Римское право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Римское право

1. Понятие и пределы осуществления прав. Самозащита и самоуправство

право суд дееспособность

Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов (uti, frui), защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).

Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гай очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: «Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом». В другом он указывает, что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица: «Мы не должны дурно пользоваться своим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом».

В виде исключения иногда (если того требовали серьезные интересы других лиц), устанавливалась возможность принудить субъекта к использованию своего права. Так, senatusconsultum Pegasianum (последняя четверть I в. н.э.) дал право принудить наследника вступить в наследство, если он обязан был выдать наследство другому лицу. Закон указывает на необходимость осуществлять некоторые частные права (например, сервитута прохода и прогона скота) осмотрительно (civiliter modo), чтобы не вредить другому праву (собственности) и руководиться для этого воззрением оборота, civiliter facere (D. 8. 1. 9). Но общее воспрещение злоупотреблять правом с единственной целью вредить другим (французское понятие шиканы) римлянам было неизвестно. Впрочем, Юстиниан ввел в текст классиков отдельный случай подобного воспрещения. D. 39. 3.1.12 - Наконец, Марцелл пишет, что нельзя ничего взыскивать с того, кто, копая на своем участке, отвел источник соседа (нельзя также предъявлять иска об умысле: понятно, не должен иметь иска, если копавший сделал это без намерения причинить вред соседу, но для улучшения своего участка).

Значительность чужого интереса не влияла при определении границы для осуществления права. Состояние крайней необходимости могло приводить иногда к нанесению кем-либо повреждений чужому имуществу. Потерпевший не получал в этом случае иска на возмещение. D. 9. 2. 29.3 - Лабеон также пишет, что не следует предоставлять никакого иска, если гонимый бурей корабль наскочил на канаты якорей другого и матросы обрубили канаты, поскольку нельзя было выбраться никаким другим образом, как обрубив канаты.

Возникновение государственного суда. Римский народ подобно многим другим народам до образования государственного суда пережил эпоху частной расправы с нарушителями права. Каждый, считавший неправомерно нарушенным свое право, расправлялся с обидчиком собственными силами и силами своей семьи (саморасправа). По мере развития общества такая форма борьбы с нарушением прав стала нетерпимой. «...Благодаря разделению труда, охрана сталкивающихся между собой интересов отдельных индивидов перешла в руки немногих, и тем самым исчез и варварский способ осуществления права».

Переход от частной саморасправы к государственному суду происходил постепенно; посредствующими этапами явились: система регламентации частной расправы путем установления определенного порядка применения насилия к обидчику; далее, система выкупов (добровольных, а затем обязательных); наконец передача дела защиты прав органам государства. Однако в развитом римском праве еще сохранились некоторые следы первоначальной эпохи саморасправы.

Самозащита, т.е. самоуправное отражение насилия, угрожающего нарушением права, являлась дозволенной: «Vim vi repellere licet», «насилие дозволяется отражать силой» (D.43.16.1.27) и, таким образом, предупреждать нарушение права. При нарушении права запрещается применять силу для его восстановления, другими словами, самоуправно восстанавливать нарушенное право запрещалось (самопомощь допускалась за редкими исключениями, например, если непринятие немедленно необходимых мер могло повести к значительным потерям; или должник пытался сбежать от кредитора, кредитору дозволялось его догнать и силой заставить уплатить долг (D.42.8.10.16).

За недозволенное самоуправство применялись неблагоприятные последствия: по декрету Марка Аврелия кредитор, захвативший вещи должника для удовлетворения своего права требования, должен эти вещи вернуть; вместе с темой утрачивает свое право требования (D.4.2.13). Другим законом - (конца IV в. н. э.) установлено, что лицо, насильственно захватившее свою вещь у фактического владельца, лишается права собственности на эту вещь и должно ее вернуть тому, у кого она находилась во владении, а если выяснится, что в действительности захватчик и не имел на данную вещь права собственности, он должен был не только вернуть вещь, но и уплатить ее стоимость лицу, у которого вещь была захвачена (С.8.4.7).

За исключением указанных чрезвычайных случаев самозащиты, защита прав от нарушений передается специальным (судебным) органам государства. Суд становится орудием классового принуждения и проведения в жизнь интересов господствующего класса.

. Понятие дееспособности. Причины, исключающие или ограничивающие способность совершать действия лиц suijuris

Всякий человек способен быть носителем прав. В римском праве говорится: «Все право установлено ради людей (hominum causa отпе juscostitutum est)» .

На практике же это право не означает, что все люди признаются равноспособными быть носителями прав. Не всякого человека право считает способным к правам и не всякому способному к правам человеку дает равную правоспособность.

Под правоспособностью (capacitasjuridical, capitis deminutio) подразумевалась способность лица быть носителем прав и обязанностей. Аналогичная правоспособность устанавливалась и для юридического лица.

Различалась правоспособность в области публичного права и правоспособность в области гражданского права. В первом случае это способность лица частично или полностью быть участником общественной жизни в римском государстве, в частности, быть носителем активного и пассивного избирательного права (jus suffragii и jus honorum). Во втором случае субъект права мог быть носителем частичного или полного права в гражданской жизни, о чем подробно остановимся ниже.

Римское право не выделяло дееспособность в самостоятельное понятие. Однако в правовой действительности оно не только присутствовало, но и осуществлялось. Реализация дееспособности зависела от объема прав лица, который соотносился с возрастом лица, его самостоятельным суждением, полом, правовым состоянием, статусом свободы, гражданством, семьей. С этой позиции дееспособность означала способность лица разумно принимать правовые решения и совершать правовые действия и отвечать за их последствия.

Понятие правоспособности и дееспособности воспринято и современным российским гражданским правом. Правоспособность гражданина характеризуется в ст. 17 ГК РФ: «1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. 2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью».

Дееспособность гражданина определяется в ст. 21 ГК РФ: «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста».

Правовой статус полного свободного лица римского государства является всеобъемлющим. Лица, признанные свободными, обладают следующими статусами: гражданства (status civitatis), семейным (status familiae), вступления в законный брак (jus connubii), участия в торговом обороте (jus commercii), подопечных (status pupillus), процессуальным (jus legis actiones). Статус свободы ценился высоко. Лица, наделенные этим статусом, фактически обладали всеми публичными правами, включая право на самоуправление в общественной жизни, и частными, гражданскими правами в сфере имущественных отношений.

Первейшим и основным условием статуса свободы являлось его приобретение с момента рождения от свободной матери. Утрачивалась правоспособность пленением врагом, по приговору суда, превращением в раба, когда лицо становилось объектом права, вещью (res).

Статус римского гражданства означал принадлежность к римской общине, в силу чего лицо наделялось политическими правами, правами участия в полиции, магистратуре, службой в легионах, защитой в суде и т.п.

Семейный статус определял положение главы семьи (paterfamilias) и подвластных ему лиц. Только глава семьи вправе был совершать сделки. Ему принадлежало все имущество, и только он вправе был распоряжаться им. Соответственно, в семье различались лица полной правоспособности (persona suijuris) и подвластные лица (persona aliene juris).

Римское частное право (jus guodpersonaspertinet), определяющее статус лица, включало две основные группы правовых установлений, регулирующих: 1) правоспособность и дееспособность лица как субъекта гражданских правоотношений и 2) статус отдельных лиц в семье.

В римском праве понятие правоспособности не было определено, хотя, как уже было отмечено в трудах юристов, употребляли понятие capitis deminutia - свойство лица быть носителем прав и обязанностей. Эти свойства лица характеризовались посредством правового состояния лица, например, статуса свободы (status libertatis), статуса гражданства (status civitatis) и семейного статуса (statusfamilia), торгового статуса (jus commercit) и процессуального статуса (jus legis actiones).

По утверждению Гая, «умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя системами, именно capitis deminutio бывает наибольшая (с. d. maxima) или меньшая (с. d media, с. d. minor), которую некоторые называют средняя, или же наименьшая (с. d. minima)».

«Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права, и свободу. Следовательно, они теряют все общественные и частные права и тем самым полностью уничтожается правоспособность, и гражданин становится рабом. Например, уклонение от военной службы, сожительство свободнорожденной женщины с рабом влекло за собой потерю правоспособности, так как их сенатским постановлением признавали рабами».

«Меньшая или средняя перемена правоспособности, - писал Гай, - бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с теми, кого изгонят из пределов отечества».

Наконец, по словам Гая, «наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции, и с теми, которые отдаются кому-то в кабалу... ».

Анализ изложенного под углом зрения современной правовой доктрины свидетельствует о том, что здесь речь идет не о правоспособности, а о дееспособности лица, так как, по словам того же Гая, «гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может».

В то же время древнеримские юристы довольно четко определили момент возникновения правоспособности, увязав его с моментом рождения человека. Причем, не в пример современному российскому законодательству, выделили ряд критериев, учет которых был обязательным.

Речь идет о следующих критериях: а) дитя должно родиться живым и иметь вид человека, а не monstruma (чудовища); б) родиться зрелым в такой мере, чтобы было способно жить после рождения; в) выкидыш не считался лицом. Представляется, что перечисленные характеристики рождения человека в качестве естественно-правовой основы возникновения правоспособности человека не были бы излишними и для российского гражданского законодательства.

По древнеримскому праву право- и дееспособность в зависимости от возраста дифференцировалась на четыре группы. Первая группа включала детей до 7 лет. Они признавались совершенно недееспособными (бессловестные - infanes). Вторую группу составляли дети частично дееспособные. Это мальчики от 7 до 14 лет (infanes) и девочки от 7 до 12 лет (только вышедшие из детского возраста - impuberes infantia). К третьей группе относились несовершеннолетние с ограниченной дееспособностью. Это мальчики от 14 до 25 лет и девушки от 12 до 25 лет. Наконец, четвертая группа - это лица, достигшие 25-летнего возраста. Они признавались полностью дееспособными.

Мальчики и девочки, относящиеся ко второй группе дееспособности (impuberes infantia majores), имели право совершать правовые действия, которыми улучшали свое имущественное положение (теliorem condicionemfacere), и не имели права совершать действия, которые могли бы привести к ухудшению их имущественного положения (deteriorem condicionem facere). Недостаток дееспособности таких лиц восполнялся установлением опекунства или нахождением под властью отца.

Дееспособность лиц, не достигших 25 лет (de minoribus viginti quingue annis), обстоятельно характеризует выдающийся ученый - юрист Ульпиан Домиций. Отрывки из его сочинений составляют почти треть всех Дигест Юстиниана. Он, будучи главным советником имератора Александра Севера, писал, что лица моложе 25 лет «направляются (в своих делах) помощью попечителя, и до достижения этого возраста им не должно вверяться управление их делами, хотя они хорошо вели свои дела... Помощь им оказывается путем восстановления в первоначальное положение не только тогда, когда их имущество сколько-нибудь уменьшилось, но и тогда, когда для них важно, чтобы они не испытывали затруднений вследствие спора и издержек».

Вместе с тем Ульпиан отмечал, что «не все, что совершают не достигшие 25 лет, недействительно, но лишь то, что следует считать недействительным по рассмотрению дела, например, когда они утратили то, что имели вследствие обмана со стороны других или своей доверчивости, или упустили выгоду, которую могли приобрести, или приняли на себя тяготы, которых не следовало принимать» .

Лица психически больные (идиотизм - dementia, amentia или бешенство - juror) лишались дееспособности на время болезни. Если же психическое расстройство проявлялось периодически, то в период их «просветления» (lucida intervala) они обладали дееспособностью.

В дееспособности ограничивались и транжиры (prodigi), т.е. лица, неразумно расходующие свое имущество (особенно наследуемое), чем ставили под угрозу существование семьи.

Полная брачная дееспособность наступала для девушек в 13 лет (девушка, созревшая для брака, - nubilis) и юношей в 14 лет (способные производить потомство - pubertatiproximi).

Многоаспектной было содержание дееспособности. Оно включало публичные и гражданско-правовые характеристики. К публичной дееспособности относились право голоса на народных собраниях (jus suffragii), право быть избранным в магистрат (jus honorum), право служить в армии (jus in militae), право участвовать в проведении религиозных обрядов (religionis causa cerre).

Гражданско-правовая дееспособность включала право вступления в брак по римским законам (jus connubi), право приобретать гражданскую собственность (jus acquisitions civiles), право стать кредитором и дебитором (jus in commercium), право предъявлять юридические иски (experire actiones), право на имя (jus ad потеп), право на защиту чести и достоинства (jus suscipere honor et dignitas).

Древнеримское право обстоятельно регулировало умаление (утрату) правоспособности (de capitis deminutio), т.е. изменение юридического положения лица. Глубокообразованный юрист-теоретик Павел (Paulus Vulius, II-III вв., отрывки из его сочинений составляют примерно 1/6 всего содержания Дигест) писал, что существуют три рода умаления правоспособности: наибольшее (capitis deminutio maxima), среднее (capitis deminutio media) и наименьшее (capitis deminutio minima), ибо мы обладаем тремя качествами: свободой, гражданством, принадлежностью к семье. Когда мы утрачиваем все это, то умаление правоспособности является наибольшим. Когда же мы утрачиваем гражданство, но сохраняем свободу, то умаление правоспособности является средним. Когда сохраняется и свобода, и гражданство, а изменяется семья, то ясно, что умаление правоспособности является наименьшим.

В то же время Павел подчеркивал, что обязательства, возникающие вследствие причинения обиды и исков из деликтов, идут вместе с лицом (cum capite ambulant). Это значит, что ответственность закрепляется за виновным, даже если он подвергся умалению правоспособности.

К рассматриваемым правовым статусам лиц знаменитый юрист классического периода Гай писал: «В силу умаления правоспособности, очевидно, не прекращаются те обязательства, которые должны быть понимаемы как устанавливающие естественную ответственность, ибо государственные соображения (civitas ratio) не могут опорочить естественные права. Итак, иск о приданом, коренящийся в честном и справедливом, имеет силу даже после умаления правоспособности».

Помимо capitis deminutio римское право выделяло ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Основными органичениями такого рода являлись intestabilitas, infmia, turpis.

Intestabilitas - лишенный права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. Такие ограничения правоспособности применялись к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданских сделок (mancipatio, пехит, testamentum per aes et libram), а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание. С исчезновением процедуры формальных сделок intestabilitas утратила свое значение.

Infamia - бесчестие, т.е. умаление гражданской чести как последствие известных позорных действий. Infamia наступала в силу закона или в силу судебного приговора. Правовая наука различала infamia mediate (удаление из состава легиона за недостойное поведение, двойное обручение и др.) и infamia iuris (умаление чести в результате осуждения за crimine capitis, delictaprivate, injuriarum, dolus и др.).

Лица, признанные бесчестными, были ограничены в правоспособности в области судопроизводства, вправе быть опекуном, быть избранным на общественные должности и пр.

Многочисленная практика умаления правоспособности из-за бесчестного поведения была обобщена, и при Юстиниане был создан специальный юридический институт права о бесчестии (infamia).

Turpis - это умаление правоспособности из-за дурного, бесстыдного, позорного поведения, включая прелюбодеяние, а также занятие профессиями актера, борца со зверями и др. Эти лица, в частности, ограничивались в праве быть опекуном.

Древнеримское право выделяло следующие три фактора, влияющие на полноту дееспособности: честь, религия и родство.

Фактор чести. Признание лица бесчестным осуществлялось в силу закона (leges pretoraes) либо из-за предосудительного поведения самого лица, что влекло умаление его дееспособности.

Фактор религии. Полная дееспособность признавалась за христианами и православными. Дееспособность была ограничена для еретиков и вероотступников.

Фактор родства. Различалось гражданское (agnatio) и естественное, кровное (cognatio) родство. Агнатство - это родство через лиц мужского пола, как бы отцовские родственники. Это родство гражданское, основанием которого служит отцовская власть. Агнатами были не только те лица, которые в данное время связаны этой властью, но и те, которые подчинялись бы ей, если бы их общий властитель был в живых. Это лица, усыновленные или рожденные после смерти завещателя либо после составления наследодателем завещания.

Когнатство (cognatio) - это родство естественное (naturalis cognatio), основанное на единстве происхождения, на общности крови, вытекающей из половой связи родителей. Это родство отличалось от родства agnatio, основанием которого служит отеческая власть. Последнее могло возникнуть и прекратиться по юридическому акту, например, на основании усыновления, тогда как когнатство не могло быть ничем уничтожено, потому что основывалось на естественной связи.

Институт права о бесчестии (infamia). Его предназначение - сохранение морально-нравственных устоев господствующего класса, рабовладельческого строя. В этих целях широко применяли меры по ограничению дееспособности лиц, поведение которых признавалось позорным, порочным, постыдным, умаляющим гражданскую честь. Эти лица признавались бесчестными в силу закона, эдикта претора, по приговору суда или по распоряжению иного властного органа. К данной группе лиц относились осужденные:

-за воровство, грабеж, обиду и всякое другое злоумышленноедействие;

-к наказанию народным судом (judicium publicum), которое позднее заменялось особыми постоянными комиссиями (quaestiones perpetuae);

-по искам из правоотношений, предполагавшим особую добросовестность лиц, участвующих в них (nobilis - благородные, знатные фамилии - patricius etnobilis);

-военнослужащие с освобождением от службы из-за бесчестия (mission ignomimioso);

-ложные доносчики казны;

-несостоятельные должники, имущество которых по конкурсу поступало во владение кредитора.

В рамках рассматриваемого юридического института бесчестными назывались лица в силу их поведения, образа жизни, например:

-жена, уличенная в нарушении супружеской верности;

-вдова, нарушившая траурный год (10 месяцев после смерти мужа) вступлением в новый брак;

-опекун, сам женившийся или женивший своего сына на девушке, бывшей под его опекой, до сдачи отчета об опеке;

-лица, вступившие в новый брак или в сговор, при существовании прежнего брака;

-лица, занимавшиеся промыслами, позорящими гражданскую честь: актеры, борцы со зверями, публичные женщины (соrpore palam, vulgo quaestum facera) и лица, содержащие дома, где жили эти женщины.

Динамика право- и дееспособности завершается ее прекращением. Основанием прекращения древнеримским правом признавалась физическая и гражданская смерть. Последняя наступала при утрате свободы (лицо становится рабом), выходе из прежней семьи, самоотказе от римского гражданства, переходе к врагу.

3. Вещи простые, составные и собирательные. Вещи главные и побочные

Различали две большие группы вещей:

-изъятые из торгового оборота (res extra commercium) в силу fas;

-не изъятые из торгового оборота (res in commercio).

. Вещи, изъятые из оборота (вне оборота, не подлежащие частному присвоению):

а) религиозного культа (храмы, места погребения);

б) государственная собственность (земли, общественные здания, главные дороги);

в) общего пользования (воздух, море, невысыхающие реки и их берега).

. Вещи, не изъятые из оборота (в обороте):

а) телесные (все осязаемые) - бестелесные (узуфрукт, сервитут, обязательство);

б) движимые (res mobiles) - недвижимые (res immobiles)-

в) родовые - индивидуальные;

г) делимые - неделимые;

д) манципируемые - неманципируемые;

е) простые - сложные (главная вещь + акцессориум и пертиненции);

ж) потребляемые - непотребляемые;

з) заменимые - незаменимые (зависело от воли сторон);

и) плодоприносящие вещи - плоды (fructus) (плоды естественные и гражданские);

к) вещи, подлежащие частному присвоению (resprivatae), делились на: имеющие хозяина, оставленные (выброшенные), потерянные, украденные (отнятые силой или тайком).

Движимые вещи - т. е. те, которые двигались сами (скот, рабы) или могли быть движимы со стороны. Недвижимые - земля и строения на ней, все, что посеяно и посажено. Действовало правило: Superficies solo cedit - что на земле (принадлежит) - только ее собственнику. В связи с этим делением вводились разные сроки приобретательной давности: один и два года.

Индивидуально-определенная вещь, в отличие от родовой (деньги, зерно, вино), могла быть выделена из числа подобных ей вещей (конкретное строение, конкретное животное, данная картина). Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-определенной вещи договор прекращался, так как должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Гибель же вещи, определенной родовыми признаками (например, зерна), не прекращала обязательства, так как должник имел возможность поставить другую такую же вещь (иную партию зерна того же сорта и качества). Если при пожаре погибала родовая вещь, находящаяся по договору займа у заемщика, то юридически эта вещь сохранялась: она могла быть заменена другой сходной вещью данного рода. Если же речь шла о семейной реликвии (индивидуальная вещь), то при ее гибели налагали возмещение ущерба по рыночной стоимости вещи.

Делимые и неделимые вещи имели существенные правовые особенности. Делимые вещи могли быть разделены на части без уменьшения их общей имущественной ценности и экономической функции (земля, вино). Неделимые при разделении на составные части теряли свою ценность и функциональные свойства целого (раб, корова). Часто это зависело только от воли сторон и обычаев обращения. Такие вещи делили на идеальные доли (в наследственном праве). Конечно, разделить лошадь на троих нельзя. Один из наследников получал лошадь в собственность, а двое других - денежную компенсацию.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земли в Италии - владения римских граждан, постройки на них, рабы, скот, земельные сервитута), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - только в виде манципации. Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.

Остальные вещи относились к разряду неманципируемых и могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю. Это деление сохранялось до начала империи.

Простые (единые) вещи имеют одну «душу» как нечто физическое целое: человек, камень. Сложные вещи являлись составными, их делили на две группы:

а) вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом (дом, корабль, печь);

б) вещи, которые были и остались отдельными или собранными, но право считает их соединенными из-за единой цели, которой служат эти вещи (улей, стадо, народ, легион (собирательные понятия); имущество, наследство, приданое, пекулиум (абстрактные понятия).

Каждая составная часть сложной вещи разделяет правовую участь целого.

Сложные вещи, в свою очередь, делились на главную вещь (principale), ее принадлежности (accessorium) и пертиненции (отдельные второстепенные вещи). При определении права собственности на сложную вещь важно было определить главную вещь и акцессориум (принадлежность - т. е. конечный результат достигается только при их совместном использовании: замок и ключ от него, картина и багет). Действовало правило: «Принадлежность следует судьбе главной вещи». Кто покупал главную вещь, покупал и ее акцессориумы (если не было иной договоренности). Пертиненция - необязательное приложение к главной вещи (чехол от картины).

Потребляемые - это вещи, уничтожаемые при их использовании (продовольствие, деньги). Непотребляемые - это вещи, которые не уничтожаются при их использовании (драгоценный камень), либо если уничтожаются, то постепенно (одежда). Практическое значение выражалось в том, что потребляемые вещи могли быть предметом договора займа, а непотребляемые - договора ссуды.

Заменимые и незаменимые вещи определялись в договорных отношениях. К заменимым вещам применялось правило: должник остается обязанным возвратить долг, пока существует хотя бы одна вещь этого рода. Если вещь определялась in specie (была незаменима), то действовало правило: должник освобождался от обязательства, если утрата вещи произошла без его вины.

В сложных случаях для ясности применяли и критерий, расходуемая ли это вещь или не расходуемая. Расходуемыми были вещи, субстанция (материя) которых была способна к длительному использованию. Деньги считали расходуемой вещью (хотя по своей материи они нерасходуемы, но расходуема их оборотная функция). Нерасходуемые вещи делили на нерасходуемые в строгом смысле и вещи, ценность которых после многократного употребления (амортизации) все же уменьшалась.

Плодоприносящие вещи - т. е. способные создавать новые экономические ценности. Плоды - это новые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодоприносящей вещи под действием естественных законов и в результате человеческого труда или законов экономического обращения. Плоды делятся на гражданские (рента, проценты) и естественные: неотделенные, отделенные, собранные, переработанные, наличные, которые необходимо собрать.

Орудия труда делились на: немые (инструменты), мычащие (скот) и говорящие (рабы).

Литература

Нормативные правовые акты

1.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ.

Специальная и научная литература

2.История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов / Под ред. Т.Ф. Антоненко, С.А. Бердникова, В.В. Пономарева. - Красноярск, СФУ. 2007.

.К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV.

.И.Б. Новицкий. Основы римского гражданского права: Учебник. - М., 1956.

.Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого, проф. И.С. Перетерского. - М., 2000.

.Памятники римского права: Дигесты Юстиниана. М., 1997.

.Яковлев В.Н. Древнеримское частное право и современное российское гражданское право: Учебник. - М., 2010.

Похожие работы на - Римское право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!