Более того, за счет плавучести лесоматериалов их сплав оказывается одним из самых дешевых способов его доставки в места, где лес можно будет погрузить на другие виды транспорта. В районах Севера, Урала и Сибири водой доставляется три четверти всего лесоматериала. Однако транспортировка сплавом крайне медленна и зависит не только от скорости течения данной реки, но также и от умелых действий сплавщиков. Часты случаи заторов, когда лес из-за поворотов русла или порогов образует груды леса, которые крайне трудно разобрать еще и потому, что технику подогнать возможно только по воздуху. Кроме того, перевезти лес по воде можно только в период навигации, а на севере он длится меньше полугода, максимально 200 дней. Водный транспорт для перевозки леса кругляка - это, как правило, открытые баржи, они используются на достаточно глубоководных участках рек. Если же лесоразработки ведутся выше по течению, то на баржи грузится сплавленный лес.
Виды водного транспорта
Лесосплав использует свойство плавучести древесины. Он может быть:
молевым;
кошельным;
плотовым.
Молевой лесосплав - это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц течением потока (реки). Этот вид лесосплава предназначен для применения в верховьях рек при ограниченных значениях ширины и глубины реки.
В качестве лесотранспортных единиц используются либо отдельные круглые лесоматериалы (бревна), либо совокупности круглых лесоматериалов, объединенных в специальную форму - сплоточную единицу (пучок, пакет). Разновидностью молевого лесосплава является лесосплав сплоточных единиц или лесосплав вольницей.
Кошельный лесосплав - это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц, заключенных в специальное плавучее ограждение (оплотник).
Плавучее ограждение может состоять из крупных лесоматериалов, сортиментных или хлыстовых пакетов, металлических понтонов, соединенных между собой специальными связями (канатами, цепями и т. п.).
Этот вид лесосплава применяется для перемещения лесотранспортных единиц на небольшие расстояния при отсутствии течения.
Плотовый лесосплав - это перемещение по воде тягой буксировщика или течением реки специальных лесотранспортных единиц - плотов, сформированных с помощью системы продольных и поперечных гибких и жестких связей из сплоточных единиц (пучков, пакетов). Перемещение по воде специальных лесотранспортных единиц - плотов называют буксировкой.
При буксировке плотов вниз по течению реки используют течение реки и силу тяги буксирных судов. Буксировка плотов против течения называется взводной буксировкой. Перемещение плотов по течению реки без применения силы тяги буксировщика называют самосплавом.
Плотовой лесосплав подразделяют на:
первоначальный;
магистральный.
Первоначальным плотовым лесосплавом называют лесосплав по первоначальным сплавным путям (рекам), который осуществляется, как правило, судами поставщика.
Магистральным плотовым лесосплавом называют лесосплав по магистральным судоходным рекам, который осуществляется специализированной организацией.
Судовые перевозки леса - это перевозки по водным путям лесных материалов и круглого леса в судах на самоходных и несамоходных баржах. В судах, главным образом, перевозят древесину лиственных пород, короткомерные круглые лесоматериалы, а также обработанные лесоматериалы различных пород - балансы, пиломатериалы, шпалы и т. д.
Заключение
Подытожив, можно сказать, что водный транспорт леса наиболее экономичный и наименее энергоемкий вид транспорта. Потребление энергии при лесосплаве на сопоставимый объем работ в четыре раза меньше, чем при железнодорожном транспорте, и в 17 раз меньше, чем при автомобильном транспорте.
Это объясняется тем, что водный транспорт использует для перевозок готовый водный путь - реку, озеро, водохранилище, море и т. п., а затраты на содержание водного пути в эксплуатационном состоянии и его обслуживание значительно ниже, нежели при других видах транспорта.
По скорости доставки груза водный транспорт уступает всем видам современного транспорта. Это объясняется тем, что сопротивление движению груза по воде возрастает с увеличением скорости движения значительно быстрее, чем сопротивление движению вагонов по рельсам и автомашины по грунтовой дороге.
Например, при увеличении скорости движения груза (плота) по воде с 1,0 м/с до 2,0 м/с сопротивление движению возрастает почти в три раза, в то же время при таком же увеличении скорости движения вагонов по железной дороге нормальной колеи сопротивление движению возрастает только в 1,05 раза. Однако особенностью водного транспорта является то, что при скоростях движения груза по воде до 1,0 м/с сопротивление меньше, чем сопротивление движению вагонов по железной дороге. Исходя из этого, плоты буксируют со скоростью движения относительно воды только 0,4...1,2 м/с. К основным недостаткам водного транспорта относятся его сезонность, сравнительно малые скорости доставки грузов, значительные потери леса при его проведении.
Перерыв в лесосплаве на длительный срок вызывает необходимость создания складов большой емкости в пунктах отправления и приплава. Сезонность водного транспорта приводит к неравномерности распределения работ в течение года.
Малые скорости доставки грузов и сезонность работ требуют значительного объема оборотных средств, необходимых для нормальной организации лесозаготовительных и лесосплавных предприятий.
Несмотря на недостатки, водный транспорт леса будет занимать ведущее положение в перевозках леса от береговых складов до потребителей, находящихся на значительном расстоянии.
Начинается лесосплав пуском лесотранспортных единиц по воде и оканчивается их прибытием. Под термином пуск понимают начальную операцию лесосплава, при которой сбрасываемые или снимаемые паводком лесотранспортные единицы начинают движение по водному пути к потребителю.
В пути вид лесосплава в зависимости от условий может быть изменен. Например, при пуске крутых лесоматериалов молевым видом лесосплава в случае изменения габаритов лесосплавного пути происходит изменение вида лесосплава на плотовой или судовые перевозки. В сортировочно-сплоточной запани происходит формирование пучков, плотов или погрузка в суда. По прибытии лесоматериалов также возможна смена вида лесосплава.
Конечная фаза лесосплава, при которой лесоматериалы прибывают к потребителю для выгрузки, называется прибытием - молевым, в плотах или на судах.