Развитие скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,35 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования

Введение

боксер силовой упражнение

Термином «силовые способности» начали широко пользоваться относительно недавно, буквально в последние десятилетия, для более полного представления о силовых возможностях человека или о его силе как об одном из главных физических качеств. В исследованиях некоторых авторов доказано, что различные типы силовых проявлений (например, в статических условиях, в продолжительном беге) в спорте и вообще в двигательной деятельности зачастую мало связаны или даже отрицательно коррелируют друг с другом. Это, по мнению специалистов, и послужило поводом для дифференциации понятия «сила».

Скоростно-силовые способности, как подразумевает сам термин, проявляются в действиях, в которых вместе с силой необходима достаточно высокая скорость движений. Некоторые из этих проявлений носят название взрывной силы. Обычно ее определяют как способность достигать максимума проявляемой силы по ходу движений в максимально короткое время.

В системе подготовки боксеров одним из важных направлений в методике тренировки является воспитание скоростно-силовых способностей, а также обоснование средств и методов их воспитания. ܰВо время тренировок и боев боксер производит невероятно большое количество скоростнно-силовых действий.

Скоростно-силовые способности являются основой, определяющей уровень физической подготовленности боксера. Недостаточное их развитие существенно увеличивает время формирования у боксера специальных навыков при овладении техникой бокса и снижает эффективность их использования в условиях соревновательного поединка. Боксер с неразвитыми скоростно-силовыми спсобностями при дефиците времени в бою будет с опозданием выполнять атакующие и защитные приемы, терять при этом необходимую мощность и интенсивность действий, что неизбежно скажется на результативности поединка.

Проблема скоростно-силовой подготовленности боксеров до настоящего времени остается актуальной и требует дальнейшего развития, несмотря на то, что в современной литературе накоплен достаточно обширный материал об отдельных сторонах общей и специальной физической подготовленности боксера.

Все вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования: уровень скоростно-силовых способностей у боксеров.

Цель исследования: повышение уровня развития скоростно-силовых способностей у боксеров на этапе спортивного совершенствования.

Задачи исследования:

. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

. Подобрать для боксеров упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.

. Проверить их эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что предложенные нами упражнения повысят уровень скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования.


1. Характеристика скоростно-силовых способностей боксеров

.1 История развития бокса как вида спорта

Перед тем, как начать характеристику скоростно-силовых способностей качеств боксеров, следует остановиться на истории развития этого вида спорта в России и зарубежных странах. На наш взгляд, это наполнит исследование конкретными фактами. Итак, И.С Барчукр дает следующее определение боксу - контактный вид спорта, где спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Судья-рефери контролирует бой, который может длиться от трех до двенадцати раундов. Победа засчитывается, если соперник сбит с ног и не поднимается в течение 10 секунд (нокаут) или при получении им травмы, при которой нельзя продолжать бой (так называемый технический нокаут). Победителя выбирают оценкой судий в том случае, если установленное количество раундов закончено, а поединок не был закончен (отсутствие нокаута и технического нокаута) (Барчуков И.С. Физическая культура. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.).

Самые ранние свидетельства состязаний, напоминающих бокс, встречаются в истории ещё на шумерских, египетских и минойских рельефах. Бытует мнение, что Древние Греки проводили турниры по кулачным боям. Бокс начал считаться спортивным единоборством с 688 года до н.э. Именно тогда в программе Олимпийских игр впервые появились кулачные бои. А вот бокс, каким мы его знаем сейчас, появился в Англии ориентировочно в начале XVII века.

Занимательно, что некоторые страны придумали собственные разновидности бокса (например, сават во Франции, летхвей в Мьянме, муай-тай в Таиланде), поэтому можно часто слышать о понятии «английский бокс».

А. Гетье утверждает, что различные виды единоборств были популярны в России на протяжении многих веков (Гетье А. Бокс: история происхождения. М., 2000. 154). Уже в Древней Руси было введено четкое разделение на кулачный бой, практиковавшийся в среде профессиональных военных (к примеру (былинному герою Василию Буслаеву явно нравилась ударная техника, в то время как Илья Муромец был, на наш взгляд, борцом-универсалом).

Кулачные бои были популярны и среди уличных забав: все помнят из детства «стенка на стенку», «свалка-сцеплялка», «сам-на-сам». Так, в «стенке на стенку» участвовали команды, специально построенные в шеренгу - «стенку». В «свалке-сцеплялке» каждый сражался сам за себя. Еще в Киевской Руси на всех праздничных гуляньях проводился поединок двух кулачных бойцов «сам-на-сам», а кроме того, как утверждает В.О. Антонов, этот способ был признан одним из методов судебного разбирательства: если виновность не могли доказать обычным путем, в этом случае спор решался на кулаках.

К нам английский бокс пришел во времена правления Ивана IV, когда заезжавшие в Москву послы английской королевы Елизаветы I ради развлечений устраивали, как тогда было принято называть, «международные матчи». Устраивали бои с англичанами и позже, во времена Петра Великого, который, по сведениям историков и сам был не против померяться силой. Но становление бокса, как отдельной спортивной дисциплины произошло в России лишь в конце девятнадцатого века (Антонов В.О. Бокс. Ростов на/Д.: Феникс, 2007. 218 с.).

Одним из первооткрывателей отечественного бокса можно считать поручика Первого лейб-гренадерского Екатеринославского полка барона Михаила Кистера. В 1894 он опубликовал книгу, в которой содержались рисунки, как вести бой. Пособие также содержало информацию, как тренироваться самостоятельно. По всей видимости, этим и объясняется невероятная популярность книги. Отметим, что она переиздавалась неоднократно. В Руководстве описывались приемы атакующих и защитных действий, давалось подробное описание костюма боксера и перчаток.

Первые официальные соревнования по боксу у нас были проведены только в июне 1895 году. В программу соревнований вошла гимнастика, борьба и поднятие тяжестей. Некоторые исследователи считают, что именно эта дата считается датой рождения русского бокса.

Затем в Петербурге чемпионом Франции по французскому и английскому боксу Эрнестом Лусталло были открыты школы гимнастики и бокса, как описывают некоторые издания, желающих потренироваться было очень много, а среди учеников были даже именитые спортсмены по боксу. Через год такие школы начали открываться по всей Российской империи.

Первые российские правила по боксу были разработаны и выпущены в свет только в 1915 году спортивным обществом «Санитас». А через год уже прошли очередные чемпионаты России, в которых принимали участие сильнейшие боксеры Москвы, Петербурга и Киева (Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: СП, 2008. 362 с.).

Несмотря на его большую известность в стране, российский бокс долгое время носил «стихийный» характер. Объединяющая организация отсутствовала, поэтому все существующие клубы были сами по себе. Не было и единой учебно-методической системы подготовки боксеров.

Ситуацию изменила Октябрьская революция. Бокс был поставлен на единую научную и организационную основу. Уже в 1918 году, как указывает В.С. Келлер, бокс был включен в программу военного обучения. Для этого специально создавались учебные заведения по подготовке спортивных специалистов-преподавателей. Первым подобным учреждением стал отдел физического воспитания при Военно-медицинской Академии, позже переименованный в Главную военную школу физического образования трудящихся. Выпускниками данной школы являлись будущие призеры отечественного бока: Михаил Фомин, Глеб Рождественский, Алексей Илюшин, Константин Градополов.

Автор обращает внимание и на тот факт, что внутри спортивного руководства, а так же и среди науки встречались люди, относящие бокс к «буржуазным видам спорта». И даже добились того, чтобы в 1920 году его официально запретили. Конечно это факт вызвал негодование не только у занимающихся боксом, но и у любителей посмотреть данный вид спорта. Только в 1925 году спортсменам удалось настоять на проведении всесоюзной дискуссии по вопросу восстановления бокса, как отдельного вида спорта. Для решения поставленной задачи была призвана комиссия из представителей не только спортивного, но и профессионального руководства. Чтобы убедить комиссию были проведены четыре боя с известными в те времена боксерами. Это и повлияло на то, что бокс в СССР был окончательно восстановлен в 1926 году, а так же был включен в систему физкультурно-спортивного движения (Келлер B.C. Теоретико - методические основы подготовки спортсменов. М.: Норма, 2010. 320 с.).

В этом же году прошел первый чемпионат СССР, в котором приняло участие около двадцати боксеров. Заявлено было четтыре весовые категории и чемпионами в них стали А. Павлов, К. Градополов, Л. Вяжлинский и Я. Браун.

В товарищейской встрече со Шведами в 1928 году наши боксеры одержали две победы, после чего приняли участие в рабочей Спартакиаде в Норвегии. С этого момента началась известность наших спортсменов во всем мире.

Второй чемпионат СССР был проведен только через семь лет, зато после этого первенства страны стали разыгрываться ежегодно. За семь лет было проведено большое количество соревнований регионального и международного уровня.

Из-за второй мировой войны чемпионаты страны не проводились, но с 1941 по 1943 года разыгрывались первенства Москвы по боксу. В конце войны, когда был понятен ее исход, в 1944 году, летом был снова проведен чемпионат СССР. В этом же году проведено и первое Всесоюзное юношеское первенство по боксу.

Г.М. Морозов указывает на тот факт, что во время Великой Отечественной войны большое колличество известных боксеров погибло. Те же, кто выжил, продолжали свои выступления на ринге в послевоенное время. Следует отметить выбающегося боксера Николая Корлева, который удержал звание чемпиона с 1936 по 1953 года, а кроме того он является чеырехкратным обладатемем абсолютного чемпиона СССР.

В послевоенное время начинается увеличение боксерских турниров. В различных областях разыгрываются чемпионаты. Начиная с 1958 года проводится молодежное первенство страны, а через десять лет разыгрывают первый Кубок СССР.

В 1950 году СССР вступила в АИБА, чо позволило принимать участие в международных турнирах. Через два года сборная страны участвует в XV Олимпийских играх, где завоевывает 2 серебрянных и 4 бронзовых медали. На следующих Олимпийских играх наши боксеры завоевали три золотых, одну серебрянную и две бронзовых медали, а кроме того, заняли первое место в неофициальном командном зачете.

С этого момента командный успех нашей сборной по боксу не раз повторялся на Олимпийских играх. Среди олимпийских чемпионов следует выделить следующих боксеров: Бориса Лагутина, дважды становившегося олимпийским чемпионом, Олега Григорьева, Вячеслава Яновского, Валерия Попенченко, Вячеслава Лемешева (Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса. М., 2008. 112 с.).

С гордостью можно отметить тот факт, что за период с 1953 по 1989 года сборная СССР на европейских чемпионтах завоевала сто пятьдесят пять медалей, из них девяносто золотых, тридцать две серебрянных, тридцать три бронзовых. Еще тридцать шесть медалей были завоеваны на мемпионатах мира: четырнадцать золотых, семь серебрянных, пятнадцать бронзовых.

Начиная с 1969 года систематически устраивались матчи по боксу между сборными СССР и США. Не столь регулярно, но бывали встречи и с другими спортсмена разных стран (Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. С. 45).

Только в 1989 году образуется первая Всесоюзная ассоцияция профессионального бокса (ВАБ). В том же году в Москве проводится первое официальное соревнование по боксу среди советских и зарубежных боксеров - профессионалов. Через год создается Федерация профессионального бокса (ФПБ). Эти организации в дальнейшем проводят самостоятельные соревнования.

Многие спортсмены из России принимают участие в международных турнирах боксеров-профессионалов. Уже в 1989 году, Чемпион СССР, Европы и мира Юрий Арбачаков девять побед на Чемпионатах мира по версии WBC.

Уже в 1990 году общее число боксеров насчитывалось более трехсот тысяч человек. Стали открываться все новые и новые школы по боксу по всей стране.

Если рассматривать современный этап развития бокса, то следует отметить 1992 год, когда была создана Федерация Бокса России. Она включала в себя региональные организации в восьмидесяти двух субъектах страны. С каждым годом число занимающихся боксом неуклонно растет. Регулярно разыгрываются чемпионаты страны и проводятся соревноания на Кубок России.

О.В. Меньшиков указывает, что в настоящее время в боксе набюдается очередной подъем. Нашими спортсменами завоевано несколько мировых и европейских титулов. Среди знаменитых российских спортсменов следует выделить Олега Саитова - двухкратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира. Еще один знаменитый спортсмен - Александр Лебзняк, является капитаном сборной России по боксу, завоевавший в Сиднее золото, а также выигравший все возможные титулы в любительском боксе (Меньшиков О.В. Специальная физическая подготовка боксёров-юниоров атакующего и контратакующего стиля на предсоревновательном этапе. М., 2008. 122 с.).

Самым знаменитым в наше время является Констатнит Цзю. Он является трехкратным чемпионом Европы и чемпион мира, а с 1992 года он выступает в профессиональных соревнованиях, где проводит тридцать один бой, из них двадцать девять выиграно и один вничью. В 2001 году нокаутировав во втором раунде Заба Джуду он становится первым из российских спортсменов абсолютным чемпионом мира среди профессионалов. Через год он отвоевывает свой титул в бою против боксера из Ганы Бена Таки (Атилов А.А. Школа бокса для начинающих. Ростов-н / Дону, 2005. 123 с.).

1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей

А.А. Васильков под скоростно-силовыми качествами понимает способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений (Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 381 с.).

А.М. Максименко дает следующее определение скоростно-силовым качествам - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений (Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. М.: Физическая культура, 2005. 544 с.).

Таким образом, можно сделать вывод, что скоростно-силовые способности выражаются в действиях, где помимо одной силы требуется еще и высокая скорость движений.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется значительная быстрота движений (метания снарядов). При этом, чем сильнее внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) непременно возрастает значимость скоростного компонента (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: «Академия», 2003. 480 с.).

А.А. Атилов к числу скоростно-силовых способностей относит:

− быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, которые проявляются в упражнениях, выполняемых с большой скоростью, не достигающей предельной величины;

− взрывная сила − способность по ходу выполнения двигательного действия достигать наибольших показателей силы в самые короткие сроки (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.) (Атилов А.А. Школа бокса для начинающих. С. 123).

Ю.Ф. Курамшин выделяет два компонента, которые характеризуют взрывную силу:

стартовая сила;

ускоряющая сила.

Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Автор выделяет амортизирующую силу, как разновидность скоростно-силовых способностей и дает следующее определение - способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения) (Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. М: Советский спорт, 2004. 463 с.).

Для развития скоростно-силовых качеств основным средством является физическое упражнение с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения именуются скоростно-силовыми. Скоростно-силовыми являются такие динамические упражнения, в которых ведущие мышцы одновременно проявляют относительно большие силу и скорость сокращения, то есть большую мощность.

Предельная продолжительность упражнений с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от трех-пяти секунд до одной-двух минут - в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). В скоростно-силовых упражнениях мощность играет значительную роль. А.А. Васильков выделяет дополнительные и основные упражнения. Но оговаривает, что деление носит условный характер. Основные средства:

. Упражнения с весом внешних предметов: гантели, диски, гири, набивные мячи, вес партнера и другие.

. Упражнения, с отягощением весом собственного тела:

упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, отжимания на брусьях);

упражнения, в которых к отягощениям собственного веса добавляется отягощение внешних предметов (к примеру, утяжелители в виде пояса, на ноги, на руки);

упражнения, в которых происходит уменьшение собственного за счет применения дополнительной опоры;

ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25 -70 см и более, с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (к примеру, силовая скамья, силовая станция).

К дополнительным средствам относят:

. Упражнения, в которых используется внешняя среда (бег и прыжки в гору, по воде, рыхлому снегу).

. Упражнения, в которых используются сопротивления других предметов (эспандеры, резиновые жгуты).

. Упражнения, с применением противодействия партнера.

Все перечисленные упражнения, для развития скоростно-силовых способностей, задаются в зонах максимальной и субмаксимальной мощности (Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. С. 381).

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделяют следующие факторы, влияющие на воспитание скоростно-силовых способностей:

) состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата;

) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (то есть от соотношения быстрых и медленных волокон);

) силы мышц;

) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и креатинфосфат КТФ);

) амплитуды движений, то есть от степени подвижности в суставах;

) способности к координации движений при скоростной работе;

) биологического ритма жизнедеятельности организма;

) возраста и пола;

) скоростных природных способностей человека (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. С. 480).

А.М. Максименко указывает на динамический метод как основной, при развитии скоростно-силовых способностей. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнения в представленном методы должны выполняться в полной амплитуде (Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. С. 544).

1.3 Особенности проявления скоростно-силовых способностей у боксеров

Спортсмены в боксе выполняют различные приемы, для выполнения которых необходим высокий уровнь скоростно-силовых способностей.

Мышечная сила - это одно из основных физических способностей боксеров. Сила мышц в значительной степени определяет быстроту движений, а также выносливость и ловкость. Характерное проявление силы у боксера в мгновенных (импульсивных) действиях, часто повторяющихся на протяжение довольно продолжительного промежутка времени. Таким образом, у боксеров проявляются силовые качества в сочетании с быстротой и выносливостью. Немаловажная роль в проявлении мышечной силы пренадлежит волевым усилиям.

Скоростные способности боксеров - это способности к быстрому выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. О скорости боксёра свидетельствует его активность от начала и до конца боя, с сохранением частоты эффективных действий, быстроты, точности, причем как в нанесении ударов, так и в использовании защиты, в подвижности и качественном выполнении тактических замыслов.

Хорошая общая физическая подготовка, хорошее дыхание, является основой скоростных качеств боксеров.

Основой скоростных способностей у боксёров является хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслабить мышцы между активными ударными «взрывными» действиями и совершенствование технических приемов. Это связано с тем, что чем больше автоматизированы перечисленные действия, тем меньше групп мышц включаются в выполнение движения.

Развитие скоростно-силовых способностей осуществляется в общей физической подготовке спортсменов (Клевенко В.М. О специальной физической подготовке боксеров. Говорят мастера ринга. 2013. №5. С. 44-51).

В процессе подготовки боксеровогромное значение имеет скоростно-силовая подготовка. От нее зависит техническая оснащённость в боксе.

Особое значение скоростно-силовые способности, по мнению Д.О. Джероян проявляются в ударах при боксировании, так как в данном техническом действии важна как скорость, так и сила удара.

Автор выделяет следующие качества, от которых зависит скорость в боксе:

от быстроты ударного движения. Чем больше скорость, тем быстрее кулак достигнет цели;

краткости ударного движения. Чем короче траектория движения кулака, тем скорее он настигнет цель;

периода соприкосновения кулака с целью. Чем короче данный период, тем мощнее сила удара. У высококвалифицированных боксеров удар длиться от четырнадцати до восемнадцати миллисекунд, если же время увеличить до тридцати миллисекунд удар превращается в толчок (Джероян Г.О. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей у боксеров. Спорт. 2014. №12. С. 23-31).

Немаловажное значение имеет и сила удара. Чем сильнее нанесен удар, тем значительнее урон получает соперник, что в итоге снижает его активность в схватке.

В.Г. Ивлев указывает на следующие факторы, от которых зависит сила удара в боксе:

скорость ударного движения (чем выше скорость, тем сильнее удар);

вес боксера (чем больше вес боксера, тем значительнее ударная масса, а следовательно, и сила удара);

жесткость удара - она тем больше, чем меньше движений в суставах ударного рычага руки, чтобы увеличить жесткость, необходимо блокировать движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах их напряжением;

форма ударного движения, сила удара от ноги и туловища лучше передается к цели через руку в том случае, когда плечо, предплечье и кисть лежат на одной линии - удара (Ивлев В.Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе. Спортивная жизнь. 2014. №3. С. 23-29).

В защите скоростно-силовая подготовка также имеет важное значение. Боксер с более развитой скоростно-силовой подготовкой сможет хорошо двигаться, быстро уклоняться от ударов.

В.М. Кливенко обращает внимание на тот факт, что параллельно с развитием скоростно-силовых качеств должны применяться упражнения, развивающие и выносливость в работе переменной интенсивности со значительными силовыми напряжениями, а также использоваться упражнения, которые совершенствуют ловкость и быстроту двигательной реакции. Так например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости (Клевенко В.М. Быстрота в боксе. М.: Литва, 2002. 332 с.).

1.4 Методика развития скоростно-силовых способностей боксеров

Специальная быстрота боксёра проявляется в латентном времени реакции, времени выполнения одного удара, максимальном темпе. Под специальной силой в борьбе называют способность получать оцениваемый результат деятельности с наименьшим напряжением мышц или наименьшей суммарной затратой энергии.

В.А. Орлов выделяет два способа повышения максимальной силы у боксеров:

за счет увеличения мышечной массы;

за счет совершенствования внутримышечной и межмышечной координации (Орлов В.А. Силовая подготовка борца. Спортивная борьба. 2014. №23 (78). С. 112-137).

Хорошим средством, улучшающим скоростно-силовую способность боксеров, является метание ядер или камней весом от трех до пяти килограмм с соблюдением техники ударов. Такие упражнения следует выполнять по восемь-пятнадцать раз, после чего выполняются ударные движения без отягощений в течении десяти-пятнадцати секунд, далее выполняются упражнения на расслабление или самомассаж мышц до восстановления работоспособности.

Для совершенствования быстрой силы используются упражнения с незначительным внешним отягощением: для рук - от двухсот до пятисот грамм, для ног - не более полутора килограмма. А.А. Атилов указывает на то, что необходимо уделять значительное внимание мгновенному неожиданному выполнению тренируемого движения или серии движений.

Так же полезны такие упражнения как метание теннисного мяча, камней весом до 5000 грамм на дальность, а кроме того и на точность попадания в цель.

В отличие от того, какие задачи поставлены в учебно-тренировочном занятии применяются упражнения с отягощением во всех периодах подготовки. А.А. Атилов выделяет специально-подготовительные упражнения, которые способствуют воспитанию скоростно-силовых качеств в боксе - упражнения с гантелями весом от 0,5 до 2 килограмм. Так, с применением гантель проводится бой с тенью, отрабатываются действия, которые связаны с защитами, так же упражнения, с применением махов, сгибании и разгибании верхних конечностей. Упражнения с гантелями выполняются активно две - три минуты, после чего выполняются те же самые упражнения без отягощений в течение трех-пяти минут. Такую серию выполняют повторно два-три раза (Атилов А.А. Современный бокс. Серия «Мастера боевых искусств». 2013. №8. С. 52-64).

Упражнения с гантелями, штангой и предметами занимают одно из основных мест в физической подготовке боксеров. З.М. Хусяйнов утверждает, что различные упражнения с незначительными отягощениями для отдельных групп мышц служат действенным средством развития скоростно-силовых качеств. Данные упражнения следует совмещать с упражнениями на воспитание скоростных способностей без отягощения (к примеру, наклоны, приседания или повороты, которые выполняются первоначально без отягощений, затем с отягощениями, а после снова без отягощений). В спортивной подготовке боксеров, упражнения с отягощениями составляют одну третью часть упражнений без отягощений.

Особой формой проявления способностей мышц к реализации взрывного усилия является реактивная способность нервно-мышечного аппарата. Она проявляется в тех движениях, где совершается быстрое переключение с уступающего режима работы мышц на преодолевающий, то есть после сильного механического растягивания мышц происходит мгновенное их сокращение, сопровождающееся максимальными динамическими усилиями.

В боксе определенная слаженность движений рук, ног и туловища значительно влияет на увеличение силы удара (Хусяйнов З.М. Формирование ударных движений с учетом скоростно-силовых особенностей боксеров-юниоров ܰМ.: ФиС, 2008. 196 с.).

В.А. Гаврилов выделяет два вида силовых способностей. Которые необходимы в боксе - это «быстрая» и «взрывная» сила. Воспитанию данных видов силы содействует применение в учебно-тренировочном процессе боксера следующих методов, которые отвечают требованиям принципа динамического соответствия:

метода динамических усилий (упражнения по перемещению отягощения непредельного веса с максимальной скоростью);

ударного метода (который заключается в стимулировании мышц путем поглощения кинетической энергии собственного тела спортсмена или снаряда).

Для перечисленных мышц выделяют упражнения, которые развивают «быстроту» и «взрывную» силу. Перечислим некоторые из них (Гаврилов В.А. Особенности обучения сильному удару. Бокс. 2013. №6. С. 17-34).

В.И. Филимонов выделяет следующие элементы ударного движения в боксе:

разгибательного движения ноги;

поворота туловища;

движения руки.

Для развития разгибателей и сгибателей ног применяются следующие эффективные упражнения, представленные ниже.

. Прыжки на скакалке. Прыжки через скакалку продолжительное время укрепляют мышцы ног, а кроме того воспитывают координационные способности. Необходимо включать упражнения со скакалкой в каждое учебно-тренировочное занятие в течении пяти-пятнадцати минут.

. Резкие выпрыгивания вверх с наименьшей задержкой на приземлении.

. Серия резких прыжков вперед с наименьшей задержкой на приземлении.

Перечисленные упражнения помогают воспитанию «взрывной» силы мышц ног ударным методом. В любом из них возможно использование дополнительных отягощений (таких как утяжелители на пояс). Вес отягощений и время выполнения задания определяется силовыми возможностями спортсмена. Выполнение упражнения необходимо до первых признаков снижения его скорости. В некоторых упражнениях можно применять разнообразные сочетания ног в работе при приземлении и отталкивании: один прыжок-отталкивание левой ногой, другой - отталкивание обеими ногами и так далее.

. Метания и толкания различных снарядов с ног.

. Малоамплитудные приседания (подседы) с отягощением весом до 20-30% от собственного.

Данные задания используются для воспитания «быстрой» силы мышц ног методом динамических усилий. Используют всевозможные снаряды, такие как набивные мячи, камни, спортивные ядра. Выполняться упражнение должно за счет разгибания ног и поворота туловища, разгибание руки или обеих рук как бы сопровождает уже летящий снаряд.

Выполнение данных упражнений так же необходимо заканчивать при снижении его скорости.

Для мышц, поворачивающих туловище, эффективно применение следующих упражнений.

. Упражнения с преодолением момента инерции вращения отягощения.

К этим упражнениям относятся такие упражнения, как возвратные повороты туловища палкой на плечах. Расстояние между точками хвата обусловливает величину момента инерции, то есть больше расстояние дает больший момент инерции.

Предложенные упражнения выполняются до момента потери максимальной скорости. После уменьшения быстроты (индикатором может служить, к примеру, уменьшение частоты поворотов) данную работу необходимо заканчивать (Филимонов В.И. Особенности формирования ударных движений у боксеров. Педагогические основы обучения и совершенствования. 2014. №16. С. 73-89).

Для мышц, сгибающих и наклоняющих туловище, и их антагонистов используются следующие упражнения.

. Малоамплитудные возвратные наклоны и сгибания туловища с отягощением весом до 10-15% от собственного.

Мышцы плечевого пояса и рук.

С особым вниманием следует подбирать упражнения для боксеров этой направленности силовой подготовки. Именно эти мышцы обеспечивают конечную фазу в ударе боксеров. И если в процессе учебно-тренировочных занятий их постоянно перегружать, используя неоправданно завышенные отягощения или продолжая упражнять их очень долго, то в результате это может привести к снижению скорости сокращения загружаемых мышц и в конечном итоге к замедлению ударов спортсмена. Поэтому в данном случае соблюдение принципа динамического соответствия не только желательно, но и необходимо.

Установлено, что для силовой подготовки мышц плечевого пояса и рук методом динамических усилий не следует применять отягощений весом более 0,5-1% от собственного веса спортсмена.

Упражнениями при этом являются сами удары или движения, отчасти на них похожие. Отягощениями могут служить гантели, камни и др.

. Упражнения с гантелями.

. Упражнения со съемными грузами.

На практике не всегда удается точно определить вес наилучшего отягощения. Поэтому Ф.А. Лейбович советует применять отягощения ниже, чем граничное, то есть при котором скорость выполнения данного упражнения начинает снижаться. Маленький вес, уточняет автор, можно заменить добавлением времени и интенсивности выполнения упражнений.

. Упражнения с камнями (в тренировках на местности).

. Упражнения с набивными мячами.

Особого внимания заслуживают упражнения с набивными мячами весом от килограмма до трех. В данных упражнениях большое значение имеет не только движение, в котором боксер с максимальной силой и скоростью толкает набивной мяч из положения боевой стойки, имитируя, к примеру, прямой удар (метод динамических усилий), но и то, как он погашает в своих мышцах кинетическую энергию снаряда, летящего к нему от партнера (ударный метод) (Лейбович Ф.А. Зависимость скоростно-силовых характеристик удара боксера от согласованности движения рук, ног и туловища. Спорт. 2014. №12. С. 47-53).

Применение специальных боксерских снарядов в тренировочном процессе боксеров имеет важное значение.

Упражнения с мешком способствуют выработке навыка правильно держать кулак при ударе, целесообразно использовать мышечные усилия в ударах на различных дистанциях, рассчитывать силу наносимого удара. На мешке, который движется по кругу, совершенствуются удары при движении боксера вперед и по кругу. Удары по мешку наносятся прямые, боковые и снизу, длительные и короткие (как при боковом положении боксера, так и при фронтальном).

Упражнения с грушей. По характеру применяемых упражнений насыпные груши имеют много общего с мешками. Груши с песком и опилками-тяжелые и жесткие; наполненные горохом-легче и мягче, подвижные, с большей амплитудой движений, по ним можно наносить более сильные одиночные, двойные и серии ударов, развивают чувство дистанции.

Разная масса, жесткость снарядов даст возможность боксеру варьировать свои действия, находить нужную дистанцию и развивать точность удара. На одной груше можно более сильно нанести акцентированный удар в серии, на другой (с. песком) - ускорить нанесение ударов, но не сильных и т.д. Обычно все три типа груш подвешиваются вблизи друг от друга, и боксер в течение раунда упражняется в ударах, переходя от одной груши к другой, добиваясь совершенства в быстроте ударов, точности в расчете дистанции. Удары по грушам боксер наносит со всех боевых положений.

Упражнения с настенной подушкой. Используются в занятиях чаще всего с группой начинающих боксеров. На этом снаряде наносятся преимущественно прямые удары. Неподвижность и плоская поверхность снаряда облегчают расчет длины ударов. По настенной подушке наносят удары с места и с шагом вперед (Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. ܰМ.: Литра, 2011. 254 с.).

Упражнения с пневматической грушей. Груши бывают стандартные н несколько уменьшенные; последние быстрее отскакивают при ударе. Четкий ритм ударов о платформу заставляет тренирующегося поддерживать темп упражнения, наносить удары с определенной силой и частотой. Чем сильнее наносится удар, тем быстрее груша двигается. Упражнения с пневматической грушей развивают у боксера умение наносить точно и быстро следующие один за другим удары, а также развивают чувство внимания и ритма движений.

Освоив упражнения в различных ритмах, боксер может практиковаться в ударах, произвольно чередуя их в различной последовательности и изменяя темп движений.

Упражнения с боксерскими лапами. При помощи боксерских лал совершенствуют удары, развивают быстроту реакции, точность и ориентировку. Лапы применяются на всех этапах подготовки боксера. Тренер, держащий лапы, подставляет их для ударов на разных дистанциях: на дальней-для прямых, на средней и ближней-для ударов сбоку и снизу. При этом важно проследить за правильностью выполнения ударов, перенесения массы тела с ноги на ногу, перемещения центра тяжести и точностью удара. Заранее установленные лапы дают возможность совершенствовать нанесение нескольких прямых ударов в определенной комбинации с боковыми (боковые-удары снизу и т.д.). Комбинации совершенствуют до автоматизма с акцентированием какого-нибудь удара. Тренер может предложить занимающимся выполнить несколько комбинаций в определенной последовательности (Бутенко Б.И. Специальная физическая подготовка боксеров. Вопросы современного бокса. 2014. №10. С. 53-59).

Держа лапы и передвигаясь по рингу, тренер меняет дистанцию, что заставляет ученика либо наступать, либо отходить назад, в стороны и по кругу, рассчитывая таким образом дистанцию для нанесения ударов.

Для развития реакции тренер внезапно меняет расположение лап, например, выставляет лапу для прямого или бокового либо удара снизу (левой или правой рукой), для двух и трех ударов и т.п.

Тренер может надеть большие боевые перчатки и поставить их вместо лап; в таком случае ученику предлагают решать не только технические, по и некоторые тактические задачи, легкими ударами показать открытые места во время атак и контратак. Например, тренер становится в боевое положение и наносит прямой удар левой в голову, боксер должен сделать уклон вправо и нанести контрудар левой в туловище, т.е. в подставленную тренером перчатку в область чревного (солнечного) сплетения; при нанесении тренером бокового удара левой в голову боксер делает нырок и отвечает правым боковым в голову, т.е. в подставленную правую перчатку тренера и т.п.

В упражнениях с лапами можно создавать обстановку, характерную для многих боевых эпизодов (Хусяйнов З.М. Тренировка нокаутирующего удара боксеров. М.: ФиС, 2002. 289 с.).

В.А. Таймазов говорит, что перед тренером-преподавателем по боксу стоит первоочередная задача - совершенствование скоростно-силовой формы тренировки. Сложность решения данной задачи заключается в том, что надо не просто развивать быстроту в различных ее формах, а развивать так, чтобы это важнейшее качество боксера могло сохраняться на высоком уровне определенного времени, в условиях тех больших нервных и физических напряжений, которые испытывает боксер в ходе соревнований.

Одним из наиболее эффективных средств совершенствования скоростно-силовых качеств является «ударный» метод развития взрывной силы мышц Ю.В. Верхошанского, который широко применяется в тренировке юных боксеров (Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров / ܰВ.А. Таймазов. СПб.: Питер, 2011. 387 с.).

Он заключается в использовании кинетической энергии тела спортсмена (или снаряда) для предварительного растяжения мышц и накопления в них дополнительного упругого потенциала напряжения, повышающего мощность их последующего сокращения в основной фазе движения. Резкое растяжение мышц является сильным раздражителем с высоким тренирующим эффектом, способствующим развитию взрывной силы мышц и их реактивной способности.

Ударный метод можно также применять непосредственно для совершенствования взрывной силы мышц рук. Для этого необходимо выполнять отталкивание груза, движущегося навстречу спортсмену подобно маятнику. Следует отталкивать груз из положения боевой стойки и стремиться при этом сохранить координационную структуру боксерского удара (например, в паре с тренером на боксерском мешке, когда тренер выполняет толкание на спортсмена снаряда и удерживает после отталкивания его спортсменом).

По ܰмнению В.И. Филимонова, наиболее существенные сдвиги в повышении силы и скорости удара дают упражнения расчлененного характера с отягощениями (Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. 2014. №16. С. 25-37).

При выполнении ударов по боксерским снарядам применялись методы: максимального нанесения удара, нанесение удара максимально быстро и нанесение удара максимально быстро и сильно.

Важно отметить, что при выборе средств развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать их тренировочный эффект для спортсменов разной квалификации и различной манеры ведения соревновательного поединка (Остьянов В.Н. Бокс (обучение и тренировка). Все о боксе. 2014. №5. С. 7-15).

1.5 Характеристика этапа спортивного совершенствования в боксе

Этапы многолетней подготовки боксеров, как правило, не имеют четких возрастных границ и фиксированной продолжительности.

Этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки на учебно - тренировочном этапе. Перевод по годам обучения на этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Этап спортивного совершенствования является третьим этапом в многолетней подготовке боксеров. Главная задача этого этапа - поиск и формирование индивидуальной манеры ведения боя на базе разносторонней общей и специальной подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся (Никифоров Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. Физкультура и спорт. 2014. №6. С. 78-86).

Учебная программа для этого этапа подготовки рассчитана на трехлетний период обучения в спортивной школе. Существенной чертой третьего этапа является то, что вся большая доля в подготовке боксеров отводится занятиям в условиях учебно-тренировочных сборов, а структура годичного цикла целиком подчиняется календарю соревнований, который, как правило, не отличается стабильностью.

Тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования в боксе приобретает еще большую специализированность.

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Чаще используются тренировочные занятия с большими и максимальными нагрузками.

На этом этапе рассматриваются пути максимальной реализации возможностей организма спортсмена и выведение его на высокий уровень спортивных достижений с учетом индивидуальных особенностей боксеров.

Преимущественная направленность тренировочного процесса:

совершенствование техники бокса и специальных физических качеств;

повышение тактической и технической подготовленности;

освоение необходимых тренировочных нагрузок;

совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности;

достижение высоких спортивных результатов.

Тренировочный процесс должен максимально индивидуализироваться и строиться с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. На каждого спортсмена должен составляться индивидуальный план подготовки на год, учитывая его сильные и слабые стороны подготовленности (Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В.А. Киселев. М.: Физическая культура, 2006. 127 с.).

Этап спортивного совершенствования характерен определенными зонами становления мастерства:

зону первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта), участие в международных спортивных соревнованиях;

зону достижения оптимальных возможностей;

зону поддержания высших спортивных результатов.

Поэтому особое внимание в процессе спортивного совершенствования следует уделять подготовке к соревнованиям и успешному участию в них. Специализированную направленность приобретают тренировки, в которых используется весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки с целью достижения наивысших результатов в соревнованиях. Особое внимание при совершенствовании технико-тактической подготовленности также уделяется индивидуализации и повышению надежности реализации техники в экстремальных условиях соревновательных поединков (Ашавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития М.: Наука, 2010. 270 с.).

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия на этапе спортивного совершенствования, где нагрузка составляет 18 часов в неделю и более - 4-х академических часов, а при двухразовых занятиях в день - 3-х академических часов.

С ростом спортивного мастерства увеличивается и значимость организации системы комплексного контроля за уровнем подготовленности боксеров и их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Реализация комплексного контроля происходит во время тестирования или процедуры измерения результатов в тесте. В.И. Филимонов выделяет три формы контроля: оперативный, текущий и этапный. Оперативный контроль применяется непосредственно в учебно-тренировочном занятии, благодаря ему происходит оценивание реакций на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество выполнения технических действий и их комбинаций, настрой и поведение боксера в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Благодаря текущему контролю изучаются следовые явления непосредственно после нагрузки различной направленности, усвоения или совершенствования технико-тактических навыков в ходе тренировочных или соревновательных микроциклов.

Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки - периодами, этапами макроцикла, он направлен на комплексное определение итогов конкретного этапа, выраженных результатами соревнований и показателями тестов, отражающих общий уровень различных сторон подготовленности спортсмена.

Регистрация уровня специальной скоростно-силовой подготовленности у боксеров фиксируется по контрольным заданиям. В частности, определяется количество ударов по настенной подушке поочередно левой, правой и двумя руками за 10 с; средняя сила ударов левой, правой и двумя руками в условных единицах за 10 с; время нанесения одиночных прямых ударов левой, правой и двух ударов на расстоянии 50 см; время нанесения 10 ударов; время реакции при защитах уклоном влево, вправо и отклонен назад, а также при движениях шагом вперед и назад; количество ударов в 1, 2 и 3-м раундах, а также средняя сила ударов в каждом из раундов (Филимонов В.И. Правила бокса. Педагогические основы обучения и совершенствования. 2014. №16. С. 45-58).


2. Методы, организация и результаты собственных исследований и их обсуждение

.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

. Анализ научно-методической литературы.

. Педагогический эксперимент.

. Метод контрольных испытаний.

. Методы математической статистики.

Рассмотрим используемые методы более подробно.

Анализ научно-методической литературы. В ходе анализа научно-методической литературы нами проанализировано 32 источника, начиная с 2000 по 2014 года издания включительно.

Основное внимание было направлено на исследование литературы, посвященной характеристике скоростно-силовых способностей в боксе. Была изучена история бокса, как вида спорта, рассмотрены характеристика скоростно-силовых способностей, особенности проявления данного качества в боксе, характеристика этапа спортивного совершенствования, а так же методика развития скоростно-силовых способностей в боксе. В ходе анализа и обобщения специальной литературы были сформулированы тема, определены цель и задачи исследования.

Педагогический эксперимент. Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Педагогический эксперимент проводился на базе Клуба Бокса «Тайфун» г. Вологды для определения эффективности применения на практике предложенных нами упражнений для развития скоростно-силовых способностей боксеров. В эксперименте приняло участие 20 юношей в возрасте 15-17 лет (10 человек в контрольной и 10 в экспериментальной группе). Респонденты занимаются боксом более пяти лет и имеют спортивные разряды от II юношеского до КМС.

. Частота серийных ударов за 15 секунд (кол-во раз).

. Время 10 ударов (сек).

. Прыжки через скакалку за одну минуту (кол-во раз).

Частота серийных ударов за 15 секунд. По команде боксерам предлагалось начинать наносить удары (прямые, попеременно правой и левой руками) по настенной подушке. Время фиксировалось с помощью секундомера. Количество ударов (лучшее из трех попыток) заносилось в протокол.

Время 10 ударов. Лапа зафиксирована. Боксер наносит 10 ударов по лапе. Фиксируется время в секундах от команды «Марш!» до момента выполнения 10-го удара. Время фиксировалось с помощью секундомера. Время (лучшее из трех попыток) заносилось в протокол.

Прыжки через скакалку за 1 минуту. Упражнение выполняется с вращением скакалки вперед на количество выполненных прыжков на двух ногах. При касании ног скакалкой и вынужденной остановке, занимающийся продолжает прыжки. Учитывается общее количество прыжков через скакалку, выполненное за 1 минуту. Количество прыжков (лучшее из трех попыток) заносились в заранее подготовленные протоколы.

Методы математической статистики. Метод математической статистики основан на получении математических расчетов, данных в ходе эксперимента. Все материалы педагогического эксперимента подвергались математическому анализу.

Нами применялся t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

1. Средняя арифметическая определяется по формуле:

 (1)

где  - знак суммирования;

 - значение отдельного измерения;- общее число измерений в группе.

. Далее вычислялось в обеих группах стандартное (квадратическое) отклонение () по следующей формуле:

σ = (2)

При сравнении двух выборочных средних арифметических обычно проверяется предположение, что и первая и вторая выборки не отличаются друг от друга значимо и, следовательно, относятся к одной генеральной совокупности. В этом случае нами использовался t - критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Нам были известны следующие статистические характеристики: .

В нашем случае ,  поэтому для расчетов использовалась следующая формула:

 (3)

Число степеней свободы во всех рассматриваемых случаях .

Для доказательства эффективности применения подобранных нами упражнений мы использовали t - Стьюдента для связанных выборок.

Мы использовали следующий порядок расчетов:

) для каждого испытуемого определись разности между результатами первого и второго измерения:

; (4)

) рассчитать среднее арифметическое разностей:

; (5)

) рассчитать среднее квадратическое отклонение разностей:

; (6)

) рассчитать стандартную ошибку разностей:

; (7)

) вычислить расчетное значение критерия:

. (8)


Число степеней свободы

После вычисления расчетного (фактического) значения критерия , мы сравнивали его с критическим (теоретическим) значением . Для этого пользовались таблицей теоретического распределения Стьюдента, выписывая значение  соответствующее уровню значимости α и числу степеней свободы .

2.2 Организация исследования

В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось поэтапно с 2014 по 2016 г. Каждый из этапов решал специфические задачи и имел свои особенности.

Написание нашей выпускной квалификационной работы выполнялось в 3 этапа:

Первый этап: Теоретико-поисковый (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.).

На данном этапе нами было изучено и проанализировано 32 научно-методических литературных источника по проблеме нашего исследования. Анализ отражается в первой главе работы. Также нами была определена гипотеза и цель работы, определены задачи для написания выпускной квалификационной работы. На данном этапе было определено место и сроки проводимого нами исследования, разрабатывался план педагогического эксперимента.

Второй этап: Экспериментальный (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.). На данном этапе проводилось само исследование и педагогический эксперимент, выделены контрольная и экспериментальная группы, а так же отобраны методы статистического анализа результатов эксперимента. Тренировочные занятия проводились на базе Клуба Бокса Тайфун» города Вологды.

С целью выявления уровня скоростно-силовых способностей боксеров перед началом педагогического эксперимента нами было проведено первичное тестирование.

После проведения тестирования мы разделили занимающихся на две группы: контрольная и экспериментальная. С помощью математической статистики нами было установлено, что по уровню скоростно-силовых способностей, группы достоверно не отличались.

В тренировочный комплекс экспериментальной группы были включены упражнения скоростно-силового характера. После исследования было проведено повторное тестирование.

Третий этап: Аналитический (февраль 2016 г. - май 2016 г.). На данном этапе мы проводили научное оформление работы. По окончании педагогического эксперимента проводилось повторное тестирование, использовались те же тесты, что и в начале. Методом математической статистики определили эффективность проведенного исследования, делали выводы, оформляли приложения.

Результаты исследования были доложены на 45-й студенческой научно-практической конференции секция «Частные методики спортивной тренировки» (1-15 марта 2016 г., ВоГУ).

2.3 Методическое обоснование собственных исследований

Педагогический эксперимент проходил на базе Клуба Бокса «Тайфун» города Вологды с октября 2015 года по декабрь 2015 года. Учебно-тренировочные занятия проводились под руководством тренера Первунина Алексея Анатольевича три раза в неделю по 90 минут. В эксперименте приняло участие 20 боксеров в возрасте 15-17 лет, занимающиеся в группе спортивного совершенствования. Респонденты занимаются боксом более пяти лет и имеют спортивные разряды от II юношеского до КМ.

В начале эксперимента было проведено контрольное тестирование для выявления уровня скоростно-силовых способностей боксеров.

Контрольная группа занималась по традиционной программе. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены упражнения на развитие скоростно-силовых способностей (приложение 3).

Тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю. Для повышения уровня скоростно-силовых способностей предложенные упражнения включались в учебно-тренировочный процесс три раза в неделю. Для более эффективного применения предложенных нами упражнений использовалась методика круговой тренировки. Разработанные комплексы менялись каждые две недели (приложение 4).

По сигналу тренера боксеры одновременно начинали выполнение своего упражнения на станции. Каждое упражнение выполнялось в течение двух минут. Интервал отдыха между сериями 60 секунд. После полного круга боксеры отдыхали 3 минуты, а далее проходили второй круг, но время работы на станции - 1,5 минуты, отдых между станциями 40 секунд.

Учебно-тренировочное занятие боксеров имело следующую структуру: подготовительная, основная, заключительная части.

Подготовительная часть (20 минут) включала разминку (ходьба с заданием, переходящая в бег; бег с заданием; подскоки; различные маховые и круговые движения руками и ногами; упражнения на расслабление).

Основная часть - 90 минут. В основной части занятия 50 минут отводилось на выполнение упражнений на развитие скоростно-силовых способностей методом круговой тренировки. Для развития силы отстающих мышц в виде индивидуальных занятий отводилось 10 минут, так как задания были подобраны лично для каждого спортсмена. В остальные 30 минут проводилась общая физическая подготовка и учебные спарринги.

В заключительной части (10 минут) спортсмены выполняли упражнения на растягивание и расслабление мышц, а так же упражнения на восстановление дыхания.

Характер выполнения упражнений на каждой станции обусловлен рядом особенностей. При нанесении удара работают мышцы ног, туловища и рук. Поэтому мы подобрали упражнения скоростно-силового характера, чтобы они способствовали развитию именно этих мышечных групп, каждая в отдельной станции.

На первой станции применялись упражнения с боксерским мешком. Удары выполнялись с установкой максимально сильно и быстро. На данной станции спортсмены развивали скорость и силу одиночных прямых, а так же боковых ударов.

На второй станции выполнялись упражнения с отягощениями (гриф, медициболы, штанга, и другие). Применялись такие упражнения, как толчок грифа вперед из положения стоя, приседания с грифом на плечах, выбрасывание медицинбола вперед от плеча в стену, выбрасывание штанги вперед стоя, упражнения с настенными блоками. Вес снаряда подбирался индивидуально и зависел от веса и индивидуальных особенностей боксера.

На третьей станции - различные прыжковые упражнения с отягощение и без. Использовался широкий арсенал скоростно-силовых упражнений: запрыгивание на скамью, прыжки через скамейку, выпрыгивания с высоким подниманием бедра, прыжки вверх со сменой ног на опоре (высота опоры 30-50 см) с максимальным выталкиванием вверх, прыжки в приседе, прыжки на скакалке в максимально быстром темпе. Основное значение имело отталкивание после приземления. В упражнениях с выпрыгиванием вверх следилось, чтобы соприкосновение стоп с полом было минимальным.

На четвертой станции - имитация ударов. Спортсмены наносили в разной последовательности максимально быстро прямые удары левой и правой рукой. Удары наносились с максимальным начальным ускорением, но без замаха. Через месяц, задание усложнялось. Имитационные упражнения выполнялись с гантелями в руках. Строго следилось за правильностью техники нанесения удара.

На пятой станции выполнялись упражнения с использованием собственного веса тела. К ним относятся такие упражнения, как поднимание туловища из положения лежа на спине, отжимание, прыжки в длину с места, подтягивание.

Во время прохождения станций нами постоянно контролировалось правильность выполнения техники упражнений, обращалось внимание на поддержание высокой скорости и оптимальной мощности.

Кроме того, один раз в месяц применяли следующий комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей боксеров:

. Торнадо. Выполнить за одну минуту как можно больше ударов по пневматической груше. Второй считает количество ударов. После меняются местами.

. Барьер. На расстояние 10 метров через каждый метр натягивается скакалка по команде «бокс» боксёр начинает бежать с максимальной скоростью, высоко поднимая голени.

. Бой с тенью - с гантелями. Первая минута - темп ударов средний, вторая минута - максимальное ускорение ударов.

. Скакалка. Максимально быстрые прыжки на скакалке. Без остановок.

. Скорость реакции. Спортсмены начинают отжиматься (приседать, выполнять упражнения на пресс) по команде «бокс» выполняют максимальное ускорение по прямой до конца зала.

В таблице 1 представлены данные распределения времени контрольной и экспериментальной групп за неделю. Таким образом, особенности примененной экспериментальной методики заключаются в увеличении доли средств скоростно-силовой подготовки за счет средств ОФП (на развитие силовых и скоростных способностей) и за счет средств специальной подготовки.


Таблица 1. Распределение времени за неделю в учебно-тренировочном процессе контрольной и экспериментальной группы

Тренировочный процесс

Группа

Экспериментальная

Общий объем тренировочной нагрузки (мин)

360

360

Применение методики круговой тренировки на развитие скоростно-силовых способностей

50

150

Объем средств ОФП на силу и скорость (мин)

60

25

Объем средств ОФП на координацию (мин)

50

40

Объем средств ОФП на выносливость (мин)

40

40

Специальная технико-тактическая подготовка (мин)

160

105


2.4 Результаты собственных исследований и их обсуждение

Развитие скоростно-силовых качеств определялось по результатам в начале и в конце эксперимента. Все результаты проведенного контрольного тестирования после эксперимента записывались в протокол (приложение 5, 6).

По данным протоколов можно видеть, что по результату тестирования на начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы существенно не отличаются, значит, подобранные группы однородны:

Тест 1 «Частота серийных ударов за 15 секунд» 1 < 2,1 при р<0,05;

Тест 2. «Время 10 ударов» 0,7 < 2,1 при р<0,05;

Тест 3. «Прыжки через скакалку за одну минуту» 0,2 < 2,1 при р<0,05.

Это позволило приступить к экспериментальной части исследования.

По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование, для выявления уровня скоростно-силовых способностей боксеров.

Результаты показателей развития скоростно-силовых способностей экспериментальной и контрольной группы после эксперимента представлены и обработаны в таблице 2.

Таблица 2. Показатели скоростно-силовых качеств экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп после педагогического эксперимента

Тест

ЭГ

КГ

t при р<0,05


σσрасчётноетабличное






«Частота серийных ударов за 15 секунд»

65,6

5,3

59,9

6,1

2,2>2,1

«Время 10 ударов»

1,54

0,05

1,59

0,5

2,5 >2,1

«Прыжки через скакалку за одну минуту»

103,2

5,8

121,9

3,6

5,3 >2,1


Это свидетельствует тому, что достоверность различий наблюдается во всех трех тестах.

Таким образом, можно констатировать факт эффективности применения предложенных нами упражнений для повышения уровня скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования.

Далее по t-критерию Стьюдента для связанных выборок нами были высчитаны результаты внутри экспериментальной группы.

Результаты показателей скоростно-силовых способностей экспериментальной группы до и после эксперимента представлены и ниже.

В соответствии с таблицей 3, видим, что в тесте «Частота серийных ударов за 15 секунд» 5 > 2,26, что говорит о достоверном приросте результатов.


Таблица 3. Показатели скоростно-силовых качеств до и после педагогического эксперимента в тесте «Частота серийных ударов за 15 секунд» (кол-во раз)


До эксперимента

После эксперимента

t расчетное

Среднее арифметическое

56,4

65,7

5 > 2,26


Анализ рисунка 1 показал, что в начале эксперимента в тесте «Частота серийных ударов за 15 секунд» испытуемые показали средний результат 56,4 раза. К концу эксперимента можно проследить динамику изменения результата на 9,3, что составило 65,7 раз.

Рисунок 1. Среднее значение в тесте «Частота серийных ударов за 15 секунд» в экспериментальной группе до и после исследования (кол-во раз)

В соответствии с таблицей 4, видим, что в тесте «Время 10 ударов» 9,3 > 2,26, что говорит о достоверном приросте результатов.

Таблица 4. Показатели скоростно-силовых качеств до и после педагогического эксперимента в тесте «Время 10 ударов» (сек)




Среднее арифметическое

1,63

1,54

9,3 > 2,26

Анализ рисунка 2 показал, что к концу эксперимента в тесте «Время 10 ударов» так же наблюдается улучшение результата. В начале исследования респонденты справились с заданием за 1,63 секунды, тогда как к концу эксперимента данный показатель составил 1,54 секунды.

Рисунок 2. Среднее значение в тесте «Время 10 ударов» в экспериментальной группе до и после исследования (с)

В соответствии с таблицей 5, видим, что в тесте «Прыжки через скакалку за 1 минуту» 7,6 > 2,26, что говорит о достоверном приросте результатов.

Таблица 5. Показатели скоростно-силовых качеств до и после педагогического эксперимента в тесте «Прыжки через скакалку за 1 минуту» (кол-во раз)

До экспериментаПосле экспериментаt расчетное




Среднее арифметическое

96,7

121,9

7,6 > 2,26


Анализ рисунка 3 показал, что к концу эксперимента в тесте «Прыжки на скакалке за 1 минуту» наблюдается прирост результата. В начале исследования показатель составлял 96,7 раз, а к концу эксперимента - 121,9 раз, что на 25,2 раза больше.

Рисунок 3. Среднее значение в тесте «Прыжки через скакалку за 1 минуту» в экспериментальной группе до и после исследования (кол-во раз)

Сравнивая результаты группы до и после эксперимента, мы видим, что полученное среднее арифметическое значение во всех тестах увеличилось. Полученное значение t расчетное в конце эксперимента выше t табличного.

Исходя из результатов нашего педагогического эксперимента, мы, пришли к выводу, что предложенные нами упражнения повысили уровень скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования.


Заключение

Современный бокс - это органический сплав высокой физической подготовленности, стабильной техники, гибкой и разнообразной тактики и большой силы воли спортсменов. Основной особенностью его является использование активно-наступательной тактики с одновременной универсализацией ее, высокий темп боя, значительное время пребывания боксеров на средней и ближней дистанциях, частое применение быстрых и сильных одиночных и серийных ударов.

Проведенный анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что в процессе подготовки боксёров на этапе спортивного совершенствования одной из основных задач является развитие у них скоростно-силовой качеств. Проблема скоростно-силовой подготовленности боксеров до настоящего времени остается актуальной и требует дальнейшей разработки, несмотря на то, что на данном этапе современного спорта накоплено довольно много материала об отдельных сторонах общей и специальной физической подготовленности боксера.

Нами были подобраны упражнения для развития скоростно-силовых качеств боксеров. Для более успешного выполнения предложенные упражнения применялись в круговой тренировке. Для повышения уровня скоростно-силовых способностей боксеров круговая тренировка с упражнениями скоростно-силового характера применялась на трех занятиях из четырех в неделю.

Эффективность предложенных нами упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у боксеров была проверена в ходе педагогического эксперимента, который показал более высокий уровень скоростно-силовых качеств у экспериментальной группы, чем у контрольной.

В тесте «Частота серийных ударов за 15 секунд» 2,2>2,1.

В тесте «Время 10 ударов» 2,5 >2,1.

В тесте «Прыжки через скакалку за одну минуту» 5,3 >2,1

Это свидетельствует о том, что достоверность различий наблюдается во всех трех тестах.

Внутри экспериментальной группы так же наблюдается достоверный прирост во всех предложенных нами тестах. Отсюда, можно сделать вывод, что предложенные нами упражнения повысили уровень скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования.

Работа может представлять интерес для специалистов, работающих в данном направлении. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.



Список использованных источников

1.      Антонов, В.О. Бокс: учеб. пособие / В.О. Антонов. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007. - 218 с.

.        Атилов, А.А. Школа бокса для начинающих / А.А. Атилов. - Ростов-на-Дону, 2005. - 123 с.

.        Атилов, А.А. Современный бокс / А.А. Атилов // Серия «Мастера боевых искусств». - 2013. - №8. - С. 52-64.

.        Ашавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Ашавский. - Москва: Наука, 2010. - 270 с.

.        Барчуков, И.С. Физическая культура: учебное пособие для ВУЗов / И.С. Барчуков. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 255 с.

.        Бутенко, Б.И. Специальная физическая подготовка боксеров / Б.И. Бутенко // Вопросы современного бокса. - 2014. - №10. - С. 53-59.

7.      Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 381 с.

.        Гаврилов, В.А. Особенности обучения сильному удару / В.А. Гаврилов // Бокс. - 2013. - №6. - С. 17-34.

.        Гетье, А. Бокс: история происхождения / А. Гетье. - Москва, 2000. - 154 с.

.        Джероян, Г.О. Методика совершенствования скоростно-силовых способности у боксеров / Г.О. Джероян // Спорт. - 2014. - №12. - С. 23-31.

.        Ивлев, В.Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе / В.Г. Ивлев // Спортивная жизнь. - 2014. - №3. - С. 23-29.

.        Келлер, B.C. Теоретико - методические основы подготовки спортсменов / В.С. Келлер. - Москва: Норма, 2010. - 320 с.

.        Клевенко, В.М. О специальной физической подготовке боксеров / В.М. Клевенко // Говорят мастера ринга. - 2013. - №5. - С. 44-51.

.        Клевенко, В.М. Быстрота в боксе / В.М. Клевенко. - Москва: Литра, 2002. - 332 с.

.        Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - Москва: СП, 2008. - 362 с.

.        Лейбович, Ф.А. Зависимость скоростно-силовых характеристик удара боксера от согласованности движения рук, ног и туловища / Ф.А. Лейбович // Спорт. - 2014. - №12. - С. 47-53.

17.    Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры / А.М. Максименко. - Москва: Физическая культура, 2005. - 544 с.

.        Меньшиков, О.В. Специальная физическая подготовка боксёров-юниоров атакующего и контратакующего стиля на предсоревновательном этапе: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / О.В. Меньшиков. - Москва, 2008. - 122 с.

.        Морозов, Г.М. Уроки профессионального бокса / Г.М. Морозов. - Москва, 2008. - 112 с.

.        Никифоров, Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе / Ю.Б. Никифоров // Физкультура и спорт. - 2014. - №6. - С. 78-86.

.        Никифоров, Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю.Б. Никифоров. - Москва: Литра, 2011. - 254 с.

.        Орлов, В.А. Силовая подготовка борца / В.А. Орлов // Спортивная борьба. - 2014. - №23 (78). - С. 112-137.

.        Остьянов, В.Н. Бокс (обучение и тренировка) / В.Н. Остьянов, И.И. Гайдамак // Все о боксе. - 2014. - №5. - С. 7-15.

24.    Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров: учебное пособие / В.А. Киселев. - Москва: Физическая культура, 2006. - 127 с.

.        Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров / под общ. ред. В.А. Таймазова. - Санкт Петербург: Питер, 2011. - 387 с.

26.    Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.

.        Филимонов, В.И. Особенности формирования ударных движений у боксеров (методические рекомендации) / В.И. Филимонов // Педагогические основы обучения и совершенствования. - 2014. - №16. - С. 73-89.

.        Филимонов, В.И. Бокс / В.И. Филимонов // Педагогические основы обучения и совершенствования. - 2014. - №16. - С. 25-37.

.        Филимонов, В.И. Правила бокса / В.И. Филимонов // Педагогические основы обучения и совершенствования. - 2014. - №16. - С. 45-58.

30.    Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

.        Хусяйнов, З.М. Тренировка нокаутирующего удара боксеров / З.М. Хусяйнов. - Москва: ФиС, 2002. - 289 с.

.        Хусяйнов, З.М. Формирование ударных движений с учетом скоростно-силовых особенностей боксеров-юниоров / З.М. Хусяйнов. - Москва: ФиС, 2008. - 196 с.

Похожие работы на - Развитие скоростно-силовых способностей боксеров на этапе спортивного совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!