сайтов является «электронный каталог». Сегодня библиотекари могут минимизировать свои усилия за счет заимствования библиографических записей из удаленных каталогов, участия в корпоративных проектах и создания распределенных каталогов. Читатели, в свою очередь, получают доступ к распределенным и сводным электронным каталогам, средства для удобной навигации с помощью поисковых систем и веб-серверов, что позволяет удаленному пользователю производить многоаспектный поиск информации. Сегодня особо актуальной становится перспектива преобразования каталогов с помощью веб-технологий в поисковые системы, предоставляющие не только библиографические записи, но и полные тексты. Поскольку только лишь библиографическое описание уже не удовлетворяет пользователя, которому после получения информации необходимо найти и физический источник [36, с. 44].
Одной из наиболее распространенных библиотечно-информационных технологий прошедшего десятилетия стали электронные библиотеки, позволяющей обеспечивать пользователей информации удобным и представительным сервисом. С начала 2000-х гг. уже сформулированы огромные цифровые массивы полнотекстовой книжно-журнальной информации, которые стали частью системы обслуживания пользователей. Так, примером является цифровая коллекция древнерусских книжных памятников Сибири, работа по созданию которой ведется в ГПНТБ СО РАН, что позволяет получать дубликаты, предельно соответствующих оригиналам, и обеспечивает широкий доступ к уникальным материалам [41, с.34].
В электронной среде существует множество сайтов, порталов и других сервисов, которые занимаются распространением электронной (цифровой) книги. Например, портал «Чтение-21» (www.chtenie-21.ru) - это главный генератор общественного мнения и важный информационный канал для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения. Он разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Портал разбит на рубрики, которые содержат документы, информационные сообщения, предложения государственных и общественных организаций, а также доклады и статьи российских и зарубежных специалистов, касающихся продвижения книги и чтения в России. В рубриках описывается опыт работы библиотек по привлечению внимания к книге, в том числе, с учетом актуальных тем года [39, с. 87].
Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий предполагает новшества и в онлайновом обслуживании пользователей библиотек. Развитие Интернет-технологий коснулось и организации библиотечного обслуживания читателей, процесса взаимодействия пользователей и библиотекарей. Информационные технологии улучшили технологические операции, которые сопровождают процесс обслуживания читателей: регистрация удаленных пользователей, возможность электронного заказа литературы, получение статистической отчетности по самым разнообразным показателям. Удобство ощутили и читатели, которые могут дистанционно записаться в библиотеку, получить доступ к своей электронной карточке и предупреждения о возврате литературы и задолженности. Дополнительный комфорт в библиотечном обслуживании осуществляется с помощью интегрированных систем удаленного обслуживания. Важно, что все эти технологические операции относятся к разряду безбумажных технологий и не требуют значительных временных затрат. А включение библиотечных услуг в число оплачиваемых по Интернету может популяризировать библиотечные услуги и расширить число пользователей библиотек. Таким образом, за счет расширения электронных технологий объем виртуального обслуживания пользователей с каждым годом будет увеличиваться [46, с. 6].
В настоящее время, помимо статичного получения информации, потребителю информационных услуг, стало необходимо общение. Во всем мире стремительно развиваются и активно используются блоги, RSS, wiki, социальные сети, Skype, ICQ, которые по количеству пользователей стали обгонять традиционные информационные порталы. С помощью Интернет библиотеки получили огромные возможности для круглосуточного контакта со своими пользователями, расширения обратной связи, проведения анкетирования и обсуждений, например, такие сервисы, как консультации онлайн, виртуальные справки, электронное анкетирование, интерактивные формы в режиме «вопрос-ответ» [35, с. 136].
Важным ресурсом библиотечной деятельности в электронной среде стали библиотечные блоги, которые выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена результатами исследований и списками литературы. Библиотечные блоги используются для информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги [47, с. 19].
Остановимся и на возможности облачных технологий в работе библиотек, поскольку информация, построенных на облачных платформах, позволяет снижать стоимость обслуживания хранилищ информации и значительно увеличивать объемы хранимых данных. Среди основных достоинств облачных технологий можно выделить следующие:
возможность экономии на приобретение, поддержки, модернизации ПО и оборудования;
снижение требований к вычислительной мощности ПК (единственным условием является только наличие доступа в Интернет);
высокая скорость обработки данных;
экономию дискового пространства.
Одна из современных тенденций инновационной деятельности библиотек - сетевые сообщества и используемые ими для совместной деятельности интернет-инструменты. Один из главных инструментариев - социальные сети. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети - самая высокая в мире. Исследовательская комиссия com Score, например, утверждает, что россияне проводят в них в среднем 6,6 часов в месяц, при том что среднемировой показатель почти в два раза ниже - 3,7 часа. Суточная аудитория социальных сетей в России - 38,39 млн человек в сутки, поисковиков - 27,94 млн, новостей - 8,67 млн, блогов - 5,7 млн. Из пользователей социальных сетей лишь каждый восьмой (12%) имеет регистрацию в единственном сервисе. Количество пользователей Интернета с единственной точкой доступа в Сеть сократилось до 46% от всех пользователей. Количество пользователей с тремя и более точками доступа выросло до 53% [30, с. 4].
Таким образом библиотека имеет возможность развивать и оптимизировать свою деятельность, обращаясь к широкой аудитории, которая уже представлена в социальных сетях. Тенденция проникновения социальных сетей в библиотечную практику нарастает. Библиотеки активно применяют публичные социальные сети для организации профессионального общения и взаимодействия с читателями, выбирая наиболее необходимое программное обеспечение, развивая формы мгновенных ответов, используя другие средства интерактивной коммуникации, что приближает их к пользователям, делает более релевантными в современном информационном обществе, формирует новый имидж библиотеки, повышает социальную активность. А функциональность мобильных устройств нового поколения (мобильный телефон, смартфон, коммуникатор, портативная игровая консоль, карманный компьютер, планшетный компьютер, ноутбук и др.), имеющего доступ к Интернету, технология Wi-fi, способствуют тому, что эти устройства становятся основным инструментом связи и ключевым средством работы с молодой и продвинутой частью аудитории.
Обобщив возможности Интернета в развитии деятельности библиотек, отметим основные технологические новинки, применяемые в последние годы, выделим следующие группы (в зависимости от целей и характера использования) [36, с. 45]:
) средства для общения в сети: мгновенные сообщения (сетевые сообщества, блоги, комментарии и их функциональные возможности, обзоры и пользовательские рейтинги);
) средства объединения (социальные закладки, фолксономии, теггинг и облака тегов, пиринговые ленты новостей, Wiki);
) средства для хранения файлов и обмена ими (хранение и публикация фотографий, видео и музыки, файлохранилища, пиринговые сети);
) средства для работы в сети (текстовые веб-редакторы, онлайн-планировщики и календари, персонифицированные стартовые страницы);
) технические средства (виртуальная справка, включая совместный просмотр (co-brousing); аудио- и видеоформаты потоковых медиа; персональные медиа, например, подкастинг и МР3-файлы; RSS-потоки; мэшапы; открытый доступ; открытый источник; открытый контент; новые и обновленные программные методы (AJAX, API)).
Это те средства, которые являются информационно-технологической основой развития библиотечных технологий на ближайшую перспективу.
Таким образом, в формировании единого информационного пространства инновационное совершенствование библиотечной деятельности имеет огромное значение. Электронная среда, с одной стороны, помогает библиотекарю ориентироваться в литературном пространстве, с другой - библиотекарь сам выступает навигатором в книжном мире.
Из сказанного можно сделать вывод, что развитие библиотек сегодня происходит очень стремительно, Успешными, становятся только те из них, которые внедряют в свою практику инновационные проекты, находят новые способы и методы обслуживания. Как считают ведущие специалисты страны, инновационный путь развития библиотек «единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела». С точки зрения управления библиотечным делом, инновация - это целенаправленно проводимые изменения во всех сферах и на любом участке библиотечной деятельности, для адаптации к требованиям внешней среды с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования.
Единой коммуникационной средой библиотечно-информационной инфраструктуры сегодня становится Интернет. Новые возможности, открытые для библиотек в Интернете, поднимают их на качественно новый уровень обслуживания, меняя их статус и значение в жизни общества, превращаясь в современные информационные центры, которые стремятся удовлетворить все потребности в получении информации для пользователей. Поэтому общая стратегия инновационного развития библиотек направлена в Интернет-пространство, поскольку качество библиотечного обслуживания изменяется параллельно с информационным прогрессом в обществе. Построение библиотеки, ориентированной на Интернет-пользователя, предусматривает:
модернизацию существующих библиотечных технологий, сервисов и услуг, направленных на расширение удобства и комфорта пользователей;
активную и профессиональную работу библиотеки с современными информационно-коммуникативными технологиями и пространством цифровой информации.
Сегодня библиотеки применяют новые формы работы (электронные выставки, виртуальные экскурсии и презентации, чат-конференции, транслирование библиотечных мероприятий онлайн, обзоры сетевых ресурсов), создают новые типы ресурсов (виртуальный выставочный зал), используя для этого RRS-рассылки, социальные сети, фото- и видео сервисы. С помощью Интернета расширяется аудитория при информировании о библиотечных услугах. Читатели могут посетить виртуальные мероприятия, получив наглядное представление об имеющихся изданиях и услугах библиотек. С помощью сетевых технологий (мобильные, фото-, видео-сервисы, электронные библиотечные системы) библиотеки могут информировать читателей о своей деятельности, анализировать имеющиеся в фонде ресурсы, организовывать рекламные компании, изучать запросы потребителей информационных услуг.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современные библиотеки, находящиеся на этапе внедрения новых информационных технологий, обладают огромным инновационным потенциалом и уже в недалеком будущем это сулит полную перестройку самих принципов организации библиотечного обслуживания. Гармонично вписываясь в библиотечно-информационную систему через Интернет-пространство, расширяет этим круг своих пользователей, и в первую очередь, молодежи.
Глава 2. Исследование основных форм инновационной деятельности Центральной детской библиотеки в условиях Интернет
.1 Общие сведения о библиотеке
Центральная детская библиотека (ЦДБ), входит в структуру Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованной библиотечной системы района» (МБУК ЦБС) и расположена по адресу:
ЦДБ - специализированная библиотека, обслуживающая детей и юношество до 24 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами чтения и литературы, культуры и информации для детей и юношества, а также работников, занимающихся вопросам воспитания, образования, организации свободного времени детей и юношества.
Основными целями деятельности ЦДБ являются:
собирание и сохранение библиотечного фонда, включающего традиционные издания (книги, журналы, газеты) и нетрадиционные документы (видеофильмы, слайды, картографические, изоиздания, фотоальбомы, электронные, мультимедийные издания) и др.;
справочно-информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание детей и юношества;
формирование и удовлетворение информационных потребностей детей и юношества в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании;
приобщение детей и юношества к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги;
содействие интеграции детей в социокультурную среду.
Для достижения целей ЦДБ осуществляет следующие основные виды деятельности:
обработка и раскрытие фондов библиотеки с помощью системы каталогов на различных носителях;
формирование информационных баз и банков данных, организация доступа к ним, а также к другим отечественным и зарубежным информационным ресурсам, участие в информационном обмене;
обеспечение открытости библиотеки для всех детей и юношества, создание равных прав и возможностей для всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
создание условий, способствующих обучению детей и юношества основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности;
обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
предоставление пользователям ЦДБ свободного бесплатного доступа к информационным ресурсам в сети Интернет;
осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных пользователям;
организация объединений, клубов, кружков по интересам детей и юношества, способствующих развитию навыков интеллектуального общения;
развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством;
воспитание творческих способностей детей и юношества;
освоение новых технологий для улучшения качества обслуживания пользователей;
перевод библиотечных фондов в электронную форму и предоставление доступа к оцифрованным изданиям;
выставочная, издательская деятельность, проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий;
организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов; сотрудничество с другими библиотеками Красногорской библиотечной ассоциации и иными организациями, участие в установленном порядке в разработке и реализации политики в области библиотечного дела в крае, краевых и иных программ в сфере деятельности библиотек.
В ЦДБ дети могут: получить ответ на любой интересующий вопрос; выбрать любую книгу по своим интересам и получить ее во временное пользование; почитать газеты и журналы; поучаствовать в творческих конкурсах, литературных аукционах, викторинах; порисовать и поиграть в развивающие игры; посмотреть мультфильмы; поработать на компьютере; стать членом клуба или кружка.
Сегодня с в ЦДБ работают клубы: «Секрет», цель которого: содействовать формированию устойчивого интереса у детей к чтению и проведению досуга в библиотеке и «Родничок», основная цель которого развить интерес, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость к миру природы и сформировать у детей экологическую культуру.
Фонд ЦДБ составляет 67500 экземпляров книг, более 100 наименований периодических изданий. Оказание услуг ЦДБ осуществляют в соответствии с муниципальным заданием, которое по итогам деятельности за 2015 год выполнено в полном объеме и составило: количество пользователей - 2256 (ЦРБ - 3616), книговыдач - 64983 (113464). Не претерпели особых изменений средние показатели работы системы: читаемость - 28,7%; посещаемость - 9,5%. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием - 42,0%. Организовано массовых мероприятий по системе в целом 917, из них ЦДБ проведено 19, посетили мероприятия ЦДБ 2702 (ЦРБ - 1200).
В положительной динамике находится и число посещений - 20078 (ЦРБ - 21310). Основной категорией пользователей являются дошкольники, школьники и молодежь - 72 %. Из них 6566 человек составляет молодежь в возрасте от 15 до 30 лет, это 24,2 % от общего числа пользователей. Детей до 14 лет - 13053 человек, что составляет 48 % от общего числа пользователей.
С 2013 года библиотека предоставляет доступ к электронным базам данных. В 2015 году электронными базами воспользовалось 158 пользователей, которым выдано 503 документа.
Библиотека продолжает работу в рамках проекта «Формирование единого информационного пространства Красногорского края», целью которого является создание библиотечной информационно-сервисной системы региона. Объем собственных баз данных составляет 53060 записей, в том числе библиографической базы данных 1597 записей.
Библиотека активно использует и такой инструмент информационных технологий как Web-сайт МБУК «ЦБС района» (#"justify">Эффективность справочно-библиографического и библиотечного обслуживания во многом зависит от знания информационных потребностей читателей - пользователей библиотеки. Поэтому с читателями регулярно проводятся опросы по различным темам. Это дает возможность предлагать новые библиотечные и информационные услуги в соответствии с запросами потенциальных потребителей, а также контролировать их качество.
Для того, чтобы более полно представить себе, что бы хотели видеть наши пользователи на библиотечном сайте, нами был проведено опрос проводился, задачами которого было:
определить востребованность библиотечного сайта среди пользователей традиционной библиотеки и интернет-посетителей;
Участие в опросе принимали все возрастные категории. На вопрос «Ваш читательский стаж в нашей библиотеке» показал следующее: менее года - 12,2%, от 1 года до 5 лет 21,2%, от 5 до 10 лет - 6,0%, от10 до 20 лет 21,5% и свыше 20 лет -39,9%. Таким образом, большинство респондентов пользуются услугами библиотеки более 10 лет, а это еще раз доказывает, что любовь к книге и чтению формируется с детства.
Более чем для половины респондентов (55%), опыт работы с сайтом библиотеки является положительным. Это высокий процент, который говорит о потенциальной востребованности сайта библиотеки. А имеющие положительный опыт пользования посетители, наиболее информативными из разделов сайта считают «Электронный каталог» (41%) и «Библиотечные новинки» (27%). «Виртуальная справка» при поиске информации (51%), полнотекстовыми базами данных (33%). «Интернет-лекторий» пока остаются мало замеченными.
Ответы на вопрос «Что бы они хотели видеть на сайте» разделились так: 56% - обзоры книжных новинок, 56% - информацию о наличии книг и периодических изданий в библиотеке (ЭК), 38% - помощь в поиске необходимой информации, 34% - информацию о мероприятиях библиотеки, 27% ответов получила полнотекстовая история города, другое - 13%. Из вариантов «Другое» наиболее часто встречается пожелание иметь возможность работать с полнотекстовыми книгами. Результаты опроса выявили также важность для читателей наличие таких современных услуг как электронная доставка информации (34%), услуги «он-лайн продление» (54%). Наиболее востребованными библиотечными интернет-сервисами по результатам опроса стали: информация о наличии книг и журналов в библиотеке (т.е., ЭК и каталог периодических изданий), обзоры книжных новинок; помощь в поиске информации (виртуальная справка), а также электронная доставка информации.
Таким образом, в непростых условиях развития муниципальных библиотек МБУК «ЦБС …района» в 2015 году, благодаря разумному сочетанию традиционных и электронных видов ресурсов, автоматизации библиотечных процессов, использованию новых форм работы: удалось сохранить стабильные показатели и даже с небольшим увеличением; заинтересовать и привлечь новых читателей в библиотеку.
.2 Исследование инновационных форм работы
Стараясь применять в работе с читателями новые интересные направления с использованием информационно-коммуникационных технологий, библиотека активно включается в процесс использования электронных и Интернет средств взаимодействия, а также формирования собственной инфраструктуры библиотечной веб-среды.
Компьютеризация библиотеки позволила применять такие формы работы как - видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, мультимедийные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.
Несмотря на быстрое развитие Интернета, презентация остаются одной из самых любимых и популярных программ. Сегодня мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях деятельности библиотеки, без них не обходится ни одно крупное библиотечное мероприятие. А показ на большом экране фотографий, иллюстраций, электронных изданий в формате слайд-шоу, делают встречу с книгой более эффективной. Так, на основе предпочтений, сделан мультимедийный путеводитель «Любимые книги» для детей и подростков. Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным.
При этом, все наши продукты, в т.ч. презентации мы храним на Goole-Диске - этот «облачный ресурс» для хранения документов, с которого можно просмотреть презентации на любом устройстве: ноутбуке или на стационарном компьютере.
Как уже было сказано, библиотека активно использует свой Web-сайт, на котором как «виртуальном представительстве» ЦБС:
) Содержится основная контактная информация о учреждении: часы работы, адрес, номера телефонов; сведения о истории и структуре библиотеки; нормативные документы.
) Обеспечивается доступ к электронным документам МБУК ЦБС. На сайте размещаются различные библиотечные документы, в т.ч. правила пользования библиотекой, новости, анонсы мероприятий, виртуальные выставки, планы и отчеты о проделанной работе; электронный каталог, полнотекстовые документы, мультимедийные информационные продукты.
) Предоставляется государственная услуга «Доступ к справочно-поисковому аппарату и базам данных учреждения».
) Ведется систематическое наполнение электронного каталога.
) Находят свое отражение в виде фото- видеоотчетов, презентаций все проведенные мероприятия библиотеки.
) Есть возможность продления срока пользования взятых библиотечных документов, с помощью услуги «on-line продление».
) А также размещаются on-line викторины, онлайн-чтения, игровые задания по книгам, различные конкурсы, во время которых реальное общение с читателями дополняется виртуальным. Особенно такие электронные мероприятия любят подростки.
Таким образом, можно сделать вывод, что библиотека с помощью сайта имеет высокие шансы занять свою нишу в Интернет пространстве, предложив своим виртуальным посетителям не только необходимую им информацию в кратчайшие сроки и различными способами, но и помощь в её поиске.
Кроме того, неформальное общение библиотекарей с читателями блоги. Так, в ноябре 2015 года методистом ЦБС был создан блог «Из жизни библиотечной мыши». На сегодняшний день в блоге 43 поста, на многие сообщения имеются комментарии посетителей блога. Иногда даже возникает дискуссия с посетителями - некоторые темы наших сообщений вызывают резкую критику, либо восхищение пользователей.
В феврале 2016 года сотрудниками ЦДБ был создан блог «Библиобус», который стал удачной находкой для общения с читателями, как с детьми, так и со взрослыми. Посты (сообщения) рассказывают о событиях, происходящих в библиотеке или в литературном мире. Жанр в основном используется информационный, кратко излагается событие или репортаж с праздника книги. Иногда посты комментируются читателями, таким образом устанавливается прямая связь. Посты обновляются регулярно, примерно раз в неделю, и является залогом успеха работы библиотеки в сфере инноваций. Страницы блога объединяются по тематическому признаку. А для того, чтобы читателю было более интересно, используются веб-сервисы: презентации-Google, Youtube, ментальные карты и др. Поскольку компьютерные технологии очень быстро развиваются, мы стараемся следить за развитием этих технологий, а блог библиотекаря постоянно рассказывает об этом.
Кроме того, многие из наших юных посетителей также имеют свои блоги
В течение последних лет специалисты библиотеки активно занимаются как социальным проектированием, так и работой по программам. Так, библиотека является постоянным участником конкурсов в проектах на образовательном портале «Вики-сибириада», - это среда коллективного взаимодействия взрослых, детей и молодежи в деятельности краеведческой направленности. Особенность вики-среды: работать можно командой в любое время и в любой точке мира, где есть Интернет. Так, для выполнения вики-проекта «По тропам Сибири» мы сначала мы познакомились с электронной библиотеки Красногорского края, которая содержит большое количество книг, журнальных и газетных публикаций, а также кино- и фотоматериалов. Был выбран оптимальный вариант небольшого исследования, дающее целостное представление об истории, природе, культуре, литературной жизни нашего края. Это создание мини-фотогалереи, презентация, фотоколлаж и рекомендательный список литературы по теме, причем только тех книг, которые есть в нашей библиотеке.
Основные проекты и целевые программы с участием детской аудитории, осуществляемые ЦДБ МБУК «ЦБС …района» представлены в Приложении 1. Работы, представленные в проектах можно видеть на сайте ЦДБ МБУК ЦБС.
Очень популярны среди детей и подростков литературные виртуальные путешествия, которые помогают им лучше понять любимое произведение. Виртуальные путешествия с литературными героями может проводить каждый юный читатель, не выходя из дома или библиотеки. Так, в прошлом году команда библиотеки участвовала в сетевом проекте «Путешествие с литературными героями», элементами этого виртуального путешествия были: определенный маршрут, наиболее важные сцены произведения и описания природы. Источником для работы являлся текст произведения, Интернет и др. Наш герой - Евгений Онегин. Необходимо было создать презентацию в вики-среде, метки на карте Google в вики-среде, а также сбор фото и видео-материалов. Задания непростые, но главная в этой работе - знание текста произведения. Так что, проект - очень эффективный стимул для продвижения чтения среди детей.
Среди множества сервисов, которые популярны у детей, и которые украшают посты в их блогах являются несложные в исполнении музыкальные открытки Playcast. Это оригинальный современный способ сделать виртуальную открытку своими руками, соединяя вместе фото, музыку и поэзию. Другой не менее популярный сервис у читателей это - You tube. Сервис позволяет пользователям публиковать видеофайлы, делиться своими видео-материалами, просматривать видео других участников. В блоге «Библиобус» этот сервис используется очень часто.
Важное место в инновационном развитии библиотеки - это ее присутствие в сетевых сообществах. В 2016 году центральная и детская библиотеки создали свои страницы в социальной сети «ВКонтакте», которые только еще начинают свою работу. Но количество участников растет буквально на глазах. Сегодня группа насчитывает 49 участников.
У библиотекарей все более популярны становятся профессиональные социальные сети: здесь можно рассказать о своих результатах и достижениях, узнать информационные новости от своих коллег мгновенно. Примером такого общения можно назвать комментарии в блогах и совместная работа в вике-среде, в группе Facebook: «Вики-Сибириада» и «Современная библиотека», которые являются инновационными площадками для библиотекарей.
Все это говорит о тенденциях обновления классической деятельности библиотеки и приобретения нового социального статуса, поскольку современная библиотека должна соответствовать инновационным процессам, происходящим в обществе и адаптироваться к имеющимся запросам современного пользователя.
.3 Веб-квест как одна из форм привлечения читателей в библиотеку
Главная проблема библиотеки - это привлечение в ряды своих читателей молодежи. Современные подростки не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в залах библиотеки. Это - читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры).
В последнее время среди молодежи большую популярность приобретают Веб-квесты - (от английского слова «quest» - «поиск»), которые построены на основе современных информационно-коммуникационных технологий, используя безграничность информационного пространства глобальной сети Интернет.
Участнику Веб-квеста дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются, а часть они должны найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста участники либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной или печатной форме.
По сути, основой технологии «Веб-квест» - это проект, построенный из определенного набора блоков:
) Введение (предназначено для привлечения интереса участников);
) Задание (описывает конечный продукт деятельности);
) Процесс (пошаговое описание процедуры того, что участники должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список Web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
) Оценка (приводятся критерии оценки работы участников);
) Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
С целью привлечения в библиотеку читателя нового поколения, решено организовать Веб-квест «Экологический марафон», информация о котором была размещена на сайте ЦДБ, а также доведена до подростков на стенде библиотеки (Приложение 2).
Ребята очень заинтересовались данным проектом, поскольку большинство из них свободно пользуются современными информационными технологиями, - это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах.
Продолжительность Веб-квеста - 2 недели. Участие приняли команды подростков 11-13 лет. Ожидаемые результаты от реализации проекта: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира.
Инструкция прохождения Веб-квеста включает «Индивидуальный план - инструкция» для участников:
. Познакомиться с темой и проблемой квеста.
. Выбрать одну из предложенных ролей (вкладка Роли). Участники, выступающие в одной и той же роли, до этапа подготовки отчета могут выполнять задание индивидуально или сразу работать в микро-группе.
Каждая микро-группа должна ответить на главный вопрос Веб-квеста:
«Повышение экологической грамотности. Анализ экологической ситуации в Красногорском крае и городе».
. Познакомиться с задачами своей роли (вкладка Задачи).
. Изучить список ресурсов (вкладка Источники).
. Составить план поиска информации по своей роли.
. Исследовать информационные ресурсы по своей роли.
. Оформить отчет в виде мультимедийной презентации или веб-странички, а также буклета (создание в приложении Publisher буклетов).
. Познакомиться с критериями оценки отчета, в зависимости от выбранной формы представления (вкладка Критерии оценки).
. Обсудить результаты работы в команде.
. Подготовиться к защите.
Критерии оценки Веб-квеста оформлены в таблицу и представлены в Приложении 3.
Процесс реализации проекта следующий. Для прохождения Веб-квеста подростки собираются в команды по 4-6 человек. Все члены команды должны помогать друг другу. Каждая команда выбирает подходящие роли. В нашем проекте это: Аниматор, Краевед, Фито-терапевт, Эколог. В каждой роли имеются свои задания, которые будет необходимо выполнить и представить отчет о проделанной работе в указанном в заданиях виде. Задания Веб-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов Интернет, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта участник был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.
После завершения работы над квестом проводится публичная защита работ (отчет) в виде буклета, презентации либо веб-странички. Основные критерии публичного отчета: понимание задания, достоверность используемой информации, творческий подход (дизайн оформления отчета квеста и техническое исполнение).
После защиты своих отчетов в библиотеке, команда-победитель получила приз - книги по теме квеста и торт. Не остались без призов и другие участники квеста. Опрос участников Веб-квеста показал, что 25% опрошенных выразили хорошие впечатления от участия в квесте, а 75% - отличные. Мы также выяснили, что такой вид мероприятий, как Веб-квесты, оценивается ребятами положительно и они хотели бы и дальше принимать в них участие. Они считают, что участие в квесте дает им новые знания; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; различными пакетами прикладных программ; открывает творческие возможности, о которых они раньше и не подозревали. А главное мотивирует на положительное отношение к книге и чтению. Кроме того, поскольку от степени личного участия зависит оценка работы всей команды, то, по мнению подростков, коллективная работа помогла им преодолеть личную неорганизованность, победить замкнутость, формируя способность брать на себя ответственность.
Таким образом, правильно организовав работу в условиях Интернет библиотека, с точки зрения пользователей - становится более доступной и привлекательной; с точки зрения задач самой библиотеки - помогает посетителям ориентироваться в огромном потоке информации, а также привлекает в библиотеку новых пользователей, предпочитающих современные информационные технологии. Тем самым, библиотека решает свои традиционные задачи, но при этом - на современном, более эффективном, отвечающем требованиям времени уровне.
Деятельность Центральной детской библиотеки, являющейся структурным подразделением МБУК ЦБС …района состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов.
Анализ показал, что юные читатели приходят в библиотеку с удовольствием, так как для них созданы все условия для полезного время-провождения. Направления деятельности библиотеки строится с привлечением различных форм работы: выставок, конкурсов, массовых мероприятий, кружков, клубов по интересам. При этом с активным использованием Интернет-ресурсов.
Инновационная деятельность ЦДБ также отличается многообразием форм и тематики, использованием не характерных ранее для библиотек форм: Превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием Интернет и других информационных и медиа-технологий. С целью привлечения в библиотеку читателя нового поколения, мы организовали Веб-квест «Экологический марафон», информация о котором была размещена на сайте ЦДБ. Ребята очень заинтересовались данным проектом. Гипотеза, которая была выдвинута в начале исследования о том, что привлечение в библиотеку читателей нового поколения возможно при активном использовании в работе с ними современных информационно-коммуникационных технологий с использованием ресурсов Интернет, нашла свое подтверждение.
Поиск ЦДБ новых, эффективных форм работы, которые бы несли не только познавательную информацию, но и были зрелищными, занимательными, эмоциональными - продолжается.
Заключение
Завершая работу, сделаем основные выводы.
В первой главе, изучив общую и специальную литературу, мы раскрыли теоретические инновационные деятельности современных библиотек с использованием ресурсов Интернет.
Инновационные процессы являются важнейшим фактором развития современных библиотек. Авторы библиотековедческих публикаций придерживаются различных взглядов на сущность и содержание инновационной деятельности библиотек, обобщив которые можно дать следующее определение «инновации - это реализованные в библиотечной практике (во всех сферах и на любом участке библиотечной деятельности) результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых продуктов, услуг, технологических процессов, качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами». При этом, любые изменения в одной сфере деятельности библиотеки, требуют незамедлительных изменений и в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой.
Одна из ключевых тенденций современных библиотек - все более уверенное вхождение в виртуальное пространство Интернет. В этих условиях библиотека получает возможность коммуникации с читателями не только через имеющиеся материалы и книги своего фонда, но и через интернет-ресурсы. При этом, максимально эффективное взаимодействие библиотеки и пользователя средствами Интернет, библиотекам позволяет технология «Web 2.0», службы и сервисы которой стали очень популярны среди пользователей
Таким образом, новые возможности, которое открыло для библиотек Интернет-пространстве, поднимают их на качественно новый уровень. Сегодня библиотеки применяют новые формы работы (электронные выставки, виртуальные экскурсии и презентации, чат-конференции, транслирование библиотечных мероприятий онлайн, обзоры сетевых ресурсов), создают новые типы ресурсов (виртуальный выставочный зал), используя для этого рассылки, социальные сети, фото- и видео сервисы, блоги, свободные энциклопедии и др. С помощью Интернета расширяется аудитория при информировании о библиотечных услугах; возможность посетить виртуальные мероприятия, получив наглядное представление об имеющихся изданиях. С помощью сетевых технологий библиотеки могут информировать читателей о своей деятельности, анализировать имеющиеся в фонде ресурсы, организовывать рекламные компании, изучать запросы потребителей информационных услуг.
Во второй главе мы исследовали основные формы инновационной деятельности ЦДБ МБУК «ЦБС …района» с использованием Интернет-ресурсов.
Так, с целью привлечения в библиотеку читателя нового поколения, мы организовали Веб-квест «Экологический марафон», информация о котором была размещена на сайте ЦДБ. Ребята очень заинтересовались данным проектом. Опрос участников Веб-квеста показал, что 25% опрошенных выразили хорошие впечатления от участия в квесте, а 75% - отличные. Мы также выяснили, что такой вид мероприятий, как Веб-квесты, оценивается ребятами положительно и они хотели бы и дальше принимать в них участие. Они считают, что участие в квесте дает им новые знания; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; различными пакетами прикладных программ; открывает творческие возможности, о которых они раньше и не подозревали. А главное мотивирует на положительное отношение к книге и чтению.
Таким образом, в процессе выполнения курсовой работы мы решили все поставленные задачи, а гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования о том, что привлечение в библиотеку читателей нового поколения возможно при активном использовании в работе с ними современных информационно-коммуникационных технологий с использованием ресурсов Интернет, получила свое подтверждение.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современные библиотеки обладают огромным инновационным потенциалом и уже в недалеком будущем это сулит полную перестройку самих принципов организации библиотечного обслуживания. Гармонично вписываясь в библиотечно-информационную систему через Интернет-пространство, расширяет этим круг своих пользователей, и в первую очередь, молодого поколения.
Список используемой литературы
1.Библиотечное дело: терминолог. словарь. - М.: РГБ, 1997. - С. 45.
2.Блещавцева Е.В. Инновационная деятельность библиотеки / Е.В. Блещавцева // Медиатека и Мир. - 2010. - № 1. - С. 27-29.
.Блокнот методиста. Выпуск 3 / сост. Колесникова Е.М. - Ростов - на - Дону: ДГПБ, 2013. - 60 с.
.Ванеев А.Н. Инновационная деятельность библиотек / Ванеев А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А.Н. Ванеев. - СПб ГУКИ, 2009. - С. 66-100.
.Войтов И.В. Инновационная деятельность библиотек: стратегии и методы / И.В. Войтов // Вестник БАЕ. - 2013. - № 13. - С. 44-47.
.Голубенко Н.Б. Библиотечное дело: инновации и перспективы / Н.Б. Голубенко. - М.: Логос, 2015. - 128 с.
.Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учебное пособие / Г.Я Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2014. - 267 с.
.Гусева Е. Всероссийский конкурс библиотечных инноваций: идеи и технологии / Е.Н. Гусева // Медиатека и Мир. - 2013. - № 3. - С. 6-8.
.Гусева Е.Н. Библиотечная инновация / Е.Н. Гусева // Вестник библиотек Москвы. - 2011. - № 1. - С. 19-22.
.Гусева Е.Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты / Е.Н. Гусева // Библиотечное дело XXI век. - 2010. - № 1. - С. 93-116.
.Гусева Е.Н. Инновация как стратегия, фактор и условие развития библиотек / Е.Н. Гусева // Школьная библиотека. - 2012. - № 6/7. - С. 135-137.
.Детская библиотека: пространство развития / сост. Н.И. Егорова. - Челябинск: ЧОДБ им. В.В. Маяковского», 2014. - 120 с.
.Ибраева Ж.Б. Современное состояние библиотечного обслуживания на примере библиотек города Омска / Ж.Б. Ибраева, Ж.С. Абдалимова // Вестник ТГУ. - 2015. - № 2. - С. 76-78.
14.Камалетдинов Р.К Автоматизированные библиотечные информационные системы как средство освоения и внедрения ИКТ // Р.К Камалетдинов // Вестник Казанского ГУКИ. - 2012. - № 4. - С. 152-154.
15.Карауш А.С. Развитие информационных технологий в библиотеке: взгляд в будущее / А.С. Карауш, А.С. Макаревич // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 1. - С. 53-58.
.Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 319 с.
.Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова. - СПб.: Профессия, 2007. - 336 с.
.Кожевникова Е. Интернет? Интернет. Интернет! Автоматизи-рованная библиотека / Е. Кожевникова // Библиотека. - 2013. - С. 396-408.
.Кулева О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2009. - № 3. - С. 59-64.
.Лаврик О.Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки / О.Л. Лаврик, И.Г. Юдина // Библиосфера. - 2010. - № 1. - С. 35-41.
.Лапшакова В. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов / В. Лапшакова // Профессиональные штудии. Новации и инновации в библиотечной сфере: информ. сб. - 2011. - № 1. - 50 с. С. 27-28.
.Левшина Н. Сайт библиотеки как инструмент эффективного обслуживания виртуальных пользователей / Н. Левшина // Библиотечное дело. - 2012. - № 15 (177). - С. 20-23.
.Малашенко О. Традиции + инновации - залог успеха библиотеки / О. Малашенко // Новая библиотека. - 2013. - № 15/16. - С. 48-51.
.Матвеева И.Ю. Инновационные модели развития муниципальных библиотек в России / И.Ю. Матвеева // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2013. - № 1. - С. 52-54.
.Матвеева И.Ю. Инновационный менеджмент: от идеи до реализации: пособие / И.Ю. Матвеева. - М.: Либерия, 2011. - 160 с.
.Матлина С.Г. Публичная библиотека. Пути инновационного развития: избранное / С.Г. Матлина. - СПб.: Профессия, 2009. - 391 с.
.Мутьев В.А. Библиотечно-информационная политика как сфера научных интересов ИФЛА / В.А. Мутьев // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 5 (61). - С. 218-222.
.Набиуллина Р.М. Веблиографические услуги современной библиотеки / Р.М. Набиуллина // Медиатека и Мир. - 2013. - № 4. - С. 30-34.
.Общедоступные библиотеки: вызовы времени. Доклады, сообщения, материалы. - СПб: РБА, 2010. - № 57. - 138 с.
.Огнева И.Н. Как создать эффективно работающую медиаструктуру: блоги + микроблоги + социальные сети + медиахостинг? / И.Н. Огнева. - Арзамас: ЦГБ им. А. М. Горького, 2012. - 26 с.
.Омские решения привлечения молодежи в библиотеку // Информационный бюллетень РБА. - 2011. - №59. - С. 75-78.
.Павлова Л.Б. Роль библиотеки в инновационной деятельности / Л.Б. Павлова, Т.С. Кокорина // Патенты и лицензии. - 2013. - № 7. - С. 59-63.
.Подсевадкин В.Г. Интернет как средство продвижения библиотечных ресурсов // Успешная библиотека: факторы, реалии, критерии и показатели результативности: материалы IV практ. конф. / В.Г. Подсевадкин; сост. О.В. Шардина. - Сургут: МУК ЦБС, 2010. - С. 49-56.
.Потехина Ю.В. Веб-сайт как источник информации о ресурсах и возможностях библиотеки / Ю.В. Потехина // Вестник Дальневосточной гос. науч. б-ки. - 2008. - № 2 (23). - С. 95-106.
.Разумова Э.Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей / Э.Г. Разумова // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - № 35. - С. 136-137.
.Редькина Н.С. «Библиотеки в облаках», или Возможности использования перспективных информационных технологий / Редькина Н.С. // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 8. - С. 44-53.
37.Савинская Н.В. Инновационные практики современной детской библиотеки. Освоение сервисов WEB 2.0 / Н.В. Савинская // Библиосфера - 2013. - № 6. - С.12-13.
38.Сайты библиотек, обслуживающих детей: создание и поддержка. Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества. - М.: Чистые пруды, 2010. - 31 с.
.Санпитер Ю.П. Сайты общедоступных библиотек как инструмент поддержки и развития чтения. Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках / Ю.П. Санпитер. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013. - 99 с.
.Современная библиотека: новые возможности / ред. И.П. Белоус, Р.В. Подгайченко // Вестник НБ ИГУ. - 2014. - № 14. - 79 с.
.Создание и перспективы развития цифровой библиотеки Фонда редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН / В.Н. Алексеев и др. - Новосибирск: НГУ, 2005. - 34 с.
.Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практическое пособие / И.М. Суслова. - М.: Либерия, 2002. - 232 с. 34-37.
.Толканюк Н.А. Инновационные процессы в библиотечном деле: автореф. дис. …к.п.н / Н.А. Толканюк. - М.: МГУК, 1994. - 16 с.
.Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ / И.П. Тикунова. - Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2007. - 129 с.
.Федоров А.О. Инновации в библиографическом обслуживании / А.О. Федоров // Дом культуры. - 2013. - № 2. - С. 66-71.
.Цукерблат Д.М. Технологическое обеспечение библиотечного обслуживания / Д.М. Цукерблат // Библиосфера. - 2006. - № 1. - С. 6-11.
.Шароглазова А.А. Зачем библиотеке блог? / А.А. Шароглазова // Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках: сб. материалов межрегион. школы инноватики, 2010. - 99 с.