Франчайзинг в логистике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,41 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Франчайзинг в логистике

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ИГУ»)

Кафедра экономики и торговой политики






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

на тему «Франчайзинг в логистике»


Выполнил:

студент группы 11425 ДБ

Павленко А.А.

Проверил:

старший преподаватель, магистр коммерции

Голик С.А.


Иркутск 2016

Введение

Франчайзинг является важным инструментом развития бизнеса во всем мире. Он представляет большие возможности для развития среднего и малого предпринимательства, поскольку позволяет освоить самые прогрессивные технологии и эффективную организацию бизнеса, использовать «фирменное качество» известных фирм в производстве и обслуживании. Франчайзинг подразумевает приобретение готового бизнеса, всесторонне апробированного на практике крупными компаниями. Он предполагает право использования известных торговых марок, фирменных знаков и стилей [8].

В последнее время большое распространение франчайзинг получает в торговле, общественном питании и сфере услуг. Применение в этих отраслях апробированных торгово-технологических решений, готовых стандартов управления ассортиментом и запасами позволяет существенно улучшить технологию продвижения товаров на рынок и повысить культуру обслуживания покупателей. Кроме того, сегодня франчайзинг - наиболее оптимальный путь создания межрегиональных сетей магазинов, предприятий общественного питания и сферы услуг. Поэтому многие компании эффективно развивают бизнес по технологии франчайзинга. К ним относятся: «Деловые линии», «ЖелДорЭкспедиция», «McDonaid’s», «Coca-Cola», «Zara», «Nike», «Баскин - Роббинс», «Русское бистро» и многие другие [2]. Опыт работы этих компаний вызвал большой практический интерес предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. Для применения франчайзинга в России существуют в настоящее время определенные предпосылки [7]:

во-первых, это обусловленная необходимость продвижения на российском и международном рынках отечественных производителей;

во-вторых, формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима сегодня поддержка не столько материальная, сколько поддержка в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;

в-третьих, необходимость формирования и отработки системы управления качеством по всей цепи взаимосвязанных циклов «производитель - потребитель»;

в-четвертых, система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга.

Франчайзинг предоставляет как начинающему, так и опытному предпринимателю возможность организовать или расширить собственное дело, используя известную торговую марку, деловой опыт, хорошую репутацию.

Цель данной работы - изучить франчайзинг в логистике.

Задачи работы:

раскрыть теоретический аспект франчайзинга в логистике;

провести анализ деятельности ООО «Деловые линии».

1.Теоретический аспект франчайзинга в логистике

1.1 История развития франчайзинга

Слово "франчайзинг" произошло от старого французского термина, обозначающего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту или строительство дорог. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

В своем современном облике франчайзинг зародился в США во второй половине XIX в., после завершения Гражданской войны. Считается, что первой «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Зингера. Она стала взимать плату с розничных продавцов «зингеровских» изделий за предоставляемое им исключительное право сбывать продукцию и обслуживать покупателей на отведенной для каждого из них территории США. Другой вехой в развитии современного франчайзинга стал 1898 год, в котором корпорация «General Motors» стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей. В 1899 г. франчайзинг стала практиковать корпорация «Coca-Cola» [2].

В России же франчайзинг возник относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако, чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались [9].

Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения бизнеса, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

Основные понятия и виды франчайзинга

В российской экономической литературе термин «франчайзинг» давно не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, возникли больше десяти лет назад, но так как разные специалисты обращали внимание

на разные аспекты франчайзинга и поэтому формулировали отличные друг от друга определения. Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сказать, что франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль) [1], технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению ее на рынке товаров и услуг [12]. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи (роялти) за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые им услуги, целью которых является поддержка франчайзи [10].

Франчайзером в терминологии российского права является владелец прав (правообладатель). А франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому эти права передаются на определенных условиях (в российской терминологии - пользователь) [13].

Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре; лицо, наделенное правом дальнейшей передачи - субфранчайзер (в российской терминологии - первый пользователь); лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав - второй пользователь.

При простом франчайзинге франчайзи наделяется неисключительными правами (получает неисключительную лицензию) на ведение франчайзингового бизнеса. Это значит, что франчайзер оставляет за собой все права на передаваемые объекты интеллектуальной собственности, в том числе и на заключение подобных фрянчайзинговых договоров с другими франчайзи[6]. Субфранчайзинг подразумевает, что франчайзи наделяется исключительным правом самостоятельно заключать франчайзинговые договора на своей территории от имени франчайзера с потенциальными субфранчайзи.

В соответствии с функциональным назначением и особенностями организации предпринимательской деятельности различается несколько разновидностей франчайзинга:

Товарный - подразумевает, что франчайзи покупает у компании-производителя право на продажу товаров с ее торговой маркой. Прототипом товарного франчайзинга стал автомобильный бизнес США начала XX в., когда независимые дистрибьюторы приняли на себя функции по организации сбыта автомобилей и содержания сети бензоколонок [13].

Производственный - широко представлен в сфере производства безалкогольных напитков, когда предприятия по разливу и упаковке напитков выступают в роли франчайзи по отношению к производителям концентратов напитков [13].

Деловой - франчайзер уступает частным лицам или другим компаниям лицензию на право открытия магазинов, киосков, павильонов для продажи покупателям продуктов или оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера [13].

1.2 Франчайзинг в логистике

Франчайзинг позволяет ускорить рост и становление розничной сети, владеющей современными технологиями. Экстенсивный рост с использованием франчайзинга позволяет контролировать все большую часть рынка и, следовательно, способствует популяризации торговой марки и росту стоимости бизнеса [15]. Попробуем выделить варианты применения франчайзинга в логистике:

Продажа логистических услуг (транспортные, складские услуги);

Консалтинг логистических услуг (расширение присутствия в регионах;

Консалтинг по внедрению информационных систем в логистике;

Курьерские почтовые службы, пример - Почта России [<#"905276.files/image001.gif"> (2.6)

где Сi - удельный вес объема перевозок по i-му виду груза, %;- количество видов груза;

ПQ - процент выполнения общего объема перевозок, %.

Исследование номенклатуры и структуры перевозимых грузов сведем в таблицы 2.3 - 2.5.

Таблица 2.3

Анализ номенклатуры перевозимых грузов

Виды грузов

План 2014г

Факт 2015г

Влияние структурных сдвигов, %


в тоннах

в % к итогу

в тоннах

в % к итогу


гравий

110 230,150

55,660

140 524,317

60,085

15,297

5 460,547

2,758

7 762,441

3,32

1,163

кирпич

16 554,118

8,359

13 228,107

5,656

-1,679

грунт

0,000

0,000

10 534,541

4,504

+5,319

щебень

65 795,584

33,223

61 824,320

26,435

-2,006

итого:

198 040,399

100

233 873,726

100

18,094

На процент перевыполнения плана по общему объему перевозок (18,094%) в наибольшей степени повлияла перевозка гравия, т.е. увеличение их удельного веса в общем объеме на 15,297%, а отрицательным моментом является уменьшение удельного веса перевозок кирпича (-1,679%) и щебня (-2,006%).

Таблица 2.4

Анализ структуры перевозимых грузов.

Виды грузов

Распределение фактического объема перевозок, т


в пределах плана

сверх плана

не предусм. планом

гравий

110 230,150

30 294,167

-

песок

5 460,547

2 301,894

-

кирпич

13 228,107

-

-

грунт

-

-

10 534,541

щебень

61 824,320

-

-

итого:

190 741,118

32 596,061

10 534,541


Используя формулы (2.3) - (2.5), рассчитаем процент выполнения объема перевозок по группам.

Пв пр. пл = (190 741,118/ 198 040,399) *100 = 96,316%

Псв. пл = (32 596,061/ 198 040,399) *100 = 16,459%

Пне пр. пл = (10 534,541/ 198 040,399) *100 = 5,319%

Результаты расчетов представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.5

Процент выполнения объема перевозок по группам

Группа

Процент выполнения, %

96,316

сверх плана

16,459

не предусмотрено планом

5,319


План объема перевозок по грузам перевыполнен на 18,094% или выполнен на 118,094%, но в разрезе по клиентам план выполнен на 96,316%. Данные показатели не совпадают из-за того, что в текущем году были произведены в разрезе по грузам перевозки сверх плана (16,459%) и непредусмотренные планом (5,319%).

Основными положительными причинами, которые оказали влияние на изменение объема перевозок являются увеличение коэффициента выпуска подвижного состава на линию (+5,882%) и среднесписочного количества автомобилей (+7,143%). Данное увеличение может произойти в силу рационального использования подвижного состава, хорошего состояния транспортных средств, эффективной работы ремонтных рабочих и организации сбора информации о состоянии транспортных средств, своевременного выполнения технического обслуживания, выбора трасс с оптимальным дорожным покрытием.

франчайзинг логистика бизнес

2.3 Предложения по совершенствованию организации логистики

Проанализировав деятельность компании ООО «Деловые линии», я сделала вывод о том, что эта компания вполне стабильна, оснащена необходимыми технологиями, открыта для внедрения новых технологий. Но исходя из выделенных теоретически проблем, можно предположить, что компании ООО «Деловые линии» не хватает улучшенной спутниковой мониторинговой системы. Такая система предполагает:

Высокую эффективность работы с данными. Т.е. система позволяет обрабатывать свыше 800 миллионов новых сообщений в сутки. Каждое сообщение от объекта содержит заголовок, опциональное местоположение и до 250 различных параметров или значений датчиков. Размер одного сообщения - ограничен 1 GB, что более чем достаточно. Скорость выборки данных составляет - 100 тысяч сообщений в секунду, что позволяет эффективно и быстро выполнять различного рода отчеты [16].

Высокий уровень масштабируемости - возможность запуска отдельных серверов для коммуникаций (сбора данных), отдельных серверов для обработки данных, отдельных серверов для отображения данных. Возможности быстрого и безболезненного масштабирования системы для работы с сотнями тысяч объектов мониторинга и с десятками тысяч пользователей [16].

Многоуровневый контроль доступа - пользователи могут выполнять мониторинг только своих объектов, либо объектов доступ к которым им делегировали другие пользователи. Возможно делегирование только разрешения на просмотр либо на изменение свойств либо на выполнение команд над объектом.

Поддержка любого оборудования (контроллеров) - работа с оборудованием в системе осуществляется на скриптах, поэтому даже при отсутствии какого-нибудь оборудования в списке поддерживаемого для администратора сервера не составит труда выполнить его подключение самостоятельно [16].

Для подключения к спутниковой мониторинговой системе необходимо оборудовать свой автомобиль или иное транспортное средство GPS/ GP R S/GSM контроллером и оплачивать платежи на SIM-карточку своего оператору мобильной связи, которая будет установлена в GPS/ GP R S/GSM контроллере.

Система GPS мониторинга предназначена для контроля транспорта и мобильных объектов, повышения эффективности работы автопарков, снижения транспортных расходов и рисков. Система представляет собой программно-аппаратный комплекс, в состав которого входит бортовое устройство и комплект программного обеспечения для обработки данных и подготовки отчетов. Система GPS мониторинга обеспечивает прием и запись в базу данных информации о местоположении и состоянии транспорта, грузов и других объектов с помощью GPS, передачу этих данных через GPRS-канал и сеть Интернет, а также программные решения для последующей обработки и анализа.

По данным сайтов новейших мониторинговых систем в зависимости от сферы деятельности автомобильного транспорта, расходы по внедрению Системы GPS мониторинга транспорта окупаются в срок от 3 до 18 месяцев [16]. Эффект данного мероприятия будет основываться на повышении скорости обслуживания потребителей и возможности выбора транспортного средства для доставки до конечного потребителя.

Заключение

Франчайзинг является перспективной формой организации и ведения предпринимательской деятельности, эффективным способом увеличения объемов продаж товаров и услуг. Многие корпорации достигли большого объема продаж благодаря своевременному пониманию роли и значения франчайзинга для развития предпринимательства.

Использование франчайзинга как формы организации и ведения предпринимательской деятельности имеет большое перспективное экономическое значение для развития предпринимательской активности во всех странах мира [3].

В своей работе я рассмотрела деятельность франшизной компании ООО «Деловые линии». Для организации грузоперевозок эта компания использует собственный автотранспорт, в ближайшем будущем рост транспортировки грузов, создает необходимость увеличения парка подвижного состава, Сопоставив всю информацию относительно ООО «Деловые линии» можно сказать, что благодаря правильному режиму эксплуатации автомобилей, в обоих случаях происходит значительная экономия топлива. Подвижной состав предприятия ООО «Деловые линии» находится в исправном состоянии, износ автомобилей в настоящее время в пределах нормы и дальнейшее их использование для коммерческих целей является экономически целесообразным и выгодным. Своевременно проводится техническое обслуживание подвижного состава, которое позволяет избежать неисправностей и поломок, а это минимум затрат на содержание.

Экономическое благосостояние предприятия ООО «Деловые линии» напрямую зависит от увеличения числа заключаемых договоров с клиентами. Для привлечения большего числа постоянных клиентов, партнеров, а так же укрепление положения компании на рынке автомобильных грузоперевозок необходимо внедрение в компанию коммерческого отдела который позволит компании развернуть рекламную и маркетинговую деятельность. Что привлечет новых клиентов и инвесторов.

Эффективность любого производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. Данное предприятие несовершенно и направляет все усилия для повышения экономической эффективности в сфере грузоперевозок.

В работе подробно описывается возможность в повышении производительности что приведет организацию к получению прибыли. Установка GPS-навигаторов и возможность внедрения информационной системы значительно ускорят деятельность организации, позволит осуществлять доставку своим клиентам точно в срок не завися от фирм-посредников, это повысит репутацию фирмы. Так же оборудование собственного оборотного склада позволит улучшить работу организации и повысить прибыль за счет сдачи в аренду.

Для получения максимального эффекта от деятельности организации важно постоянно проводить работу по совершенствованию логистической деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности деятельности организации в целом и по основным ее направлениям.

Список используемой литературы

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»)

«Азбука мультифранчайзинга» // Маркетолог .-2013

Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 2014. № 5. С. 7-9.

Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России // Малое предприятие. 2014. №11 С. 15-19.

Денисов Б. А. Современное государство и экономика, М. Инфра - М. 2015. 335с.

Жиков, Я. «Франшиза - начало успешного бизнеса» // Управление компанией. - 2014

Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики // Бизнес для всех. 2014. № 10. С. 66-69.

Колесников В. «Построение франчайзингового бизнеса». СПб., 2013.

Черняховская Т. Н. Статья в электронном издании «Элетариум 2.0»

Роялти : [http://www.beboss.ru/journal/franchise/news], (дата обращения 9.10.2016)

Деловые линии, официальный сайт: [https://www.dellin.ru], (дата обращения 10.10.2016)

Франчайзинг: [http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html], (дата обращения 21.04.16)

Франчайзинг: [https://ru.wikipedia.org/wiki], (дата обращения 11.10.16)

Франчайзинг: преимущества, недостатки и применимость на практике:[http://www.elitarium.ru/franchajjzing], (дата обращения 11.10.16)

Франчайзинговые логистические модели интеграции: [http://studme.org/34880/logistika/franchayzingovye_logisticheskie_modeli_integratsii], (дата обращения15.10.2016)

Спутниковые мониторинговые системы: [http://sts-auto.ru/article/sputnikovye-monitoringovye-sistemy.html], (дата обращения 20.10.16)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!