Документальное оформление и бухгалтерский учет основных средств

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Документальное оформление и бухгалтерский учет основных средств

Содержание

1. Характеристика открытого акционерного общества «Нафтан»

. Технологические особенности производственной деятельности и организации труда работников

3. Организация и порядок ведения бухгалтерского учёта

4. Организация делопроизводства и контроля документооборота

. Оценка основных показателей деятельности ОАО «Нафтан»

6. Индивидуальное задание. Документальное оформление и бухгалтерский учёт основных средств

Список литературы

. Характеристика открытого акционерного общества «Нафтан»

Открытое акционерное общество "Нафтан" (далее - Общество) создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 2002 г. № 118 путем преобразования Республиканского унитарного предприятия "Новополоцкое производственное объединение "Нафтан" в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрировано Витебским областным исполнительным комитетом решением от 25 сентября 2002 г. № 528 в Едином Государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 300042199.

Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Общество реорганизовано на основании решения внеочередного общего собрания акционеров от 09.09.2008 (протокол № 24) в форме присоединения к нему открытого акционерного общества «Полимир» (далее - ОАО «Полимир»), созданного на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 2002 г. № 117 путем преобразования Республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение «Полимир», и присоединения к нему Республиканского унитарного дочернего предприятия «Хоккейный клуб «Химик» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах, зарегистрированного Витебским областным исполнительным комитетом решением от 25 сентября 2002 г. № 528 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 300041455.

Общество является преемником прав и обязанностей ОАО «Полимир» в отношении всех кредиторов и должников ОАО «Полимир», включая обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточным актом.

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, основную печать.

Общество вправе иметь иные печати, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии):

деятельность в области автомобильного транспорта;

деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

деятельность в области промышленной безопасности;

деятельность в области связи;

деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду;

медицинская деятельность;

оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

охранная деятельность;

розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.

Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется после получения соответствующего специального разрешения (лицензии).

Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, участвовать в создании (входить в состав) объединений, в том числе в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и товариществ.

В собственности Общества находятся:

имущество, переданное учредителями (акционерами) Общества в его уставный фонд в виде вкладов;

имущество, приобретенное Обществом в процессе осуществления им предпринимательской деятельности;

поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;

имущество унитарных предприятий, учрежденных Обществом;

имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Уставный фонд Общества составляет 11 812 943 700 964 (одиннадцать триллионов восемьсот двенадцать миллиардов девятьсот сорок три миллиона семьсот тысяч девятьсот шестьдесят четыре) рубля.

Уставный фонд разделен на 170 237 404 (сто семьдесят миллионов двести тридцать семь тысяч четыреста четыре) простые (обыкновенные) акции номинальной стоимостью 69 391 (шестьдесят девять тысяч триста девяносто один) рубль каждая. Акции выпускаются в форме записей на счетах.

Общество обязано заключить с депозитарием договор на депозитарное обслуживание, в соответствии с условиями которого депозитарий по требованию Общества формирует реестр владельцев ценных бумаг.

Уставный фонд Общества может быть увеличен путем выпуска дополнительных акций либо увеличения номинальной стоимости акций. Увеличение уставного фонда Общества путем выпуска дополнительных акций может осуществляться как за счет источников собственных средств Общества и (или) акционеров, так и за счет иных инвестиций. Увеличение уставного фонда Общества путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется за счет источников собственных средств Общества, а при условии единогласного принятия такого решения всеми акционерами - за счет средств его акционеров.

При увеличении уставного фонда Общества путем выпуска дополнительных акций за счет источников собственных средств Общества акции этого выпуска размещаются, если иное не предусмотрено законодательными актами, среди всех акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций той же категории и того же типа.

Сумма, на которую увеличивается уставный фонд Общества за счет источников собственных средств, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов и суммой уставного фонда и резервных фондов Общества.

Увеличение уставного фонда Общества для покрытия понесенных Обществом убытков не допускается.

Органами Общества являются органы управления Общества и его контрольный орган.

Органами управления Общества являются:

·        общее собрание акционеров;

·        наблюдательный совет;

·        исполнительные органы (дирекция и генеральный директор).

Контрольным органом Общества является ревизионная комиссия.[1]

. Технологические особенности производственной деятельности и организации труда работников

бухгалтерский учет делопроизводство акционерный

Производство НТиА (нефтяных топлив и ароматических углеводородов) состоит из отделений по производству топлив и по производству ароматических углеводородов.

Производство топлив.

Основная задача отделения производства топлив - первичная переработка нефти, крекинг гудрона и асфальта, удаление сернистых соединений из выработанных топлив, получение серной кислоты.

Производство ароматических углеводородов.

Основная задача отделения производства ароматических углеводородов - выработка индивидуальных ароматических углеводородов и высокооктановых компонентов бензина.

Товарной продукцией являются индивидуальные ароматические углеводороды: бензол, толуол, параксилол, ортоксилол; высокооктановые компоненты бензина (изомеризат, катализат риформингов); продукт остаточный гидрокрекинга; сжиженный углеводородный газ; растворитель Нефрас С2-80/120.

Производство МиБ.

Производство МиБ (масел и битумов) состоит из отделений по производству нефтяных масел и по производству битумов.

Основная задача - выработка смазочных масел и битумов, их затаривание и отгрузка, а также выработка вакуумных погонов - компонентов вакуумного газойля.

Полный перечень продукции ОАО “НАФТАН” представлен в Приложении А.

Приоритетной целью ОАО «Нафтан» в области охраны труда является обеспечение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников Общества в процессе труда. Для этого в ОАО «Нафтан» функционирует и совершенствуется система управления охраной труда.

Руководствуясь принципом постоянного улучшения системы управления охраной труда, руководство ОАО «Нафтан» берет на себя следующие обязательства по обеспечению:

соблюдения законодательных и других требований, сфера действия которых распространяется на деятельность Общества и которые относятся к ее опасностям в области охраны труда;

улучшения условий труда, повышения уровня безопасности, снижения риска производственных травм и профессиональных заболеваний, инцидентов и аварий;

непрерывной идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;

финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в необходимых объемах;

постоянного повышения компетентности работников ОАО "Нафтан" в области охраны труда;

реализации идеи о том, что безопасность труда на каждом рабочем месте, в структурном подразделении и в Обществе в целом - дело всех и каждого;

систематического информирования работников об условиях труда на рабочих местах;

Работа служб и структурных подразделений ОАО "Нафтан" планировалась и проводилась в отчетном периоде по указанным направлениям.

В настоящее время в ОАО «Нафтан» внедрена и действует система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009, а также получен сертификат соответствия Госстандарта РБ.

Сводным годовым планом профилактической работы предусматривается оперативный контроль за соблюдением требований безопасности при ведении технологических процессов и выполнении работ, целевые проверки и комплексные обследования подразделений Общества.

Организован персонифицированный учёт и ежеквартальный анализ нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности с доведением информации до трудовых коллективов.

Ежегодно разрабатывается план мероприятий по охране труда и промышленной безопасности, который включается в коллективный договор.

В план включены мероприятия по замене морально и физически устаревшего оборудования, внедрению средств автоматизации и механизации работ, модернизации схем электроснабжения, реконструкции систем вентиляции и устройству местных отсосов, реконструкции бытовых помещений.

На 1 января 2012 года списочная численность работников ОАО «Нафтан» составила 13046 человек. 7395 трудятся на головном предприятии, 5651 - на заводе «Полимир». Более 97 % работают по контрактной форме найма.

Предприятие традиционно отличается высоким образовательным уровнем: почти у трети заводчан высшее образование. Причем это число также имеет стойкую тенденцию к увеличению. На местах рабочих трудятся 1316 человек, имеющих высшее образование, а некоторые из них - по два.[2]

. Организация и порядок ведения бухгалтерского учёта

Основные задачи бухгалтерского учета и отчетности ОАО «Нафтан» (далее - Общества) определяются Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в действующей редакции.

Ведение бухгалтерского учета Обществом осуществляется в соответствии с законодательством согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательной и нормативной базой путем выбора экономически обоснованных способов, методов и приемов группировки и обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной предпринимательской) деятельности, оценки их в стоимостном выражении.

Общество самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности Общества.

При формировании учетной политики Общества по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа исходя из требований актов законодательства. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» при разработке соответствующих способов ведения бухгалтерского учета Общество учитывает необходимость обеспечения применения на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете.

Учетная политика сформирована из требований:

·        полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

·        осмотрительности;

·        приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

·        непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

·        рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования Общества.

Учетная политика Общества формируется главным бухгалтером.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» генеральный директор Общества организовывает бухгалтерский учет, создает необходимые условия для правильного его ведения.

Для обеспечения выполнения данного требования бухгалтерский учет в Обществе осуществляет служба бухгалтерии, являющаяся структурным подразделением Общества, в составе:

сектор учета затрат на производство и готовой продукции; сектор учета материалов; сектор учета денежных средств и расчетов по кредитам; отдел по учету хозяйственной деятельности СЖК ОАО «Нафтан»; сектор бухгалтерско-финансового учета ГК «Нафтан»; бухгалтер Представительства ОАО «Нафтан» в Латвийской Республике;

ведущий бухгалтер по налогу на доходы и прибыль и внутреннему аудиту; сектор учета расчетов по налогам и сборам; сектор учета расчетов с персоналом по оплате труда; сектор учета реализации и расчетов с покупателями; сектор реализации услуг по процессингу;

сектор учета вложений во внеоборотные активы и ремонта; сектор учета основных средств; сектор учета общественного питания;

Заместители главного бухгалтера, начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями, начальник отдела учета и отчетности завода «Полимир» обеспечивают координацию работы и контроль исполнения должностных обязанностей специалистами соответствующих секторов, отделов и других специалистов службы бухгалтерии, непосредственно подчиненных им в соответствии с организационной структурой службы бухгалтерии ОАО «Нафтан», утвержденной генеральным директором Общества приказом №322 от 17.03.2010.

Служба бухгалтерии в соответствии с возложенными на нее задачами исполняет функциональные обязанности, имеет права, несет ответственность и взаимодействует с другими подразделениями общества и организациями в соответствии с актами законодательства, положением «О службе бухгалтерии», утвержденным генеральным директором Общества 17.05.2010 №П-21.14.01-1, другими локальными нормативными актами и настоящей учетной политикой.

Распределение обязанностей между заместителями главного бухгалтера, другими специалистами службы бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер. Обязанности определяются должностными инструкциями, утвержденными генеральным директором Общества.

Каждый работник службы бухгалтерии обеспечивается должностной инструкцией под роспись.

Контрольные экземпляры должностных инструкций хранятся в управлении организации труда и заработной платы Общества.

Положение о службе бухгалтерии находится у главного бухгалтера. Контрольный экземпляр положения о службе бухгалтерии хранится в управлении организации труда и заработной платы Общества.

Для обеспечения бухгалтерского учета финансовый отдел, являющийся структурным подразделением Общества, действующий в соответствии с положением «О финансовом отделе», утвержденным генеральным директором Общества, при взаимодействии со службой бухгалтерии осуществляет:

·        подготовку в установленном порядке платежных инструкций и иных платежных документов и перечисление денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах со счетов Общества, открытых в кредитных организациях, в том числе с использованием системы «Клиент-Банк»;

·        документальное оформление кредитов в соответствии с действующими правилами кредитования и обеспечение их возврата и уплаты процентов по ним, в установленные договором сроки;

·        обеспечение своевременного погашения полученных и выданных займов;

·        получение выписок банка с подтверждающими документами по счетам Общества в официальной денежной единице Республики Беларусь и в иностранных валютах (по видам валют), проверку всех полученных документов на предмет обоснованности проведенных платежей и поступлений, ведение по ним оперативного учета с последующим направлением информации оперативного учета в автоматическом режиме службе бухгалтерии с передачей выписок банка и всех подтверждающих документов;

·        оформление в установленном порядке в соответствии с актами законодательства и локальными нормативными актами операций по приобретению и движению ценных бумаг и их хранение в сейфе кассы финансового отдела;

·        соблюдение установленного обслуживающим банком лимита остатка наличной валюты в кассах №№1, 12 Общества в соответствии с расчетом на установление лимита остатка, своевременную подачу заявок на установление лимита на будущий период;

·        своевременное издание приказов, регламентирующих порядок и сроки сдачи выручки, размер потребности в разменных наличных денежных средствах для кассы№1, кассы№12, цели расходования наличных денег из выручки, контроль целевого использования и возврата неиспользованной суммы наличных денег, полученных в обслуживающем банке по чеку;

·        контроль обеспечения своевременной подготовки и инкассации в установленном порядке денежных средств из касс №№ 1, 12 Общества;

·        разработку и выполнение мероприятий, способствующих своевременности проведения платежей, выбор форм расчетов и обеспечение соблюдения правил ведения расчетов;

·        составление и представление руководству сведений о поступлении и движении денежных средств, информации о финансовом состоянии Общества;

·        контроль достоверности курсов валют в информационной сети Общества.

Финансовый отдел в соответствии с возложенными на него задачами исполняет функциональные обязанности, имеет права и несет ответственность в соответствии с актами законодательства и положением «О финансовом отделе», утвержденным генеральным директором Общества 10.05.2010 №П-21.190301-1.

Ответственность каждого работника финансового отдела определяется его должностной инструкцией.

Ответственность за надлежащее выполнение функций отдела несет начальник финансового отдела.

Положение о финансовом отделе находится у начальника финансового отдела. Контрольный экземпляр положения о финансовом отделе хранится в управлении организации труда и заработной платы Общества.

В соответствии с Уставом Общество имеет Представительство ОАО «Нафтан» в Латвийской Республике, местонахождение г. Рига, ул. Бривибас, 211, являющееся обособленным структурным подразделением Общества.

В своей деятельности Представительство руководствуется законодательством Латвийской Республики, Уставом Общества, решениями органов управления Общества, положением «О Представительстве открытого акционерного общества «Нафтан» в Латвийской Республике», утвержденным генеральным директором Общества 14.08.2006, а также актами законодательства Республики Беларусь в части, не противоречащей законодательству Латвийской Республики.

Представительство не является юридическим лицом и не осуществляет предпринимательской деятельности.

Представительство имеет отдельный баланс, круглую печать, счета в банках Латвийской Республики, осуществляет документооборот, ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Латвийской Республики.

Бухгалтерский учет в Представительстве ведет бухгалтер Представительства, который несет ответственность за соблюдение актов законодательства страны нахождения представительства Латвийской Республики, а также актами законодательства Республики Беларусь в части, не противоречащей законодательству Латвийской Республики.

Налогообложение Представительства осуществляется в соответствии с законодательством Латвийской Республики на основании Соглашений между правительством Республики Беларусь и Латвийской Республики.

Расходы на содержание Представительства определяются сметой, утвержденной Обществом.

Руководитель Представительства несет ответственность за целевое использование средств в соответствии с утвержденной сметой, за составление отчета об использовании сметы на содержание представительства, предоставляемого в службу маркетинга.

Руководитель Представительства обеспечивает учет, а также сохранность имущества Представительства, находящегося в пользовании.

Ответственными за организацию складского хозяйства с учетом требований актов законодательства являются:

зам. генерального директора (по МТО);

руководители подразделений, в составе которых имеются склады и кладовые;

заведующие складами, кладовщики и другие должностные и уполномоченные лица в соответствии с их должностными инструкциями.

Ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета материальных ценностей, хранящихся на складах и в кладовых, являются главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, курирующий данные вопросы, и другие работники службы бухгалтерии в соответствии с их должностными инструкциями.

С лицами, занимающими должности и выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, отдел кадров совместно с юридическим управлением обеспечивают своевременное заключение письменных договоров о полной индивидуальной либо коллективной (бригадной) материальной ответственности в соответствии с перечнем, утвержденным приказом генерального директора Общества «О материально ответственных лицах» №1045 от 14.09.2009г. с учетом изменений и дополнений, по заводу «Полимир» приказом директора завода.

Начальник структурного подразделения при согласовании назначения лиц на материально-ответственную должность или работу при перемещении материально-ответственного лица из одного подразделения в другое, переводе, уходе в отпуск, увольнении и т.д. обеспечивает издание распоряжения по производству (цеху) на проведение в установленном порядке инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Увольнение, перевод материально-ответственного лица из одного подразделения в другое и т.д. производится отделом кадров только по согласованию с руководителем подразделения после проведения в установленном порядке инвентаризации. Руководитель структурного подразделения согласовывает заявление после проведения в установленном порядке инвентаризации.

Главный бухгалтер обеспечивает издание приказа на проведение в установленном порядке инвентаризации товарно-материальных ценностей при реорганизации или ликвидации (упразднении) Общества, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Начальник контрольно-ревизионного отдела обеспечивает издание приказа на проведение в установленном порядке инвентаризации товарно-материальных ценностей при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, при смене генерального директора, в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.[2]

. Организация делопроизводства и контроля документооборота

Движение форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, налоговых деклараций и сведений в разрезе секторов службы бухгалтерии ОАО «Нафтан» регламентируется графиком документооборота, утвержденным приказом генерального директора, и является составляющей учетной политики Общества.

Документы (первичные, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации и сведения) заполняются в соответствии с законодательством и требованиями главного бухгалтера либо лиц, им на то уполномоченных.

Работники службы бухгалтерии, осуществляющие последующий контроль за заполнением поступающих документов по форме (заполнение всех реквизитов, правильность пересчета натуральных показателей в стоимостные, правильность внесенных исправлений и.т.п.), в случае выявления нарушений при заполнении и представлении первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета возвращают их для доработки и правильного оформления и докладывают об этом главному бухгалтеру.

Достоверность составления и своевременность представления в установленные сроки и адреса государственной статистической отчетности обеспечивают структурные подразделения, должностные лица и иные уполномоченные лица, ответственные за составление и представление статистической отчетности в соответствии с табелем (перечнем) форм государственной статистической отчетности, утвержденным приказом генерального директора.

При составлении статистической отчетности должностные и иные уполномоченные лица, ответственные за составление и представление статистической отчетности, должны иметь в виду, что согласно ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З (с изменениями и дополнениями) «Об административных правонарушениях»:

представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа на должностных лиц и (или) иных уполномоченных лиц, ответственных за составление и представление данных государственной статистической отчетности, в размере от 20 до 100 базовых величин;

те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц и (или) иных уполномоченных лиц, ответственных за составление и представление данных государственной статистической отчетности, в размере от 100 до 200 базовых величин.[2]

. Оценка основных показателей деятельности ОАО «Нафтан»

Таблица 1. Производство промышленной продукции ОАО "Нафтан" (в фактических ценах соответствующих)


Ед. изм

1квартал

2квартал

1полугодие

3квартал

9мес.

4квартал

год

2010год

Млн.руб

1794981

2377421

4172402

2365248

6537650

1853094

8390744

2011год

Млн.руб

2076479

3186871

5263350

3110338

8373688

3353094

11726782

Темп роста

%

115,68

134,05

126,15

131,50

128,08

180,95

139,76


Исходя из вышеприведенной таблицы, можно отметить, что по сравнению в с 2010-ым годом в 2011 году продукции выпускалось больше, и это происходило регулярно, каждый квартал. В среднем темп роста за год составил практически 40%.

Суммарный объем переработки нефтяного сырья в 2011 году - 10 млн. тонн (из него нефти - 9.65 млн. тонн, в т.ч. венесуэльская нефть 1.004 млн. тонн или 117,8% к 2010 году в 2010 году - 8,195 млн. тонн. Предусмотрена максимальная загрузка установок первичной переработки нефти с учетом ремонта установки АВТ-6 (вторая половина августа - первая половина сентября) и переработки венесуэльской нефти.

Переработка альтернативных видов сырья: переработка 0.4 млн. тонн дизтоплива из РФ для производства судового топлива.

Объем переработки собственной нефти в 2011 году - 6,222 млн. тонн или 122.9% к 2010 году (в 2010 году - 5,064 млн. тонн). Весь объем перерабатываемой собственной нефти приобретается по ценам без таможенной пошлины.


Переработка давальческого нефтяного сырья в 2011 году - 1.004 млн. тонн венесуэльская нефть, 2.424 млн. тонн нефти марки URALS поставляемой трубопроводным и железнодорожным транспортом с переработкой по топливно-ароматическому варианту с процессингом 97 480 руб/т без НДС в феврале-марте и 154 018 руб/т без НДС начиная с апреля. Увеличение стоимости процессинга с апреля 2011 года связано со значительным улучшением условий переработки нефти для давальческих организаций (увеличение цен на внутреннем рынке), тем не менее, данное повышение стоимости процессинга позволяет иметь прибыль от реализации давальческой организации порядка 3,0$/т нефти.

Материальный баланс выработки продукции на 2011 год рассчитан на основе технико-экономических показателей ОАО «Нафтан», максимальной загрузки установок первичной переработки нефти с учетом ремонта установки АВТ-6 и исходя из предоставленной концерном «Белнефтехим» информации об объемах поставки углеводородного сырья, проекта плана внутриотраслевых поставок сырья и материалов и возможных объемов реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.[3]

. Индивидуальное задание. Документальное оформление и бухгалтерский учёт основных средств

На первое июня 2015 г. в имуществе предприятия находились основные средства, записанные в опись основных средств.

Основные средства являются одним из элементов долгосрочных активов, составляющим значительную их часть. Правильной организации бухгалтерского учета основных средств будет способствовать раскрытие их экономического содержания.

Активы, имеющие материально-вещественную форму, организацией принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, при одноименном выполнении следующих условий:

·        предназначены для использования в деятельности организации, в т. ч. в производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование), кроме земельных участков, зданий, сооружений, изолированных помещений, машино-мест, которые сдаются другим лицам в аренду;

·        предназначены для использования в течение периода продолжительностью свыше 12 месяцев, т.е. срок службы объекта должен быть установлен производителем или нормативно свыше 12 месяцев;

·        способны приносить организации экономические выгоды от использования (экономические выгоды - получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов;

·        не предполагается отчуждение в течение 12 месяцев с даты приобретения; [4]

·        первоначальная стоимость может быть достоверно определена.

·        Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с:

·        Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 с учетом последующих изменений и дополнений;

·        Декретом Президента РБ от 30.06.2000 №15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» с учетом изменений и дополнений;

·        инструкцией «Об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 № 127, с учетом последующих изменений и дополнений;

·        постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.07.2005 № 89 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»;

·        постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 "Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов";

·        инструкцией «О порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 №37/18/6, с учетом последующих изменений и дополнений (далее по тексту «Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов»);

·        постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 N 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее по тексту - постановление №161);

·        постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 N 23 "Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов";

·        Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, незавершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» с учетом последующих изменений и дополнений;

·        инструкцией «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 20.11.2006 № 199/139/185/34;

·        инструкцией «О порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними», утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2004 года № 40;

·        приказом концерна «Белнефтехим» от 22.04.2003 № 229 «Об осуществлении владельческого надзора в открытых акционерных обществах»;

·        порядком согласования списания основных фондов, утвержденным концерном «Белнефтехим» 21.05.2001;

·        положением «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан»;

·        положением «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан»;

·        приказом генерального директора от 09.11.2011 №1609 «Об утверждении форм первичных учетных документов по учету основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы»;

·        приказом генерального директора от 09.12.2009 № 1413 «О создании комиссии по проведению амортизационной политики в Обществе и утверждении Положения о комиссии по проведению амортизационной политики Общества», по заводу «Полимир» - приказом генерального директора № 119 «О создании комиссии по проведению амортизационной политики» от 31.01.2011г.;

·        другими актами законодательства, локальными нормативными актами и настоящей учетной политикой.

К основным средствам относятся:

·        объекты основных средств, перечисленные в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 года № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» и Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь "Основные средства и нематериальные активы", утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2002 г. N 48;

·        активы, не перечисленные в вышеуказанных классификаторах, при выполнении условий, установленных п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118, с учетом последующих дополнений и изменений.

·        Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные пунктом 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, и стоимостью менее 30 базовых величин за единицу на дату принятия к учету (без НДС) не относятся к основным средствам и учитываются в бухгалтерском учете в составе средств в обороте.

Первичные учетные документы ответственными исполнителями должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи.

Первичные учетные документы по учету основных средств принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены в соответствии требованиями актов законодательства и локальных нормативных актов.

Работникам службы бухгалтерии запрещается принимать к исполнению документы, составленные с нарушением установленного порядка их оформления, данные документы должны возвращаться ответственному за их составление для правильного оформления.

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и (или) электронных носителях информации.

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с поступлением объектов основных средств, осуществляется на основании оформленных в установленном порядке актов о приеме-передаче объектов основных средств, подписанных соответствующими комиссиями, в составе согласно положению «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан» и утвержденных генеральным директором либо должностным лицом, им на то уполномоченным.[2]

Рассмотрим типовую корреспонденцию счетов, которая отражена в таблице 2:

Таблица 2.

Дт

Кт

Содержание хозяйственных операций

01

08-1

Отражены приобретенные и созданные основные средства

01

08-2

Отражена приобретенная и созданная инвестиционная недвижимость

01

08-3

Оприходованы в собственность приобретенные предметы финансовой аренды (лизинга)

01

08-4

Отражены приобретенные и созданные нематериальные активы

01

91-1

Оприходованы излишки основных средств, установленные в результате инвентаризации

01

03

Оприходованы в собственность объекты лизинга или аренды с правом выкупа

01 83

83 02

Проведена переоценка основных средств по решению правительства РБ

01  79

79  02

Отражена первоначальная стоимость полученных основных средств от обособленных подразделений, имеющих отдельные балансы

01  76-6

76-6  02

Поступили основные средства в доверительное управление  Отражены накопленные по принятым основным средствам суммы амортизации и обесценения

02

01

Списана амортизация по выбывающим объектам основных средств

91

01

Списаны с баланса основные средства по остаточной стоимости

94

01,  91

Выявлена недостача основных средств


Акты о приеме-передаче объектов основных средств применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств Обществом или между организациями:

для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения;

для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию;

для объектов, не требующих монтажа, включенных в сметы на строительство - в момент ввода строительного объекта в эксплуатацию.

поступивших:

·        по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (лизинга) (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и другим предусмотренным законодательством способом;

·        путем приобретения за плату, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений);

·        для оформления выбытия из состава основных средств, при передаче (продаже, мене и прочем) другой организации, физическому лицу.

При приемке-передаче объекта (ов) между организациями для включения в состав основных средств, для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств, для организации-сдатчика соответствующие акты утверждаются руководителями или уполномоченными ими лицами организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам) (технический паспорт и т.п.).

Хозяйственные операции, связанные с поступлением, внутренним перемещением, выбытием основных средств, подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Для обеспечения своевременной регистрации указанных операций на счетах бухгалтерского учета их оформление осуществляется в строгом соответствии с актами законодательства, Положением «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан», Положением «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан», другими локальными нормативными актами.

В целях соблюдения актов законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению передача со складов в подразделения-пользователи оборудования, и других объектов основных средств, не требующих монтажа и не входящих в сметы строек, осуществляется в установленном порядке в соответствии с утвержденным регламентом в месяце его поступления на склад.

При невозможности по объективным причинам передать указанные объекты подразделению-пользователю в месяце его поступления ответственный исполнитель по закупкам совместно с материально- ответственным лицом склада оформляет акты о приеме-передаче основных средств и направляет на рассмотрение и подписание соответствующей по принадлежности комиссии, состав которой приведен в Положении «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан» и на утверждение руководству Общества.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями (с обвязкой трубопроводом, фундаментом и приспособлениями и т.п.) или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно и имеет один срок полезного использования.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный нормативный срок службы и/или срок полезного использования, каждая такая часть учитывается, как самостоятельный инвентарный объект.

Единицей бухгалтерского учета многолетних насаждений признается вид искусственных насаждений независимо от количества, возраста и породы в пределах определенной территории, определяемый в соответствии с Инструкцией о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2004 года № 40 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 53, 8/12301).

Рабочие машины и оборудование технологической установки в целях обеспечения сохранности материальных ценностей учитываются в бухгалтерском учете под отдельными инвентарными номерами.

Ответственными за правильность определения инвентарного объекта являются председатель и члены соответствующих комиссий, состав которых определен Положением «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан»».

Заполнение инвентарных карточек производится на основании актов о приеме-передаче основных средств формы № ОС-1, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие основных средств.

В инвентарных карточках приводятся:

·        общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования;

·        ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации;

·        сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных металлах и драгоценных камней, а также индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам;

сведения о капитальном ремонте.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их вводе в эксплуатацию по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая:

услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств;

таможенные платежи;

расходы по страхованию при перевозке;

проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);

курсовые разницы от переоценки кредиторской (в том числе по полученным кредитам, займам и процентам по ним) и дебиторской задолженностей по обязательствам, связанным с приобретением основных средств и выраженным в иностранной валюте;

разницы, возникающие при расчетах по обязательствам, связанным с приобретением основных средств в случаях, когда оплата осуществляется в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, а также разница в иностранной валюте, возникающая при расчетах по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, размер которых определяется исходя из эквивалента иной иностранной валюты или условной денежной единицы;

расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов по обязательствам, связанным с приобретением основных средств;

погрузочно-разгрузочные работы;

налоги, если иное не предусмотрено законодательством;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию (в том числе расходы по привлечению и сопровождению кредита, привлекаемого для финансирования вложений в долгосрочные активы, командировочные расходы, стоимость топлива, израсходованного на доставку объектов, услуги банка, связанные с приобретением объектов, требующих и не требующих монтажа, которые в последующем включаются в состав основных средств).

Распределение командировочных расходов и стоимости израсходованного на доставку топлива производится пропорционально весу перевозимого объекта основных средств, указанного в справке бухгалтера сектора по учету основных средств, осуществляющего приход ТМЦ на склады базы оборудования.

Распределение иных расходов, непосредственно связанных с приобретением объектов основных средств осуществляется пропорционально контрактной стоимости, указанной в справке бухгалтера сектора по учету основных средств, осуществляющего приход ТМЦ на склады базы оборудования (стоимости объекта основных средств, указанного в документах на оплату).

Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, произведенные после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, не признаются затратами, включаемыми в первоначальную стоимость объекта.

Первоначальная стоимость основных средств при их приобретении, сооружении, изготовлении, монтаже, модернизации, реконструкции и др. формируется на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа, а также затраты по перемещению оборудования, требующего монтажа, внутри Общества, связанные с демонтажем и монтажом, перевозкой, передвижкой, относятся на затраты производства (расходы на реализацию).

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения хозяйственной операции в соответствии с требованиями Декрета Президента РБ от 30.06.2000 №15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» с учетом изменений и дополнений, Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена иностранной валюте, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 № 199. Дата совершения хозяйственной операции определяется в соответствии с п.10.7 настоящей учетной политики.

Стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей.

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств от организаций в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа устанавливается по стоимости, отраженной в бухгалтерском учете у передающей стороны.

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств от физических лиц формируется исходя из рыночной стоимости, а в случае невозможности оценки по рыночной стоимости - по соглашению сторон.

Первоначальная стоимость объектов, указанных в настоящем пункте, определяется с учетом расходов, перечисленных в пункте 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118, с учетом последующих изменений и дополнений.

Рыночная стоимость основных средств на дату их прихода подтверждается одним из методов, приведенных в пункте 10.3.2 настоящей учетной политики, если иное не установлено актами законодательства.

Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации либо иным путем, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Рыночная стоимость указанных основных средств на дату их прихода подтверждается одним из методов, приведенных в пункте 10.3.2 настоящей учетной политики, если иное не установлено актами законодательства.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменяется в случаях:

·        модернизации;

·        реконструкции;

·        частичной ликвидации;

·        дооборудования;

·        достройки;

·        проведенного технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием организациями, имеющими в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию), оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, на сумму соответствующих затрат (решение об изменении амортизируемой стоимости объекта или отнесения на затраты стоимости работ по результатам технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием устанавливается непосредственно соответствующей комиссией по проведению амортизационной политики в зависимости от конкретных условий в каждом отдельном случае);

·        проведения переоценки основных средств по решению Правительства Республики Беларусь;

·        других в соответствии с законодательством;

Затраты на проведение модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, иных работ капитального характера в бухгалтерском учете отражаются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» и после окончания работ относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Документальное оформление вложений в долгосрочные активы осуществляется в соответствии с актами законодательства и Положением «О порядке осуществления вложений во внеоборотные активы в ОАО «Нафтан».

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации;

в запасе;

на консервации;

в стадии модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, в том числе по результатам проведенного технического диагностирования и соответствующего освидетельствования.

К основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, относятся все инвентарные единицы объектов основных средств согласно протоколу заседания комиссии по амортизационной политике, включая бытовые помещения и служебные кабинеты с оборудованием и инвентарем, которое является неотъемлемой составляющей производственной деятельности Общества.

К основным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, относятся инвентарные объекты основных средств в соответствии с протоколом комиссии по амортизационной политике.

В сроки, предусмотренные графиком документооборота, начальники структурных подразделений по месту эксплуатации объектов представляют службе бухгалтерии сведения по форме, утвержденной приказом от 08.06.2009 № 705 «Об условиях функционирования основных средств».

Руководители данных структурных подразделений несут персональную ответственность за достоверность представляемой информации и осуществляют постоянный контроль за эффективным использованием соответствующих объектов основных средств, оперативный их учет и анализ причин простоя.

Отчуждение основных средств Общества осуществляется в соответствии с актами законодательства и положением «О порядке отчуждения имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» с учетом изменений и дополнений, оценка имущества при его отчуждении осуществляется в соответствии с утвержденными Стандартами.

Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена и в других случаях установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется в установленном порядке уполномоченными лицами актом о приеме-передаче основных средств.

Наряду с актом о приеме-передаче, соответствующее материально-ответственное лицо, выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1, если отпуск (перемещение) объекта основных средств осуществляется с участием автомобильного транспорта, либо товарную накладную формы № ТН-2, если отпуск (перемещение) объекта основных средств осуществляется без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным).

Товарно-транспортная накладная формы № ТТН-1 и товарная накладная формы № ТН-2 уполномоченными лицами заполняются в строгом соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «товарная накладная» и инструкций по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «товарная накладная » с учетом изменений и дополнений.

На основании акта о приеме-передаче основных средств, товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1, товарной накладной формы № ТН-2 и других документов служба бухгалтерии производит соответствующие записи на счетах бухгалтерского учета и в инвентарной карточке передаваемого объекта.

Списание объектов основных средств осуществляется в соответствии с актами законодательства, положением «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан», другими локальными нормативными актами и настоящей учетной политикой.

Решение о списании объектов основных средств Общества принимает соответствующий орган управления Общества в соответствии с законодательством, Уставом Общества и положением «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Решение о списании объектов основных средств, полученных по договору безвозмездного пользования имуществом республиканской собственности, принимает концерн «Белнефтехим».

Регистрация прекращения существования недвижимого имущества и прав на него в РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» списанных основных средств (зданий, сооружений) осуществляется в порядке, приведенном в главе 3 положения «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Определение целесообразности и непригодности объектов основных средств Общества к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления, производят постоянно действующие комиссии, состав которых определен в главе 2 положения «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Определение целесообразности и непригодности объектов основных средств, переданных Обществу по договору безвозмездного пользования имуществом Республиканской собственности, к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления, производит постоянно действующая комиссия, которая создается приказом генерального директора Общества в порядке, приведенном в пункте 57 положения «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

В случае необходимости для участия в работе комиссии могут приглашаться и другие специалисты Общества, эксперты и аудиторы на договорной основе.

В зависимости от списываемых объектов приказом генерального директора назначаются рабочие комиссии по проведению экспертизы технического состояния списываемых объектов основных средств. Состав соответствующих комиссий определен в главе 2 положения «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Результаты экспертизы оформляются соответствующими актами экспертизы технического состояния объектов основных средств, формы которых приведены в составе приложений к положению «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Акты экспертизы технического состояния и акты о списании объектов основных средств утверждаются должностными лицами в соответствии с приложением 3 к положению «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества ОАО «Нафтан».

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций связанных со списанием основных средств, производится на основании актов о списании основных средств (Приложение Д), оформленных в установленном порядке, подписанных соответствующей постоянно действующей комиссией, утвержденных генеральным директором либо должностным лицом им уполномоченным, решения дирекции, оформленного выпиской из протокола, а в случае необходимости письменного согласования соответствующего органа управления Общества или концерна «Белнефтехим» и других документов, полный перечень которых приведен в главе 3 положения «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Одновременно с отражением на счетах бухгалтерского учета служба бухгалтерии производит отметку о списании с бухгалтерского учета объекта основного средства в инвентарной карточке.

Списание основных средств отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» и кредит счета 01 «Основные средства» - отражается восстановительная стоимость объекта основных средств.

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - отражается списание суммы накопленной амортизации.

Остаточная стоимость ликвидируемого объекта списывается в дебет соответствующего субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы» - с кредита счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств».

При ликвидации титульных зданий и сооружений, учитываемых в составе основных средств Общества в соответствии с законодательством ранее установленного срока, недоамортизированная стоимость списывается с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Доходы и расходы от выбытия основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Во время проведения демонтажа объекта приходуются материалы, полученные от его разборки с отражением в бухгалтерском учете по дебету соответствующего субсчета счета 10 «Материалы» и кредиту соответствующего субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы», при оприходовании материалов, полученных от разборки временных титульных сооружений - по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Пригодность использования материалов полученных от разборки зданий и сооружений или их конструкций, стоимость деталей, узлов, агрегатов и других материалов, полученных от разборки оборудования, транспортных средств и других объектов основных средств определяют комиссии, созданные в подразделениях.

Результаты оценки оформляются актом по форме согласно приложению 22 к положению «О порядке списания и отнесения на затраты производства имущества открытого акционерного общества «Нафтан».

Оформленный в установленном порядке и утвержденный акт в сроки согласно графику документооборота передается службе бухгалтерии для отражения в бухгалтерском учете.

Непригодные детали и материалы, содержащие черные и цветные металлы, приходуются как вторичное сырье по накладной на внутреннее перемещение материалов.

Приход лома, драгоценных металлов и драгоценных камней, полученных при разборке объектов основных средств производится в соответствии с:

Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 с учетом изменений и дополнений;

Инструкцией о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 31.05.2004 № 87 с учетом изменений и дополнений;

Приказом от 30.01.2008 №89 «Об утверждении положений и инструкций по учету драгоценных металлов и драгоценных камней»;

другими актами законодательства и локальными нормативными актами.

Расчеты со сдатчиками за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь осуществляются в соответствии с требованиями инструкции «О порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2004 № 59 с учетом изменений и дополнений.

При проведении расчетов за поставленные организациями в Государственный фонд Беларуси драгоценных металлов используются утверждаемые Минфином расчетные цены за 1 грамм металла в чистоте, действующие на дату поставки драгоценных металлов.

Расходы, связанные с ликвидацией основных средств, по мере их образования списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Стоимость объектов жилых зданий и других объектов основных средств, потеря стоимости которых отражается в бухгалтерском учете в конце отчетного года на забалансовых счетах при списании объекта отражается по дебету счета 83 «Добавочный капитал» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» (основание: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 07.07.2005 № 89 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»).

Расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, вследствие безвозмездной передачи, ликвидации при авариях, утраченных в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с соответствующими счетами.

Стоимость материалов, полученных при разборке объектов, ликвидированных в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, по ценам возможного их использования отражается по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Результаты от выбытия объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 99 «Прибыли и убытки» в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Список литературы

1.Устав ОАО «Нафтан»

.Учётная политика ОАО «Нафтан»

.Бизнес план за 2011год ОАО «Нафтан»

. Сапего И.И. Бухгалтерский финансовый учет в промышленности.

Похожие работы на - Документальное оформление и бухгалтерский учет основных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!