Антонимы используются и для того, чтобы не противопоставить противоположные явления, а, наоборот, объединить их (в этом случае антонимы либо показывают сложность, неоднозначность единой сущности, либо служат для соединения видовых понятий в одно, более общее, родовое понятие.
Итак, семантика местоимений достаточно сложна и многообразна. Особую роль в лирической поэзии играют личные (и образованные от них притяжательные) местоимения. Уникальность слов Я, ТЫ, МЫ, ВЫ заключается в том, что они являются полноценными обозначениями человека, подобно личным существительным. В лирической поэзии наблюдается множество своеобразных проявлений и трансформаций семантики личных и притяжательных местоимений, которые обусловлены необходимостью передачи поэтом разных оттенков и нюансов мыслей и чувств лирического героя.
В лирике Высоцкого превалирующими являются местоимения Я, МЫ, ВЫ, ОНИ. Наиболее явно проявила себя формула Я -ОНИ, раскрывающаяся в следующих антонимических вариациях: Я - МЫ, Я - ВЫ, МЫ - ВЫ, Я - ОНИ, МЫ - ОНИ.
Антонимические местоименные пары в лирике В.С. Высоцкого
Анализ употребления личных местоимений Высоцкого в качестве первых слов названий или в качестве первых слов, открывающих текст (если текст не озаглавлен), показывает, что в большинстве случаев - это местоимение я:
я - 59
ты - 4
он - 2
она - 3
оно - 0
мы - 9
вы - 2
они - 0
Таким образом, вопрос о «месте местоимений» в лирике Высоцкого - это прежде всего вопрос о месте я (не как «я», личности, а именно как я, местоимения) в ряду ты, он, она и т.д.
Личные местоимения используются Высоцким для достижения различных целей:
Во-первых, для выражения собственного «я», чувств и переживаний лирического героя, введение образа автора:
«Наверно, Я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее - она была в Париже,
И Я вчера узнал - не только в нём одном!
Какие песни пел Я ей про Север дальний! -
Я думал: вот чуть-чуть - и будем мы на «ты», -
Но Я напрасно пел о полосе нейтральной -
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда еще - Я думал, это ближе -
«Про счетчик», «Про того, кто раньше с нею был»…
Но что? ей до меня - она была в Париже, -
Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!» [ВСП:47]
«Я поля влюблённым постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!»
На примере этих стихотворений мы видим, как местоимение «Я» помогло Высоцкому в полной мере передать чувство любви.
Во-вторых, с целью отождествить самого себя с окружающими. В контексте произведений это раскрывается как уникальное и многоликое «я», предстающее в портретной галерее, охватывающей едва ли не все характерные для советской эпохи человеческие типы:
«Я - «Як»-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
В этом бою мною «юнкерс» сбит, -
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет - в «штопор»[ ВСП:89 ]
«Со мною нож, решил я: "Что ж,
Меня так просто не возьмешь!
Держитесь, гады. Держитесь, гады!"
К чему за даром пропадать
Ударил первым я тогда,
Ударил первым я тогда.
Так было надо»
Поэт легко примерял на себя характеры и судьбы других людей, реальных и выдуманных, смешных и серьёзных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. В.Высоцкий много импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал, причём всегда убедительно и талантливо.
Так у В.Высоцкого есть целая серия стихов, посвящённых людям разных профессий: археологам, физикам, альпинистам, аквалангистам, мореплавателям и многим другим.
«Не та раскладка, но я не трус
Итак, десятка, бубновый туз,
Ведь ты же на спор стрелял в упор,
Но я ведь снайпер, а ты сапер.
Куду вам деться, мой выстрел хлоп,
Девятка в сердце, десятка в лоб.
И черной точкой на белый лист
Легла та ночка на мою жизнь»
«И бил фонтан и рассыпался искрами,
При свете их я Бога увидал:
По пояс голый, он с двумя канистрами
Холодный душ из нефти принимал»
А ещё В.Высоцкий был настоящим патриотом. Да, в своих стихах и песнях он критиковал существовавший тогда строй, погрязший в равнодушии, чинопочитание, косности, чванстве и бюрократизме, но не смотря ни на что, Родину в обиду не давал никому, хотя часто при выезде за границу от него ждали и добивались того, что он начнёт публично критиковать свою страну. В этом случае Высоцкий начинал говорить жёстко и однозначно, о своей Родине говорил только хорошее, а ведь поводов для критики некоторых «официальных» лиц у него было предостаточно. Вот несколько строк из стихотворения В.Высоцкого «Нет меня - я покинул Рассею»:
«…Я смеюсь, умираю со смеха:
Кто поверил этому бреду?! -
Не волнуйтесь - я не уехал,
И не надейтесь - я не уеду!»
С помощью местоимения «Я» Высоцкий смог передать и тему Великой Отечественной войны.
«Мне этот бой не забыть нипочём -
А с небосклона бесшумным дождём
Падали звёзды.
Снова упала - и я загадал:
Выйти живым из боя, -
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться, -
С неба свалилась шальная звезда -
Прямо под сердце.<…>
Звёзд этих в небе - как рыбы в прудах, -
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже - Героем»
Он писал о том, как не хотелось умирать солдатам, что им было и страшно, и горько терять жизнь, что любой герой, прежде всего человек. Но всё же долг перед Родиной оказывался выше страха смерти.
В данном случае можно говорить об такой характерной примете творческой индивидуальности Высоцкого, как многочисленность ролевых персонажей («масок»), которая реализуется в произведениях посредством местоимений. Вследствие этого явления творчество поэта часто воспринимают как голоса самых разных людей, при этом сам автор забывая. Таким образом, в лирике Высоцкого складывается совокупная жизнь народа.
Личное местоимение Я в мировоззренческой картине поэта тесно связано с местоимением МЫ:
«Перед атакой - водку? Вот мура!
Свое отпили мы еще в гражданку.
Поэтому мы не кричим "ура!",
Со смертью мы играемся в молчанку.
У штрафников один закон, один конец -
Коли-руби фашистского бродягу!
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь "За отвагу".
Ты бей штыком, а лучше бей рукой -
Оно надежней, да оно и тише.
И ежели останешься живой,
Гуляй, рванина, от рубля и выше!
Считает враг - морально мы слабы.
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы -
В прорыв идут штрафные батальоны!»
«Мы рубим ступени ни шагу назад
И от напряженья колени дрожат
И сердце готово к вершине бежать из груди
Весь мир на ладони ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем
Другим у которых вершина еще впереди»
«Мы вместе грабили одну и ту же хату,
В одну и ту же мы проникли щель,-
Мы с ними встретились как три молочных брата,
Друг друга не видавшие вообще»
На этих примерах мы видим, что для Высоцкого не характерна общепризнанная антитеза Я - МЫ как противостояние авторского, индивидуального и общественного. В данном случае Я поэта выступает частью МЫ, а МЫ имеет неразрывную связь с Я. Высоцкий выступает как голос народа, он выразитель его настроений и переживаний. Важно отметить, что сам жанр песни, используемый автором, определяет эту тесную связь с народом, определяет саму цель создания произведений.
В свою очередь, паре местоимений Я - МЫ противостоит другая пара - ОНИ-ВЫ:
«Но тот же алкаш мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь христианских младенцев;
И как-то в пивной мне ребята сказали,
Что очень давно они Бога распяли!»
«Им кровушки надо - они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке!
Украли, я знаю, они у народа
Весь хлеб урожая минувшего года!»
«Вот это мука, - плюй на них! -
они ж ведь, суки, буйные:
Всё норовят меня лизнуть, - ей-богу, нету сил!
Вчера в палате номер семь
один свихнулся насовсем -
Кричал: «Даешь Америку!» - и санитаров бил»
«Покамест я в анабиозе лежу,
Те таукитяне буянят, -
Все реже я с ними на связь выхожу:
Уж очень они хулиганят»
«Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный»
«Товарищи учёные, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
…Так приезжайте, милые, - рядами и колоннами!
Хотя вы все там химики и нет на вас креста,
Но вы ж все там задохнетесь за синхрофазотронами, -
А тут места отличные - воздушные места!»
Пара ОНИ-ВЫ предстает своеобразным воплощением враждебных, антагонистических сил, противостоящих миру поэта. Данные местоимения являют собой образ врага: врага лирического героя, народа, страны, человечества в целом. Исходя из этого, они приобретают отрицательную семантику восприятия и оценки.
У В.Высоцкого есть стихи, по которым можно было писать сценарии, ставить спектакли. Он играл эти спектакли, исполнял роли сейчас и немедленно, сам был и режиссёром. Таким образом, мы видим, что личные местоимения помогают Высоцкому примерять на себя различные роли, маски и через песню выражать совокупную жизнь народа.
Заключение
В ходе работы мной было раскрыто понятие личных местоимений и их функции. Я выявила антонимию пар местоимений и основные особенности употребления пар местоименных антонимов в лирике В. С Высоцкого.
В исследовательской части мной было дано понятие местоимения, его виды и функции, а также выделены антонимические местоименные пары.
В практической части, я доказала, что в лирике Высоцкого превалирующими являются местоимения Я, МЫ, ВЫ, ОНИ. Наиболее явно проявила себя формула Я - ОНИ, раскрывающаяся в следующих антонимических вариациях: Я - МЫ, Я - ВЫ, МЫ - ВЫ, Я - ОНИ, МЫ - ОНИ. Я определила, что личные местоимения помогали Высоцкому примерять на себя различные роли, маски и через песню выражать совокупную жизнь народа.
Изучение данной работы с лингвистической стороны поможет в разборе произведений при лексико-семантическом и семантико-стилистическом анализе.
Практические результаты состоят в том, что материалы курсовой работы могут использоваться для организации научно- и учебно-исследовательской деятельности, а также для популяризации творчества Высоцкого.
Список литературы
1.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1 972.
.Булгаков С.Н. Философия имени. М., 1997. С.65.
.А. А. Реформатский. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М.,1979.
4.Шмелев Д.Н. Стилистическое употребление форм лица в современном русском языке //Вопросы культуры речи. Вып. 3. М., 1961.
. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.
. Селиверстова О.Н. Местоимения в языке и речи. М., 1988.
. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного анализа М., 1965.
. Сильман Т.И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений // Вопросы языкознания. 1970. No 4. С. 81-92 6. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. М., 1975.
. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М.: Из-дво МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997.
10. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. М.: Рус.яз., 1990.
Список использованной художественной литературы:
.Высоцкий В. С. «Стихи и песни», Москва «Искусство», 1988.
Использованные словари
1)Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - изд. 2-е, доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, - 2002.
2)Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, - 1999. - Т. 1. А-Й. - 702 с.
)Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.М.Николаева-М.: Сов. энциклопедия, 1987.