Жизненные планы молодёжи провинциального города (на примере г. Камень-на-Оби)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,1 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жизненные планы молодёжи провинциального города (на примере г. Камень-на-Оби)

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (СибГУТИ)








Выпускная квалификационная работа бакалавра

Жизненные планы молодёжи провинциального города (на примере г. Камень-на-Оби)


Новосибирск 2016 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения жизненных планов провинциальной молодежи

.1 Жизненные планы молодежи: понятийно-терминологический анализ

.2 Малый провинциальный город: подходы к определению, проблемы и возможности в условиях урбанизации

Заключение

Список использованных источников

Введение

провинциальный молодежь урбанизация

Многие десятки лет советской власти сформировали целостную систему, обеспечивающую процесс вступления молодого поколения во "взрослое" общество. После распада СССР, в значительной степени разрушилась и система социализации молодежи, изменились политические, экономические, информационные и иные условия, обусловливающие положение, возможности и перспективы молодежи в российском социуме.

Изучение жизненных планов различных категорий молодежи актуально. Внимания при этом требует в том числе, диагностика жизненных сценариев молодежи России провинциальных городов, большая часть которых проживает в малых и средних городах, удаленных от промышленных центров. Это важно не только для прогнозирования миграционной динамики, но для определения судьбы малых городов, занимающих «промежуточное» положение между мегаполисами и селом. Кризисная ситуация экономики 90-х годов 20 в., оказала значительно более негативное воздействие на экономику малых городов в сравнении и с крупными промышленными, научными центрами, зачастую это города, имевшие небольшое число градообразующих предприятий, которые в условиях «дикой» приватизации закрывались, и соответственно такие явления как массовая безработица, исход населения в крупные города за «хорошей» жизнью, на заработки стали обычным явлением.

Молодежь из глубинки оказалась в значительной степени обделенной, как старого механизма государственной поддержки в процессе социализации, так и новых перспектив, возможностей, предлагаемых рыночной экономикой в сравнении с молодежью региональных центров, мегаполисов. Социально-экономическая обстановка, сформировавшаяся в провинциальной России, указывает на важность анализа процессов, протекающих в молодежной среде для практики социального управления. Кроме того, тема актуальна и в теоретическом плане, для изучения процессов трансформации российского общества, его социальной структуры, которое предполагает накопление эмпирического материала по мониторингу вышеназванных процессов, анализу отдельных сегментов.

Охватить в одном исследовании все аспекты жизни молодёжи малых провинциальных городов не представляется возможным. Поэтому в выпускной работе изучаются жизненные планы молодёжи из провинции, так как по сей день этот аспект не был изучен в полной мере.

Актуальность моего диплома «Жизненные планы молодёжи провинциального города (на примере г. Камень-на-Оби)» заключается в том, что как известно от того какие жизненные планы строит молодое поколение в провинции, зависит как демографическая и экономическая стороны, так и будущее развитие города в целом. В отличие от взрослых людей, молодежь более мобильна, динамична. Возможности образовательной инфраструктуры малых городов весьма ограниченны. И отчасти из-за этого, по сути происходят миграция, связанная с получением высшего профессионального образования.

Но при этом, многие люди всё равно остаются в Камне-на-Оби. И скорее всего даже это будет интереснее исследовать, чем их отъезд, потому что факторы миграционных намерений более очевидны, а вот причины, по которым молодежь малого города остается, а тем более возвращается после обучения назад в родной город, и не в гости к родителям, а для того чтобы жить здесь дальше, растить и воспитывать детей, работать имеют более высокую эвристическую ценность. Нежелание развиваться, страх перед неизвестностью больших городов, или патриотическая любовь к своей малой родине? А может отсутствие возможности уехать? Но тогда, чем же она обусловлена? На эти вопросы мне хочется найти ответы.

Жизненные планы в данном исследовании представляют собой не только миграционные намерения, территориальные процессы, связанные с потенциальной мобильностью или стабильностью, но и планы, представляющие собой связь с семьей, с образованием, с работой, с участием в различных видах деятельности: спортивной, творческой, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной.

Интересно будет узнать, чего хотят добиться, и кем хотят стать Каменцы, и здесь в данном городе и в том числе за его пределами, не важно где в принципе. Главное узнать предоставляет ли Камень такие возможности, которые есть в планах, у проживающих в нем, или нет. И может ли Камень удовлетворить то, в чем у них есть потребности и могут ли вообще они реализовать это в Камне-на-Оби или не могут. Например, может ли девушка выйти здесь замуж или не может, достаточно здесь потенциальных женихов или нет. Или может ли парень устроиться на работу, удовлетворяющую его целям и желаниям, или нет.

Теоретический объект исследования: жизненные планы молодёжи

Предмет исследования: жизненные планы молодежи провинциального города

Цель исследования: изучить жизненные планы молодёжи провинциального города

Задачи исследования:

1)      Выявить дифференциацию жизненных планов от половозрастной категории.

)        Изучить зависимость жизненных планов молодёжи от их материального положения.

)        Раскрыть основные причины оттока молодёжи из г. Камень-на-Оби.

)        Выявить какие стороны жизни в Камне-на-Оби являются привлекательными для молодёжи, а какие стороны жизни им неприятны.

Гипотезы исследования:

.        Сложности с трудоустройством (безработица) является основной причиной оттока молодёжи из г. Камень-на-Оби.

2.      Отъезд молодёжи происходит вследствие отсутствия возможностей получения высшего образования.

3.      В Камне-на-Оби особенно привлекательными сторонами жизни для молодёжи, являются: природа, географическое расположение города;

4.      В Камне-на-Оби особенно привлекательными сторонами жизни для молодёжи, являются: родной город, родина.

5.      Молодёжь с низким материальным положением склонна строить планы о переезде в другие города.

Эмпирический объект исследования: учащаяся и работающая молодёжь г. Камень-на-Оби от 17 до 32 лет.

Выборка исследования:

Молодёжь г. Камень-на- от 17 до 32 лет.

Опрос 104 человек.

Мужского и женского пола, практически в равных количествах т.е. 51 мужчина и 53 женщины.

Метод исследования: анализ источников, анкетирование.

Метод обработки результатов исследования: количественный SPSS.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложение. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения жизненных планов провинциальной молодежи. Во второй главе представлены жизненные планы молодежи провинциального города: опыт прикладного социологического исследования. Общий объем работы составил 85 страниц. Работа содержит 23 таблицы, 15 рисунков и 15 фотографий. Список использованных источников содержит ссылки на 53 наименования.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения жизненных планов провинциальной молодежи

 

.1 Жизненные планы молодежи: понятийно-терминологический анализ


Прежде чем исследовать жизненные планы молодёжи нужно сначала дать им определение. Жизненные планы различаются исследователями по характеристикам, и по индивидуальным психологическим особенностям субъектов. Также следует иметь ввиду, что наряду с понятием «жизненные планы» используются и иные термины, наиболее близкие по смыслу, «жизненные стратегии», «жизненный путь», «жизненный сценарий». Рассмотрим, как определяются и интерпретируются указанные выше понятия в научной литературе, социальной философии, психологии социологии.

В словаре по профориентации и психологической поддержке есть ёмкое определение такого типа: Жизненные планы - средство осуществления жизненных целей, устанавливающих порядок действий, необходимых для их реализации.

Теперь перейду непосредственно к социологическим словарям. Толковый словарь по социологии предлагает такое краткое понятие жизненных планов: это определяемая индивидом совокупность и последовательность целей на жизненном пути и способов их реализации.

В энциклопедии по социологии, составленной А.А. Грицановым, В.Л. Абушенко и др., под планами жизненными обозначена проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотиваций индивида. Жизненные планы включают определяемые индивидом программы и ступени социализации, планы построения карьеры, определения материальных и духовных параметров собственного существования.

И наконец, в Российской социологической энциклопедии под общей редакцией академика РАН Геннадия Васильевича Осипова: Планы жизненные - это определяемая человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной социально-исторической ситуации, складывающейся в обществе объективно, независимо от воли и сознания отдельного человека. В широком смысле жизненные планы включает в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, решением жилищно-бытовых вопросов, любительскими занятиями ("хобби") и т. п. В более узком смысле жизненные планы исследуются социологами в связи с вступлением молодежи, заканчивающей общеобразовательную школу и профессиональное учебное заведение, в самостоятельную трудовую жизнь. Исследованиями выявлены типология, особенности жизненных планов, присущие различным социальным и демографическим группам, возрастным когортам, национальным общностям. Изучены основные этапы формирования и реализации жизненных планов на протяжении трудовой жизни человека. Анализируется взаимосвязь жизненных планов с выбором профессии и социального положения, с ценностными ориентациями индивидов и групп.

Вот в этом социологическом словаре, я считаю, наиболее полно и глубоко отражена вся суть понятия жизненный план. К тому же приведённое выше определение самое обширное из всех найденных. И что самое главное в нём чётко прописаны особенности жизненных планов. Поэтому именно его далее мы и будем использовать.

Итак, под жизненными планами мы будем понимать определяемую человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения (мечты, профессиональные, карьерные ожидания, образование, семья и дети, место жительства, миграционные намерения).

Как правило люди не склонны и даже боятся строить планы на жизнь. Большей, частью я думаю это можно охарактеризовать таким бытующим афоризмом: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Жизнь слишком изменчивая и быстротекучая, чтобы быть планомерной. Тем не менее хорошая жизненная перспектива неведома без построения планов. И у каждого человека всё равно в голове присутствуют намерения прожить жизнь определенным образом или жизненные план.

Теперь рассмотрим, существующие по меньшей мере два подхода объясняющие структурообразование жизненного пути благодаря планированию и сценарию.

Первый подход представлен отечественными авторами Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном и другими, в работах которых процесс жизни, индивид выбирает и регулирует осознанно. В формировании представлений ребенка о структуре и целях жизненного пути очень важную роль играют его родители. И в конце концов, по словам С. Л. Рубинштейна люди сами определяют, как относиться к жизни, гармонично или дисгармонично соединяя между собой драму, трагедию и комедию. Он считает так: только определенные взаимоотношения этих мировоззренческих чувств этически обоснованы, закономерны и приемлемы, что выражает отношение индивида к обыденным жизненным ситуациям.

Согласно второму подходу Альфреда Адлера, Э. Берна, К. Роджерса и других авторов, можно уверенно сказать, что жизненный план и жизненный сценарий, которые осуществляются на ранних стадиях развития ребенка, построены преимущественно на бессознательном выборе. Жизненный план, согласно данным концепциям, представляет собой прогнозирование собственной жизни и ее реализацию в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. 5

Жизненный план сформировывается в сознании ребенка посредством тех мыслей, впечатлений и чувствований, которые он испытывает в детстве, заимствованных из рассказов, сказок, мифов, легенд, историй и картин. На основе этого у ребенка формируется знакомый ему сценарий из раннего детства. Когда же ребенок становится подростком этот сценарий имеет свойство доработки и формирования некой структуры. И уже будучи взрослым человеком, получившийся сценарий используется для структурообразования жизненного пространства, наилучшего взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования как ближайшего, так и далёкого будущего. Основными составляющими сценария являются:

) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

) сюжет - модель событий;

) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

) свод нравственных правил.

Человек способен выбирать себе как оптимальный, идеальный так и не благоприятный сценарий, и модель поведения. Но всё-таки они помогают человеку контролировать жизнь, задавая ей такое направление, которое позволяет достичь жизненной цели.

Вкупе с понятием жизненные планы часто используются однопорядковые слова, точнее сказать, похожие и близкие по смыслу, такие как: стратегии жизненные, жизненные ожидания, в общем находящиеся рядом устойчивые словосочетания, и в принципе очень хорошо. между собой пересекающиеся. Они воспринимаются как синонимы, и важно отметить, что планы имеют элемент ожиданий и элемент стратегий. Но тем не менее стратегии претендуют уже на четко выстроенные последовательность и алгоритм действий, а жизненные планы, в свою очередь, в моём представлении меняются, более подвижны, изменчивы и менее структурированы т.е. «и того хочу и этого хочу».

«Жизненные стратегии, - пишет Рубцова Е.П изучая жизненные стратегии» молодежи, - ориентируют и направляют повеление личности в течение длительного времени, и представляют собой идеализированное отражение будущего жизненного пути, обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий социального положения».

А в исследовании Луниной Ю.В. говорится, что жизненные стратегии - это жизненные планы молодежи на близкую и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации. Жизненные стратегии включают в себя:

–       социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);

–       культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов);

–       личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации).

В социологических исследовании Резник Т.Е. и Резник Ю.М. определение жизненной стратегии представляет собой динамическую, саморегулирующую систему социокультурных представлений личности о собственной жизни, ориентирующуюся и направляющую ее поведение в течение длительного времени.

Жизненные стратегии - это когда есть цель, и ты к ней идёшь(двигаешься), другими словами, когда жизненный план, подчинён определённой цели и целевой установке. Таким образом, жизненный план, соответственно может иметь характер стратегии; также жизненный план может иметь характер отсутствия стратегии или бездумного существования; и наконец жизненный план может быть надежда на Сфинкса, принца не знаю кого, а я пойду полежу глаза закрою и вот оно счастье, быть и жить «одним днём».

Жизненные планы имеют свойство меняться, тем более во временной перспективе, но построение плана всё же имеет первостепенное значение для того, чтобы не потеряться в жизни и для сформирования цели. Если человек знает, чего он хочет, видит цель, то дальше жизненные планы превращаются в стратегии, иначе говоря, в конкретные поступки, не на словах, а в действии.

Теперь кратко подытожим, что все ж таки из всего вышеизложенного мы будем понимать под жизненными стратегиями: это приёмы, способы и действия, с помощью которых человек реализует свой жизненный план. И теперь, когда стало понятно отличие жизненного плана от жизненной стратегии можно приступить к рассмотрению жизненных планов молодёжи.

Писать о молодёжи всё равно, что писать о проблемах общества - тема необъятная. Поэтому в дипломе уделяется внимание в основном тем сторонам жизни молодёжи из провинции, которые сегодня наиболее значимы.

Основным и главным группообразующим фактором применительно к молодежи являются возрастные рамки. Согласно самой встречающейся точки зрения, возрастными рамками молодежи устанавливается период от 16 до 30 лет. Есть ещё и другие мнения по поводу возрастных границ молодого поколения: 11-25, 15-28, 16-24 года.

Сейчас, считается, что нижняя граница молодежного возраста 14, а верхняя - 35 лет. В основу последнего заложен тезис о “продолжении юности”, увеличении времени вхождения в социальную жизнь. Увеличение общепринятых в 60-70-е годы XX столетия возрастных рамок молодежи от 16-30 до 14-35 лет отражает объективные процессы в развитии человечества. Во-первых, более ранняя социальная зрелость молодежи, и её «привлечение к трудовой деятельности на ранних этапах жизни», во-вторых - происходит расширение границ среднего и старшего возраста, продолжительности «жизни в целом, продлеваются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса».

В представленной дипломной работе, под молодёжью мы будем понимать парней и девушек с возрастными границами от 17 до 32 лет, учащихся, работающих и проживающих в Алтайском крае в провинциальном городе Камень-на-Оби.

Далее, в исследованиях советских, российских и зарубежных социологов, философов и психологов, следует рассмотреть и дать определения таким понятиям, как: социология молодёжи, молодёжь, жизненные планы и жизненные стратегии молодежи.

Евгений Михайлович Бабосов, определял социологию молодёжи, так: это отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Головатый Николай Федорович, писал в 1999 году, о том, что социология молодежи - это наука, объектом изучения которой является молодежь: ее общие и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.

Важно отметить, что нынешние жизненные планы молодого поколения к сожалению, в настоящее время зачастую основываются не на духовно-нравственных убеждениях, а увы только принимая во внимание индивидуальность и материальные ценности.

Такая социальная картина послужила причиной появления новых отраслей в сфере молодежных научных исследований: проблемы молодежных рынков труда, возможной безработицы, проблемы социальной защиты молодежи и молодых семей. Вопросы типов жизненных траекторий исследуются в Институте социологии Российской Академии Наук (В. В. Семенова, В.Н. Шубкин, Л. А. Коклягина, Г.А. Чередниченко). Заинтересованность к молодежной проблематике отмечается в работах советских и российских социологов В. Т. Лисовского, И. С. Кона, В. В. Семеновой. К тому же, совершенно явно в исследованиях проявляет себя стремление изучения понятия «жизненные планы» в сочетании с понятием «молодежь».

На сегодняшний день существует не одно определение понятия «молодёжь». Например, Игорь Семёнович Кон писал, что это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленная социально-психологическими свойствами. А Владимир Тимофеевич Лисовский, определял молодёжь, как поколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящее стадию социализации н усваивающее такие основные социальные функции, как: образовательные, культурные, профессиональные и др.

Позже, Лисовский В.Т. развивая свою мысль в соавторстве с И.Л. Громовым и С.Н. Иконниковой отмечает что «общую социальную характеристику молодежи современного общества можно дать, исходя из ее положения и места в системе общественного разделения труда. С этой точки зрения социальная особенность молодежи, - пишет он, - состоит в «открытости» и «лабильности», свободе выбора и принятия на себя социальных позиций и ролей».

Специалист в области социологии молодёжи Светлана Николаевна Иконникова, занимаясь социальным и социально-психологическим анализом молодежи, делает такой вывод : «молодежь, - говорит она, - является социально-демографической группой, внутренне дифференцированной в соответствии с классовыми и другими признаками, включающей молодых людей от 16 до 30 лет; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, <…> Мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, обусловлены характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития…».  В данном понятии у молодёжи возникают возрастные рамки и некоторые ментальные признаки присущие уровню этой возрастной группы.

Российские социологи Михаил Константинович Горшков и Франц Эдмундович Шереги считали, что, молодежь следует рассматривать не просто как социально-демографическую группу, но как продукт процесса социализации, итогом которого является личность как совокупность общественных отношений, и что молодежь в социологическом понимании - это не биологический, а социальный субъект и его возрастные границы исторически изменяются: в архаичных и экономически менее развитых обществах они относительно узкие, в экономически развитых обществах - более широкие.

В целом, из всего вышесказанного о молодёжи, можно ещё добавить, что её специфика как особенной социальной группы, по правде говоря выражается в том, что все ее члены состоят в процессе создания и развития ϲʙᴏей социальной личности, а также раскрытия и реализации ϲʙᴏего собственного социального потенциала. Необходимо отметить, также, что большая часть молодёжи, прежде всего учащиеся и студенты, не имеющие своего социального статуса, а в статусной структуре общества их место устанавливается социальным положением их родителей или ϲʙᴏим будущим статусом, который связан с приобретением профессии.

Нужно иметь ввиду, важную вещь: если статус взрослого человека полностью зависит от его профессиональной востребованности, объема накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодёжь обычно помимо своего основного занятия состоит в неформальных отношениях, участвует в субкультурных образованиях, религиозных, политических организациях, и неформальный статус имеет для них огромное значение.

Итак, проблемы молодого поколения изучают многие науки, поэтому подлинный "портрет" молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе лишь на междисциплинарном уровне, т. е. с учетом данных таких наук, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, политология и др. Но, только такая наука, как социология делает возможным рассмотреть феномен "молодежь" в комплексе.

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть, как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

Итак, в нашей работе под понятием «жизненные планы» мы будем понимать определяемую человеком совокупность и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения (мечты, профессиональные, карьерные ожидания, образование, семья и дети, место жительства, миграционные намерения).

Операционализированное понятие «молодежь» будет выглядеть так: это социально-демографическая группа, внутренне дифференцированная в соответствии с классовыми и другими признаками, включающая парней и девушек от 17 до 32 лет; их положение и роль в обществе, виды деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, обусловлены характером социально-экономической системы, общественными отношениями и этапом исторического развития.

И наконец, под «жизненными стратегиями» мы понимаем: приёмы, способы и действия, с помощью которых человек реализует свой жизненный план.

1.2 Малый провинциальный город: подходы к определению, проблемы и возможности в условиях урбанизации


Для начала сделаем уточнение: Город - это крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.

Нужно сказать, что в дипломе пойдет речь не о провинциальном городе, как таковом, потому, что «провинция» - это понятие растяжимое, относительное, например, для Парижа - Москва- это провинция, а для Москвы всё провинция, что находится дальше 50 километров от неё. У нас в тоже время Новосибирск - это столица Сибири, а близлежащие малые города - это провинция. В этом смысле нужно сказать, что провинция очень абстрактное и субъективное определение, в нём присутствует некая подвижность.

В нашем исследовании мы характеризуем собственно нашу провинцию, как действительно настоящую. И камень является настоящей провинцией так как он действительно маленький городок. Раньше в советские годы считалось, если в городе нет университетов, театров, крупных предприятий и находится больше колхозников и рабочих, а не культурная и интеллигентная масса, то город назывался провинциальным.

Хотя и существуют всякие разные литературные представления об общих показателях провинции, мы всё-таки попытаемся сформулировать кое-какие критерии, которые позволяют, действительно относить некоторые города (Камень-на-Оби) к провинции. Под основными критериями провинциального малого города мы будем понимать:

)        Удалённость от крупных центров, таких как Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург. Здесь же потребность в транспорте;

)        Количество и масштабы функций города (основная деятельность большинства жителей);

)        Отсутствие некой социальной и рыночной инфраструктуры в плане предприятий, т.е. их ограниченный диапазон. В том числе таковыми являются и моногорода (куда Камень-на-Оби и попадает). Важно добавить, что моногород - это населенный пункт, основная доля работающего населения которого трудится на единственном градообразующем предприятии или на нескольких (немногих) предприятиях, чаще всего, одного профиля;

)        Численность (величина) населения города;

)        Мощность сетей коммунально-бытового, торгового, культурного, образовательного, информационного обслуживания;

)        Архитектурно-планировочная жилая среда.

Особое положение занимают города с градообразующим предприятием. Жизнь в каждом из них имеет свои особенности, но, в общем, все они характеризуются общей бедностью, низким уровнем доходов населения, безработицей и острыми социальными проблемами. Падение производства на градообразующем предприятии приводит к резкому обострению социальных проблем горожан, к упадку самого города. Жители начинают чувствовать себя социально ущемленными. На первый план выходят главные социальные проблемы - безработица, пьянство, наркомания, жестокие преступления. Жители таких городов либо деградируют, либо пытаются уехать в более благополучные районы на заработки или на постоянное жительство.

Малые города занимают особое место в экономической, социальной и политической жизни России. Это самая многочисленная категория городских поселений, на долю которой приходится 70,8 % от общего количества городов РФ. Они являются главными опорными центрами, «малыми столицами», скрепившими огромные пространства России, обеспечивающими ее единство и целостность. Поэтому в современных условиях научные исследования в области значения малых городов в обеспечении устойчивого развития региона являются актуальными и своевременными.

Теперь, когда внесена некая ясность, нужно отметить, что наша проблематика малый провинциальный город. Таким образом, мы выходим на понятийную конкретизацию нашей проблематики, ведь всё-таки словесный оборот ''малый провинциальный город'', это не просто фигура речи, но это и определённые его характеристики.

Отечественная социология города, как отдельная дисциплина была сформирована в середине 60-х гг. XX века. Социология города, это, казалось бы, говоря простым языком «отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни», но если посмотреть глубже, то здесь изучается гораздо более широкая проблематика: урбанизация как процесс. Урбанизация - (франц. urbanisation, от лат. urba-nus - городской, urbs - город), исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т. д. Этот процесс происходит за счёт того, что:

–       сельские населённые пункты преобразовываются в городские;

–       из сельской местности т.е. из провинции, осуществляется миграция в городскую местность;

–       формируются широкие пригородные зоны.

Уточним, что миграция (англ. migration; нем. Migration) рассматривается в нашем исследовании как смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т. д.).  Миграцию следует отличать от мобильности: потенциальной готовности населения к изменению своего территориального статуса, миграция населения - это не мобильность, а фактическое перемещение. Мобильность, в свою очередь, - это не перемещение, а готовность к нему.

Таким образом, урбанизация оказывает огромное влияние на жизнь сельскохозяйственых регионов, концентрируя население в крупных городах.

С началом промышленного переворота, индустриализацией наблюдается массовый исход сельского населения. Давайте рассмотрим данные из переписей в СССР с 1959 по 1989 года, и 2 переписи за 2002 и 2010 года в России после распада СССР.

Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г.

Численность наличного населения Советского Союза на 12 января 1989 г. составила 286731 тыс. человек, в том числе 135361 тыс. мужчин и 151370 тыс. женщин. За 10 лет, прошедших после переписи 1979 года, она увеличилась на 24,3 млн чел., или на 9 %, при этом доля сельского населения в соотношении с городским показывает отрицательную динамику (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Численность населения

 

млн. человек

Среднегодовые темпы прироста, процентов

 

на 15 января 1959

на 15 января 1970

на 17 января 1979

на 12 января 1989

1959- 1969

1970- 1978

1979- 1988

Все население

208827

241720

262436

286731

1,3

0,9

0,9

Городское население

99978

135991

188814

2,8

2,1

1,4

Сельское население

108849

105729

98850

97917

-0,3

-0,7

-0,1


Относительно высокий прирост численности населения был до 1960 г. Затем в течение почти всего последующего десятилетия увеличение населения замедлялось из-за снижения числа родившихся. С начала 70-х годов и до 1989 г. темп прироста, составлявший 0,9% в среднем за год, практически оставался неизменным. При этом численность городского населения постоянно увеличивалась, а сельского снижалась в основном в результате его оттока в города. С 1970 г. по 1978 г. в среднем за год отток составлял 1,5 млн. человек. В период между переписями населения 1979 г. и 1989 г. отток сельских жителей сократился до 900 тыс. в год. За 1979-1988 гг. население страны увеличилось на 24,3 млн. человек, или на 9,3%. Городское население за этот период возросло на 25,2 млн. человек, или на 15,4%, как за счет естественного прироста на 14,5 млн. человек, так и за счет миграции сельских жителей в города и преобразования сельских населенных пунктов в городские на 10,7 млн. человек. Естественный прирост сельского населения за 1979-1988 гг. не компенсировал миграционного оттока из сельской местности и уменьшения числа сельских жителей в связи с административными преобразованиями. В результате сельское население за указанный период уменьшилось на 0,9 млн. человек, или на 0,9%.

После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек. По сравнению с переписью населения 1989 г. численность населения сократилась на 1,8 млн. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. - 73 и 27 процентов соответственно. Одна из основных особенностей демографической ситуации последних десятилетий в стране - концентрация городского населения в небольшом количестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах - Центральном (26 %), Приволжском (22 %) и Южном (16 %). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ - 4,6 % населения. Треть жителей России сосредоточена в крупнейших «городах-миллионерах»: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде.

Параметры рождаемости городского и сельского населения сближаются.

Характер расселения населения - его распределение на городское и сельское - определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни, занятий и является одним из показателей качества населения, измеряя степень продвижения от традиционного аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному. Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах (таблица 1.2) и (таблица 1.3).

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

Таблица 1.2. Изменения в размещении городского населения


В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа.

В Российской Федерации преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс. человек (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Среднее число жителей, приходящееся на один такой город, составляет 22 тыс. человек. Более трети горожан проживает в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

Похожие работы на - Жизненные планы молодёжи провинциального города (на примере г. Камень-на-Оби)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!