«Эд-Соушл»<#"896758.files/image002.jpg">
Схема 2. «Организационная структура
исполнительного сегмента PR-кампании»
.2 Общественное доверие и поведение
на информационных порталах
Как отличить поддельный профайл
Несмотря на понимание и
теоретическое знание о механизмах создания искусственной активности для
специалистов и обычных пользователей процесс распознавания поддельных аккаунтов
представляется неоднозначным и недостаточно убедительным, однако попробуем
собрать все известные критерии оценивания страницы и предложить свой подход для
распознания бота. Дело в том, что в современных условиях не существует
универсального метода или средства, дающего стопроцентную гарантию
удостовериться в том, что аккаунт ведётся от третьего лица. Разработанные
приложения по обнаружению ботов (Fakers App, VkFake и др.) и
соответствие даже по всем критериям, которые будут перечислены ниже, не даёт
достаточного основания утверждать, что перед вами учетная запись не того
человека, который на аватаре. В ходе анализа, можно будет говорить только о
повышенной вероятности подделки.
Признаки ведение аккаунта третьей стороной
в социальных сетях (Вконтакте, Facebok):
· В качестве аватара учетная запись
использует фото знаменитостей или других людей, откровенные изображения,
абстрактную картинку.
· Подозрительные имена, ники,
подозрительная личная информация о пользователе или её отсутствие.
· Число друзей и подписчиков у
потенциального друга исчисляется тысячами или напротив их крайне мало
(единицы).
· В друзьях и подписчиках аккаунта
такие же боты, искусственно созданные профили.
· На странице нет личных фото
человека. Живые люди любят делиться фотографиями с отдыха, семейными фото,
фотоотчетами с мероприятий и т. п.
· Учетная запись не публикует
собственного контента или ограничивается перепостами, публикует много
рекламного контента.
· Один из самых важных критериев - это
частота добавленных материалов. Если на странице записи и фотографии датируются
одной датой, вероятно профиль заполнялся единожды и сразу, что не естественно
для настоящих людей, которые постепенно выкладывают информацию о себе,
добавляют альбомы, публикации.
Экспериментально, на основе перечисленных
критериев и приложений, мы попробуем провести анализ сообщества популярного СМИ
на наличие ботов.
Официальное сообщество российского агентства
международной информации «РИА Новости» в социальной сети «Вконтакте».
Число подписчиков: более 1,74 млн.
Одно из самых больших информационных сообществ
«Вконтакте», которое публикует новости всего мира.
Ссылка на сообщество «РИА Новости»
Вконтакте: <#"896758.files/image003.jpg">
Рисунок. 1
Рисунок.2
Кроме предложенных СМИ, респонденты могли
указать свой вариант ответа. 1 ответ: Аккаунты Радио Свобода (русское,
белорусское и украинское отделения)
ответ: ТАСС, RT, Life ru, 1 ответ: РГ, Известия,
1 ответ: TJ, 1 ответ: КП1 ответ: АиФ, Новая газета, 1 ответ: The
Village, Сноб1 ответ: vc.ru
, sportboxЧуть больше
половины респондентов (69 человек) не читают комментарии под публикациями
данных сообществ, соответственно на них содержание комментариев заранее не
влияет.
Рисунок 3
В сегменте респондентов, которые читают комментарии
(49 человек), лишь 27 человек поддаются воздействию чужой точки зрения,
анализируют её, прислушиваются. Подавляющее большинство не интересуется чужим
мнением, не читает беседы или полностью их игнорирует. 77 человек замечают
наличие третьей анонимной стороны и могут отличить поддельные заказные
комментарии. 4 человека ответили, что иногда замечают. Порядка 36% опрошенных
не замечают искусственную активность в социальных сетях или даже не
догадываются о её присутствии.
По данных опроса можно сделать вывод о том, что
четверть респондентов остаётся уязвимой в принятии позиции и формирования
собственного мнения по тому или иному информационному поводу. Большинство всё
же скептически относится как к статистике материала, так и к написанным под ним
комментариям. Наблюдается зависимость возраста и степени неосведомленности в
вопросе искусственной активности - чем старше люди, тем больше вовлеченность к
материалам и непонимания о том, как действуют механизмы искусственной
активности. 62% респондентов в возрасте 50-65 лет не слышали о искусственной
активности. 30% респондентов самой молодой возрастной группы сразу игнорируют
комментарии, не читают их.
В связи с тем, что число респондентов, которые
подозревают о наличии заказной активности в разы превалирует над теми, кто не в
курсе вопроса можно судить о низкой эффективности данного инструмента.
.3 Объем финансирования проектов, поведение
публики и результат компании: соотношение затрат и оценка эффективности
Содержание штата сотрудников Работа сотрудников
может проходить, как удалёно, так и в офисе, выстраиваться посменно или с
индивидуальным графиком для каждого сотрудника. Необходимое условие - это
непрерывная публикация материалов в сообществах и поддержка в них активности. В
рамках оптимизации труда и повышения эффективности работы, организация
располагает возможностью выплачивать гонорары и премии своим сотрудникам,
арендовать офисное помещение, включать ежедневные обеды с доставкой в офис. Это
основные затраты на содержание штата численностью от 12- 20 человек. Набор
сотрудников в команду обычно проходит по знакомству. Специалисты новостного
отдела, редакторы сообществ, отдел ИТ формируется из проверенных людей. Поиск
работников на остальные должности проходит через социальные, социально-деловые
сети или даются объявления на биржах труда (HeadHunter),
с указанием заработной платы, описанием вакансии и основных обязанностей. По
мере формирования команды, объявления вакансий с сайтов удаляются.
Пример оригинального аналогичного текста
вакансии от организации «Ольгинские тролли». По данным издания «Новая газета»,
в конце августа 2013 года в социальных сетях появились сообщения следующего
содержания: «Требуются интернет-операторы! Работа в шикарном офисе в
ОЛЬГИНО!!!! (м. Старая деревня), оплата 25 960 в месяц. Задача: размещение
комментариев на профильных интернет-сайтах, написание тематических постов,
блоги, социальные сети. Отчеты по скринам. График работы подбирается
индивидуально <…>. Оплата еженедельная, 1180 за смену (c 8.00 до 16.00, с
10.30 до 18.30, с 14.00 до 22.00). ВЫПЛАТЫ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО И БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ!!!
Трудоустройство официальное или по договору (по желанию). Возможно обучение!».
Текст объявления вакансии в социальных сетях
через знакомства. Оригинальность текста сохранена: «Моя коллега из РИА ищет
себе людей в команду на новый проект. Вот, что она пишет: "это проект
мэрии Москвы. (Сразу какие-то люди не согласятся). Я не могу рассказывать об
этом проекте везде, потому что он только создаётся. Они создают систему
районных сообществ в соцсетях. Каждый из редакторов будет вести несколько
сообществ. Там будет публиковаться вся самая интересная и классная информация
района. Все новости. Надо будет взаимодействовать с организациями, с местными
жителями. Искать информацию. Репостить туда фотографии из инстаграма, сделанные
в районе (то есть их надо будет искать по соответствующим хэштегам). Перед
началом недели надо будет составлять примерный план: что будет интересного
происходить в районе. Ну и каждый день смотреть, что где происходит, читать
московские, местные СМИ, развлекательные СМИ, мониторить сайты и соцсети
местных организаций. Для сообществ будет разработан фирменный стиль, будут
стандарты для публикаций. То есть не просто "доброе утро, сегодня в Москве
+15, как у вас дела?" и репосты районной газеты. Мы работаем над тем,
чтобы сообщества были интересными. Надо будет взаимодействовать с людьми, будет
ящик для новостей от жителей района. Это та работа, где опыт работы в районной
прессе как раз был бы большим плюсом.
Пока что проект только создается и даже нет
офиса. Но к середине мая офис будет, причем в центре. Зарплата тоже будет не
сейчас, а в мае, вместе с тем, работа идёт уже сейчас. Работа не то чтобы очень
сложная, можно работать удалённо - главное, чтобы сообщества были живыми. Это
проект мэрии, что не сможет не наложить на сообщества отпечаток. Это надо
понимать.
тыс. - это не мной назначенная зарплата. Если я
найду потрясающего специалиста, который попросит больше, возможно, его возьмут.
Мне бы хотелось найти людей, которых такая зарплата и работа устроит. И
которые, что важно, готовы активно работать в ближайшие месяцы". Если что
- пиши Х (см. у меня в друзьях) со ссылкой на меня».
Подтверждение тому, что минимальная заработная
плата в исполнительном секторе действительно в 2014 году составляла 50 тысяч
рублей можно найти в материале издания «Йод» от 30.09.15, Дарьи Полыгаевой,
«Как всё устроено. Московский чиновник». В статье автор делится подробностями
работы в похожей государственной структуре, которая занимается продвижением
имиджа местных органов государственного управления: «Разброс зарплат довольно
большой, у нас были люди, которые получали по 60 тысяч рублей, но это скорее
исключение. Меньше чем за 100 тысяч никто работать не будет - а дальше уже до
плюс бесконечности».
По мнению Станислава Белковского, зарплата
участника бригады может составлять от одной до пяти тысяч долларов США в месяц.
По мнению Михаила Тульского, гонорар участников атак на оппозиционные сайты
невелик и составляет около 1000 долларов в месяц.
На основании вышеперечисленных подтверждений,
которые представлены в приложениях (скриншотах переписок) и расследовательских
материалах на аналогичную тему, можно посчитать общие затраты исполнительного
сегмента PR-кампании
Мосгордумы 2014 года.
Общие затраты за один рабочий месяц: Новостной
редактор: 100 тыс. руб. Дизайн редактор: 70 тыс. руб. Офис-менеджер: 50 тыс.
руб. Редакторы сообществ: 50 тыс. руб. х 8 человек Художник: 70 тыс. руб.
Графический редактор: 70 тыс. руб. Выделенный бюджет на фриланс: 10 тыс. руб. х
8 редакторов сообществ
Всего: 840 тыс. руб. Общая сумма затрат за всю
длительность PR-кампании (7
месяцев, май 2014 - декабрь 2014): 840 тыс. руб. х 7 месяцев = 5,88 миллионов
рублей. Сумма затрат не учитывает расходы на заработную плату исполнительного
директора, двух специалистов ИТ и SEO-продвижения,
а также бюджетов фриланса в рамках ИТ и дизайна. Нет данных по следующим
издержкам: - ежедневные обеды для персонала - аренда офисного помещения сроком
на 6 месяцев, площадью до 300 кв. м. (июль 2014 - декабрь 2014)- покупка
офисных принадлежностей - аренда или покупка технического оборудования: 15
моноблоков Lenovo с
клавиатурами, холодильник, кулер с водой, чайник, 14 планшетов Apple
Air 32 Gb.
Предположительная, оценочная сумма всех затрат за всю длительность PR-кампании
(7 месяцев, май 2014 - декабрь 2014): 17-20 миллионов рублей.
В противовес подсчитанным суммам, которые были
выделены на реализацию кампании приводится оригинальный документ (отчёт) о
работе редактора сообщества за 14.09.2014. Данный отчет представляет собой
выжимку самых популярных новостей, которые набрали больше всего лайков в
неделю, когда состоялись выборы. В отчёте можно проследить, что публикации,
касающиеся выборов Московской городской думы с трудом набирают 8 лайков.
Среднее количество одобрительных оценок колеблется на уровне 2-4 лайков.
Новости по остальным темам так же не вызывают одобрительных оценок, несмотря на
то, что в районные сообщества насчитывают порядка 3-8 тысяч пользователей.
Данные по накрученным пользователем скрыты, однако соотношение между оценками и
общей численностью группы даёт право утверждать, что группы ведутся формально
для отчётности, живые пользователи, которые в них состоят, не читают материалы,
игнорируют новости о МГД. Количество публикаций в группе достигает 30 в неделю
(4 поста в день), однако количество уникальных переходов в группы исчисляется
десятками.
Опираясь на приведенную статистику, отчётность и
приведённые данные по организационному устройству можно заявить, что работа
данной структуры, которая опирается на механизмы искусственной активности, не
может называться легальной, не приносит пользу обществу и скорее является
незаметной для общества. Суммы, которые затрачиваются на реализацию проекта,
несоизмеримы с результатами работы, что свидетельствует о неэффективности.
Заключение
Международная политика по пропаганде
сдерживается отсутствием четкого определения основных терминов, что не
позволяет осуществлять её последовательное применение на международном и
национальном уровнях.
В частности, национальные суды и законодательные
органы затрудняются в формулировке терминов «пропаганда», «ненависть»,
«подстрекательство» и «война». Еще труднее определить, какими методами может
распространяться информация пропагандистского характера.
Так, например с помощью проведённых исследований
удалось обнаружить и описать теневой канал продвижения государственной политики
в социальных сетях, определить используемый инструментарий для формирования
общественного мнения в сети и посчитать затраты на реализацию подобного рода
проектов. Как выяснилось, структуры теневого SMM
и PR, которые опираются
в своей работе на механизмы искусственной активности в сети не вызывают доверия
у аудитории. Результаты опросов и сравнение затраченных средств с отчётностью,
которая была предоставлена сотрудником теневой организации, указывают на
неэффективность и растрату государственного бюджета, что подтверждает гипотезу
данной научной работы.
Литература
Монографии
Вершинская
О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. - М., 2007. - 203 с.
Назаров
М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М.,
2010. - 428 с.
Перфильев
Ю. Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. -М., 2003. - 272
с.
Полянская
А., Кривов А., Ломко И. Виртуальное око старшего брата // Вестник online,
№ 9 (320), 30 апреля 2003
Brevini,
B., Hintz, A., and McCurdy P., «Anonymous and the Politics of Leaking», In
Beyond WikiLeaks , eds. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2013, p.60-61
Brevini,
B., Hintz, A., and McCurdy P., «Implications for the Future of Communications,
Journalism & Society» In Beyond WikiLeaks, eds. Basingstoke, UK: Palgrave
Macmillan, 2013. p. 13
Chalaby
Jean K., “Broadcasting in a Post-National Environment: The Rise of
Transnational TV Groups”, Critical Studies in Television, 2009, 4(1), pp.
39-64. Coleman, «Hacker, Hoaxer, Whistleblower, Spy: The Many Faces of
Anonymous», Hacker Politics and Publics. Public Culture. Vol 23, No. 3 (2011),
p.511-516 Judith S. Donath, “Identity and fiction in the virtual community”
MIT Media Lab, London 1996,
#"896758.files/image006.jpg">
Приложение 2. «Тарифы. Покупка комментариев на LikesFm»
Приложение 3. «Покупка лайков на LikesFM»
Приложение 4. «Тарифы Эд-Соушл»
Приложение 5. «Тарифы на ВК Таргет»
Приложение 6. «Услуги Ютубер»
Приложение 7. «Скриншот новости «ЦЕРН выложил в
открытый доступ 300 терабайт данных о работе Большого адронного коллайдера» в
сообществе РИА в Вк»
Приложение 8. «Скриншот страницы автора
подозрительного комментария»
Приложение 9. «Интересные страницы, сообщества
фиктивного профиля»
Приложение 10. «Друзья фиктивного профиля»
Приложение 11. «Дублёр фиктивного профиля.
Оригинальный профиль»
Приложение 12. «Комментарии под новостью»
Приложение 13. Тарифы на рекламу в сообществах
ВК
Приложение 14. «Текст вакансии»
Приложение 15. «Отчёт редактора сообщества за
14.09.14»VK
Митино На прошлой неделе в сообществе освещались
следующие темы:
· Долгожданное открытие школы искусств
№13 после реконструкции.
· Интересные факты о выборах в Мосгордуму
· Подготовка к выборам (что нужно
знать)
· День выборов: камеры на
избирательных участках, напоминания о необходимости проголосовать
· Удивительный угон асфальтоукладочной
техники на Пятницком шоссе.
Академический
Были освещены следующие темы:
· Творчество уличных музыкантов района
· Ситуация на дорогах района:
необычные автомобили, места для парковок, загруженность.
· Подготовка к выборам Мосгордумы
· Репортаж о том, как проходят выборы
Кол-во постов: 24
Хамовники
На минувшей неделе были опубликованы материалы
по следующим темам:
· Творчество молодых талантов района.
Интервью с исполнителем
· Анонс открытия уникальной серии
дополнительных занятий, лекций и курсов при Университете Дмитрия Пожарского
· Рубрика «из истории района», рассказ
о Доме Цветкова
· С чего начинаются выборы:
необходимые материалы избирателям для изучения
· День выборов: общая ситуация,
репортажи с избирателями
· Результаты выборов
· Концерты и фестивали, которые
пройдут или проходят в районе (афиша)
кол-во постов: 31
ЮЗАО
На минувшей неделе были освещены следующие темы:
· Открытие пешеходной улицы им.Инессы
Арманд в Ясеневе
· Закрытие Воробьевых гор на
капитальный ремонт
· Необычные ситуации в округе: коровы
на дорогах, неисправность термометров у метро
· Обновление парка «Долина реки Битца»
· Марафон Nike Run (отчет)
· Открытие музыкальных курсов игры на
гитаре - Новые Черемушки
· Подготовка к выборам: дебаты,
интересные факты, справки
· День выборов: фоторепортажи с места
событий, результаты и объявление депутатов кол-во постов: 32
Черемушки За неделею в группе были опубликованы
сообщения про:
· Открытие курсов игры на гитаре
· Осенние пейзажи района
· Необычные автомобили в Новых
Черемушках
· Необходимая информация для
избирателей перед выборами (где следить, голосовать, порядок голосования)
· День выборов: как проходит
голосование, кто из известных персон ходил успел сделать выбор. кол-во постов:
24
Похожие работы на - Искусственная информационная поддержка общественно-политических кампании периода 2013-2015 годов
|