коэффициент автономии, который характеризует независимость финансового состояния от заемных средств:

КA = М / ∑И

где М - собственные средства

∑ И - общая сумма источников.

Наименьшее значение коэффициента принимается на уровне 0,6.

За 2013 год

КA = 581636 / 587069.667 = 0.991За 2014 год

КA = 585170.667 / 592357 = 0.988За 2015 год

КA = 593940.333 / 603616 = 0.984

Снижение значения коэффициента говорит о финансовой зависимости компании.

Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение заемных и собственных средств:

КУ = М / (К + З)

где М - собственные средства

З - заемные средства

К - кредиторская задолженность и иные пассивы.

За 2013 год

КУ = 581636 / 5433.667 = 107.043За 2014 год

КУ = 585170.667 / 7186.333 = 81.428

За 2015 год

КУ = 593940.333 / 9675.667 = 61.385-45.658 / 107.043 •100% = -42.654%

Следовательно, компания является финансово неустойчивой и за отчетный год коэффициент уменьшился на 42.654%.

Платежеспособность - это возможность компании расплачиваться по своим обязательствам.

К наиболее ликвидным активам относят сами денежные средства компании и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги (А1). Следом за ними идут быстрореализуемые активы - готовая продукция, продукцию отгруженные и дебиторская задолженность (А2). Более продолжительного времени реализации требуют производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. Они относят к медленно реализуемым активам (А3). Наконец, группу труднореализуемых активов образуют основные фонды, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, продажа которых требует существенного времени, а по этой причине осуществляется очень редко (А4). Для определения платежеспособности компании с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Оценка ликвидности баланса заключается в сопоставлении размеров средств по активу, систематизированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, систематизированными по срокам их погашения.

К наиболее срочным обязательствам, которые должны быть погашены на протяжении месяца, относят кредиторская задолженность и кредиты банка, срок возврата которых наступили (П1). Среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года - краткосрочные кредиты банка (П2). К долгосрочным обязательствам относят долгосрочные кредиты банка и займы (П3). К четвертой группе отнесем собственный капитал, находящийся в распоряжении компании (П4).

экономический хозяйственный рыночный планирование

Таблица 4

Группировка активов по степени ликвидности

Показатели

Методика расчета

2013

2014

2015

Структура, %

2014

2015

Наиболее ликвидные активы (А1)

1250+1240

1752

2725.333

5849.667

0.298

0.46

0.969

Быстро реализуемые активы (А2)

1230

21648.333

23817.333

21648.333

3.688

4.018

3.586

Медленно реализуемые активы (А3)

1210+1220+1260

7393.333

8348

8002.667

1.259

1.408

1.326

Труднореализуемые активы (A4)

1100

556276

557929

568115.333

94.755

94.114

94.119

Баланс

1600

587069.667

592819.667

603616

100

100

100


Группировка активов компании показала, что в структуре имущества за 2015 год преобладают труднореализуемые активы (A4)

Таблица 5

Группировка пассов по сроку выполнения обязательств

Показатели

Методика расчета

2013

2014

2015

Структура, %

2014

2015

Наиболее срочные обязательства (П1)

1520

4080

5173.333

7257.667

0.695

0.873

1.202

Краткосрочные пассивы (П2)

1500-1520-1530

892.333

1110.667

1229

0.152

0.187

0.204

Долгосрочные пассивы (П3)

1400

461.333

902.333

1189

0.0786

0.152

0.197

Собственный капитал компании (П4)

1300+1530

581636

585170.667

593940.333

99.074

98.71

98.397

Баланс

1700

587069.667

592357

603616

100

100

100


В структуре пассивов за 2015 год преобладают Собственный капитал компании (П4)

В структуре пассивов видно, компания привлекает краткосрочные кредиты и займы (П2 > 0).

Условие абсолютной ликвидности баланса

А1 >= П1А2 >= П2А3 >= П3А4 <= П4

Таблица 6

Оценка ликвидности баланса компании

2013

2014

2015

А1<=П1

А1<=П1

А1<=П1

А2>П2

А2>П2

А2>П2

А3>П3

А3>П3

А3>П3

А4<=П4

А4<=П4

А4<=П4


Баланс организации в рассматриваемом периоде не является абсолютно ликвидным.

Таблица 7

Вычисление финансовых коэффициентов платежеспособности

Показатель

Формула

2013

2014

2015

Нормативное значение

Общий показатель ликвидности

(A1+0.5A2+0.3A3)/(П1+0.5П2+0.3П3)

3.172

2.857

2.318

не менее 1

Коэффициент абсолютной ликвидности

A1 / (П1+П2)

0.352

0.434

0.689

0,1-0,7

Коэффициент срочной ликвидности

(А1 + А2) / (П1 + П2)

4.706

4.224

3.24

не менее 1. Допустимое значение 0,7-0,8

Коэффициент текущей ликвидности

(А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

6.193

5.552

4.183

1,5. Оптимальное не менее 2,0

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

(1300+1400-1100)/1300

0.0444

0.0481

0.0455

Положительная динамика

Доля оборотных средств в активах

1200 / 1600

0.0525

0.0589

0.0588

не менее 0,5

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

(1300+1400-1100) / 1210

3.43

3.263

3.493

не менее 0,1



Таблица 8

Коэффициенты рыночной устойчивости компании

Показатель

Формула

2013

2014

2015

Уровень чистого оборотного капитала

(1300+1400+1530-1100) / 1700

0.044

0.0475

0.0448

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

(1200-1500)/ 1210

3.493

3.427

3.654

Индекс постоянства актива

1100 / 1300

0.956

0.953

0.957


Собственные оборотные средства составляют более 4.475% в структуре имущества. Запасы полностью обеспечены чистым оборотным капиталом.

Таблица 9

Коэффициенты, оценивающие состояние дебиторской задолженности

Показатель

Формула

2013

2014

2015

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

2110 / 1230

0.608

0.614

0.655

Коэффициент ликвидности дебиторской задолженности

1230 / 1200

0.703

0.683

0.61


Оборачиваемость дебиторской задолженности усилилась, что воздействует на понижение продолжительности операционного цикла.

Ликвидность дебиторской задолженности уменьшилась, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости компании и увеличивает риск финансовых потерь фирмы.

Таблица 10

Вычисление показателей финансовой устойчивости

Показатели

Формула

2013

2014

2015

Нормативное значение

Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага)

(1410+1510)/(1300+1320)

0

0

0

<1,5

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

(1300+1400-1100)/1200

0.839

0.807

0.761

>0,1

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

1300 / 1700

0.991

0.988

0.984

0,4-0,6

Коэффициент финансирования

1300/(1410+1510)

0

0

0

>=0,7

Коэффициент финансовой устойчивости

(1300+1400)/1700

0.992

0.989

0.986

>=0,6


Компания не зависит в большой степени от заемных источников (коэффициент автономии остается достаточно высоким)

Далее исследуется динамика и структура собственных оборотных средств и кредиторская задолженность.

Таблица 12

Оценка наличия и движения собственных оборотных средств

Показатели

2013

2014

2015

Изменение

Уставный капитал

1191.333

1191.333

1191.333

0

Резервный фонд

297.667

297.667

297.667

0

Текущие резервы

219109.333

223106.667

231413.667

12304.333

361037.667

361037.667

361037.667

0

Всего собственных средств

581636

585633.333

593940.333

12304.333

Исключаются:





Нематериальные активы

0

0

0

0

Основные фонды

38962.667

40664.333

50919.667

11957

Незавершенные капитальные вложения

3420

3371.333

3302.333

-117.667

Прочие внеоборотные активы

1133.667

1133.667

0

-1133.667

Долгосрочные финансовые вложения

512759.667

512759.667

512759.667

0

Убыток

0

0

48750.333

48750.333

Всего исключается

556276

557929

615732

59456

Собственные оборотные средства (СОС1)

25360

27704.333

-21791.667

-47151.667

СОС2 (чистый оборотный капитал): 1300+1400+1530 - 1100

25821.333

28144

27014

1192.667

СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам): 1300+1400+1530 - 1100+1510

25821.333

28144

27014

1192.667


Данные таблицы показывают что за два года собственные оборотные средства уменьшились на 47151.667 тыс. руб. от 25360 до 27704.333 тыс. руб. Данный спад был определен действием следующих факторов:

. Повышение оборотной части уставного капитала на 59456 тыс. руб. (с -555084.667 до -614540.667 тыс. руб.) что уменьшило сумму собственных средств на 59456 тыс. руб.

За 2013:

.333 - 556276 = -555084.667 тыс. руб.

За 2014: 1191.333 - 557929 = -556737.667 тыс. руб.

За 2015: 1191.333 - 615732 = -614540.6670 тыс. руб.

Изменение за год: -614540.667 - -555084.667 = -59456 тыс. руб.

. Сумма резервного фонда в данном периоде не менялась.3. Повышение сумм средств в текущих резервах на 12304.333 тыс. руб. что повысило собственные оборотные средства на 12304.333 тыс. руб.

Всего: -59456 + 0 + 12304.333 = -47151.667 тыс. руб.

Таблица 13

Вычисление рентабельности, %

Показатель

Формула

2013

2014

2015

Изменение

Показатели рентабельности реализованных товаров (показатели рентабельности издержек)

2200/(2110-2200)

-8.578

-8.578

-80.293

-71.715

Показатели рентабельности производства

2300/(1150+1210)

10.212

10.732

-80.806

-91.018

Показатели рентабельности активов (общая рентабельность)

2300/1600

0.806

0.887

-7.806

-8.613

Показатели рентабельности внеоборотных активов

2300/1100

0.851

0.943

-8.294

-9.145

Показатели рентабельности оборотных активов

2300/1200

15.373

15.076

-132.731

-148.104

Показатели рентабельности собственного капитала

2300/1300

0.814

0.899

-7.934

-8.747

Показатели рентабельности инвестиций

2300/(1100-1150)

0.915

1.017

-9.111

-10.026

Показатели рентабельности продаж

2300/2110

35.945

35.945

-332.364

-368.308


Показатели рентабельности оборотных активов уменьшилась, что говорит о нерезультативной работе компании

Таблица 14

Коэффициенты результативности деятельности компании

Показатель

Формула

2013

2014

2015

Изменение

Коэффициент оборачиваемости капитала (активов)

2110 / 1600

0.0224

0.0247

0.0235

0.00105

Коэффициент оборачиваемости производственных запасов

2120 / 1210

1.139

1.121

8.716

7.577

Финансовая рентабельность, %

2400 / 1300

0.563

0.621

-8.208

-8.77

Показатели рентабельности оборота (продаж), %

2200 / 2110

-9.382

-9.382

-407.423

-398.04

Норма прибыли (коммерческая маржа), %

2400 / 2110

24.842

24.842

-343.861

-368.703

Фондорентабельность, %

2300 / (1150+1140)

12.15

12.935

-92.539

-104.689

Показатели рентабельности перманентного капитала, %

2300 / (1300+1400)

0.813

0.897

-7.918

-8.731


Показатели оборачиваемости активов имеют тенденцию к росту, что говорит об улучшении результативности деятельности компании в данном периоде.

Показатели оборачиваемости запасов имеют тенденцию к росту, что говорит об улучшении результативности деятельности компании.

2.3 Планирование деятельности компании. Механизм и типовая структура

Плановой работой в компании в ООО «ЮгРегионСнаб» руководит директор по экономике, которым, в свою очередь, руководит генеральный директор компании.

Директором по экономике определяются:

характер участия и взаимосвязь всех отделов аппарата управления компании и структурных подразделений в оценке деятельности компании и разработке перспективного и текущих планов;

методы, формы и сроки осуществления работ по оценке и планированию в компании, т.е. методы проведения оценки отчетных данных и установления (обоснования) плановых показателей, формы обобщения итогов оценки и плановых расчетов по соответствующим разделам плана и отделам компании и сроки их передачи для последующей обработки либо включения в сводный план компании;

формы и сроки доведения утвержденного плана до исполнителей;

методы, форма и срок оперативного контроля хода выполнения плана;

совместно с управлением бухгалтерского учета, отчетности и контроля на основании действующих положений по учету и отчетности, методы, формы и сроки оперативного учета итогов деятельности компании.

В составлении плана принимают участие все звенья управления компанией. Органами технической службы разрабатываются планы совершенствования продукции и организации производства, уточняются технико-экономические нормы использования производственных ресурсов; службами оперативного руководства производством совместно с управлением по маркетингу и реализации уточняется ассортимент и количество товаров, а также уровень эксплуатации производственных мощностей; управлением организацией труда и заработной платы разрабатывается план по труду; аппаратом материально-технического снабжения составляется план поступления материалов, сырья, топлива, полуфабрикатов; службой главного механика создается план по ремонту и модернизации оборудования; управлением капитальным строительством разрабатывается план строительства и ввода производственных мощностей; финансовым управлением составляется план по прибыли, рентабельности и финансовый план.

В соответствии с Уставом ООО «ЮгРегионСнаб», утвержденным генеральным директором, Положением о производственных единицах и дополнительными положениями для каждой производственной единицы планирование и учет их деятельности осуществляется по следующей схеме.

Генеральный директор утверждает план по главным технико-экономическим показателям на год с разбивкой по кварталам для отделов непосредственного подчинения ООО «ЮгРегионСнаб». Самостоятельным компаниям планы утверждают по тем же главным показателям, что и ООО «ЮгРегионСнаб».

В план производственных единиц включаются следующие показатели:

план продаж товаров в ассортименте;

объем продаж товаров, поставляемой за пределы ООО «ЮгРегионСнаб» и самостоятельным компаниям, в оптовых ценах;

фонд оплаты труда и численность сотрудников с расчетной разбивкой по категориям;

норматив оборотных средств;

фонд материальный поощрений.

Генеральный директор утверждает отдельными приказами: план мероприятий по внедрению новой продукции и комплексный план научной организации труда.

Планы магазинам, который входят в состав производственных единиц, утверждаются директорами магазинов и товароведами по тем же показателям, что и производственным единицам.

Планы производственным участкам утверждаются начальниками отделов: по ассортименту и объему продаж.

Сегодня текущее планирование в ООО «ЮгРегионСнаб» осуществляется с помощью составления годового плана работы (с распределением по кварталам) - техническо-финансовый плана. Техническо-финансовый план является главным плановым документом, который определяет текущую производственно-хозяйственную деятельность торговой компании (ООО «ЮгРегионСнаб»).

Техническо-финансовый план представляет собой развернутую программу всей технической, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности компании, направленную на максимальное удовлетворение потребностей рынка и получение высоких конечных итогов, при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Техническо-финансовый план состоит из ряда плановых расчетов, обеспечивающих внедрение новой продукции и технологии, увеличение ассортимента товаров, повышение продаж товаров, увеличение рентабельности и улучшение финансового положения компании.

Техническо-финансовый план на текущий год разрабатывается на основе следующих исходных данных:

) уточненного спроса на товары и услуги компании и планируемый объем их продаж с учетом заключенных хозяйственных договоров;

) прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по использованию производственных мощностей, затрат живого труда и материальных ресурсов;

) заданий по созданию, освоению и внедрению новой продукции и технологий;

) изобретений, патентов, рационализаторских предложений и передового опыта.

При разработке техническо-финансового плана широко используют материалы оценки производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, охватывающие все стороны деятельности компании.

В основу разработки техническо-финансового плана положен балансовый метод. Он обеспечивает обеспечение соответствия между проектными показателями (в натуральном выражении и стоимостном исчислении) на предстоящий год и необходимыми для этих целей трудовыми и денежными ресурсами. Общее руководство разработкой техническо-финансовый плана осуществляется генеральным директором ООО «ЮгРегионСнаб», а методическое руководство и координация работ осуществляется директором по экономике совместно с планово-бюджетным департаментом.

Главнейшую составную часть плановой работы в компании составляет оперативно-производственное планирование. Оперативно-производственное планирование представляет собой систему мер, нацеленных на конкретизацию перспективного и текущего планов во времени и в пространстве. Оно включает постановку плановых заданий отдельным производственным звеньям на краткие отрезки времени по главным количественным и качественным показателям.

Главные задачи оперативно-производственного планирования состоят в обеспечении: реализации товаров для максимального удовлетворения нужд потребителей, при условии равномерной работы каждого рабочего места и равномерной продажи товаров предприятием в целом.

Главными недостатками системы оперативно-производственного планирования в ООО «ЮгРегионСнаб» является частое внесение изменений (корректив) производственных программ (как квартальных, так и месячных).

Причина такого положения состоит в изменении объемов продаж товаров в ООО «ЮгРегионСнаб» из-за понижения либо увеличения рыночного спроса.

Частые коррективы производственных программ влекут за собой нарушения в ритме продаж, и вследствие этого, повышение объемов продаж товаров, сбои в материально-техническом снабжении и уменьшение ассортимента товаров.

В данных условиях главным ориентиром в оперативном планировании и регулировании производства должно стать как быстрое и своевременное устранение выявленных отклонений, так и создание нужных условий для выполнения, учитывая рыночный спрос, планов-графиков продаж и продажи товаров потребителю. Что должно способствовать получению компанией высоких экономических итогов. Планирование и управление экономической деятельностью ООО «ЮгРегионСнаб» тесно взаимосвязано между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбором цели, определением ресурсов, организацией процессов, надзором исполнения, координацией работы, корректировкой задач, мотивацией персонала и пр. В их выполнении принимают участие такие категории персонала, как: менеджеры всех уровней управления, экономисты, плановики- исполнители и пр. Менеджерами планово-экономических служб компаний осуществляются общие, научные, методологические и иные главные функции по управлению всей текущей и перспективной деятельностью. Персоналом службы планирования, совместно с высшим менеджментом, осуществляется разработка стратегии компании, выбор и обоснование экономических целей, создание нужной нормативной базы, оценка плановых и фактических итогов конечной деятельности. Совместно с менеджерами плановики принимают участие в прогнозировании осуществления продаж, обучении персонала компании новым методам разработки разных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах компании, участвующих в составлении общих планов либо их отдельных разделов.

Таблица 15

Прогнозные значение по бухгалтерскому балансу предприятия на 2016 год

Показатель

Код

Прогноз по показателям 2013/2014

Прогноз по показателям 2014/2015





АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ




I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Основные средства

1150

55 473

61 176

Финансовые вложения

1170

512 760

512 760

Отложенные налоговые активы

1180

3 246

3 233

Прочие внеоборотные активы

1190

1 134

1 134

ИТОГО по разделу I

1100

572 613

578 303

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

1210

7 711

6 438

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1220

812

1 218

Дебиторская задолженность

1230

22 371

19 479

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

-106 661

8 870

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

72

105

Прочие оборотные активы

1260

0

0

ИТОГО по разделу II

1200

-75 695

36 110

БАЛАНС

1600

496 918

614 413

ПАССИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ




III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1310

1 191

1 191

Собственные акции, выкупленные у акционеров

1320

77


Переоценка внеоборотных активов

1340

5 004

4 951

Добавочный капитал (без переоценки)

1350

361 038

361 038

Резервный капитал

1360

298

298

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

231 766

235 002

ИТОГО по разделу III

1300

599 374

602 249

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Отложенные налоговые обязательства

1420

1 579

1 476

ИТОГО по разделу IV

1400

1 579

1 476

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА




Кредиторская задолженность

1520

8 682

9 343

Резервы предстоящих расходов и платежей

1540

1 414

1 347

ИТОГО по разделу V

1500

10 096

10 690

БАЛАНС

1700

611 049

614 415


Таблица 16

Прогнозные значение по финансовым итогам предприятия на 2016 год.

Показатель

Код

Прогноз по показателям 2013 / 2014

Прогноз по показателям 2014 / 2015

Выручка

2110

15 001

13 720

Себестоимость продаж

2120

83 427

119 526

Валовая прибыль (убыток)

2100

-68 427

-105 806

Коммерческие расходы

2210

0

Управленческие расходы

2220

7 712

7 579

Прибыль (убыток) от продаж

2200

-76 139

-113 385

Доходы от участия в других организациях

2310

0

0

Проценты к получению

2320

15 070

14 126

Проценты к уплате

2330

0

0

Прочие доходы

2340

-959

-5 082

Прочие расходы

2350

1 692

-5 605

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

-63 720

-98 736

Т екущий налог на прибыль

2410

2 173

2 191

в т.ч.: постоянные налоговые обязательства (активы)

2421

-16

-556

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

354

466

Изменение отложенных налоговых активов

2450

79

89

Прочее

2460

0

0

Чистая прибыль (убыток)

2400

-65 460

-100 372


Диаграмма 1. Прогнозные значения на 2016 г. «Внеоборотные активы»

Диаграмма 2. Прогнозные значения на 2016 г. «Оборотные активы»

Диаграмма 3. Прогнозные значения на 2016 г. «Капитал и резервы»

Диаграмма 4. Прогнозные значения на 2016 г. «Долгосрочные обязательства краткосрочные обязательства»

Как видим из вышеприведенных таблиц в текущем году можно ожидать значительного снижение прибыли компании, существенно возрастет себестоимость продукции. Себестоимость продукции повысится практически в 2 раза, так как прогнозируется выручка от основной деятельности на том же практически уровне, компания понесет убытки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль планирования для компании очень колоссальна: при помощи подробно разработанных планов, базируемых на реальных фактах хозяйственной деятельности компании, оценки деятельности в прошлых годах, руководитель сможет результативно управлять хозяйственной деятельностью компании и воздействовать на итоги по результатам финансового года. Планирование в компании позволяет в полной мере учитывать воздействие изменений внешней среды, разрабатывать программы противодействия отрицательным факторам и программы употребления благоприятных возможностей для компании, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления либо не наступления определенных рисков. Все это делается для снижения отрицательных факторов и наибольшего употребления благоприятных обстоятельств.

По этой причине можно сказать, что планирование в компании сейчас никак не потеряло своего значения, а видоизменило его. В условиях активной конкуренции и сложной внешней среды результативное управление фирмой возможно только благодаря употреблению планов хозяйственной деятельности на основании системы планирования в компании. Планы направляют деятельность всех отделов компании на совместную целенаправленную деятельность для достижения поставленной перед компаниям цели.

Планирование в компании также позволяет, учитывая деятельность конкурентов, разрабатывать результативные приемы противодействия, для того, чтобы добиться новых конкурентных преимуществ.

Главная задача компании − производить товары и услуги, нужную потребителю и соответствующего качества. По этой причине разработка перспективного планов компании, а значит, и оценка перспектив начинаются с показателя объема товаров. Чтобы установить объем товаров, нужной потребителю, нужно изучить: спрос на данную товары и услуги; возможности компании и отделов в отношении ее производства; возможности компаний, выпускающих аналогичную товары и услуги; возможности поставщиков и многие иные вопросы.

Главными целями рассматриваемой компании является: создание развитой структуры каналов товароснабжения, поддержание необходимой интенсивности товарооборота как закупочных, так и сбытовых, формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товароснабжения (предоплата или оплата пост фактом по реализации).

Плановой работой в компании в ООО «ЮгРегионСнаб» руководит директор по экономике, которым, в свою очередь, руководит генеральный директор компании.

Самостоятельным компаниям планы утверждают по тем же главным показателям, что и ООО «ЮгРегионСнаб».

В план производственных единиц включаются следующие показатели:

план продаж товаров в ассортименте;

объем продаж товаров, поставляемой за пределы ООО «ЮгРегионСнаб»  и самостоятельным компаниям, в оптовых ценах;

фонд оплаты труда и численность сотрудников с расчетной разбивкой по категориям;

норматив оборотных средств;

фонд материальный поощрений.

Главнейшую составную часть плановой работы в компании составляет оперативно-производственное планирование. Оперативно-производственное планирование представляет собой систему мер, нацеленных на конкретизацию перспективного и текущего планов во времени и в пространстве. Оно включает постановку плановых заданий отдельным производственным звеньям на краткие отрезки времени по главным количественным и качественным показателям.

Главные задачи оперативно-производственного планирования состоят в обеспечении: реализации товаров для максимального удовлетворения нужд потребителей, при условии равномерной работы каждого рабочего места и равномерной продажи товаров предприятием в целом.

Главными недостатками системы оперативно-производственного планирования в ООО «ЮгРегионСнаб» является частое внесение изменений (корректив) производственных программ (как квартальных, так и месячных).

Причина такого положения состоит в изменении объемов продаж товаров в ООО «ЮгРегионСнаб» из-за понижения либо увеличения рыночного спроса.

Частые коррективы производственных программ влекут за собой нарушения в ритме продаж, и вследствие этого, повышение объемов продаж товаров, сбои в материально-техническом снабжении и уменьшение ассортимента товаров.

Менеджерами планово-экономических служб компаний осуществляются общие, научные, методологические и иные главные функции по управлению всей текущей и перспективной деятельностью. Персоналом службы планирования, совместно с высшим менеджментом, осуществляется разработка стратегии компании, выбор и обоснование экономических целей, создание нужной нормативной базы, оценка плановых и фактических итогов конечной деятельности. Совместно с менеджерами плановики принимают участие в прогнозировании осуществления продаж, обучении персонала компании новым методам разработки разных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах компании, участвующих в составлении общих планов либо их отдельных разделов.

Процедура аудита плана предприятия внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу - общему глубокому изучению плана предприятия. Завершается аудит плана предприятия принятием или отклонением решения об его инвестировании.

В текущем году можно ожидать значительного снижение прибыли компании, существенно возрастет себестоимость продукции. Себестоимость продукции повысится практически в 2 раза, так как прогнозируется выручка от основной деятельности на том же практически уровне, компания понесет убытки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / Э.А. Афитов. - Мн.: Вышэйшая шк., 2006. - 302 c.

2.       Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

.        Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.

.        Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 260 c.

.        Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

.        Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 411 c.

.        Волков, А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 81 c.

.        Герасимов, Б.И. Организация планирования на предприятии: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: Форум, 2013. - 240 c.

.        Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.

.        Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2013. - 696 c.

.        Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 c.

.        Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 270 c.

.        Кантор, Е.Л. Планирование на предприятии: Краткий курс лекций / Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, И.И. Дрогомирецкий. - М.: Юрайт, 2011. - 140 c.

.        Либерман, И.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / И.А. Либерман. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - 205 c.

.        Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. - М.: Форум, 2012. - 288 c.

.        Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.

.        Панова, А.К. Планирование и эффективная организация продаж: Практическое пособие / А.К. Панова. - М.: Дашков и К, 2013. - 192 c.

.        Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 c.

.        Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2013. - 324 c.

.        Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2013. - 352 c.

.        Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие для студентов вузов / Л.В. Стрелков

.        Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 c.

Похожие работы на - Планирование деятельности торгового предприятия ООО 'ЮгРегионСнаб'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!