Жили-были…
|
начало сказки, встреча с её
героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами)
|
И вдруг однажды…
|
герой сталкивается с какой-то
проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с
проблемой ребенка
|
Из-за этого…
|
сказка меняет направление, чтобы
показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
|
Кульминация
|
Герои справляются с трудностями
|
Развязка
|
Результат действий героев сказки.
При этом, развязка терапевтической сказки обязательно должна быть позитивной
|
Мораль сказки
|
Герои сказки извлекают уроки из
своих действий, их жизнь радикально меняется
|
Таким образом, сказкотерапия - это направление
практической психологии, которое использует метафорические ресурсы сказки.
Слушая и воспринимая сказки, ребенок встраивает их в свой жизненный сценарий,
формирует его. Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы,
показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций.
1.3 Формы и методы
сказкотерапевтической работы с детьми
Сказкотерапия для детей - это
психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских
поведенческих реакций. К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание
сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение
сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.
Метод рассказывания, а также сочинения сказки
терапевтично уже само по себе. Ребенок со взрослым могут вместе сочинять
сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные
элементы. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание
ребенком позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые
зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем. Так, бывает, что
ребенок прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при
этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения
(бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок
отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку
сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.
Метод рисования сказочной истории применяется
после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка
волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным
картоном и пластилином. Таким образом, ребенок освобождается от тревоги, а
также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков не
имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут
появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый
рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые.
Один из методов сказкотерапии - это изготовление
кукол, - представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет
изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к
осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.
Д.Ю. Соколов предлагает способы работы со
сказкой [29, с. 116]:
прочтение и обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание сказки;
− инсценирование, драматизация уже
существующей сказки;
− арттерапевтическая работа по мотивам
сказки и др.
При этом, сказкотерапевтические занятия могут,
проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Существует и определенная структура
сказкотерапевтического занятия. Эффект на занятии достигается сочетанием трех
составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки,
образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно
рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Структура сказкотерапевтического занятия
содержит [13, с. 27]:
основную часть, где используются приемы работы
со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка;
ритуал «выхода из сказки».
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для
детей обязательно, так как помогает безопасно вернуться из драматической
реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут
стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик,
зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной
книги; танцевально-двигательный ритуал и др. [26, с. 21]
Работа со сказкой в условиях библиотеки
строиться следующим образом:
) Чтение или рассказ самой сказки и ее
обсуждение. Применение этого способа обучает размышлять, ориентироваться в
скрытых механизмах происходящего, отвлечься от поверхностных смыслов,
предоставляет вероятность высказаться и быть услышанным. Способ состоит в том,
что в последствии прочтения сказки предлагается обговорить ее содержание
согласно заданным вопросам.
Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен,
что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не
должно подвергаться осуждению.
Ведущий читает специально подобранную сказку (в
соответствии с психологическими целями). Затем организуется групповая
дискуссия. Схема размышления над сказкой может быть следующей [13, с. 29-30].
. Основная тема (идея сказки):
О чем эта сказка?
Как вы думаете, чему она учит?
В каких ситуациях нам пригодится то, что мы
узнали из сказки?
Вопросы касаются поведения и состояния
персонажей и реальных жизненных ситуаций. Разговор о сказке сливается воедино с
разговором о жизни. Этот метод получил название «метод дельфина»: обсуждение
книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность к
жизненным реалиям.
. Линия героев сказки. Мотивы их поступков:
Почему герой совершает тот или иной поступок?
Зачем ему это нужно?
Чего он хотел на самом деле? (Скрытый мотив).
. Способы преодоления трудностей:
Как герой решает проблему?
В каких ситуациях эффективен этот способ?
Что могло бы произойти, если бы герой выбрал
иной путь?
. Отношение к окружающему миру и к самому себе:
Что приносят поступки героя окружающим и ему
самому?
Он созидатель или разрушитель?
. Актуализированные чувства:
Какие чувства вызывает сказка?
Почему герой поступает именно так?
) Когда сказочные смыслы будут проработаны и
связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы
работы со сказками: изготовление кукол, рисование, лепка, песочную терапию.
Отличный способ выразить психофизиологические особенности и чувства ребенка -
рисунок (серия рисунков). Можно предложить следующие темы: мое состояние в
данный момент; мой любимый сказочный герой; какой я вижу сказку; мое заветное
желание и т.д. Кроме того, рисунок сам по себе является прекрасным
психотерапевтическим средством - все скопившиеся за день эмоции (страх,
агрессия, гнев, отчаяние) ребенок выплескивает в рисунок, избавившись, таким
образом, от них, а не загоняя вглубь.
) Проигрывание сказки в ролях - этап
сказкотерапии, когда группа выбирает сказку для постановки и шитье кукол.
Распределяя персонажи, ребята выбирают, кто какую куклу будет шить, эту же роль
он будет исполнять в спектакле. При этом, ребенок интуитивно выбирает для себя
«исцеляющую» роль. Кульминацией сказкотерапии является постановка сказки, где
ребенок, может выразить свои эмоции.
Ярким примером эффективного влияния
сказкотерапии на личность ребенка может служить опыт работы детской библиотеки
№2 г. Могилева, где внедрена в практику и успешно реализуется программа
«Волшебный фонарик» для детей, требующих особого педагогического подхода. Цель
программы - способствовать активации развития детей, формирование эмоциональных
и нравственных основ личности, развитие творческих способностей, раскрытие
интеллектуального потенциала, отвлечения от испытываемого дискомфорта.
Каждое занятие включает три блока:
сказкотерапевтический - беседы о прочитанных произведениях, чтение вслух, по
ролям, анализ характеров героев, рефлексия; психологический - диагностирование,
психологический тренинг, развивающие игры; творческого самовыражения -
рисование, лепка.
После проведения занятий сказкотерапии по данной
программе при повторной диагностике в ответах детей наблюдалась адекватная
оценка поведения людей, поступков героев, качеств характера. Заметно улучшилось
поведение и общение детей друг с другом: они стали более дружелюбными и
открытыми. Значительно повысилась культура поведения в быту. Ребята стали
употреблять вежливые слова, научились рассуждать, делать выводы [27, с. 2].
Психолог детской библиотеке им. Крылова
Санкт-Петербурга Т. Буслаева раскрывает свой опыт сказкотерапии с детьми [1, с.
198-202]. В ходе занятия она предлагает изменить, дополнить или продолжить уже
известную сказку. Так, в процессе дополнения сказки «Красная шапочка», в
корзинке у главной героини оказались: Кисточки и краски (Таня, 8 лет); Змея
(Маша, 9 лет); Котенок (Ксения, 7 лет); Гранаты и патроны (Женя, 9 лет);
Корзинка была пуста (Валера, 9 лет); Корзинка была потеряна (Лена, 9 лет);
Письмо (Костя, 10 лет). А когда в сказке возникла ситуация встречи с медведем,
то реакция на эту встречу тоже была разнообразной: Саша, 9 лет - отшвырнул
медведя в канаву; Виталик, 7 лет - подарил медведю букет полевых цветов; Боря,
8 лет - подумал за медведя: «почему я не белый, а бурый?»; Сережа, 8 лет -
обнялся с медведем, и они заплакали; А Маша и Костя (9 и 10 лет) - убежали;
Таня, 8 лет - решила взять медведя с собой. Таким образом, вырисовываются
личностные психофизиологические особенности ребенка, которые наиболее ярко
проявляются в сочинении собственной сказки.
Но, сказка не только высвечивает психологическую
проблему ребенка, но и содержит ее решение, а если ребенок не может сам
позитивно закончить свою сказку, необходимо помочь ему в этом всей группой.
Так, Миша (9 лет) написал такую сказку: «Жил-был один мальчик. Ему не разрешали
одному выходить из дома. Однажды он очень захотел пойти с приятелем в зоопарк.
И пошел. Там было очень весело. Он увидел там много зверей знакомых и
незнакомых. Но возвращаться домой ему было страшно. Он знал, что его накажут. И
не разрешат уже никогда выходить из дома...». Мише понадобилась помощь, так как
сказка становилась все страшнее, а конец был очень жестоким.
Группа предложила Мише варианты. Миша принял
помощь группы и выбрал вариант Кости (10 лет): «Хотя и было страшно, но мальчик
все-таки пошел домой. А когда пришел, увидел празднично накрытый стол и торт с
десятью свечками. Скоро собрались гости. Оказалось, что он забыл, что сегодня у
него день рождения. Родители подарили ему огромного плюшевого белого медведя и
сказали, что ему уже десять лет, он взрослый и его будут отпускать гулять
одного. Это был настоящий праздник!» Таким образом, группа благотворно повлияла
на ребенка, при этом давая каждому ребенку именно то, что ему нужно: помогая
раскрыться стеснительным детям, снимая агрессивность другим и т.д.
Интересен и такой пример опыта сказкотерапии,
описанный в литературе. Это использование стихотворения-сказки К. Чуковского
«Доктор Айболит» - для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении
целей. Примером такой личности для детей служит сам доктор Айболит, который, не
задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает
на своем пути множество препятствий. После прочтения сказки, педагог спрашивает
детей, почему доктор, не задумываясь, принял решение отправиться в Африку? Что
заставляло его и в ветер, и в снег, и в град мчатся туда? Какие черты характера
проявил он при этом? Что могло бы случиться, если бы доктор не поехал в Африку?
Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах
характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться (И
одно только слово твердит Айболит; «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»), стремление
выполнить задуманное до конца. Далее, в ходе обсуждения сказки, дети приводят
примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие
трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы
иметь у себя. Таким образом, на этом примере этой сказки, метафорический язык
художественных образов переводится на бытовой язык ребенка, с проекцией на
человеческий характер.
В заключении хочется отметить опыт В.
Сухомлинского, который в своей работе использовал сказки, нацеленные на
развитие гуманных черт в личности ребенка. Так, в притче «Материнское счастье»
он рассказал, как во время града гусыня спрятала под крыло гусят. Когда
выглянуло солнце, они побежали на травку, и никто не сказал: «Мама, что с
тобой?». И только самый маленький гусенок спросил: «Почему у тебя изранены
крылья?». Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын». Если дети поймут, почему
израненная мама ответила, что у нее все хорошо и поймут, почему сказка
называется «Материнское счастье», и не только поймут, но и откликнутся сердцем
на боль и радость мамы-гусыни и поддержат маленького гусенка в его внимании к
матери - это и есть сказкотерапия в воспитательном смысле слова.
Таким образом, сказкотерапия помогает решать
проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Комбинируя различные приемы
сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие проблемные ситуации,
а также значительно расширить свое мировосприятие и способы взаимодействия с
миром и другими людьми. В сказкотерапевтическом процессе отчетливо проявляется
действие закона перехода количественных изменений - в качественные [8, с. 254].
Выводы по 1 главе.
Детская библиотека обслуживает детей до 14 лет,
их родителей, учителей, воспитателей, и всех тех, профессионально занимающихся
вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для
детей. Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение
потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и
самообразовании; приобщение детей к чтению; пропаганда ценности чтения и книги;
содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.
Одним из самых действенных методов работы с
детьми является - сказка, и сказкотерапия, так как вовремя рассказанная сказка
для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для
взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы
и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем,
подсознательном уровне. Ненавязчиво и непринужденно сказки помогают ребенку
найти выход из затруднительных жизненных ситуаций.
В условиях библиотеки, библиотекарь подбирает
для ребенка специальный материал для чтения, ориентированный на его круг
жизненных проблем, а после прочтения происходит совместный разбор содержания.
Через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития
эмоциональной сферы ребенка, обогатить его образами и представлениями,
формирующими воображение, значительно расширить его мировосприятие и способы
взаимодействия с миром и другими людьми.
Таким образом, хорошая сказка формирует и
поддерживает созидательную систему ценностей ребенка, так как она природосообразна,
органична восприятию воспитательной системы и проверена многими поколениями
наших предков.
Глава 2. Сказкотерапия в работе
отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки
.1 Деятельность отдела обслуживания
детского читателя
Ново-Камалинская сельская библиотека является
филиалом №2 МБУК ЦБС Рыбинского района Красноярского края. Расположен филиал по
адресу: с. Новокамала, ул. Советская, 22.
Пользователей библиотеки - 1134 человек. Книжный
фонд составляет - 10672 экземпляров, комплектование фондов производится
централизованно через отдел ЦБС, с учетом интересов пользователей.
В структуре библиотеке имеется отдел
обслуживания детского читателя, который насчитывает 40 дошкольников и 450 детей
младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также их родителей и
руководителей детского чтения. В отделе обслуживания детского читателя:
размещена самая популярная детская и программная
литература, справочные издания, литература по разным отраслям знаний;
более 60 наименований журналов и газет;
полная оперативная информация по интересующей
теме.
Запись в библиотеку: осуществляется по паспорту
родителей или детей.
Обслуживание пользователей проводится
дифференцированно с учетом возрастных особенностей детей посредством
разнообразных форм и методов.
Цели и задачи детского отдела библиотеки:
. Приобщение читателей к художественным
традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности;
. Пропаганда здорового образа жизни;
. Ведение работы по экологическому просвещению;
. Формирование правовой культуры читателей,
гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории
России и края;
. Организация книжного фонда с учетом изменения
читательских интересов;
. Оказание помощи в деятельности учащихся и
учителей при реализации образовательных проектов;
. Проводить дни информации на интересующие детей
темы, проводить дни библиографии;
. Проводить библиотечные уроки, дни
библиографии, библиографические обзоры у книжных выставок;
. Продолжать работу кружка «Книжкина больница»,
клуба по интересам «Восторг» и детского клуба по изготовлению мягкой игрушки и
поделок из природного материала «Умелые ручки»;
. Продолжать работу кукольного театра
«Жили-были».
. Концентрировать внимание пользователей
библиотеки на классическую литературу;
. Принимать активное участие в районных и
областных конкурсах.
Отдел обслуживания детского читателя
осуществляет обслуживание детей через абонемент и читальный зал:
абонемент представляет своим пользователям
богатый книжный фонд, в том числе книги-игрушки, книги-малютки, книги-великаны;
в читальном зале представлен широкий выбор
энциклопедической, справочной, познавательной, учебной литературы, электронные
настольные игры, видеотека, организован центр экологического образования.
Порядок предоставления литературы:
литература с абонемента выдается на дом на 30
дней;
Направления деятельности детского отдела
библиотеки:
. Работа с читателями:
уроки культуры чтения;
библиографические уроки;
информационные и прочие обзоры литературы;
беседы о навыках работы с книгой;
литературные часы;
викторины;
кукольные спектакли;
проведение недели детской книги;
день матери;
день Земли;
общественные акции: день борьбы с наркоманией и
др.;
оформление стендов библиотеки.
. Работа с педагогами и родителями:
информационные отчеты на заданные темы;
выступления на родительских собраниях;
индивидуальная работа с педагогами и
воспитателями;
оказание методической консультативной помощи
педагогам, родителям, учащимся;
оказание помощи в проведении мероприятий,
совместных уроков, бесед, встреч и пр.
В 2015 году основной акцент всей проводимой
работы сделан на мероприятиях к знаменательным датам и событиям: году
Литературы в России, году 70-летия Победы, юбилеям писателей. В течении года
читатели постоянно информировались о новых выставках по интересующим их темам,
проводились обзоры литературы и беседы. Особой популярностью пользовались
книжные выставки с поступившей литературой.
На занятиях детского клуба по изготовлению
мягкой игрушки и поделок из природного материала «Умелые ручки», не только
развиваются творческие способности детей, но и способствуют проведению их
культурного досуга.
С целью получения информации о том, что из
художественной литературы предпочитают читатели детского отдела, специалистами
был проведен опрос «Использование художественной литературы в работе с
читателями». Итоги анкетирования показали, что, по-прежнему, юные читатели
предпочитают классическую литературу, которая имеет огромный лечебный эффект.
Своими любимыми книгами дети назвали: «Волшебник изумрудного города» (А.
Волков), «Капитанская дочка» (А. Пушкин), «Динка» (В. Осеева), «Ромео и
Джульетта» (У. Шекспир), «Робинзон Крузо» (Д. Дефо), «Бедная Лиза» (Н.
Карамзин), «Граф Монте-Кристо» (А. Дюма), «Приключения Тома Сойера» (М. Твен),
«Белый Бим - Черное ухо» (Г. Троепольский), «Педагогическая поэма» (А.
Макаренко), стихи Лермонтова, Тютчева, Фета и др.
Главная задача библиотекаря - помочь детям найти
те произведения, которые им по душе.
2.2 Сказкотерапевтические методы в
работе с детской аудиторией
На протяжении ряда лет детский отдел библиотеки
в работе с детьми использует библиотерапевтические методы. Так, уже при входе
юных читателей встречает великий терапевт - Читалкин. Вместе с ребятами он
«гуляет» по библиотеке, знакомит их с выставками, с книжным богатством. И везде
он разный - Читалкин с мешком юмора, Читалкин с книжкой в руках. А под
«Чудо-деревом» Читалкин-Айболит, и вместо лекарств предлагает веселые книжки,
лечащие хандру, грусть-тоску, страхи, агрессию и пр.
Важнейшим методом в библиотерапевтической работе
является сказка, основные направления и формы работы в этом направлении
следующие.
Книжная выставка «Литературная аптека». Главная
цель выставки - актуализация эмоциональных проблем ребенка и рекомендация
сказок с учётом этих проблем. Особенностью выставки является большая фигурка
сказочного доктора Айболита с объёмным карманом на саквояже. Этот элемент
наглядного оформления имеет функциональное значение: в кармане находится
издательская продукция по сказкотерапии (рекомендательные закладки,
методические буклеты, листовки). Каждая книга выставки снабжена ярлычком с
указанием проблемы - «рецепты доктора Айболита» (рекомендательные списки книг):
от грусти и тоски; для трусишек и бояк; от лени; от гордости и непослушания;
для воспитания добрых чувств; для воспитания веры в себя и т. д. (Приложение
А).
В каждую книгу также вложены листы обратной
связи, адресованные как детям, так и взрослым. Их цель - помочь ребёнку
разобраться в себе, вывести его чувства на уровень сознания, дать возможность
поразмышлять над собой, а родителям лучше понять непростой внутренний мир
своего ребёнка. Виды листов обратной связи:
цветопись настроения. Ребёнку легче выбрать цвет
своего настроения, чем с точностью описать его словами. Цветопись можно
применять в качестве диагностики настроения перед началом чтения сказки и после
него.
нарисуй. Например, страшного героя сказки
нарисовать добрым; нарисовать героя, который больше всего понравился; изобразить
свой страх (это самое трудное - изобразить абстрактное понятие).
анкетирование родителей. Этот вид обратной связи
применяется с целью выяснения результатов чтения. Анкета содержит три вопроса:
. Напишите, с какой целью вы выбрали эту книгу.
. Поделитесь своими наблюдениями за ребенком в
процессе чтения (его настроение, рассуждения, поведение и т. д.)
. Помогла ли эта книга в решении эмоциональной
проблемы вашего ребенка? Каким образом?
Оформление выставки предусматривает обращение и
к родителям, из которого они узнают о терапевтическом воздействии сказок.
Родителям оказывают большую помощь специально разработанные буклеты:
«Воспитание «по Андерсену», «Расскажу тебе сказку добрую», «Несколько советов
Радия Погодина», закладки «Чтобы сказка помогла» и др.
«Картотека Неболейкина». Главные цели картотеки
- представление художественных произведений - сказок, решающих эмоциональные и
физические проблемы; оказание помощи родителям в профилактике этих проблем. В
основе - группировка описаний книг с учетом конкретной эмоциональных и
нравственных проблем ребенка.
Картотека советов «Если возникли проблемы». Цель
картотеки - с помощью советов помочь подростку в непростой жизненной ситуации
сделать правильный нравственный выбор.
Специальная папка-дайджест «Сказка и сказкотерапия»,
поможет родителям сориентироваться в вопросах сказкотерапии, а также в причинах
возникновения у ребёнка некоторых эмоциональных проблем. В папку собираются
статьи специалистов из популярных журналов и специальных газет, короткие
психокоррекционные сказки и сказки, написанные родителями.
Много внимания уделяется практической работе со
сказками детьми дошкольного и младшего школьного возраста включает групповые и
индивидуальные занятия и включает:
. Использование сказки как метафоры (текст и
образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни
ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются).
. Рисование по мотивам сказки, так как свободные
ассоциации в рисунке проявляются особо отчетливо (затем проводится анализ
полученного рисунка).
. Обсуждение поведения и мотивов действий
персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека,
выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
. Проигрывание эпизодов сказки - дает
возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые для ребенка ситуации
и проиграть эмоции.
. Использование сказки как притчи-нравоучения, с
помощью которой находится вариант разрешения ситуации.
. Творческая работа по мотивам сказки
(дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Как правило, работа по сказкам строится по
следующему алгоритму:
сначала дети слушают сказку. Во время слушания
сказки, тексты читаются детям в медленном темпе, разбор содержания сказки
осуществляется в вопросно-ответной форме. Занятие сопровождается различного
рода наглядным и игровым материалом;
затем они сказку рассказывают, вместе мы сказку
«проживаем», т.е. дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить
адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
далее дети самостоятельно сочиняют свою сказку.
Цикл мероприятий «Сказка добрая рядом живёт»
включает литературно-игровые программы и эрудит - викторины, сказочные лото и
аукционы, литературные утренники и шоу.
Наиболее любимым методом сказкотерапии, который
нравится всем детям, - метод «Старые сказки на новый лад», когда детям
предлагается изменённое начало известной сказки, а они должны придумать
дальнейшее развитие сказочных событий. Например, совместное сочинение с
ребятами новой истории - «Рассказ с эпитетами»: называются любые
прилагательные, которые вписываются в текст сказки, где были пропущены
прилагательные, и получается новая забавная или страшная история. Для развития
художественного воображения и фантазии предлагается придумать историю из двух
совершенно не связанных предметов.
Нравятся детям и творческие занятия «Я сочиняю
сказку» и «Сочиняем сказку вместе». В первом случае детям предлагаются
иллюстрации с изображением сказочных персонажей. Ребёнок выбирает картинку по
своему усмотрению и сочиняет по ней свою сказочную историю. Во втором случае
библиотекарь придумывает начало сказки, а дети по очереди сочиняют продолжение.
Условие одно - у сказки должен быть счастливый конец.
Весело проходят турниры внимательных читателей
«Найди ошибку в сказке». Оздоровительный эффект здесь заключает в себе приём
«перевирания сказок». Читая сказку, библиотекарь вставляет в текст смешные
«неправильности», а дети должны их узнать и поправить. Такая сказка укрепляет у
детей уверенность в себе; ведь ребенок знает, как правильно звучит текст
сказки, и легко может исправить неточности. Еще один часто используемый метод
сказкотерапии - незаконченные истории «Что было бы, если ...?». Дети сами
придумывают конец любой сказки. Больше всего детей увлекают самые нелепые и
неожиданные варианты.
Известно, что все дети - прирожденные актеры и с
увлечением участвуют в различных розыгрышах и спектаклях. На мероприятиях тут
же отбираются артисты и разыгрываются мини-спектакли. Детям раздаются листочки
с готовыми словами, присваивается роль - это может быть роль льва, принцессы,
Кощея Бессмертного, Бабы Яги и т.п. Ведущий зачитывает текст, и, когда
называется имя героя, каждый участник спектакля произносит те слова, которые
ему выдали. Наиболее удачно и смешно разыгранные роли вызывают смех и веселье.
Такая игра с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог,
учит общаться и развивать творческие способности.
Занятия сказкотерапии по экологическому
воспитанию проходят в сопровождении музыки о природе с включением живых голосов
природы. Такая форма работы учит детей по-доброму обращаться с окружающей
природой, учит любви и терпению. А занятие по сказке «Что за чудо из чудес»
знакомит с различными архитектурными сооружениями: сказочный персонаж Баба Яга,
попадая в различные сказочные переделки, видит необыкновенные дворцы и замки,
монастыри, памятники истории. Все эти сооружения представлены на репродукциях,
а волшебный сказочный голос рассказывает о том, что такое зодчество и
архитектура, работы каких архитекторов показаны.
В сказочной форме в библиотеке вводят детей и в
мир каталогов. Так, в сказке, «обыкновенный мальчик Петя хочет прочитать много
книг, но не знает, как их найти по каталогу. И снится ему сон: на машине
времени он переносится в сказочное здание, заполненное большими шкафами с говорящими
книгами и карточками. Это они научили Петю пользоваться каталожными карточками
и справочным аппаратом книг. Проснувшись, Петя пришел в библиотеку и легко
нашел все необходимые книги». Через сказку же, красочно оформленные книги дети
из чего состоит книга, откуда пришла сказка, знакомятся с энциклопедиями и
словарями, с различными предметами, учатся рисовать, приобщаются к народному
творчеству и т.п.
Во время летних каникул проводятся мероприятия
по программе летнего чтения и совместной оздоровительной деятельности (выездные
прогулки) «Вместе играем - вместе читаем». Основой программы являются сказки и
произведения современных писателей России. Отзывы родителей показывают, что с
каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
В рамках оказания помощи педагогам школы по
использованию дидактических сказок в образовательном процессе специалистом
отдела предложен рекомендательный список книг «Сказки в школе и для школы», с
помощью которых ученики смогут лучше усваивать учебный материал. Так, опорными
сказками для развития русского языка названы: «Снежная королева» Г.Х. Андерсена
и «Как было написано первое письмо» Р. Киплинга. Усвоить математические понятия
помогут: «Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и сером волке», «Гуси-лебеди»,
«Волк и семеро козлят», «Теремок» и др. О географических понятиях расскажет
сказка «Никита Кожемяка». Причины смены дня и ночи объяснит сказка «Снегурочка»
и т.д. А чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников (тревогу, страх),
помочь им адаптироваться в школе, рекомендуется использовать сказку М.
Панфиловой «Лесная школа».
Подводя итоги применения сказкотерапии в
практике работы детского отдела библиотеки, можно заключить, что
сказкотерапевтическая деятельность может и должна рассматриваться как
эффективное средство активации развития личности детей, ее духовных и
нравственных основ, коррекции поведения и общения, а также как источник
отвлечения от испытываемого дискомфорта. Сказкотерапия позволяет формировать
нравственные основы личности читателя-ребенка, повысить его самооценку,
скорректировать поведение и общение. Не менее важно и привлечение детей к
систематическому чтению. Можно с уверенностью констатировать, что положительное
влияние сказкоотерапевтических методик на развитие ребенка и коррекцию детских
проблем является не случайным, а закономерным явлением.
сказкотерапия библиотека ребенок
2.3 Практические приемы метода
сказкотерапии с родителями и педагогами
Осуществление сказкотерапевтического процесса
особенно эффективно при наличии тесного взаимодействия библиотеки с педагогами
и родителями детей. При этом детская библиотека в этом союзе занимает ключевую,
приоритетную позицию, так как она является общедоступным, бесплатным
учреждением с ценным фондом детской литературы, и где возможно неформальное
общение ребенка и библиотекаря. Вариантов их привлечения может быть много,
например [26, с. 175]:
при проведении индивидуальной работы с ребенком
на уроке педагог использует рекомендуемые метафоры или притчи, а родителям
дается домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с
ребенком, сделать куклу и т.д.; а при работе с классом педагог проводит
сказочную драматизацию или игру и т. д.;
при проведении групповой работы в занятие на
определенном этапе, наравне с детьми включаются родители и педагоги. Для этого
психолог заранее подготавливает взрослых. На таких совместных занятиях, как
правило, предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки),
спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных
инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.
групповые занятия только для родителей и
педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педагогического коллектива
и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация
родительского или педагогического поведения и др.
использование психологической сказки на
родительских собраниях, методических совещаниях и педсоветах.
Чтобы ребенок научился извлекать из текста
сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они
сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с
детьми в целях реализации сказкотерапевтической деятельности ведется работа и с
родителями маленьких читателей по направлениям:
. Информационнопросветительское - нацелено на
привлечение внимания родителей к возможностям сказкотерапии в поддержании
эмоционального здоровья детей. Оно включает консультации и книжные выставки,
родительские собрания, выпуск рекомендательных библиографических пособий, папкидайджесты
и пр., цель которых - оказание семье информационной помощи.
. Индивидуальное направлено на удовлетворение
духовно-нравственных потребностей развития конкретной личности ребенка в данном
возраста с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей здоровья и
развития. Это: рекомендательные беседы, индивидуальные, планы чтения,
индивидуальные занятия; сказки по телефону и др.
показать педагогам пользу работы со сказками;
научить практическим приемам работы со сказками;
познакомить с одной из форм работы со сказкой
(групповое придумывание и рассказывание сказки);
познакомить педагогов со схемой составления
сказки.
Ход занятия.
Библиотекарь. На семинаре я покажу некоторые
приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все
догадываетесь то, что вы читаете детям сказки - уже является сказкотерапией.
Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на
вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в
ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся
мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия
сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.
Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся
с одной из форм работы со сказкой это - групповое придумывание сказки с
последующим оформлением книги.
Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод,
включает в себя основные этапы работы:
Этап «Знакомство» (прежде чем начать работу, все
участники знакомятся друг с другом).
Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном
этапе участники перевоплощаются в сказочных героев). Цель ритуала вхождения на
внимательное слушание и активное участие.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для
детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической
реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым.
Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста
такими ритуалами могут стать:
манипуляции с волшебными предметами (волшебное
кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.);
проговаривание волшебных заклинаний или чтение
волшебной книги;
танцевально-двигательный ритуал и др.
Детям очень нравится проходить в сказку с
помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его
присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может
выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут
его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.
Этап «Рассказывание сказки» (ведущий
рассказывает начало сказки).
Этап «Сказочная задача» (на данном этапе
участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации).
Этап «Обобщение приобретенного опыта» (участники
отвечают на вопросы ведущего).
Этап «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение
из сказочных героев в простых людей).
Этап «Рефлексия» (обмен эмоциями).
В любой сказке присутствуют следующие элементы:
герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и
такой:
. Для начала мы должны выбрать героя сказки (это
может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира,
вымышленный персонаж).
. Затем придумываем Зачин - Начало сказки
(жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве...).
. Далее мы даем более подробную характеристику
герою (наделяем его характером, темпераментом).
. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью,
конфликтом (например, однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).
. Описываем реакцию героя на случившееся
(Василиса заплакала …)
. Далее наш герой начинает искать выход из
ситуации, пробует решить свою проблему.
. В итоге Герой должен справиться с ситуацией,
найти верное решение.
. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой
получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).
Мы познакомились с этапами метода
«сказкотерапии», со схемой составления сказки, теперь перейдем к практической
части мастер-класса.
. Давайте познакомимся. «Ладошки» (Каждому
участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник
представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и
кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)
. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается
музыка. Логопед берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их
прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы
кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились
в сказочниц.
. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич
поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба
Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания
придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки
слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».
. «Сказочная задача». Этот этап самый
насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие,
речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.
Ну что, сказочницы? Давайте поможем
Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить
меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди,
растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока
ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на
страницах иллюстрации с предложенными категориями.
Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет
интересных сказок.
. Этап «Обобщение приобретенного опыта».
Сказочницы рассказывают сказки. Обсуждение:
есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на
героев этой сказки?
с кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
чему Вас учит эта сказка?
Этап «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение
из сказочных героев в простых людей).
Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила
она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. Под
музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, ведущий снимает с
них кокошники).
Рефлексия (обмен эмоциями).
Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы
познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со
сказкой. Результатом нашей работы стали эти замечательные сказочные книги.
Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями
вы можете поделиться?
Таким образом, метод сказкотерапии должен широко
использоваться в работе детских библиотек не только с детьми, но и с их
родителями и педагогами. Через сказку библиотекарь имеет возможность передать
родителям и педагогам новые способы выхода из проблемной ситуации, имеющейся у
ребенка.
Выводы по 2 главе.
Миссия детского отдела Ново-Камалинской
библиотеки состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить
детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и
удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей,
создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов,
отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Анализ показал, что дети села в библиотеку с
приходят удовольствием, так как для них созданы все условия для приятного и
полезного время-провождения. Направления деятельности библиотеки строится с
привлечением различных форм работы: выставок, конкурсов, массовых мероприятий,
экскурсии, кружков, клубов по интересам; проводятся тренинги (для детей по
адаптации в библиотеке, для родителей и педагогов по методам работы с детьми);
имеется игротека, видеотека и т.д.
Детская библиотека - это то место, где метод
сказкотерапии может быть реализован наиболее эффективно, так как именно
библиотека - единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и
неформального общения подрастающего поколения. Исследование использования
метода сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя
Ново-Камалинской библиотеки показало, что сказкотерапевтическая деятельность
ведется в формате подготовки и реализации программ по коррекции поведенческих
проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Форма работы по методу
сказкотерапии - разносторонняя. Это и прослушивание, и рассказывание, и
обсуждение, и сочинение, и постановка, и рисование сказки, а также изготовление
кукол по мотивам сказок и т.д. Кроме того, библиотекарь подбирает для каждого
ребенка специальный материал для самостоятельного чтения, ориентированный на
его круг жизненных проблем.
Зная об эмоциональной, духовной зависимости
детей от взрослых, библиотекари строят программы сказкотерапии также и для
родителей и педагогов.
Заключение
Таким образом, завершая работы, сделаем
следующие основные выводы.
В первой главе раскрыты теоретические основы
метода «сказкотерапии» в деятельности детской библиотеки. Сказкотерапия - это
процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной
жизни; это метод воспитания и лечения сказками. Ребенок, находясь в сказке,
взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения
проблем, которые встают перед ним.
Сказкотерапия имеет многовековую историю, ещё
наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося
ребенка, а рассказывали сказку, из которой становился ясен смысл поступка.
Классификация сказок: художественные (народные и
авторские сказки); психотерапевтические; дидактические; медитативные. К
сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки,
сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки,
постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки. Уже просто рассказывание
или сочинения сказки терапевтично само по себе. Самостоятельное придумывание
сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные
спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако
действуют в нем. Метод рисования сказочной истории применяется после того, как
она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он
чувствует. А изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в
процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также
манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию
нервного напряжения.
Сказочная ситуация, которая задается ребенку,
должна отвечать и определенным требованиям: ситуация не должна иметь
правильного готового ответа; ситуация должна содержать актуальную для ребенка
проблему «зашифрованную в образном ряде сказки; ситуация и вопрос должны быть
построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и
прослеживать причинно-следственные связи.
Таким образом, можно констатировать, что
сказкотерапевтические методики оказывают положительное влияние на развитие и
коррекцию проблем личности ребенка: можно избавить от страха темноты, агрессии,
необщительности и т.д. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь
каждому ребенку прожить многие проблемные ситуации, а также значительно
расширить свое мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими
людьми.
Во второй главе мы исследовали особенности
использования метода сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя
Ново-Камалинской библиотеки. Работа библиотекаря строится с привлечением
следующих форм: выставок, конкурсов, массовых мероприятий экскурсии, кружков,
специально разработанных программ как для детей, так и их родителей и
педагогов.
Исследование использования метода сказкотерапия
в работе отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки
показало, что сказкотерапевтическая деятельность ведется в формате подготовки и
реализации программ по коррекции поведенческих реакций детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
Применяемые формы и методы сказкотерапии в
работе с детьми: прослушивание, рассказывание и обсуждение сказки, сочинение
сказки, постановку сказки, рисование сказки, изготовление кукол и т.д.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить
многие проблемные ситуации. Библиотекарь также подбирает для ребенка
специальный материал для самостоятельного чтения, ориентированный на его круг
жизненных проблем.
Таким образом, проблема сказкотерапии является в
настоящее время весьма актуальной и заслуживает самого пристального внимания со
стороны библиотекарей, работающих с детьми.
Список используемой литературы
1. Буслаева
Т. Метод сказкотерапии в библиотеке / Т. Буслаева // Школьная библиотека - территория
детства. - 2011. - № 5. - С. 198-202.
. Вачков
И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом /
И.В. Вачков. - М.: Генезис, 2013. - 288 с.
. Вологодина
Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. - Ростов н/Д:
Феникс, 2006. - 256 с.
. Второй
Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка
психологии»: Материалы фестиваля. - М.: Центр практической психологии, 2010. -
140 с.
. Гнездилов
А.В. Встречи на дороге: терапевтические сказки / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь,
2006. - 224 с.
. Гришина
И.И. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у
детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2006. - № 2.
- С. 165-167.
. Доронова
Т. Что за прелесть эти сказки! / Т. Доронова // Обруч: образование, ребенок,
ученик. - 2010. - № 3. - С. 5-7.
. Дрешер
Ю.Н. Библиотерапия: полный курс / Ю.Н. Дрешер. - СПб.: Профессия, 2008. - 559
с.
. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.:
Речь, 2006. - 208 с.
. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб: Речь, 2010. - 172
с.
. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб: Речь, 2008.
- 317 с.
. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб,
2008. - 235 с.
. Кабачек
О. Терапия в жанре волшебства: психологические предпосылки сказкотерапии / О.
Кабачек // Библиотечное дело. - 2003. - № 12. - С. 2-6:
. Кабачек
О.Л. Библиотерапия как она есть / О.Л. Кабачек // Школьная библиотека -
территория детства. - 2011. - № 6. - С. 247-263.
. Капшук
О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О.Н. Капшук. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 221 с.
. Киселева
М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,
педагогов. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с. с. 33
. Короткова
Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д.
Короткова. - М.: Сфера, 2003. - 126 с.
. Кулинцова
И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. - СПб, 2008.
- 168 с.
. Латышина,
Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И.
Латышина. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
. Леонтьева
И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями
развития / И.Г. Леонтьева // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2. - С.
83-98.
. Ломакина
Г.Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от
психологических проблем / Г. Ломакина. - М.: Центр полиграф, 2010. - 157 с.
. Мальчикова
А.А. Личность и книга: сочинение сказки как один из методов сказкотерапии /
А.А. Мальчикова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - № 9/10. - С. 52-55.
. Матвеева
Е.О. Сказкотерапия как форма коррекционно-воспитательной работы детской
библиотеки / Е.О. Матвеева // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 6. - С. 227-232.
. Михальченко
К.А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической
психологии / Михальченко К.А. // Психологические науки: теория и практика. -
М.: Буки-Веди, 2012. - С. 42-45.
. Практика
сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ / Под ред. Н.А.
Сакович. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
. Программа
класс-мастерской «Волшебный фонарик» / сост. Г.И. Кравченко, И.А. Рыбакова. -
Могилев, 2002. - 47 с.
. Савченко
С.Ф. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / С.Ф. Савченко и др. - СПб.:
Речь, 2007. - 296 с.
. Соколов
Д.Ю. Сказки и сказкотерапия: [практическое пособие] / Д.Ю. Соколов. - М.:
Независимая фирма «Класс», 2008. - 281 с.
. Социолог
и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов / Ред.-сост. М.М. Самохина. -
2010. - № 7. - 220 с.
. Ткач
Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. - СПб.: Речь, 2008. - 118 с.
. Ткачёва
Т.Е. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей: [сказки] / Т.Е. Ткачёва.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 94 с.
. Черняева
С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. - СПб: Речь, 2007. -
168 с.
. Чех
Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 144
с.
. Шорохова
О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников / О.А. Шорохова. - М., 2007. - 207 с.
Приложение
Проблемы и их решение, посредством сказок
Проблема
|
Название темы
|
Литература
|
Не хочет в детский сад
|
«Как Оля полюбила садик»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.71)
|
Не убирает игрушки
|
«Сказка про Мишку и порядок»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.96)
|
|
«Сказка про страну нерях»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.89, аудио - диск)
|
|
Изобразить на песке героя из
сказки.
|
|
Дерется
|
«Сказка про Зайца - забияку»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.122)
|
|
«Сказка про доброго Петю»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.120)
|
|
«Сказка про Колю и его друзей»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.118)
|
|
Нарисовать Зайку - забияку
|
|
Не любит одеваться
|
Сказка «Как Егорка одевался»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.166)
|
|
«Как Ваня научился одеваться»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.167)
|
|
Путешествие в сказку «Колобок»
|
Методика работы со сказкой
Л.В.Рыжова (стр.62)
|
|
Рисование колобка
|
|
Боится темноты
|
«Бум,бум,бум»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.80)
|
|
«Сказка про смелого Алешу»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.80)
|
|
Методика «Нарисуй несуществующее
животное»
|
Методика сказкотерапии Н.М.
Сертакова (Стр.73)
|
Упрямство
|
«Аська и Асенька»
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.289)
|
|
Сказка про город Упрямск
|
50 исцеляющих сказок от 33
капризов А. Маниченко (стр.290)
|
|
Путешествие в сказку «Теремок»
|
Методика работы со сказкой
Л.В.Рыжова (стр.67)
Похожие работы на - Сказкотерапия как направление деятельности детской библиотеки
|