налоговая отчетность, регистры синтетического и аналитического учета, учетная политика АО «С-ДОК».
К методам исследования, применяемым в выпускной квалификационной работе относятся обработка, анализ научных источников, а также анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Выпускная квалификационная работа содержит 65 страниц машинно-печатного текста, включат 27 таблиц, в работе использовано 17 приложений, 42 источника литературы.
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1 Сущность, порядок формирования и распределения финансовых результатов
На современном этапе финансовые результаты составляют основу экономического развития любого предприятия, а с их получением связана любая хозяйственная деятельность.
«Финансовый результат - это конечная цель в процессе финансово-хозяйственной деятельности любой организации. Для того, чтобы определить финансовый результат организации в отчетном году, необходимо провести реформацию баланса» [1].
В зависимости от того, какой финансовый результат получит предприятие в отчетном периоде, собственный капитал может увеличиться или уменьшиться.
М.Ф. Сафонова [2] предлагает следующее определение финансового результата: «Финансовый результат - это результат сравнения признанных доходов и расходов и изменения величины собственного капитала организации за один и тот же отчетный период».
Информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации обобщается на счете 99 «Прибыли и убытки».
Прибыль является основным результативным показателем, который свидетельствует как об эффективности использования имеющихся ресурсов организации, объеме и качестве произведенной продукции, состоянии производительности труда, так и об эффективности производства в целом.
В.Г. Артеменко [3] определяет прибыль, как один из основных показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Получение прибыли играет важную стимулирующую роль в развитии производства, повышении его эффективности, а также заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности предприятия.
Таким образом, прибыль является не только финансовым результатом, но и основным источником финансовых ресурсов организации. Однако, не стоит исключать обстоятельства, такие как падение производства, несоблюдение договорных обязательств, в результате которых предприятие может понести и убытки.
Рост прибыли создает условия для расширения производства в будущем, а также повышения степени деловой активности и конкурентоспособности предприятия.
Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной, для обеспечения дальнейшего расширения производственной деятельности.
Таким образом, можно отметить, что рост прибыли содействует созданию финансовой базы для самофинансирования.
Прибыль как показатель привлекает большое внимание со стороны потенциальных инвесторов, так как с помощью нее они оценивают инвестиционную привлекательность компании, а также ее перспективы в будущем.
О.В. Шнайдер [4] и Е.Г. Великая [5] соглашаются, что в целом прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность.
Как конечный результат, прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции.
Началом процесса формирования прибыли считается момент реализации товара (работ, услуг). Соответственно выручкой признаются денежные средства, полученные при реализации основной продукции. В результате вычета затрат, связанных с производством и реализацией товара (работ, услуг) на предприятии образуется прибыль.
В процессе хозяйственной деятельности на предприятие образуется несколько видов прибыли.
Прибыль от продаж, получаемая в результате производства и продажи продукции (работ, услуг) рассчитывается как разница между реализованной продукцией и ее себестоимостью.
Прибыль от прочих операций образуется в результате участия в деятельности других предприятий, продажи предприятием неиспользуемых производственных фондов, сдачи имущества в аренду и т.д. Она определяется как разность выручки и затрат, связанных с этими операция.
Валовая прибыль представляет собой общую сумму дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов.
Чистая прибыль - это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия и определяющаяся как разность между валовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее.
Нераспределенная прибыль направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд.
На основе полученной валовой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения формируется конечный финансовый результат за отчетный период.
Таким образом, прибыль является общим показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия, а также его финансовое благополучие.
Далее рассмотрим порядок формирования доходов и расходов организации.
Доходами организации в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [6] признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В зависимости от условий получения и направления деятельности предприятия доходы подразделяются на:
-доходы от обычных видов деятельности, которые учитываются на счете 90 «Продажи»;
-прочие доходы, учет которых ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В соответствии со ст. 41 НК РФ [7] доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежном или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая согласно соответствующим главам НК РФ.
Доходы от обычных видов деятельности включают выручку от продажи продукции (работ, услуг).
В целях бухгалтерского учета целесообразно указывать в учетной политике предприятия, какие виды деятельности являются для него основными.
И.Н. Томшинская [8] отмечает, что если величина полученного дохода от деятельности, не прописанной в уставных документах, составляет пять или более процентов, то эти доходы должны формировать доходы от обычных видов деятельности.
ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9] определяет расходы организации, как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к изменению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В налоговом учете расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией-налогоплательщиком [10].
Обоснованные расходы представляют собой затраты, которые оправданы экономически, а их оценка выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются те затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Также, как и доходы организации, расходы в зависимости от их характера, условия осуществления и направления деятельности организации делятся на:
-расходы от обычных видов деятельности, т.е. расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, услуг;
-прочие расходы, т.е. расходы, которые не связаны с основной деятельностью организации.
Расходы от основной деятельности представляют собой расходы на изготовление и реализацию продукции, а также ее продажу.
Категория «расход» как в Международных стандартах финансовой отчетности, так и в национальных стандартах связана с формированием финансового результата.
Согласно НК РФ, для целей налогообложения доходы и расходы организации подразделяются на доходы и расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные расходы.
В Учетной политике предприятия содержится методика отражения в учете доходов и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, порядок формирования финансового результата и списания расходов.
В Рабочем плане счетов определены основные счета учета начисления и списания доходов и расходов, отражения финансового результата.
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется для выявления финансового результата от прочих видов деятельности.
По счету 99 «Прибыли и убытки» организация определяет финансовый результат. Прибыль, полученная предприятием отражается по кредиту данного счета, а убыток - по дебету.
На счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» учитывается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Процесс распределения прибыли играет важную роль, поскольку обеспечивает покрытие потребностей организации и формирование дохода страны.
И.А. Лысов [11] считает, что экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды организации.
А.А. Курилова [12] отмечает, что нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд, накопительный фонд, а также в фонд потребления.
Р.Р. Яруллин [13] замечает, что прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Другим значительным показателем финансового результата выступает рентабельность деятельности компании, который в общей форме рассчитывается как отношение прибыли к расходам.
«Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг)» [14].
Показатель рентабельности играет важную роль в части прогнозировании прибыли. Долгосрочные кредиторы и инвесторы проявляют большой интерес к данному показателю, поскольку по значению уровня рентабельности можно определить благополучие предприятия в перспективе, а именно сможет ли организация получать достаточную прибыль на инвестиции.
Таким образом, показатель рентабельности измеряет доходность предприятия, характеризует финансовые результаты и эффективность его деятельности.
Таким образом, финансовые результаты - это выраженные в денежной форме итоги экономической деятельности предприятия. Они рассчитываются путем сопоставления полученных доходов и произведенных затрат.
Главными показателями итогов работы предприятия выступают прибыль и убыток. Прибыль характеризует экономический эффект, который получило предприятие в ходе своей деятельности. Получение прибыли свидетельствует о превышении доходов над расходами, получение убытка - наоборот. После уплаты обязательных платежей и налогов на предприятии решают вопрос о распределении прибыли. Она может быть направлена на расширение производства, научно-техническое развитие предприятия или использована по усмотрению руководства.
1.2 Цели, задачи и нормативно - правовое регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов
Целью бухгалтерского учета финансовых результатов признается обеспечение полной и достоверной информацией о полученной прибыли, произведенных расходах, конечном финансовом результате.
Основные задачи данного участка учета:
-обеспечение правильности оформления первичных учетных документов по доходам и расходам;
-полнота и своевременность отражения в учете операций по формированию доходов, расходов и конечных финансовых результатах;
-обеспечение соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
-соблюдение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующему законодательству;
-обеспечение правильности расчета налога на прибыль.
В ходе своей деятельности предприятие должно руководствоваться требованиями законодательных и нормативных актов.
На данном этапе в России действует широкий перечень разнообразных нормативных актов, влияющих на ведение учета на предприятиях.
Обобщенная информация о нормативных актах, регулирующих ведение учета финансовых результатов, представлена в таблице 1.1. Данная таблица представляет собой четырехуровневую систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности: федеральный, нормативный, методический, организационный.
Таблица 1.1 - Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ по состоянию на 1 января 2016 года
УровеньНаименование нормативного актаПримечание1231. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»Излагает основные требования и принципы организации бухгалтерского учета финансовых результатов на предприятииГражданский кодекс РФ, ч.1 и 2Определяет порядок перехода права собственности, а также порядок заключения договоров купли-продажи.Налоговый кодекс РФ, часть 2, утвержден Федеральным закономУстанавливает принципы налогообложения прибыли.2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29.07.1998 г. №34, утвержденное Приказом Минфина Определяет требования и принципы ведения учета финансовых результатов на предприятии.Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" от 06.05.1999 г. N 32н, утвержденное Приказом Минфина России Раскрывает правила формирования в учете данных о доходах.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" от 06.05.1999 г. N 33н, утв. Приказом Минфина России Раскрывает правила формирования в учете данных о расходах.Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" от 19.11.2002 г., утвержденное Приказ Минфина России 114нРаскрывает правила формирования в учете информации о расчетах по налогам на прибыль3. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом Минфина России. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94нСодержит информацию о синтетических счетах для учета финансовых результатов4.Учетная политика организацииСодержит основные методы отражения в учете доходов и расходов предприятия, порядок формирования финансового результата и списания расходов предприятия.
Таким образом, нормативные документы являются основными источниками при ведении учета финансовых результатов.
1.3 Цели, задачи и методы аудита финансовых результатов
Ключевыми признаками эффективно организованной системы бухгалтерского учета финансовых результатов являются полнота и достоверность информации о текущем финансовом состоянии экономического субъекта, а также существования рисков, определяющих изменение его финансового положения в будущем.
«Вместе с тем, управление финансово-хозяйственной деятельностью организации требует соответствующего информационного обеспечения, важнейшей составной частью которого являются данные о финансовом положении. Важным элементом для принятия управленческих решений выступают данные о финансовом положении. Поэтому их аудит является необходимым условием при принятии обоснованных управленческих решений тактического и стратегического характера» [15].
Объектом данного вида аудита выступает бухгалтерская прибыль (убыток), как конечный результат хозяйственной деятельности компании.
Основной целью проверки финансовых результатов является составление мнения о достоверности отражения в учете и отчетности финансового результата, законности распределения и использования чистой прибыли.
Нормативно - правовое регулирование аудита осуществляется на четырех уровнях.
Первый уровень представлен Федеральным законом № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 30 декабря 2008 г. [16], который определяет цели, задачи, порядок оформления результатов аудита.
Также к первому уровню относится Постановление Правительства РФ № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» [17] от 23.09.2002 г., которые устанавливают единые цели и принципы проведения аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудитор обязан соблюдать.
Второй уровень представлен положениями по бухгалтерскому учету, в которых раскрыты правила отражения финансового результата организации.
На третьем уровне представлены методические рекомендации по формированию отчетности, в том числе Отчета о финансовых результатах.
К документам четвертого уровня относятся внутрифирменные аудиторские правила (стандарты).
В ходе проверки аудитор пользуется следующими источниками информации:
-бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах;
-первичные учетные документы, учетные регистры, юридическая документация;
-государственные нормативные акты;
-внутрифирменные положения по учету, контролю операций с финансовыми результатами и их использованию, утвержденных руководителем организации;
-рабочие документы и заключение предыдущего аудитора, заключения экспертов, а также результаты предыдущих проверок.
В процессе проверки образования доходов и расходов, формирования и использования прибыли аудитор выполняет проверку:
-правильности формирования результата от продажи продукции, товаров (работ, услуг);
-правильности учета прочих доходов и расходов;
-правомерности и обоснованности распределения прибыли;
-правильности расчетов по налогу на прибыль;
-соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
По итогам проверки должна быть установлена правильность отражения на счетах учета операций по продаже продукции (работ, услуг). Путем выборочной проверки данных операций аудитор сверяет данные, отраженные в бухгалтерских регистрах предприятия с первичными документами.
В ходе проверки происходит сравнение фактических цен по разным видам продукции (работ, услуг) с данными соответствующих документов (номенклатура цен, прайс-лист), проверяется соблюдение политики предприятия в области предоставления кредитов покупателям. На данном этапе аудитор может ориентироваться на оценку системы внутреннего контроля, так как при получении подтверждения о ее надежности, объем данной проверки можно будет уменьшить.
Далее аудитор должен удостовериться, что на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже. Выявленные на данном этапе ошибки могут привести к завышению или завышению стоимости активов и сумм продажи. Такие ошибки возникают в тех случаях, если данные по реально совершенным операциям не отражены в учете или на счетах учета отражены фиктивные операции.
Достоверность отражения сумм от продаж продукции (работ, услуг) может быть проверена путем сравнения записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов.
Также необходимо провести проверку своевременности отражения продаж. Аудитор сопоставляет даты, указанные в товарно-транспортных накладных с датами соответствующих счетов-фактур, а также датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности.
Начальный этап аудита финансовых результатов от основной деятельности предусматривает рассмотрение категории доходов (выручки от реализации). Основные направления проверки:
-организация бухгалтерского учета;
-анализ направлений продажи продукции;
-анализ непрерывности осуществления сделок с покупателями и заказчиками, а также проверка выполнения договорных обязательств;
-проверка налогового учета доходов;
-изучение состава и структуры выручки от продаж.
Процедура аудита финансовых результатов по основной деятельности предполагает проверку операций по отражению финансовых результатов, учтенных на счете 90 «Продажи». Данный счет предназначен для систематизации и накопления информации о доходах и расходах от обычных видов деятельности предприятия, формирования финансового результата, отражения выручки, себестоимости готовой продукции, а также прочих расходов, связанных с выпуском и реализацией продукции, товаров (работ, услуг).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета учет расходов ведется на счетах:
-20 «Основное производство»;
-23 «Вспомогательные производства»;
-26 «Общехозяйственные расходы»;
-29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
-44 «Расходы на продажу».
Расходы от обычной деятельности и себестоимость продаж в конце месяца списываются на счет 90/2 «Себестоимость продаж» или другие аналитические счета, предусмотренные рабочим планом счетов организации.
В части аудита расходов от обычных видов деятельности аудитор проверяет:
-порядок формирования учета себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, а также их документальное оформление;
-организацию аналитического и синтетического учета себестоимости, коммерческих и управленческих расходов;
-правильность списания издержек обращения на остаток товаров;
-законность признания расходов в налоговом учете;
-совпадение сумм в первичных документах и учетных регистрах.
Каждая сумма расходов, отраженная в бухгалтерском учете подтверждается рабочими документами. Выявленные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Важную роль играет изучение состава и структуры выручки от продажи продукции, с помощью которого аудитор оценивает эффективность производства и реализации продукции.
В обязательном порядке проверяются документы, подтверждающие поступления выручки от продажи продукции, товаров (работ, услуг), такие как счета-фактуры и товарные накладные на отгрузку продукции покупателям.
Также аудитор проверяет правильность ведения учетных регистров для отражения хозяйственных операций по продаже и формирования записей на счетах бухгалтерского учета. Аудитор устанавливает соответствие записей в регистре синтетического и аналитического учета первичным документам, отражающим продажу товаров, работ, услуг.
С целью подтверждения выручки аудитор может использовать методы арифметической проверки для сверки данных счетов-фактур и товарно-транспортных накладных на отгрузку и продажу продукции. Для этого сверяются обороты и сальдо по счету 90/1 «Выручка» в учетном регистре и Главной книге предприятия.
Следующий этап аудита финансовых результатов предусматривает проверку прочих доходов и расходов, отражаемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Аудитору необходимо установить полноту и достоверность их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
В разрезе прочих доходов и расходов целесообразно проверить обоснованность создания оценочных резервов: под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам.
Аудит предполагает инспектирование организации налогового учета выручки от продажи. Аудиторской проверке подлежат следующие виды налогов:
-налог на добавленную стоимость;
-налог на доходы от обычных видов деятельности.
Проверка расчетов по налогу на прибыль включает в себя следующие процедуры:
-сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги;
-анализ расчета налога на прибыль и всех значительных расхождений между его фактической и расчетной суммами;
-проверка правильности ведения книги продаж по форме, предусмотренной законодательством;
-проверка бухгалтерских записей по дебету счета 90/3 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
«В процессе формирования чистой прибыли (чистого убытка) на счетах бухгалтерского учета следует подтвердить правильность налогообложения прибыли, расчета налога на прибыль и его учета» [18].
Источниками информации для аудитора в данной части аудита являются налоговые декларации, платежные поручения, учетные записи по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99 «Прибыли и убытки», 51 «Расчетные счета».
Г.А. Юдина [19] отмечает, что существенные недостатки, выявленные по результатам проверки финансовых результатов, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По итогам проверки аудитор может обнаружить такие ошибки, как неправильное составление отчета о финансовых результатах, занижение или завышение финансовых показателей, несвоевременное отражение доходов, неверное отнесение расходов в части прочих расходов, незаконное использование прибыли отчетного периода.
На современном этапе существуют проблемы организации, методологии и совершенствования методики аудита отдельных объектов контроля, в том числе аудита финансовых результатов. Это обусловлено в первую очередь различными подходами к сущности финансовых результатов: с одной стороны, с экономической и бухгалтерской точки зрения, с другой стороны - с бухгалтерской и налоговой.
Другой важной проблемой проведения аудита финансовых результатов является проблема определения уровня существенности. Проблема расчета уровня существенности является одной из ключевых при разработке методологии проведения аудиторской проверки. Фактически уровень существенности представляет собой единственный критерий оценки достоверности бухгалтерской отчетности. Требование в отношении расчета уровня существенности является императивным и регулируется положениями Стандарта №4 [20]. Вместе с тем, порядок и методика расчета уровня существенности является предметом профессионального суждения аудитора.
Таким образом, на основании уровня существенности происходит формирование окончательного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении, на основании которого пользователи этой отчетности принимают экономические решения.
К.К. Арабян [21] отмечает, что основной проблемой определения уровня существенности является отсутствие установленных методик расчетов или рекомендованных подходов, в связи с чем аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При этом предварительное мнение аудитора может включать оценки того, что является важным для разделов баланса и других форм отчетности, взятых как по отдельности, так и для финансовой отчетности в целом.
1.4 Учет финансовых результатов и распределения прибыли на основе МСФО
Постепенная реформация российского бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (далее МСФО) делает актуальными вопросы, связанные с формированием финансовых результатов по российским и международным стандартам.
Для учета выручки в системе МСФО предусмотрен стандарт 18 «Выручка» [22], который определяет порядок учета выручки от реализации товаров, оказания услуг. Величина выручки рассчитывается исходя из договора между организацией и покупателем, оценивается по справедливой стоимости, с учетом скидок. Получение выручки не подразумевается, если продукция и услуги обмениваются на аналогичные товары и услуги. Однако, если товар или услуга отличаются от предмета обмена, данная операция будет создавать выручку. В данном случае выручка также определяется по справедливой стоимости приобретенных товаров, услуг.
В российской системе бухгалтерского учета учет выручки регулируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации» [6]. Выручка признается в денежном выражении, которое равно сумме поступивших денежных средств или иного имущества. Если договором предусмотрена оплата товаров или услуг не денежными средствами, выручка признается по стоимости ценностей, полученных предприятием.
«Для оценки момента передачи покупателю значительных рисков и вознаграждений, которые связаны с собственностью, правила МСФО 18 «Выручка» требуют изучить условия сделки. Чаще всего передача рисков и вознаграждений происходит именно в момент передачи юридических прав собственности или передачи владения покупающей стороне. Но не всегда. Если продавец сохраняет значительные риски, связанные с собственностью, то согласно правилам указанного стандарта сделка не признается продажей и, соответственно, выручка по ней не признается» [23].
Категория «расходы» в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9] определяется как уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, имущества или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала этого предприятия.
Концепция МСФО предполагает отнесение к доходам и расходам только тех операций, в результате которых формируется финансовый результат.
Учет расчетов по налогу на прибыль в российских организациях осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 [24]. Данное положение и международный стандарт МСФО 12 «Налоги на прибыль» [25] имеют существенные различия, поскольку преследуют разные цели.
Целью ПБУ 18/02 является установление взаимосвязи между прибылью, выявленной по данным налогового и бухгалтерского учета. Задача МСФО 12 заключается в предоставлении достоверной информации пользователям, которые заинтересованы не только в текущих, но и в будущих операций с налогами. Достоверное отражение в отчетности налога на прибыль в большей степени интересует пользователей, поскольку им важно оценить какое влияние окажет налог на возмещение стоимости активов и погашение обязательств в будущем.
Таким образом, главное отличие в том, что в международных стандартах бухгалтерского учета и отчетности акцент сделан в первую очередь на информационные потребности инвесторов, а отечественные ПБУ отражают информационные интересы налоговых органов и государства [26].
Таким образом, можно отметить, что на данном этапе российские правила бухгалтерского учета достаточно приблизились к международным стандартам в области учета финансовых результатов.
. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В АО «С-ДОК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «С-ДОК»
АО «Сокольский Деревообрабатывающий комбинат» (АО «С-ДОК») является одним из самых крупных деревообрабатывающих предприятий Северо-Западного региона Российской Федерации. Акционерное общество "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат" зарегистрировано администрацией Совета самоуправления Сокольского муниципального района 20.04.2000г.
Предприятие находится в городе Сокол, в 35 км от областного центра и имеет выгодное географическое положение. Рядом проходит магистральная железная дорог на Москву и Санкт-Петербург и автомобильная трасса Москва-Архангельск, что обеспечивают удобные способы транспортировки продукции предприятия.
В состав предприятия входят следующие производства:
-лесопильное производство с биржей сырья;
-цех по производству клееных деревянных конструкций;
-цех сушки и переработки пиломатериалов;
-цех брусового домостроения;
-цех каркасного и панельного домостроения.
Основные характеристики предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные характеристики АО «С-ДОК»
Организационно-правовая формаАкционерное общество12Полное наименованиеАкционерное общество «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат»Юридический адрес162132, Вологодская область, г. Сокол, ул. Луговая, д. 1Почтовый адрес162132, Вологодская область, г. Сокол, ул. Луговая, д. 1Дата создания15.04.1942 г.Размер уставного капитала АО, тыс.руб.100РуководителиГенеральный директор: Ф.М. Потапенко Главный бухгалтер: С.А. ТанковскаяОрганы управления АОУправляющая организация: ООО «ЛП Менеджмент» 1. Писарев Максим Александрович - председатель 2. Завалковский Антон Григорьевич 3. Митрофанов Александр Леонидович 4. Прокопов Андрей Валентинович 5. Насоновский Виктор Изосимович - представитель субъекта РФОсновные виды деятельностиПроизводство деревянных строительных конструкций и столярных изделий, щепа технологическая, пиломатериалы, домостроение, услуги по перевозке товара, теплоэнергияТерритория предприятия36 га.Численность персонала, чел.850
Основным видом деятельности предприятия является глубокая переработка древесины. Выпускаемые пиломатериалы различных сечений хвойных пород используются для дальнейшей глубокой переработки и частично отправляются на экспорт.
Виды деятельности АО "С-ДОК":
-посредническая и торгово-закупочная деятельность (операции по оптовой и розничной купле-продаже, дилерская и брокерская деятельность), а также выполнение указанных видов деятельности на товарных, товарно-сырьевых биржах как и в РФ, так и за рубежом;
-проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт, реставрация и реконструкция всех видов и типовых строений, сооружений, объектов и зданий;
-проведение строительно-монтажных, пуско-наладочных ремонтных, отделочных, реставрационных, благоустроительных и дизайнерских работ; оказание услуг по проектному, технологическому и строительному инжинирингу;
-выполнение функций заказчика - застройщика, генерального подрядчика, генерального проектировщика;
-оказание услуг по поиску объектов строительства и реконструкции, привлечение к финансированию и выполнению работ на этих объектах отечественных и зарубежных организаций;
-производство и реализация строительных и отделочных материалов, сбор и переработка отходов деревообрабатывающей промышленности и промышленности стройматериалов, производство и реализация тары, упаковок и упаковочных материалов;
-составление проектно-сметной документации;
-техническое обслуживание зданий;
-ведение внешнеэкономической деятельности в различных формах;
-деревообработка и использование отходов деревообработки;
-лесопиление и выработка пиломатериалов и изделий из древесины.
Хозяйственную деятельность предприятие ведет на территории Российской Федерации. Доходы предприятие получает в России от реализации продукции на внутреннем рынке и за рубеж.
Основной доход от реализации продукции приходится на европейский континент. Среди основных стран реализации можно выделить такие страны как Франция, Германия, Финляндия, Италия, Австрия, Бельгия, Латвия, Эстония и другие.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Основные акционеры общества по состоянию на 31 декабря 2014 года представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Акционеры АО «С-ДОК» по состоянию на 31 декабря 2014 г.
НаименованиеКол-во акцийДоля в УКОАО «Лесопромышленный концерн «Кипелово»10010%ООО «Деревообработка-Проект»90090%Итого1000100%
На конец 2014 год среднесписочная численность за 2013 год составила 850 человека.
Для того, чтобы понять какое место на рынке занимает анализируемое предприятие для начала необходимо провести изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование.
В таблице 2.3 представлены три предприятия, которые занимаются деревопереработкой, а также изготовлением деревянных конструкций, а также домов из клееного бруса.
Таблица 2.3 - Анализ конкурентоспособности АО "С-ДОК" за 2014 год
ПредприятияОсновные показателиОбъем заготовки круглого леса, М3Выручка, руб.Рентабельность продаж, %АО "С-ДОК" Вологодская область, г. Сокол, ул. Луговая, д. 1361 1431 637 1991,22ОАО «ЛПК Кипелово» г. Вологда, ул. Козленская, д.42, оф.501926 000884 0001,03ОАО "МЗ "Ладога" Санкт-Петербург, Новомалиновская дорога, д. 15.274 000265 0001,13
Можно сделать вывод о том, что самым конкурентоспособным предприятием в рамках рассматриваемой стратегической группы является АО "С-ДОК". Выручка и рентабельность продаж данного предприятия оказались самыми высокими.
Бухгалтерский учет в АО «С-ДОК» ведется по централизованной форме финансово-бухгалтерской службой, возглавляемой Главным бухгалтером. Организационная структура бухгалтерии АО «С-ДОК» представлена в приложении 3.
Форма ведения бухгалтерского учета - автоматизированная с применением специализированной бухгалтерской программы 1С, версия 8,2 УПП.
Данные накапливаются в учетных регистрах на машинных носителях информации.
Ведение бухгалтерского учета в АО «С-ДОК» осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [26], «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н [27], а также других положений по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Минфина России.
Основными задачами бухгалтерии АО «С-ДОК» являются организация бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за эффективным использованием активов предприятия, обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией АО «С-ДОК»:
-формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
-работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
-обеспечение порядка проведения инвентаризаций;
-обеспечение контроля над проведением хозяйственных операций;
-организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии;
-обеспечение расчетов по заработной плате;
-подготовка учетной политики для целей налогообложения и установления порядка ведения налогового учета на предприятии.
Непосредственный контроль над работой Бухгалтерии осуществляет генеральный директор предприятия.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению финансового директора. Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия, отраженные в таблице 2.4.
финансовый прибыль аудит учёт
Таблица 2.4 - Основные экономические показатели АО «С-ДОК» за 2012-2014 годы
Наименование показателя2012 г2013 г2014 гОтклонение (+,-) 2014 г. тыс.руб. отТемп роста 2014 г. в % к2012 г2013 г2012 г2013 г123456781. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.895 0061 375 8821 637 199+742 193+261317182,9118,92. Себестоимость продаж, тыс. руб.858 0711 255 1221 360 266+502 195+105 144158,5108,43. Валовая прибыль, тыс. руб.36 935120 760276 933+239 998+156173749,7229,34. Коммерческие расходы, тыс.руб.66 792123 820151 623+84 831+27 803227122,45. Управленческие расходы, тыс.руб.93 594101 335105 324+11 730+3 389112,5103,94. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.(123 451)(104 395)19 986+143 437+124 381-16,2-19,1Проценты к получению, тыс.руб.82 75024 1751 924-80 826-22 2512,37,9Проценты к уплате, тыс.руб.159 387133 431124 653-34 734-8 77878,293,4Прочие доходы, тыс.руб.87 37025 169705 243+617 873+680 074807,12 802Прочие расходы, тыс.руб.154 100100 287684 954+530 854+584 667444,4682,9Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб.(266 818)(288 770)(82 454)+184 364+206 31630,928,5Текущий налог на прибыль, тыс.руб.-------Изменение ОНО, тыс.руб.18 1234 6762 003-16 120-2 67311,0542,8Изменение ОНА, тыс.руб.65 87560 60516 038-49 837-44 56724,326,55. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.(219 006)(232 841)(68 419)+150 587+164 42231,229,46. Численность работников, чел.660800850+190+50128,8106,2Среднегодовая активов, тыс. руб.989 797969 180924 420-65 377-44 76093,495,4Среднегодовая стоимость ОС, тыс.руб.850 401780 498698 486-151 915-82 01282,189,5Коэффициент оборачиваемости0,91,41,8+0,9+0,4200128,6Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб.-148 466-287 916-438 546-290 080-150 630295,4152,3Фондоотдача, руб./руб.1,051,762,34+1,29+0,58222,8132,9Фондоемкость, руб./руб.0,950,560,43-0,52-0,1345,376,8Фондовооруженность, руб./чел.1250919785-465-13462,885,4Рентабельность продаж, %-13,8-7,61,2+15 +7,8-8,7-15,8Рентабельность производства, %-14,48,31,5+15,9-6,8-10,418,07Рентабельность собственного капитала, %147,580,915,6-131,9-65,310,619,3
По результатам деятельности предприятия можно сделать вывод, что эффективность реализации продукции по итогам трех лет значительно повысилась. Выручка от реализации продукции, работ и услуг за данный период увеличилась на 742 193 тыс.руб. Прибыль от продаж также увеличилась и за 2014 год составила 19 986 тыс.руб. Чистый убыток сократился и в 2014 году составил 68 419 тыс.руб.
Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 1,3%. Это означает, что основные средства на предприятии используются эффективно. Показатель фондовооруженности труда за анализируемый период снизился на 465 тыс. руб. Это говорит о том, что снизилась обеспеченность предприятия основными производственными фондами.
Показатель рентабельности реализации за анализируемый период увеличился на 15%, что говорит о повышении эффективности продаж.
2.2 Учет финансовых результатов от основной деятельности в АО «С-ДОК»
Принятая Учетная политика предусматривает ведение учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) на АО «С-ДОК» в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» [6] , утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
Основными видами деятельности предприятия считаются:
-лесопиление;
-деревообработка;
-производство продукции домостроения;
-производство столярных и погонажных изделий;
-производство продукции из отходов лесопиления и деревообработки;
-оказание транспортных услуг;
-монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций;
-проектирование.
Признание выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг не зависит от поступления оплаты:
-по готовой продукции - в момент перехода права собственности к покупателю;
-по услугам - по окончании отчетного периода на основании данных счетчиков;
-по выполненным работам - при подписании акта выполненных работ.
Для отражения выручки в бухгалтерском учете используется счет 90 «Продажи».
Для учета по счету 90 «Продажи» в АО «С-ДОК» открываются следующие субсчета:
-90.1 «Выручка»;
-90.2 «Себестоимость продаж»;
-90.3 «Налог на добавленную стоимость»;
-90.4 «Акцизы»;
-90.5 «Экспортные пошлины»;
-90.7«Расходы на продажу»;
-90.8 «Управленческие расходы»;
-90.9 «Прибыль/убыток от продаж».
Записи по субсчетам 90.1 «Выручка», 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость» производятся накопительно в течение отчетного года.
Согласно принятой Учетной политике АО «С-ДОК» ведет учет реализации по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию (работ, услуг).
Для определения финансового результата от реализации продукции за отчетный месяц совокупный дебетовый оборот по субсчетам 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость» сопоставляется с кредитовым оборотом по субсчету 90.1 «Выручка».
Величину полученной прибыли определяют следующим образом:
Сумма реализованной продукции (работ, услуг) - сумма НДС - сумма фактической себестоимости - коммерческие расходы - управленческие расходы. Для АО «С-ДОК» она равна 19 986 тыс.руб. (1820586 тыс.руб. - 183 390 тыс.руб. - 1360266 тыс.руб. - 151623 тыс.руб. - 105324 тыс.руб.)
Сумма полученной прибыли рассчитана в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Сводная таблица данных по счету 90 «Продажи»
Наименование показателяСумма, тыс.руб.Оборот по кредитуСумма реализованной продукции (работ, услуг)1 820 589Сумма без НДС1 637 199Оборот по дебетуПо фактической себестоимости1 360 266Расходы на продажу151 623Управленческие расходы105 324Всего полная фактическая себестоимость1 617 213Финансовый результат19 986
Оборотно-сальдовая ведомость АО «С-ДОК» за 2014 год представлена в приложении 2.
Списывается финансовый результат от продаж ежемесячно с субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Списание себестоимости реализованных работ происходит вместе с отражением выручки.
Себестоимость готовой продукции в отчетном периоде определяется по фактической производственной себестоимости.
Учет расходов в АО «С-ДОК» осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» [9], утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
Методом учета затрат основного производства, применяемым АО «С-ДОК» является попередельный способ учета. Оценка незавершенного производства осуществляется по средней фактической себестоимости.
Отражение расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат производится в сумме затрат, произведенных за период. Состав затрат на производство продукции АО «С-ДОК» по элементам включает:
-материальные затраты;
-амортизация;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-прочие затраты.
Затраты на производство в учете делятся на прямые, собираемые на счете 20 «Основное производство») и косвенные, которые отражаются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» соответственно.
Для учета затрат производства, обеспечивающих производство и снабжение электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом, выполняющих работы по обслуживанию автотранспортом, ремонтно-механические работы, а также затрат на содержание ЦЗЛ, АСУТП, складов ТМЦ используется счет 23 «Вспомогательные производства».
Суммы фактической себестоимости завершенной вспомогательным производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются со счета 23 «Вспомогательное производство» (кредит счета) производится на основании Отчета подразделения, при этом затраты на содержание основного производства относятся в качестве общепроизводственных с дальнейшим распределением по видам продукции.
Для быстрого закрытия периода некоторые фактически состоявшиеся затраты за период отражаются в учете до получения первичных документов от поставщиков товаров, работ, услуг на основании «Справки по начислениям».
Перечень расходов, к которым применяется порядок учета с применением «Справки по начислениям»:
-расходы на электроэнергию;
-расходы на тепло, газ;
-транспортные расходы;
-иные существенные расходы.
По факту получения оригиналов первичных документов в бухгалтерскую отчетность вносятся корректировки на сумму отклонений в текущем периоде.
В конце года АО «С-ДОК» проводит реформацию баланса, т.е. закрытие счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Проверкой будет являться отсутствие сальдо на этих счетах.
Рассмотрим порядок отражения финансовых результатов от обычных видов деятельности в бухгалтерской отчетности АО «С-ДОК». В таблице 2.6 показано, как рассчитываются показатели Отчета о финансовых результатах.
Доходами по обычным видам деятельности в АО «С-ДОК признается выручка в сумме 1 637 199 тыс.руб. К расходам предприятия относятся себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.
Таблица 2.6 - Порядок отражения финансовых результатов от основной деятельности АО «С-ДОК» в бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
Наименование показателяКод показателяОбороты по счетам бухгалтерского учетаСумма, тыс.руб.1234Выручка (нетто) от продажи2110Итоговый оборот по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90/1 «Выручка», минус обороты по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 90/3 «НДС»1 637 199Себестоимость проданной продукции2120Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 90/2 «Себестоимость продаж», в корреспонденции со счетов 20 «Основное производство»(1 360 266)Валовая прибыль (убыток)2100Строка 2110 минус строка 2120276 933Коммерческие расходы2210Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 90/2 «Себестоимость продаж», в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу»(151 623)Управленческие расходы2220Итоговый оборот по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 90/2 «Себестоимость продаж», в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы»(105 324)Прибыль (убыток) от продаж2200Строка 2100 минус строка 2210 минус строка 2220. Равен итоговым оборотам по дебету (или кредиту) счета 90 «Продажи», субсчет 90/9 «Прибыль от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»19 986
Себестоимость продаж АО «С-ДОК» отражает все прямые расходы на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. т.е. расходы, учтенные непосредственно на счете 20 «Основное производство» - 1 360 266 тыс.руб.
К коммерческим расходам относятся расходы, относящиеся к сбыту продукции. АО «С-ДОК» распределяет коммерческие расходы на:
-реализованную продукцию и списывает в дебет счета субсчета 90.2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 44 «Расходы на продажу» - 151 623 тыс.руб.;
-отгруженную продукцию, право собственности на которую не перешло.
Управленческие расходы представляют собой расходы в части управления организацией, а также расходы общего характера, не связанные с производством конкретных видов продукции, работ, услуг. Списание управленческих расходов в АО «С-ДОК» в качестве условно-постоянных происходит ежемесячно в дебет субсчета 90.2 «Себестоимость продаж» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» - 105 324 тыс.руб. пропорционально доле соответствующего дохода.
Валовая прибыль определяется как разница между показателями строк «Выручка» и «Себестоимость продаж»:
199 тыс.руб. - (1 360 266) тыс.руб. = 276 933 тыс.руб.
Прибыль от продаж показывает финансовый результат от продажи продукции, товаров, (работ, услуг):
.933 тыс.руб. - (151 623) тыс.руб. - (105 324) тыс.руб. = 19 986 тыс.руб.
На расходы по обычным видам деятельности ежемесячно производится начисление следующих видов налогов:
-налог на имущество;
-транспортный налог;
-водный налог;
-земельный налог;
-плата за загрязнение окружающей среды.
Далее рассмотрим порядок формирования финансовых результатов АО «С-ДОК» от прочих доходов и расходов.
2.3Учет прочих доходов и расходов в АО «С-ДОК»
Прочие доходы и расходы АО «С-ДОК» учитывает на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Для учета операций по счету 91 «Прочие доходы и расходы» на предприятии предусмотрены следующие субсчета:
-91.1 «Прочие доходы»;
-91.2 «Прочие расходы»;
-91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
На субсчете 91.1 «Прочие доходы» АО «С-ДОК» учитывает поступления активов, признаваемых прочими доходами.
Субсчет 91.2 «Прочие расходы» предназначен для учета операционных и внерелизационных расходов, признаваемых прочими.
Субсчет 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» АО «С-ДОК» использует для отражения сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Ежемесячно сальдо прочих доходов и расходов списывается с субсчета 91.9 на счет 99 «Прибыли и убытки». По состоянию на отчетную дату сальдо по счету «Прочие доходы и расходы» равно нулю.
Записи по счетам 91.1 и 91.2 производятся накопительно в течение отчетного периода.
Основную часть прочих доходов АО «С-ДОК» составляют доходы от продажи имущества, доходы при восстановлении резервов, доходы при уступке прав требований и прочие доходы.
Прочие доходы и расходы в отчетности организации показываются развернуто, за исключением доходов и расходов показанных свернуто в части: начисления и восстановления резервов, начисления курсовых разниц.
Большую часть прочих расходов АО «С-ДОК» составляют: расходы при продаже имущества, расходы при начислении резервов, расходы при уступке прав требований, расходы по курсовым разницам, а также штрафы, пени, санкции за нарушение договорных обязательств.
По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» находит отражение ряд расходов, учитываемых на счетах учета производственных затрат, с кредита которых они списываются как прочие расходы.
Рассмотрим в таблице 2.7 наиболее типичные операции по учету прочих доходов и расходов.
Таблица 2.7 - Корреспонденции счетов по учету прочих доходов и расходов в АО «С-ДОК» за 2014 год
Наименование операцийДебетКредитСумма, тыс.руб. Документы1. Признана выручка от продажи Погрузчика леса ПЛК-66291.13 460 000Товарно-транспортная накладная № 1037, Счет-фактура № 1037, Акт № 10372. Отражен НДС91.268527 796,6Товарно-транспортная накладная № 1037, Счет-фактура № 1037, Акт № 10373. Признаны прочие расходы от продажи Погрузчика леса ПЛК-691.26017 500Счет-фактура № 340004, чек № 4008754. Отражен НДС по затратам, связанным с продажей19602 669,5Счет-фактура № 340004, чек № 4008754. Отражено поступление выручки на расчетный счет51623 460 000Банковская выписка
Далее рассмотрим порядок отражения прочих доходов и расходов АО «С-ДОК» в бухгалтерской отчетности в таблице 2.8.
ПоказателиКод строкиРегистры учетаСумма, тыс.руб.Проценты к получению2320Ведомости начисления процентов банком, другими организациями1 924Проценты к уплате2330Ведомости начисления процентов(124 653)Прочие доходы2340Справки, ведомости по начислению доходов705 243Прочие расходы2350Справки, ведомости по расчету расходов(684 954)
Проценты к получению (строка 2320) представляют собой суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению процентов по облигациям, депозитам, предоставленным займам и т.п. а также суммы причитающиеся за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации. Сумма процентов к получению в 2014 году составила 1 924 тыс.руб.
Проценты к уплате (строка 2330) - это проценты, которые организация должна уплатить по собственным долговым ценным бумагам, кредитам и займам. Сумма процентов к уплате за 2014 год составила 124 653 тыс.руб.
По строке 2340 «Прочие доходы» отражается кредитовый оборот по субсчету «Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы». В составе прочих доходов АО «С-ДОК» учитывает доходы от продажи имущества, доходы при восстановлении резервов, доходы при уступке прав требований и иные прочие доходы. Сумма прочих доходов в 2014 году составила 705 243 тыс.руб.
По строке 2350 «Прочие расходы» отражается В состав прочих расходов в АО «С-ДОК» входят расходы на продажу имущества, расходы при начислении резервов, расходы при уступке прав требований, расходы по курсовым разницам, а также штрафы, пени, санкции за нарушение договорных обязательств. Прочие расходы АО «С-ДОК» за 2014 год составили 684 954 тыс.руб.
2.4 Учет распределения прибыли на предприятии АО «С-ДОК»
Нераспределенная прибыль в годовой отчетности АО «С-ДОК» отражается по данным об остатке по счету 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)».
Формирование чистой прибыли происходит за счет вычитания из прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль и дальнейшей корректировки ее значения на величину отложенных налоговых активов и обязательств.
Чистая прибыль, выявленная после реформации баланса на счете 99 «Прибыли и убытки» переносится в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль».
Списание суммы чистого убытка осуществляется соответственно в дебет этого субсчета.
Рабочий план счетов АО «С-ДОК» предусматривает открытие следующих субсчетов к счету 84 «Нераспределенная прибыль»:
-84.1 «Прибыль, подлежащая распределению»;
-84.2 «Убыток, подлежащий покрытию»;
-84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении»;
-84.4 «Нераспределенная прибыль использованная».
После утверждения годовой отчетности принимается решение о распределении чистой прибыли АО «С-ДОК».
Структура нераспределенной прибыли АО «С-ДОК» за 2012-2014 годы, отраженной по строке 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» представлена в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Структура нераспределенной прибыли АО «С-ДОК» за 2012-2014 годы, тыс.руб.
НаименованиеНа 31.12.2014На 31.12.2013На 31.12.2012Нераспределенная прибыль (убыток), в том числе:(472 860)(404 441)(171 600)Нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет(404 441)(171 600)47 466Убыток отчетного года(68 419)(232 841)(219 066)
Согласно таблице 2.9 общество закончило 2014 год с убытками на сумму 68 419 тыс.руб. Причинами такого результата явились отрицательные курсовые разницы, возникшие в результате переоценки заемных обязательств. Данная сумма, отражена в дебете счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Это показано в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Отражение в бухгалтерском учете АО «С-ДОК реформации баланса, тыс.руб.
ДатаСодержание хозяйственной операцииОснование хозяйственной операцииСумма, тыс.руб.Корреспонденция счетовДебетКредит31.12.2014 г.Отражена сумма чистого убытка отчетного годаБухгалтерская справка68 4198499
Формирование резервного фонда АО «С-ДОК» происходит путем ежегодных отчислений в размере, составляющем не менее 5% (пяти процентов) чистой прибыли, до достижения им 5% (пяти процентов) уставного капитала.
В случае отсутствия иных источников, средства резервного фонда могут быть использованы на:
-покрытие убытков;
-погашения облигаций общества;
-выкупа акций общества.
Направления использования средств резервного фонда выбираются собранием акционеров в устанавливаемом им порядке.
Поскольку в 2014, 2013 и 2012 году, предприятие получало убытки, резервный фонд организацией не создавался.
2.5 Учет расчетов по налогу на прибыль в АО «С-ДОК»
Налог на прибыль в АО «С-ДОК» формируется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 [24].
Для целей учета рабочим планом счетов АО «С-ДОК» предусмотрено открытие следующих субсчетов:
-99.2 «Налог на прибыль»;
-