работы обусловлена значимостью социальных функций туризма в современном мире. Первоначально туризм выступал в качестве разновидности отдыха, обеспечивая достойные условия жизни и способствуя восстановлению жизненных сил человека. Как досуговая деятельность он существует уже много столетий. В далекие времена простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели, сегодня же люди стали отправляться в путешествия с определенными целями: рекреационными, религиозными, лечебными, образовательными и др. Значение направленности международных туристических потоков с каждым годом растет. В настоящее же время туризм представляют собой сложный комплекс социальных действий, институтов, устойчивых форм поведения людей и т. д., связанный со всеми сферами человеческой жизнедеятельности, включая социальную, политическую, культурную, экономическую. Для многих стран мира международный туризм выступает своего рода катализатором социально-экономического развития, средством проведения социальных преобразований.
Изменению туристических потоков способствуют такие факторы, как рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, рост открытости регионов и т. д. Благодаря повышению уровня жизни населения и расширению возможностей свободного передвижения по миру появляются миллионы новых путешественников. По данным Всемирной туристской организации количество международных поездок туристов с 2011 года по 2016 год увеличились на 24%, с 995 млн до 1235 млн посещений стран (См. Табл. 1).
Таблица 1. Международные поездки туристов
годКоличество международных поездок (млн)201199520161235
Самое большое число туристов посетило Европу и постсоветские страны (615 млн посещений), при этом мировым лидером по числу туристов оказалась Франция (83 млн посещений). Далее следует Азиатско-Тихоокеанский регион (309 млн посещений), Америка (200 млн посещений), на последнем месте Африка и Ближний Восток (112 млн посещений) (См. Табл. 2).
Таблица 2. Основные международные туристические потоки, 2016 г.
Регионы мираПосещения туристами (млн)Европа и постсоветские страны615Азиатско-Тихоокеанский регион309Америка200Африка и Ближний Восток112
Превращаясь в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, туризм в целом стал играть огромную роль в жизни общества. Теперь туристические ресурсы можно считать важнейшей частью национального богатства многих стран. Кроме этого, по данным Всемирной туристской организации страны-лидеры по прибыли от иностранного туризма в 2015 году: США (204,5 млрд), Китай (114, 1 млрд), Испания (56,5 млрд) и Франция (45,9 млрд) (См. Табл. 3).
Таблица 3. Страны-лидеры по прибыли от иностранного туризма, 2015 г.
странаПрибыль (млрд долл. США)рейтингСША204,51Китай114, 12Испания56,53Франция45,94
В настоящее время международный туризм можно рассматривать как одну из отраслей, обеспечивающих решение важнейшей социально-экономической проблемы повышения качества жизни населения. Но нужно понимать, что развитие и изменение направлений международных туристических потоков зависит от многих факторов, в том числе и от политических. И именно их влияние на данную отрасль будет рассмотрено в работе.
Кроме того, тема актуальна и по причине того, что 2017 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом устойчивого туризма в интересах его развития, что напоминает о его огромном потенциале. Международный год призван способствовать изменениям в политике, деловой практике и поведении потребителей, ведущим к повышению устойчивости туристического сектора, который тем самым сможет более эффективно содействовать достижению поставленных целей. Раскрытие данной темы может стать начальным этапом для определения правильного курса в политике для благоприятного развития туризма в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой изучения международных туристических потоков и туризма в целом в настоящее время занимается ряд отечественных исследователей. Выделим тех авторов, от результатов деятельности которых отталкивался автор данной выпускной квалификационной работы. В первую очередь, хочется отметить исследования А. П. Дуровича. Он приводит основные положения теории и практики организации туризма, но что самое главное, ― подробно описывает факторы, влияющие на развитие туризма, в том числе политические, и делает акцент именно на политике государства в области туризма, которая рассмотрена не только с точки зрения теоретических аспектов, но и сопровождается многочисленными примерами. В результате изучения данной проблемы А. П. Дурович приходит к выводу, что именно государство играет важную роль в системе туризма, тем самым способствуя ее развитию. Также можно назвать такого современного автора, как Е. С. Барчуков. Им рассмотрены особенности научного познания содержания туристической деятельности, особое внимание уделено рассмотрению методологических основ международного сотрудничества в туризме. Подробно описаны принципы и сущность международного сотрудничества в туризме, а также факторы, воздействующие на него. Исследователь приходит к выводу о том, что для развития международного туризма необходима совместная работа государств, их многосторонняя интеграция. Еще один автор ― В. Ю. Вокресенский. Он исследует проблемы и факторы развития международного туризма в целом, касается политических факторов, делая акцент на политической обстановке, а именно на проблемах региональной безопасности в международном туризме. Как результат, он выделяет базовые условия для благоприятного развития международного туризма, в числе которых удовлетворительный уровень политической стабильности. Можно сказать, что вышеперечисленные авторы в полной мере представляют аспекты, в которых можно увидеть роль политики в изменениях международных туристических потоков, на которые необходимо опираться в данной работе. В продолжение их идей в данной работе необходимо изучить это с практической стороны, т. е. увидеть в какой степени оказывается влияние политических факторов на развитие международного туризма.
Объект исследования ― международные туристические потоки.
Предмет исследования ― влияние политических факторов на развитие международных туристических потоков.
Целью работы является проведение социологического анализа политических факторов, установление особенностей их влияния на международные туристические потоки.
Для достижения цели работы поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:
)Операционализировано понятие «международный туризм» применительно к проблематике социологического исследования;
)Определены политические факторы, оказывающие влияние на международные туристические потоки;
)Выявлены изменения в направлениях потоков международного туризма под влиянием политических факторов;
)Проведено эмпирико-социологическое исследование влияния политических факторов на международные туристические потоки в Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в следующем утверждении: в современном мире для международных туристов при выборе направления для путешествия важны политические факторы, поэтому существует зависимость между количеством выезжающих за рубеж в том или ином направлении и политической ситуацией в мире, мировых регионах и отдельных странах.
Теоретические и методологические основания исследования. В данном исследовании использованы методы, позволяющие собрать информацию, описать и объяснить политические факторов, оказывающие влияние на международные туристические потоки. Использован метод анализа документов (с его помощью изучены, например, некоторые нормативно-правовые акты, связанные с международным туризмом). Собранная первичная социологическая информация изучена при помощи метода контент-анализа. Проведен социологический опрос в форме анкетирования. Теоретическую базу исследования составили труды ученых: социологов и специалистов, занимающихся проблемами организации и развития международного туризма. Для описания и объяснения процессов, происходящих в сфере туризма, проанализирован ряд документов, в частности данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по туризму, а также других органов государственной власти и отраслевых объединений, занимающихся вопросами сферы туризма.
В работе использовано представление о том, что все сферы общественной жизни (социальная, экономическая, политическая, культурная) взаимосвязаны друг с другом. Современное общество представляет собой совокупность взаимно пересекающихся и взаимно дополняющих друг друга сфер жизни общества. По М. Веберу, политика ― это область общественных отношений по поводу власти, «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Идея веберовской теории состоит в том, что политика является особым видом человеческой деятельности (так же, как и экономика, которая связана с хозяйственной деятельностью), пронизывающей всю общественную жизнь, что является важным основанием в данной работе. Т. Парсонс рассматривал общество как глобальную систему, совокупность социальных действий всех людей, элементы которой обладают специфическими функциями и статусами. Общественная система, по его мнению, состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: экономика выполняет функцию адаптации к внешней среде; политика приводит к целедостижению; право подразумевает интеграцию; культура способствует «латентному» поддержанию стереотипов и образцов. Согласно этой хорошо известной классической схеме, политика, как и остальные подсистемы, является обособленной частью человеческой жизни, но при этом включена в сложный ансамбль общественных отношений. Т. Парсонс обозначил специфику политической подсистемы через ее главную задачу - благодаря своей опоре на власть, политика обеспечивает организацию людей для эффективного коллективного действия с тем, чтобы достигать общих целей. В соответствии с парсонсовской интерпретацией политической подсистемы общественной жизнедеятельности «место индивида, группы или института в социальной иерархии, с одной стороны, и выполняемые ими функции, с другой, определяют их поведенческие установки, ориентиры и цели деятельности в обществе. Изучение ролей и их изменений позволяет далее раскрыть процесс принятия решений, т.е. понять механизм функционирования власти в обществе», влияния ее на остальные сферы общественной жизни. Впоследствии идеи Т. Парсонса о политике как относительно автономной подсистеме общественной жизни легли в основу системного анализа политической жизни и теории политической системы, принципы которых были разработаны в трудах Д. Истона, создавшего научную традицию рассмотрения политики через «прямые» и «обратные» связи и взаимодействия политической системы с «внешней» социальной средой. Представление об обществе как совокупности подсистем - одна из идеально типических моделей социума. В реальной жизни подсистем в чистом виде не существует, а потому между ними нет и не может быть четкой границы, что ещё раз доказывает их взаимодополнение и влияние друг на друга. Это все доказывает связь политики с иными сферами и областями социальной активности: политика - экономика, политика - право, политика - культура, политика - мораль, политика - религия, политика - администрация и т.д.
В данном случае мы говорим о международном туризме, как об экономической сфере общества, а о политических факторах, как о политической сфере общественной жизни. Политические условия тесно связаны со всеми секторами экономики, а туризм напрямую или косвенно вовлечён в экономику стран. Таким образом, данное исследование даёт возможность проанализировать политические факторы, влияющие на туризм.
Кроме этого, тема рассматривается в контексте «новой парадигмы мобильности» Джона Урри, размышляющего о глобализации. Глобализация мировых процессов непосредственно сказалась на тенденциях развития туристической сферы. Так, расширилась география туристических маршрутов, появились элементы осознанной регионализации, наметилась тенденция к правовому обеспечению, стандартизации и унификации туристического обслуживания. Глобализация породила такие проблемы, которые в своем решении «требуют от народов особой культуры мирового взаимодействия - культуры согласия». В этом аспекте сфера туризма приобретает особый международный статус, что позволяет решить важнейшие проблемы глобализации. Во-первых, туристическая сфера оказывает влияние на положительную, безболезненную динамику глобализации. Сфера туризма обеспечивает формирование планетарного сознания, нацеленного на приоритет общепланетарных, общечеловеческих интересов над национальными. Специфика туристической сферы общественной жизни такова, что ее активность и распространение могут предотвратить столкновение цивилизаций, экологическую и техногенную катастрофу. Во-вторых, сфера туризма отражает переориентацию устремлений государств в условиях глобализирующегося мира эффективно и бесконфликтно реализовать политические интересы. В-третьих, глобализация трансформирует туризм в сферу соблюдения экологического императива, а это значит, что посредством туристических практик (экологический, спортивный, познавательный туризм) можно восстановить гармоничное равновесие в цикличной динамике общества и природы, сохранить условия для жизнедеятельности следующих поколений. Глобализация мировых процессов непосредственно сказалась на тенденциях развития туристической сферы. В результате появились новые, не свойственные ей ранее черты: глобальность и массовость, расширение географии туристических маршрутов, образование транснациональных корпораций как наиболее активных ее субъектов, стандартизацию сферы, появление элементов осознанной регионализации туризма или объективного учета в туризме его этнокультурной специфики. Водоворот глобального туризма бесчисленными способами втягивает в себя людей и места. «Глобальное» и «туризм» - не два отдельных понятия, соединенные при помощи каких-то внешних связей. Скорее, каждое из них - часть системы сложных взаимозависимых процессов. Более того, подобные инфраструктуры, потоки людей и образов и сама практика туристической рефлексии должны быть осмыслены в единстве как некий глобальный гибрид, распространяющийся по земному шару. Здесь можно усмотреть аналогию с другими глобальными гибридами, такими как Интернет, автомобилизм, всемирная финансовая система и т.д., которые развиваются, преобразуя и воспроизводя «глобальное» .
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы, опубликованные в электронной версии российской газеты «РБК», а также данные социологического опроса в форме анкетирования «Влияние политических факторов на международный туризм» граждан России.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, составленных из десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.
Глава 1. Международные туристические потоки в современном мире
1.1Международные туристические потоки в системе международного туризма
Международные туристические потоки представляют собой социальные элементы международного туризма.
Человечество на протяжении всей его многовековой истории стремилось к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п. И именно разновидностью путешествий первоначально являлся туризм. Туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как его массовость проявилась только после Второй мировой войны, с другой - имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны уже с древнейших времен.
Если говорить об истории туризма, то она делится на ряд этапов. Первый этап (до начала XIX в.) - предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение. В Средневековье усиливается религиозный характер путешествий. Миллионы людей стали совершать паломничества к святыням: мусульмане - в Мекку, христиане - в Иерусалим и Рим. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко стали отправляться в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Таким образом, до начала XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора) и отличались примитивностью средств передвижения.
Второй этап (с начала XIX по начало ХХ в.) начинается с революционных изменений в развитии транспорта. Повышение качества и надежности транспортных перевозок, а также их удешевление и постепенное сокращение рабочего времени существенно увеличило поток путешествующих. Стали возникать и первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. К середине ХIХ в. индустрия отдыха расширила сферу деятельности с появлением первых бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристических поездок и реализация их потребителю. Классическим пример - групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Именно он является создателем (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первых бюро путешествий. Во второй половине ХIХ в. туристические бюро были созданы во многих странах мира.
Третий этап (начало ХХ в. - до Второй мировой войны) стал началом становления массового туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между двумя мировыми войнами зарождается массовый туризм, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.
После Второй мировой войны начинается четвертый этап, когда туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристических предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения и объектов туристической инфраструктуры.
Несмотря на столь длительную историю туризма, до сих пор не существует единого мнения в определении его сущности и понятийного аппарата. Между тем решение вопроса дефиниций, то есть согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологии туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма. Таким образом, существует ряд определений туризма, раскрывающих его различные стороны. Отсутствие единого определения не только затрудняет изучение организации туризма как учебной дисциплины, но может иметь неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристической деятельности. Поэтому для изучения заявленной темы, необходимо подробно остановиться на толковании такого понятия, как туризм. Для начала нужно сказать, что слово «туризм» было заимствовано из французского языка и произошло от слова tour «оборот, поворот», «движение с возвратом на место отправления», «прогулка, поездка». Путем прибавления к французскому слову tour суффикса -isme, появилось слово tourisme, которое впоследствии стало источником заимствованного существительного «туризм» в русском языке в середине 19 века.
В современных словарях русского языка данное слово толкуется так: вид спорта - 1) групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма; вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования; 2) путешествия, в которых развлечения и отдых соединяются с образовательными целями. Кроме этого, это вид активного отдыха - путешествия, совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха со спортивными или познавательными целями. Также это средство духовного, культурного и социального развития человека. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что толкование слова туризм определяет его как вид спорта и отдыха, который всячески способствует развитию человека в духовной, культурной и социальных сферах.
Если же обратиться к специальным словарям, то можно найти еще ряд определений, которые раскрывают его с других сторон. Например, в учебнике «Экономика отрасли туризм» говорится, что «туризм - это мир туристского бизнеса или бизнеса путешествий, помещений, носильщиков и вообще всех туристических товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности и нужды туристов». Это определение говорит о том, что туризм входит в предпринимательскую сферу, т. к. туристические организации (турфирмы, гостиницы, рестораны и др.) ставят перед собой цель извлечения прибыли, деятельность которых регулируется законодательной базой данной отрасли. Ю. А. Матюхина выделяет несколько определений. Она пишет: «Туризм - это деятельность путешествующих лиц за пределами обычной для них среды в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха или с деловыми поездками». По ее мнению, любая смена обстановки, ориентированная на отдых и деловые поездки, является для человека путешествием, т. е. указывает на туризм. Кроме этого, автор считает, что туризм - это популярная форма проведения досуга, а именно, свободное от работы время, которое человек организует самостоятельно или с помощью различных туристических организаций, в зависимости от своих интересов и потребностей. А также такое ее определение туризма, как отрасли хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства, повторяет мысль о том, что туризм является одной из частей предпринимательской сферы. Нужно заметить, автор считает также, что «туризм - это значительные коммуникативные возможности, активные межкультурные коммуникации». Данное определение говорит о том, что туризм выражается и в эффективном взаимодействии и адекватном взаимопонимании между людьми и разными культурами (как пример, международный туризм). Л. А. Акимова в своей работе «Социология досуга» описывает туризм, как «разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью». Это говорит о том, что люди прибегают к туризму с целью восстановления эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности. Если же говорить о туризме, как о чем-то более глобальном, то можно выделить определение, которое приводит UNWTO: туризм - это быстро растущий сектор экономики в мире, являющийся одним из основных источников доходов для многих развивающихся стран.
Если говорить в целом, то экономическая сторона туризма - это очень важное его свойство, так как в этом смысле от него зависит не только экономика отдельного государства, но и мировая экономика в целом. Это можно рассмотреть на примере глобализации индустрии туризма. Мир стал глобальным сообществом, а туризм стал глобальным бизнесом, расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни одного места на Земле, и ожидается, что он станет самой крупной мировой индустрией следующего столетия. Туризм теперь влияет на каждый континент, страну и город. Влияние на экономику оказывают либо сами туристы (расходы в местах назначения - импорт), либо экспорт туристических услуг (расходы нерезидентов в данном месте).
Ф. Котлер, Дж. Боуэн и Дж. Мейкенз выделяют такие преимущества туризма в сфере экономики:
·обеспечение рабочими местами в отелях, ресторанах, розничных предприятиях и транспорте;
·поддержка индустрий и профессий (таких, как консультанты по эффективному менеджменту, университетские преподаватели туризма и др.);
·реализация множительного эффекта (расходы туризма перерабатываются местной экономикой): расходы - доходы - расходы - доходы (расходы туристов в месте их пребывания - это доходы туристических предприятий, транспортных компаний, сферы торговли, бытового обслуживания, связи, предприятий сферы досуга и развлечений и др.; для данных предприятий эти доходы - дополнительная прибыль, инвестиции, заработная плата, дополнительные рабочие места и др.; для федерального, регионального и муниципального (местного) бюджетов - это дополнительные налоги, платежи, сборы и пошлины; далее на очередном цикле оборота дополнительный доход предприятий реализуется в инвестиции для его развития; в свою очередь - это дополнительный доход предприятий, поставляющих оборудование, материалы для строительства и реконструкции и т. д.; дополнительные доходы работников предприятий тратятся на приобретение товаров и услуг, что стимулирует производство товаров народного потребления и сферу платных услуг населению);
·обеспечение роста федеральных и местных доходов - налоговые поступления от туризма (с помощью туризма налоговое бремя переносится на нерезидентов);
·стимулирование экспорта местных продуктов (расходы туриста на подарки, изделия из ткани и сувениры, которые составляют от 15 до 20% всех его расходов).
Необходимо отметить, что в данной работе изучается определенный вид туризма, поэтому важно сказать об основной классификации, по которой туризм можно разделить на некоторые из них. В. А. Квартальнов выделяет классификацию в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения: это внутренний туризм и международный туризм. В данном случае важен второй вид туризма. Международный туризм - это систематизированная и направленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристических услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации и предоставлением туристических услуг и туристского продукта за рубежом. Международный туризм делится, в свою очередь, на въездной и выездной туризм.
Как отмечает Джон Урри, туристические потоки существенно возрастают, особенно это касается потоков из «восточных» стран, которые ранее посещали туристы с «Запада». На сегодняшний день в Азии доходы среднего класса растут, что способствуют сильному желанию те места на «Западе», которые, как считается, определили мировую культуру. Таким образом, сфера глобального туризма все больше пересекается с общей «экономикой знаков», вторгаясь в различные пространства потребления. В ее пределах обнаруживается множество институтов и форм, воздействия которых трудно избежать. В их числе можно назвать транспортные перевозки, гостиничный бизнес, путешествие, дизайн, консультирование, производство образов, объектов глобального туризма, глобальных символов (таких, как Эйфелева башня), типичных картин (всемирный пляж), локальных знаков (балийские танцы), репрезентация и обращение образов в СМИ через печать, телевидение, новости, Интернет, организация строительства и развития туристической инфраструктуры, и прочие вещи.
1.2Факторы, оказывающие влияние на направленность международных туристических потоков
Туристические потоки, как достаточно сложная социально-экономическая система, подвергается влиянию со стороны многочисленных факторов, различных как по силе, так и по продолжительности воздействия. Кроме того, наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран по направленности туристических потоков «к ним», нежелательные факторы снижают туристический поток. Поэтому их учёт необходим для организации эффективной туристической деятельности.
Прежде чем начать говорить о политических факторах, то стоит отметить, что понятие фактора в социологи представляется как причина, движущая сила какого-либо социального явления, определяющая его характер или отдельные его черты; движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения.
Политический фактор определяется как явление или процесс, представляющие собой причину, определяющую существенные характеристики политической ситуации или обстоятельство лишь отдельных изменений, происходящих в политической жизни. В виде политических факторов могут рассматриваться как общие условия жизнедеятельности общества - политическая система, политический режим, политическая культура, политическая идеология и др., так и относительно частные феномены - политические институты, идеология, программы, события, действия и т. д.
Изучив ряд источников, можно выделить некоторые классификации факторов, влияющих на развитие туризма, в которых особое место занимают политические.
А. П. Дурович выделяет такие факторы, воздействующие на туризм, которые подразделяются на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов относятся:
·природно-географические;
·культурно-исторические;
·экономические;
·социально-культурные;
·демографические;
·политико-правовые;
·научно-технические;
·экологические.
Есть и другая классификация, в ней также говорится о существовании внешних и внутренних факторов, но они определяются по-другому. К внешним факторам относится географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п. Внутренними факторами считаются внутренняя политика страны и политическая стабильность. С точки зрения механизма влияния на развитие туризма можно определить факторы объективные, уже сформированные историческим развитием общества, и такие, которые целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность - факторы первой группы. Ко второй относятся государственная политика в туризме, наличие и содержание туристического законодательства, туристическое образование в обществе и т.п.
Кроме этого, выделяют такие факторы, влияющие на развитие туризма, которые можно разделить на две группы: статичные и динамичные. Статичные - факторы, отличающиеся неизменностью и постоянностью. К ним обычно относят: географическое положение, природные и культурно-исторические факторы. Динамичные - факторы, которые способны меняться за относительно небольшой временной отрезок. К ним можно отнести: политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические факторы.
Следующая классификация, связанная в свою очередь с формированием потребностей выделяет следующие факторы:
·социально-демографические;
·экономические;
·политические;
·культурно-психологические;
·научно-технические.
Далее, изучение тенденций, сложившихся в туристской деятельности в 60-90-х годах XX в., позволяет выделить несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену:
·социально-экономические,
·демографические,
·материально-технические,
·политические.
Таким образом, мы видим, что в выделенных классификациях имеют место быть политические факторы. Далее необходимо определить составляющие политического влияния на туризм, и постараться выделить, какие конкретно политические факторы оказывают влияние на туризм.
Политическая власть имеет возможности воздействия на туризм. Во-первых, оно связано с государственной политикой в области туризма, развитием регулирующих отношений в сфере туризма, изданием правовых актов и т.д. Во-вторых, воздействие может быть связано с политическим курсом страны, решениями, принимаемыми властями на международной политической арене, государственной идеологией, уровнем политической стабильности в стране и т.д. Так, политическая власть в государстве оказывает мощное сопротивление сепаратистским тенденциям в государстве, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций, что оказывает положительный эффект на отрасль туризма. Всемирная туристская организация в своих рекомендациях отмечает, что в данный момент только государство и правительство играют первостепеннейшую, если не единственную, роль в развитии туризма. Во всех сильных туристических державах есть такая организация, как Национальная Туристическая Администрация, подчиненная, как правило, министерствам, которая занимается разработкой национальных программ развития туризма. Именно она содержит представительства по туризму в других странах, она разрабатывает привлекающие туристов программы и обеспечивает поток туристической информации. С ее помощью в странах разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, заключающиеся в предоставлении льгот в налогообложении, в решении вопросов, связанных с погранично-таможенным режимом, в создании благоприятных условий для инвестиций и увеличении бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, а также рекламу на зарубежных рынках и подготовку кадров. Но туристические ресурсы используются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, какую политику государство проводит по отношению к туризму в целом. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристической отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма, а также в финансово экономических мерах по поддержанию и развитию туристической инфраструктуры, строительству гостиниц и развитию индустрии гостеприимства.
Международный туризм активно влияет на экономику принимающей стороны, поэтому крайне выгодно регулирование международного сотрудничества государств в этой области. Тесное сотрудничество разных стран на уровне государственных и общественных структур перспективно для развития международного туризма по причине того, что многие вопросы в этой сфере зависят от позиции законодательных и исполнительных органов власти той или иной страны. Так, международное сотрудничество в области туризма в разных его проявлениях может поспособствовать развитию туризма, тем самым увеличивать туристические потоки. Следовательно, международное сотрудничество является важным элементом в структуре политических факторов, воздействующих на туризм. Так, среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, выделяются взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. А именно развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.
Но существуют ситуации, когда туристические потоки резко сокращаются даже в тех странах, в которых активно продвигается международное сотрудничество в области туризма, что, как правило, связано с дестабилизацией политической обстановки, вследствие чего в регионе снижается туристическая активность либо полностью прекращается развитие туризма. И происходит это именно из-за воздействия следующей группы политических факторов. Стабильное политическое положение в стране, как правило, способствует развитию туризма, и наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание. Серьезную угрозу туризму представляют военные действия, терроризм и экстремизм. Международные конфликты или военные действия, вспышки международной преступности и терроризма являются не только препятствием на пути развития туризма, но зачастую и причиной того, что министерства иностранных дел стран - генераторов международного туризма публикуют списки стран, нежелательных для посещения резидентами этих стран. В то же время некоторые турфирмы заинтересованы в получении прибыли, и по этой причине не предоставляют своим клиентам достаточной информации по регионам с повышенной опасностью. В результате чего туристы становятся жертвами внутриполитических столкновений, терроризма, а иногда даже попадают в районы боевых действий. Таким образом, можно утверждать, что наибольшее влияние на туризм оказывает фактор политической стабильности. Эксперты Всемирной туристской организации выделили три вида дестабилизации туризма, которые обусловлены политическими причинами:
·глобальная продолжительная дестабилизация, вызванная военными действиями или непрерывными террористическими актами;
·постоянная напряженность и неопределенность в туристических маршрутах;
·единичные явления терроризма, кратковременные беспорядки.
На развитие международного туризма влияет внутриполитическая обстановка в странах и регионах, а также в тех районах, через которые проходят туристические коммуникации. Можно привести массу примеров такой зависимости. Так, во время обострения Грузино-Южноосетинского конфликта (летом 2008 года) резко сократился турпоток в Грузию. 31 мая 2010 г. после атаки израильских военных на гуманитарный конвой, идущий из Турции в Сектор Газа, разразился скандал и произошло обострение отношений между Турцией и Израилем, что привело правительство Израиля к решению о приостановке всех авиарейсов, выполняемых в Турцию. В январе 2011 года в Тунисе произошла «Жасминовая революция», это вызвало обострение внутриполитической обстановки в стране, и тем самым прекратило возможность ведения туристической деятельности. В Египте события развивались по «тунисскому сценарию», поэтому с конца января 2011 г. МИД РФ рекомендовал приостановить отправку российских туристов в Египет. Даже в феврале 2012 г. о стабильности в Египте было рано говорить, там по-прежнему было тревожно, события продолжали развиваться. Между тем потери экономики Египта от спада туристического потока составляли около миллиарда долларов. Так, смена политических режимов, сопровождающаяся массовыми волнениями и использованием вооруженных сил (Руанда, Уганда, Индонезия), религиозный фанатизм (арабские страны), терроризм (Египет), захват заложников (Филиппины) представляют большую опасность для туристов и не способствуют их притоку в страну.
Если в стране происходят серьезные политические беспорядки или гражданская война, индустрия туризма не может существовать до тех пор, пока они не прекратятся. Но если же обстоятельства геополитического характера менее серьезны, то это может побудить правительства и руководителей туристической индустрии попытаться найти выход из кризиса. Как видно, политическая стабильность в регионе оказывает огромное влияние на туризм, но при этом она не является движущей силой развития туризма, она лишь создает предпосылки для воздействия на туризм других политических факторов.
1.3Краткие выводы
С позиций социологической науки международные туристические потоки следует рассматривать как важнейшую социальную составляющую международного туризма. Международные туристические потоки в настоящее время представляют собой сложный комплекс социальных действий, устойчивых форм поведения людей, а также институтов, связанный со всеми сферами человеческой жизнедеятельности, включая социальную, политическую, культурную, экономическую. Понятие «международный туризм» с позиций социологической науки может быть определено как совокупность международных туристических потоков, то есть передвижений людей между странами с досуговой целью.
Обобщив теоретические представления о политических факторах, влияющих на международные туристические потоки, а также на другие аспекты развитие международного туризма, выделим три основных фактора. Первый фактор ― международное сотрудничество. В основном оно проявляется в наличии межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных взаимосвязей, туризма и обменов, а также урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ. Все вышеперечисленное определяет взаимоотношения между странами в области туризма. Так, говоря о последствиях проявления данного политического фактора, можно сказать, что без тесного сотрудничества разных стран на уровне государственных и общественных структур развитие международного туризма не имело бы перспективы. Международное сотрудничество в области туризма в разных проявлениях призвано облегчить развитие туризма и увеличить туристические потоки.
Второй политический фактор ― государственная политика в области туризма. Она проявляется в целом во внутренней политике страны, касающейся туризма, а именно в наличии и содержании туристического законодательства, а также издания правовых актов и т. д., в политике открытия границ, смягчении административного контроля в сфере туризма, унификации налоговой и денежной политики, формировании государственных или международных программ развития туризма, развитии инфраструктуры и туристического образования в обществе. Тем самым, очень важна позиция законодательных и исполнительных органов власти той или иной страны, в том числе ее политический курс, решения, принимаемыми властями на международной политической арене.
Третий политический фактор, выделенный нами, ― политическая обстановка. Она может проявляться во внутриполитической стабильности страны, включающей в себя возможность осуществления безопасного отдыха. Но существует и противоположная ситуация, когда политическая обстановка проявляется внутриполитической нестабильностью в стране или регионе, в наличии терроризма и экстремизма, вооруженных и межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, расовой дискриминации, а также в отсутствии между государствами добрососедских отношений, военных конфликтах, внешнеполитической изоляции государства и т.д.
Глава 2. Основные особенности влияния политические факторов на международные туристические потоки
2.1 Международное сотрудничество государств в области туризма
Всестороннее развитие туристических связей, наиболее полное удовлетворение заинтересованных стран на основе добровольности, доступности, регулярности, непрерывного роста качества и совершенствования туристических отношений наблюдается при установлении и развитии международного сотрудничества в туризме. Существует пять принципов международного сотрудничества, и два из них важны для нас с точки зрения политического влияния на развитие международных туристических потоков. Один из принципов заключается в подаче объективной информации о деятельности разных стран в сфере туризма, которая определяет специфику туристического сотрудничества. Для достижения объективной информации о деятельности туристических предприятий задействованы различные средства информации: радио, телевидение, пресса, Интернет, рекламные туры и т.д. Следует учитывать, что средства массовой информации каждой страны создают целый пласт объективной и субъективной информации через радио, телевидение, кино, книги, газеты, журналы, научный и культурный обмен. Объективная информация о состоянии туризма в государствах является одним из важных факторов в установлении и развитии сотрудничества. Своевременная информация способствует строительству соответствующих отношений одних стран с другими. Следующий принцип заключается в добровольности, регулярности и доступности участия каждой страны в туристических мероприятиях. Этот принцип основывается на сотрудничестве в туризме разных государств. Государственные структуры более качественно планируют стратегические туристические связи с другими странами. Они могут оказывать соответствующее воздействие на туристический бизнес, его нравственную сторону. Только в этом случае определяется уровень, качество и интенсивность сотрудничества между странами. Состояние туризма в стране является ведущим критерием в формировании туристической интеграции. Недооценка данного принципа может на неопределенный срок тормозить развитие дружественных отношений между странами.
Таким образом, сотрудничество между странами не должно ограничиваться только организацией поездок туристов в их страны. Специалисты пришли к выводу, что необходимы встречи для решения проблем по профессиональной подготовке персонала в сфере туризма, внедрения компьютерной техники, что успешно решается в ходе научно-практических всемирных конференций, выставок-ярмарок, других мероприятий.
Так, для развития туристических потоков необходим диалог между государствами в плане продвижения национального туристского продукта, чему благоприятствуют международные выставочно-ярмарочные мероприятия.
Крупнейшими международными туристскими выставками и биржами являются:
·международная туристическая биржа в Берлине (International Tourismus Borse, ITB);
·международная туристическая выставка-биржа FITUR в Мадриде;
·всемирная туристическая выставка в Лондоне (World Travel Market, WTM);
·международная туристическая биржа в Милане;
·международная выставка «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ).
Кроме этого, взаимодействие стран между собой в рамках развития международного туризма привело к созданию множества международных организаций, которые всячески повышают эффективность этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности существует около 70 международных организаций различного профиля и статуса, которые занимаются проблемами развития международного туризма. В их число входят:
·специализированные организации в системе ООН (Всемирная туристическая организация - World Tourism Organisation, WTO);
·организации в системе ООН, занимающиеся вопросами международного туризма эпизодически (Конференция ООН по туризму и путешествиям, впервые проведенная в 1963 г. в Риме, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Конференция - ООН по торговле и развитию (ЮНКТДЦ), региональные экономические комиссии ООН);
·неправительственные специализированные организации по международному туризму (Всемирная федерация ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - ICAO), Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), Международная организация агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN), Международная ассоциация делового туризма - International Business Travel Association (IBTA), Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок - Association of Corporate Travel Executives (ACTE), Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, Международный туристический альянс (первоначальное название «Международная лига туристических ассоциаций», 1898 г.), Международная гостиничная ассоциация (1946), Международная федерация кемпинга и караванинга (1932), Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), Международная ассоциация гидов по сопровождению (1961), Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ), Международное бюро по социальному туризму (БИТС), Федерация международных туристических организаций (1950));
·региональные и национальные организации по туризму (Европейская комиссия путешествий, Европейская организация рекреации и отдыха (1972), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969), Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963), Федерация ассоциаций скандинавских туристических агентств (1939) и др., Азиатско-Тихоокеанская туристическая ассоциация (Pacific Asia Travel Association - PATA), Международная федерация путешествий и автоклубов, Конференция туристических организаций Латинской Америки, Карибская ассоциация по туризму и др., объединения Африканского (Африканская туристическая ассоциация, Организация по развитию туризма в Африке и др.) и Арабского регионов (Арабский туристический союз, Арабская федерация ассоциаций туристических агентств и др.) .
Как мы видим, существует достаточно большое количество организаций и объединений, призванных способствовать развитию туризма. Многообразие целей, задач и видов деятельности, которые они предусматривают, демонстрирует необходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.
2.2 Государственная политика в области туризма как целенаправленная деятельность по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей
Эффективное функционирование системы туризма нельзя представить без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это указывает на необходимость разработки и реализации туристической политики. Туристическая политика - это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениям в целях создания условий для развития туристкой индустрии, рационального использования туристических ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма. Существуют различные уровни, на которых формируется и реализуется туристическая политика: государственный, региональный, уровень отдельного предприятия.
Государственная политика в области туризма формируется под влиянием определенных специфических факторов:
·природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на туристическую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в целях туризма;
·транспортные условия, определяющие доступность объектов туристического интереса;
·социальные, экономические и правовые условия развития туризма.
Роль и место конкретного государства на рынке международного туризма зависит от того, насколько оптимально и эффективно построена и реализована туристическая политика.
Реализация целей туристической политики требует координации деятельности (вертикальной и горизонтальной) различных институциональных единиц, интегрированных в систему туризма.
Таким образом, туристическая политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства в приложении к туризму, как деятельность, тесно взаимосвязанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами. Говоря о значении туристической политики для общества, известный специалист в этой области Д. Л. Энджел отмечал, что «высшей целью туристической политики является интеграция экономических, политических, культурных, интеллектуальных и общественных благ, создаваемых туризмом, применительно к людям, направлениям и странам для улучшения общего качества жизни и обеспечения укрепления мира и благосостояния».
В рамках формирования и реализации туристической политики государство выполняет целый ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма в целом. К таковым в широком смысле относятся:
·координация;
·планирование;
·регулирование;
·маркетинг национального туристического продукта;
·стимулирование;
·социальный туризм;
·защита интересов.
Туристическую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Первая характеризуется мероприятиями, носящими локальный характер и определяемыми государством самостоятельно. Международная туристическая политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами на основании договоров и других видов соглашений, регламентирующих взаимоотношения в развитии международного туризма и не ущемляющих суверенные права договаривающихся сторон. Международная туристическая политика все более успешно осуществляется в рамках международных туристических организаций, а также политических и экономических союзов государств. Так, туристическая политика стран Европейского союза нацелена на координацию развития туризма стран-участниц, в том числе:
·защиту туристов и их свободного перемещения (упрощение полицейского и таможенного контроля на границах; повышение безопасности туристов и защита их от недобросовестной рекламы; гармонизация страхования туристов и их автотранспорта; информирование туристов об их социальных правах);
·гармонизацию правил деятельности в индустрии туризма (гармонизация налоговой политики; взаимное признание уровня квалификации и дипломов профессиональной подготовки; разделение отпускных периодов для снятия нагрузки на туристическую индустрию в сезоны «пик»);
·региональное развитие туризма (продвижение туризма в регионы, обладающие туристическим потенциалом, но в которых в силу ряда причин туризм находится на невысоком уровне развития).
Таким образом, государство играет важную роль в системе туризма, обеспечивая общественно значимые интересы, как в рамках национальной территории, так и на международном уровне посредством проведения туристической политики. Ее осуществление достигается выполнением ряда функций, направленных на все элементы системы туризма. Реализация этих функций возлагается на носителей туристической политики, в качестве которых, как правило, выступают органы управления туризмом.
Для реализации национальной туристической политики и координации усилий по достижению общественно значимых целей государство создает органы управления туризмом - национальные туристические администрации (НТА), о которых было сказано ранее. В сфере разработки и реализации туристической политики необходимо ее взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристическими ассоциациями, союзами и другими общественными организациями и объединениями. При этом основным звеном формирования и реализации туристической политики все же является именно НТА, от усилий которой, степени воздействия на другие органы государственного управления, инициатив в области законодательства, налоговой, финансовой, экономической и социальной сфер зависит успех или неудача туристической политики государства.
В мировой практике существуют различные национальные системы организации, управления и регулирования туризма, но в целом можно говорить о трех моделях государственного управления туризмом.
Первая модель предполагает отсутствие НТА, то есть все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Ликвидация государственной туристической администрации - достаточно серьезный шаг, к этому должно привести такое решение, что туризм не нужен стране вообще, или уверенность в том, что субъекты туристического рынка сильны и «сознательны» и способны решать свои проблемы без государственного участия.
Вторая модель государственного управления туризмом предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, концентрирующего в своих руках значительный контроль над этой сферой. Данная модель распространена в ряде стран, успешно развивающих прием иностранных туристов (Турции, Греции, Египте, Тунисе, Мексике и др.). И эта модель очень эффективна, но для ее реализации требуются определенные условия. Первое условие заключается в том, что правительства перечисленных стран ежегодно должны выделять из своих бюджетов миллионы, а иногда и даже десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, также заниматься государственным инвестированием в туристическую инфраструктуру.
Третья модель государственного управления туризмом предполагает, что НТА входит в состав одного из многоотраслевых министерств, чаще всего с «экономическим уклоном».
Мировой опыт свидетельствует о необходимости и целесообразности разделения органов НТА на две ветви. Первая ветвь - «бюрократическая», занимается решением глобальных вопросов государственного управления, а именно нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристических предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне.
Вторая ветвь - «маркетинговая». Это ведомство обычно подчиняется или входит в состав НТА, но при этом не является органом управления. В его компетенцию входят все вопросы, направленные на формирование привлекательного имиджа страны и продвижение ее на внешних рынках (маркетинг национального туристического продукта).
В целом и в общем, орган государственного управления в сфере туризма должен решать следующие задачи:
·организовать эффективное взаимодействие с министерствами и ведомствами, прямо или косвенно соприкасающимися с туристской индустрией и обслуживанием туристов;
·заставить другие государственные структуры считаться с интересами развития туризма при формировании политики в области бюджета, налогообложения, инвестиций, кредитов, социальной сферы, разработке и принятии крупных программ в сфере экономики, экологии, трудовых отношений и занятости, профессиональной подготовки и т.д.;
·обеспечить эффективное взаимодействие с местными органами государственной власти и туристским бизнесом.
2.3 Политическая обстановка внутри государства и за его пределами
Современная геополитическая реальность основывается на сценарии мира, безопасности и политической стабильности как необходимых условиях устойчивого развития туризма. Регионы, в которых существуют конфликты между областями или у которых существуют разногласия с другими странами, имеют ограниченные возможности для привлечения туристических потоков. Так, например, в 2012 году территориальная борьба Японии с Китаем затронула туризм. Многие китайские туристы отказались от своих планов поездки в Японию из-за политической напряженности в отношении оспариваемых островов Дяоюйдао. После покупки Японией островов Дяоюйдао в порт Нагасаки зашел только один китайский круизный лайнер, а пассажиропоток упал не менее чем на 60 процентов по сравнению с предыдущими периодами. Тем временем, число китайских посетителей на Окинаву также упало. Около 4 300 китайских посетителей отменили свои планируемые поездки в город.
Кроме того, этот фактор может быть дестабилизирован захватом террористами заложников, взрывами в отелях, расовой, этнической и религиозной неприязнью, политической дискриминацией, экономическим давлением (блокадами), ксенофобией. Политические изменения оказывают огромное влияние на привлекательность места назначения и частоту путешествий. Когда мы говорим о туризме, мы можем назвать много ключевых моментов, которые являются поворотными в туристических передвижениях и их тенденциях. Так, привлекательность Нью-Йорка росла в последние четыре десятилетия, но теракт 11 сентября был критическим моментом. Эксперты утверждают, что массовый туризм столкнулся с самым большим вызовом в тот день. Следствием этого стало снижение интереса к воздушному транспорту. Европейцы вернулись к сухопутному транспорту. Число прибывающих в США сократилось, а некоторые места назначения были восприняты как менее безопасные или небезопасные из-за террористических атак. Спрос на место назначения очень гибок в отношении политических изменений, потому что такие политические события, как теракты, представляют собой угрозу для здоровья и жизни людей. Тем самым, учитывая политические обстоятельства, некоторые туристические направления воспринимаются как менее безопасные, так безопасные направления становятся более привлекательными.
Террористическая атака имеет множество различных последствий. Немедленные последствия - это разрушение инфраструктуры и человеческие жертвы. Также произошедшее влияет на туристическую индустрию, туристы начинают искать другие направления, они имеют меньший интерес к атакованному месту назначения. Но с другой стороны, негативные последствия террористических актов исчезают достаточно быстро. Нападения террористов имеют прямое влияние на бронирование гостиниц и сектор туризма в целом, так как эти события могут нанести вред месту назначения и напугать потенциальных туристов. Однако этот страх зависит от типов атак, причин нападения и реакции страны на это. И если пункт назначения не находится в опасной зоне, он не будет заблокирован, и туристы вернутся туда спустя некоторое время. Терроризм всегда направлен на то, чтобы внушить страх, который заставит людей изменить свое поведение. Страх повторного нападения является одной из причин этого. Так было и тогда, когда в 2015 году в Тунисе один из исламистских боевиков убил 38 человек, вследствие чего туристы покинули Тунис. Но некоторые говорили в интервью и в социальных сетях, что они полны решимости закончить свой отпуск, чтобы бросить вызов террористу. При этом Министерство иностранных дел обновило свои рекомендации о поездках. «Дальнейшие террористические нападения в Тунисе, в том числе на туристических курортах, возможны», - говорится в нем. Но, как сказал Еганех Моракабати, эксперт по рискам и туризму в Борнмутском университете: «В краткосрочной перспективе, это отпугнет некоторых людей. В долгосрочной перспективе многие люди забудут об этом».
В отчете о туристическом рынке в 2014 году Ассоциация британских туристических агентств обнаружила, что популярность «числа популярных мест отдыха зависит от политических, социальных и экономических волнений». Самым заметным из них был Египет, который начал 2013 год с большим числом посетителей, но понес значительные потери из-за политических волнений, что привело к изменениям в рекомендациях Министерства иностранных дел для граждан Великобритании. Но, как говорит Саймон Колдер, редактор путешествий The Independent: «Очень хороший способ заставить людей отправиться в места, пострадавшие от рук террористов, ― это снизить цены». Иногда привлекательность назначения выше, чем уровень риска.
Кроме этого, в целом цифры говорят о том, что индустрия туризма в странах, переживающих длительные распри, например, в Египте, страдает больше, чем те, кого затронули отдельные террористические атаки. Даже продвижение отдельных пунктов назначения внутри стран может помочь преодолеть это. Египет в прошлом занимался изолированным маркетингом в Шарм-эль-Шейхе. Многие туристы, которые не так сильны в географии, могли почти не видеть его как часть Египта. Поэтому, если что-то происходит с Египтом, они не воспринимают это. Правительства имеют финансовые стимулы для защиты туристических горячих точек. Шарм-эль-Шейх на цветной карте Египта, расположенной на веб-сайте министерства иностранных дел, представляет собой небольшой оазис «зеленого» цвета, окруженный «оранжевым».
Таким образом, многое зависит от самого государства, в котором произошло происшествие, т. е. важны его дальнейшие действия по урегулирования ситуации возможного отрицательного влияния на туристическую сферу. Так, в связи с террористическими актами в Париже и в Брюсселе в 2015 году Ассоциация Европейских туроператоров (ETOA) выступила с заявлением о необходимости сделать все возможное, чтобы «Европа по-прежнему воспринималась, как безопасное место».
Если представить рейтинг самых безопасных стран мира (в перечень вошло 141 государство), составленный экспертами Всемирного экономического форума, то в итоге самой безопасной страной была признана Финляндия. Второе и третье места заняли соответственно Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Исландии и Австрии достались четвертая и пятая позиции в списке. В первую десятку рейтинга в порядке убывания также были включены Люксембург, Новая Зеландия, Сингапур, Оман и Португалия. Россия в перечне ВЭФ оказалась на 126-ой строчке. Последнее место в рейтинге отдали Нигерии. Эксперты учитывали сразу несколько факторов. В частности, они оценивали ситуацию с преступностью, в том числе с терроризмом, уровень доверия народа к сотрудникам правоохранительных органов и способность стражей порядка защитить население.
В эпоху растущей политической нестабильности, отрасль туризма переживает значительное испытание. Политическая стабильность и безопасность являются необходимыми условиями для развития туризма; даже сама угроза таких событий, как гражданские беспорядки и терроризм могут привести к тому, что туристы могут пересмотреть свое решение посетить пункт назначения. Кроме того, в некоторых случаях, нестабильность в одной стране, может оказать влияние на отрасль туризма соседних стран. Например, туризм на Мальдивах ощутил на себе последствия политических волнений в Шри-Ланке, так как Мальдивы часто считаются дополнением к данному направлению. Тем не менее, может быть оказано и положительное влияние на соседние направления. Например, Греция, Кипр и Турция выиграли от конфликта в Египте, Израиле, Иордании и Ливане в 1990-х годах. Туристы стали посещать их в качестве альтернативы.
Но стоит учесть тот факт, что политические потрясения могут и не оказать большого влияния на международные туристические потоки, особенно вне центра волнений. Например, если данное политическое потрясение произошло в другом конце страны или в отдаленных от международного аэропорта городах, то это позволит туристам обойти волнения. Тем не менее, последствия влияния политических событий в значительной степени зависит от рекомендаций МИД, освещения в прессе и восприятия данного события людьми.
2.4 Краткие выводы
В данной главе были рассмотрены три политических фактора, оказывающих воздействие на международные туристические потоки, а именно: международное сотрудничество, государственная политика в области туризма и политическая обстановка. Что касается международного сотрудничества, то оно заключается в том, что деятельность стран в сфере туризма должна всячески освещаться с объективной стороны, а участие каждой страны в туристических мероприятиях (научно-практические всемирные конференции, выставки-ярмарки и другие мероприятия) основано на принципах добровольности, регулярности и доступности.
Если говорить о государственной политике в области туризма, то от того, насколько оптимально и эффективно она построена и реализована, зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Туристическую политику принято рассматривать как национальную (мероприятия, носящие локальный характер и определяемые государством самостоятельно) и международную (конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами). Государственная политика в области туризма может проявляться в защите туристов и их свободного перемещения, гармонизации правил деятельности в индустрии туризма и региональном развитии туризма. Таким образом, государство играет важную роль в системе туризма, обеспечивая общественно значимые интересы, как в рамках национальной территории, так и на международном уровне посредством проведения туристской политики. Ее осуществление достигается выполнением ряда функций, направленных на все элементы системы туризма, реализация которых возлагается на носителей туристической политики, в качестве которых, как правило, выступают органы управления туризмом. Они занимаются глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристических предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, а также вопросами, связанными с маркетингом национального туристского продукта, направленного на формирование привлекательного имиджа страны и продвижение его на внешних рынках.
Говоря о политической обстановке в целом в мире и в отдельных государствах, то в регионах, где существуют конфликты между областями или где существуют разногласия с другими странами, имеют ограниченные возможности для привлечения туристических потоков. В некоторых случаях, нестабильность в одной стране, может оказать влияние на отрасль туризма соседних стран или же наоборот может быть оказано положительное влияние на соседние направления, когда туристы начинают посещать их в качестве альтернативы. Представленные в главе примеры указывают на то, что данный фактор оказывает огромное влияние на привлекательность места назначения и частоту путешествий. Но иногда бывают и такие случаи, когда привлекательность назначения выше, чем уровень риска. Политические потрясения могут и не оказать большого влияния на международные туристические потоки, многое зависит от самого государства, в котором произошло происшествие, т. е. важны его дальнейшие действия по урегулирования ситуации возможного отрицательного влияния на туристическую сферу, а также освещения в прессе данного события и восприятия его людьми.
Глава 3. Влияние политических факторов на международные туристические потоки в Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования)
3.1 Современное состояние международных туристических потоков, направленных в Российскую Федерацию и из нее
В начале данной главы необходимо привести основные статистические данные, которые помогут представить общую картину современного международного туризма в Российской Федерации. Для начала представим данные по въездному, а затем по выездному международному туризму.
По данным Росстата въезд иностранных туристов в Россию в 2016 г. составил 24,6 млн поездок (в сравнении - в 2015 г. 26,9 млн. поездок).
Таблица 4. Выезд российских туристов за рубеж
годПоездки (млн)201425,4201526,9201624,6
Страны-лидеры по турпотоку в Россию в 2016 году - Украина (8,6 млн поездок), Казахстан (3,6 млн поездок) и Финляндия (1,3 млн поездок).
Таблица 5. Страны-лидеры по турпотоку в Россию, 2016 г.
странаПоездки в Россию (млн)Украина8,6Казахстан3,6Финляндия1,3
Рост турпотока в Россию в 2016 году в сравнении с 2015 годом произошел из Китая (на 167 тыс. поездок), Монголии (на 144 тыс. поездок) и Эстонии (на 57 тыс. поездок).
Таблица 6. Рост турпотока в Россию, 2016 г. в сравнении с 2015 г.
странаПоездки в Россию (тыс.)Китай167Монголия144Эстония57
Снижение турпотока в Россию в 2016 году в сравнении с 2015 годом произошло из таких стран, как Казахстан (на 1147 тыс. поездок), Польша (на 708 тыс. поездок) и Украина (на 343 тыс. поездок).
Таблица 7. Снижение турпотока в Россию, 2016 г. в сравнении с 2015 г.
странаПоездки в Россию (тыс.)Казахстан1147Польша708Украина343
Выезд российских туристов за рубеж с 2014 года на момент 2016 года снизился на 26% (с 42,9 на 31,7 млн поездок).
Таблица 8. Выезд российских туристов за рубеж
годКоличество поездок (млн)201442,9201534,4201631,7
В 2016 году российские туристы посещали чаще всего Абхазию (4,3 млн поездок), Финляндию (2,9 млн поездок), Казахстан (2,8 млн поездок) и Украину (1,8 млн поездок).
Таблица 9. Какие страны российские туристы посещали чаще всего, 2016 г.
странаКоличество поездок (млн)Абхазия4,3Финляндия2,9Казахстан2,8Украина1,8
Российские туристы в 2016 году по сравнению с 2015 годом стали реже ездить в Турцию (на 2663 тыс. поездок), Казахстан (на 276 тыс. поездок), Польшу (на 218 тыс. поездок) и Финляндию (на 172 тыс. поездок).
Таблица 10. Куда российские туристы стали ездить реже, 2016 г. в сравнении с 2015 г.
странаКоличество поездок (тыс.)Турция2663Казахстан276Польша218Финляндия172
Российские туристы стали ездить чаще в 2016 году по сравнению с 2015 годом в Тунис (на 575 тыс. поездок), Абхазию (на 433 тыс. поездок), Китай (на 392 тыс. поездок) и Кипр (на 262 тыс. поездок).
Таблица 11. Куда российские туристы стали ездить чаще, 2016 г. в сравнении с 2015 г.
странаКоличество поездок (тыс.)Тунис575Абхазия433Китай392Кипр262
После приведения статистических данных, хотелось бы остановиться на государственной политики в области туризма Российской Федерации. Ее принципы определяются Законом о туристской деятельности. Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, путем создания соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристического рынка, доступ к ресурсам и их использование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов системы туризма и туристов, установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма. Кроме того, Законом о туристской деятельности (ст. 4) определено, что государственное регулирование туризма в Российской Федерации осуществляется путем:
·определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
·разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
·содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
·защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
·содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
·развития научных исследований в сфере туризма;
·стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
·формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
·информационного обеспечения туризма;
·создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
·оказания государственных услуг в сфере туризма;
·взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.
Государственной поддержкой туризма в России занимаются несколько органов власти: Министерство культуры РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральное агентство по туризму. На региональном уровне туризм, например, в Ростовской области поддерживается и регулируется Департаментом инвестиций и предпринимательства, а также Межведомственным координационным советом по туризму. В туристической индустрии России на сегодняшний день действует ряд региональных (национальных) организаций: Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация туроператоров (АТОР); Российская гостиничная ассоциация (РГА); Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО); Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ); Российская ассоциация социального туризма (РАСТ); Ассоциация делового туризма (RВТА); Гильдия журналистов, пишущих о туризме (UJETRus); Ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ).
Так, в установлении конструктивного сотрудничества между частным бизнесом и органами государственной власти важную роль играют общественные неправительственные организации (ассоциации, союзы, объединения) туристических агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов. Такие организации функционируют как на национальном, так и на региональном уровнях. Одной из наиболее авторитетных структур является Российский союз туристской индустрии (РСТ). Он первоначально был создан как ассоциация туристических агентств. В настоящее время в РСТ входят крупные туроператоры, гостиницы, санаторно-курортные учреждения, страховые компании, рекламные агентства. Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права потребителей. Важнейшей задачей его функционирования считается формирование в стране туристского рынка и содействие развитию отечественной туристской индустрии на федеральном и региональном уровнях.
Так, Северо-Западное региональное отделение РСТ является наиболее крупным и динамично развивающимся региональным отделением Союза. СЗРО РСТ реализует ряд крупных отраслевых проектов, выступает организатором туристических выставок, конференций и семинаров, предлагает образовательные программы для сотрудников предприятий индустрии туризма.
СЗРО РСТ занимаются защитой интересов и продвижения членов СЗРО РСТ, маркетинговой деятельностью по созданию туристической привлекательности Северо-Западного региона и его продвижению на целевых рынках, проектируют, разрабатывают содержание и организуют региональные и международные мероприятий - форумы, туристические выставки, workshop, конференции, семинары, круглые столы, ознакомительные и рекламные поездки и др., также занимаются деятельностью по совершенствованию статистического и экономического учета в туризме, исследованиями, аналитикой и консалтинговой деятельностью, совершенствуют туристскую инфраструктуру и содействуют в привлечении инвестиций для ее развития .
Кроме этого, Северо-Западное региональное отделение РСТ являлось разработчиком принятого Правительством Ленинградской области закона О туристской деятельности на территории Ленинградской области, впервые предусмотревшего комплексную систему налоговых льгот для турфирм и предприятий Ленинградской области, а также разработчиком проекта Закона О государственной поддержке туристской деятельности в Санкт-Петербурге, одним из разработчиков Стратегического плана для Санкт-Петербурга (раздел Туризм), Программы Основные направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге на 1999-2003 гг..
РСТ является одним из организаторов международных туристических выставок Intourfest, Inwetex C.I.S. Тravel market, Отдых без границ, ежегодно проводимых в Санкт-Петербурге.
Национальной туристической администрацией в Российской Федерации является федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, в качестве которого выступает с мая 2012 г. в структуре Министерства культуры РФ Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Оно обеспечивает в пределах своих полномочий функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуги управлению государственным имуществом в сфере туризма. Стоит уточнить, что если говорить, о руководстве и координации туристкой деятельности на уровне субъектов Федерации, то они осуществляются комитетами (департаментами, отделами) по туризму в составе их администраций.
Федеральное агентство по туризму выполняет следующие функции:
·реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
·информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
·осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
·в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;
·осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Агентству;
·осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
·осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
·взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;
·создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
·организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
·обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
·обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
·осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;
·организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;
·осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
·организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
·реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;
·по заявлению туроператора, сведения о котором внесены в единый федеральный реестр туроператоров, выдает свидетельство о внесении сведений о туроператоре в указанный реестр;
·осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
·осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Стоит сказать и о документах, существующих в России, которые представляют собой комплекс мер для развития и регулирования туризма. Так, например, для улучшения ситуации в сфере туризма со стороны государства была разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», направленная на развитие туристического комплекса, создание конкурентоспособного рынка туристических услуг на территории России. Она входит в государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, которая в свою очередь относится к программам Нового качества жизни, которые влияют на качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее развитие здравоохранения, образования, поддержку семьи и улучшению качества жизни социально-незащищенных групп. Также, что касается туризма, в нее входит подпрограмма «Туризм».
Основная цель и задачи данной государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в рамках туризма, состоят в повышении качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма, а также в создании благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. Кроме этого, в программе выделяются такие проблемы в туризме, как сложность визового режима, низкий уровень российской туристской инфраструктуры и недостаток внешних и внутренних инвестиций в отечественный туризм.
Функция планирования своё конкретное выражение находит в программах развития туризма (национальных, региональных, местных), о которых говорилось ранее, а также в стратегиях, поэтому очень важно упомянуть о таком документе, как Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Она была утверждена Ростуризмом приказом от 31 мая 2014 г. № 941-р в соответствии с Поручением Правительства РФ. На ней мы остановимся более подробно, так как в ней очень подробно описывается ситуацию, в которой находится международный туризм в Российской Федерации.
Проводя анализ Стратегии можно сказать, что она представляет собой взаимосвязанную по своим задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающую эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.
Стратегия включает в себя такие разделы:
·Общие положения;
·Современное состояние и тенденции развития туризма в мире;
·