1 стадия: формирование
первичного (абстрактного) мотива
|
2 стадия: поисковая
внутренняя и внешняя активность
|
3 стадия: выбор конкретной
цели
|
Возникновение побуждения к
активности: 1. осознание потребности. 2. желание устранить нужду Носит
неконкретизированный характер. Нет осознания пути удовлетворения желания.
|
Задачи стадии: 1. Оценка
обстоятельств ситуации, в которых происходит удовлетворение желания. 2.
Прогнозирование последствий выбираемого пути достижения цели 3. Фильтрация
средств и путей достижения цели через личностные детерминанты
|
1. Возникает намерение
достичь цели. 2. Возникает сознательное побуждение к действию 3. Формируется
конкретный мотив.
|
Сила мотивации может зависеть:
от физиологических факторов (недостаток веществ в организме);
от психологических факторов (степени приближения к цели (эффект
«конечного порыва»), понимания смысла, свободы действий, интенсивности эмоций).
Сила мотивации влияет на эффективность деятельности. Но влияние имеет не
прямой характер. Для эффективного выполнения деятельности сила мотивация должна
быть оптимальной. Рассмотрим закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации:
. Для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности
задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Следовательно,
при более сложной задаче более оптимальным является более низкий уровень
мотивации (см. Рисунок А.1).
. При повышении мотивации до определенного уровня растет и качество
деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато,
приводит к снижению продуктивности. Соотношение мотивации и качества
деятельности в данном случае выражается колоколообразным графиком (см. Рисунок
Б.2).
Х. Хекхаузен выделяет два вида мотивации - экстринсивную и интринсивную.
Экстринсивная мотивация обусловлена внешними условиями: обстоятельствами
(актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности), либо
какими - то внешними факторами, влияющими на принятие решения (вознаграждение).
Но обстоятельства, условия и ситуация приобретают значение для мотивации только
тогда, когда становятся значимыми для человека. Поэтому внешние факторы должны
трансформироваться во внутренние факторы. Интринсивная мотивация - это
внутренняя мотивация, связанная с личностными диспозициями (потребностями,
установками, интересами, влечениями, желаниями).
В зарубежной психологии проблемы мотивации рассматриваются в зависимости
от научного направления. 1. Так, в психоанализе З.Фрейд предпринял попытку
свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам: инстинкт
жизни, инстинкт смерти. Данные инстинкты формируют влечение человека, которые
сопровождаются состоянием напряжения и требуют разрядки. Разрядка может
происходить в асоциальных действиях - агрессивное, половое поведение. Либо,
благодаря защитным механизмам личности (сублимация) человек может удовлетворять
возникающие желания в социально приемлемых формах деятельности (выбор профессии
хирурга, художника). В индивидуальной психологии А.Адлера движущими силами
поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость
компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и
превосходству.
Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо
компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством
неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к
достижению превосходства. К. Юнг в аналитической психологии, сохраняя деление
психики на сознательное и бессознательное, развивает учение о двух системах
бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное
бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания,
связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и
желания, забытые травматические впечатления. Личное бессознательное зависит от
личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.
Коллективное бессознательное - это сверхличная бессознательная психика,
включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное
существо, и архетипы. Архетип - это праформа поведения и мышления, система
установок и реакций, которые направляют жизнь человека.
. У. МакДуголл в своей «гормической концепции» считал, что движущей силой
поведения, в том числе и социального, является особая врожденная энергия
(горме). Он пытался объяснить поведение человека ограниченным набором
инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства,
стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения,
самоутверждения. По У. МакДуголлу, инстинкты человека являются общими для всех
людей и заданы от рождения.
. В бихевиоризме мотивация изучалась в зависимости от школы: так, в
радикальном бихевиоризме Дж.Уотсона, Б.Ф. Скиннера основным условием поведения
является реактивность организма, т.е. способность отвечать специфическим
образом на раздражители. Мотивация понимается как состояние, функция которого
состоит в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. Они
не признавали явление внутренней мотивации. Представитель необихевиоризма
Э.Толмен впервые разделил понятие научение и мотивация. Для того, чтобы
выученное проявилось в поведении, необходима соответствующая мотивация, к
которой Э. Толмен относит «влечение» (драйв) и «нужность цели». В теории
социального научения А.Бандура первопричиной начала поведения считает
информацию, которую человек получает путем викарного, социального научения.
. Представитель гештальтпсихологии К. Левин создал динамическую теорию
мотивации, в которой побуждение человека связывается с взаимодействием
квазипотребностей и «психологического поля». Квазипотребность - это некая
напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации и
стремится к разрядке (удовлетворению), обеспечивая деятельность человека. Левин
не придавал значения содержанию потребности, определяющим для него являлся
динамический аспект, т.е. существующая напряженность. «Валентность предмета,
взаимодействуя в квазипотребностями, формирует человеческое поведение».
. В когнитивной теории мотивации достижения Д. Макклелланда, Д.
Аткинсона, мотив достижения - это устойчиво проявляемая потребность индивида
добиваться успеха в различных видах деятельности. Были выделены два вида
мотивации: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления
к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при
достижении результата. Мотив избегания - как склонность отвечать переживанием
стыда и унижения за неудачу. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер
считал, что мотивацию поведения обеспечивают противоречивые знаниям об одном и
том же предмете. Человек стремится устранить возникающее при столкновении с
противоречиями чувство дискомфорта за счет изменения существующих знаний или
социальных установок. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное
состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение
несоответствия.
. Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс считали,
что каждый человек уникален по своей природе, у него есть биологическая
предрасположенность к осуществлению успешного взаимодействия со средой,
врожденное стремление к росту и совершенствованию. Основной движущей силой
развития личности они называют потребность в самоактуализации. Для того, чтобы
личность достигла полной реализации необходимо удовлетворение двух основных
потребностей: а) потребности в позитивном отношении - получении признания и
одобрения со стороны значимого окружения; б) Потребность в самопринятии.
Таким образом, мотивация - это совокупность процессов, обеспечивающих
возникновение побуждений к достижению цели деятельности. К внутренней структуре
мотивации относятся потребности, мотивы, цели и условия достижения цели. К
характеристикам мотивации относят полимотивированность деятельности, что может
привести к внутреннему мотивационному конфликту, а также силу мотивации,
которая определяется интенсивностью мотивационного возбуждения.
. Проблемы мотивации учебной деятельности
В современном мире происходят постоянные перемены, общество предъявляет
все более высокие требования к человеку. Успешный человек должен не только
владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и иметь потребность в
достижениях и успехах.
Учебная мотивация - один из критериев эффективности
психолого-педагогического процесса в современном образовании. Формирование
учебной мотивации можно назвать одной из основных проблем эффективного
обучения. Мотивация имеет огромное значение для учебной деятельности.
Педагогов постоянно просят «идти в ногу со временем», но не обеспечивают
их психологическими средствами оптимизации мотивации учебной деятельности. В
современной психологической науке еще недостаточно определены организационно-психологические
средства совершенствования мотивации учебной деятельности. Предстоит ещё многое
сделать в теоретическом и экспериментальном аспекте, чтобы знания о
потребностях, интересах, мотивах и мотивации в целом довести до уровня их
использования в социальной и индивидуальной практике.
Данной проблеме посвящено большое количество монографий как
отечественных, так и зарубежных авторов, которые несут на себе отпечаток
недостатков во взглядах на мотивацию и мотив. Так, под мотивом учебной
деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной
активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.
Почему проблема мотивации учебной деятельности представляется педагогам
актуальной? Зачем мотивировать учебную деятельность?
Педагогам необходима помощь в освоении практики использования мотивации
учебной деятельности. И, соответственно, примеры педагогов, успешно
использующих мотивацию детей в своей педагогической работе.
Мотивация деятельности ученика - основная задача учителя, без которой
невозможно решение никаких педагогических задач (см. Рисунок 1).
Рис. 1 - Формирование внутренней цели деятельности обучающегося («Я -
цель»)
Чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к усвоению
содержания образования, у ученика должна быть предварительно сформирована
внутренняя цель деятельности («Я-цель»). Возникновению «Я-цели» предшествует
появление потребности и, почти одновременно, мотива учебной деятельности (см.
Рисунок 1).
Рассмотрим несколько классификаций мотивов, существующих в психологии,
например, классификацию мотивов А.К. Марковой, которая характеризует мотивы
учебной деятельности по отношению к самой цели деятельности (см. Рисунок 2).
Рис. 2 - Классификация мотивов по критерию «деятельность»
В той же классификации А.К. Маркова внешние мотивы называет социальными,
а внутренние - познавательными (см. Рисунок 2).
В соответствии с рисунком 3 ведущими мотивами учебной деятельности могут
быть и внешние, и внутренние мотивы. Конечно, мы хотим, чтобы наши ученики
направлялись внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к
постановке цели деятельности, если это только не отрицательный мотив (например,
боязнь плохой отметки), а положительный (например, желание получить хорошую
отметку).
Рис. 3 - Внешние (социальные) и внутренние (познавательные) мотивы
Необходимо также учитывать динамику развития мотивов, и постоянно ее
контролировать, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние
отрицательные. При правильно поставленном обучении интерес ученика к учителю
перерастает в интерес к предмету, а позже - к науке, которую он представляет
(Т.е., по А.Н. Леонтьеву, происходит сдвиг мотива на цель). Каждый ученик
всегда побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность
полимотивирована, как и любой другой вид деятельности.
В классификации мотивов Т.А. Ильиной выделяются следующие мотивы учебной
деятельности:
. Мотивы, которые непосредственно побуждают учащихся: они зависят от
личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов. Эти мотивы
опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
. Мотивы, перспективно побуждающие:
Они связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика,
нацеленностью его деятельности на будущее.
Это и интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой у
ученика есть склонность. Т.е. эти мотивы связаны с желанием заслужить одобрение
товарищей.
Перспективно побуждающие мотивы могут быть связаны с отрицательными
эмоциями, например со страхом перед учителем и / или родителями.
Эти мотивы опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно
поставленной целью.
. Мотивы интеллектуального побуждения. Они связаны:
с интересом к процессу умственной деятельности;
со стремлением найти самостоятельный ответ на вопрос, с чувством
удовлетворения от успешного решения, с чувством удовлетворения от самого
процесса мыслительной работы;
с пробуждением и поддержанием подобных интересов учителем (т.е. необходимо
обучать учащихся приёмам умственной деятельности, овладевать общеучебными
умениями).
В данной классификация мотивы могут переходить один в другой, где-то
переплетаться. Кроме этого, соотношение мотивов меняется в зависимости от
возраста: так, в младших классах - преобладают непосредственно побуждающие
мотивы, а в старших - перспективно-побуждающие и социальные мотивы.
Второй вариант классификации мотивов учения по Т.А. Ильиной опирается на
когнитивную теории мотивации достижения Д. Макклелланда и Д. Аткинсона, которые
выделили два вида мотивации: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
К мотивам достижения успехов Т.А. Ильина относит следующие условия:
ученики ставят позитивные цели;
активно ищут средства для реализации цели;
испытывают при этом положительные эмоции.
При тенденции к избеганию неудач:
ученики неуверенны, боятся критики;
боятся работы, где возможна неудача;
с работой связаны отрицательные эмоции.
Задача учителя при этом состоит в развитии у школьников стремления к
успеху, поощрении педагогом даже маленького достижения. Внимание на неудачах
учащегося, ни в коем случае, педагогом не должно акцентироваться.
Рассмотрим еще один вариант классификации мотивов по Е.П. Ильину. Для
понимания специфики мотива, по Е.П. Ильину, необходимо их соотнесение с
возрастом учащихся. Возрастные особенности детей оказывают влияние на
мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых
резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли
внешней и увеличении внутренней мотивации (см. Таблицу 3).
Таблица 3 - Возрастные особенности мотивов учебной деятельности
Возраст/Группа
|
Мотив
|
Первоклассники
(дошкольники)
|
интерес к учению вообще
стремление к взрослости
|
Младшие школьники
|
беспрекословное выполнение
требований учителя (т.е. у большинства - социальная мотивация) получаемые
отметки; престижный мотив; познавательный мотив (очень редко).
|
Средние классы
|
стойкий интерес к
определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению; мотив
посещения уроков - «не потому, что хочется, а потому, что надо»; требуется
постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания,
отметок; потребность в познании и оценке свойств своей личности; главный
мотив - стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в
коллективе сверстников); особенность мотивации - наличие подростковых
установок.
|
Старшие классы
|
основной мотив - подготовка
к поступлению.
|
В соответствии с таблицей 3 мотив с возрастом меняется, и меняется
потому, что меняются потребности. Существует взаимосвязь мотива и потребности,
и Е.П. Ильин помогает нам убедиться, насколько однозначно потребность
обуславливает мотив (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Последовательность появления потребностей в онтогенезе -
снизу вверх (по А. Маслоу) в соотношении с последовательностью появления
мотивов учащихся
Таким образом, дошкольники и младшие школьники нуждаются в базовых
физиологических потребностях и потребности в безопасности. Мотивацией учебной
деятельности у них выступает: интерес к учению вообще; стремление к взрослости;
получаемые отметки. Учащиеся средних классов уже нуждаются в потребностях более
высокого уровня - это потребности в принадлежности и любви, потребности в
уважении, а также в познавательные и эстетические потребности. Мотивацией
учебной деятельности у них выступает желание найти свое место среди товарищей,
познание и оценка свойств своей личности.
У учащихся средних классов появляется мотив посещения школы, а также
стойкий интерес к определенному предмету на фоне снижения мотивации к учению и
появляется мотив избегания неприятностей. Учащиеся старших классов нуждаются
уже в потребности самого высокого уровня - потребности в самоактуализации.
Основной мотивацией учебной деятельности, помимо прочих мотивов, у них
выступает подготовка к поступлению в другие учебные заведения.
Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации.
Рассмотрим способы мотивации учебной деятельности по Д. Г. Левитесу
Рисунок 4 - Способы учебной мотивации по Д.Г.
Примечание: подробное описание способов мотивации и их компонентов (Что
дает тот или иной способ, его результаты и особенности, и что нужно учесть для
применения каждого способа мотивации).
На основании «Анкеты школьной мотивации», созданной Н.Г. Лускановой, в
психологии и педагогике стали выделять пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень - максимально высокий уровень школьной мотивации. Таких
детей отличает от сверстников наличие хорошо развитых познавательных мотивов,
стремление выполнять все школьные требования. Они четко выполняют все пожелания
учителя. Такие дети очень добросовестны и ответственны. Они сильно переживают
из-за плохих отметок и очень расстраиваются, если получают замечание педагога.
Второй уровень - это уровень хорошей школьной мотивации. Такие дети
успешно справляются со школьными заданиями. Они имеют меньшую зависимость от
жестких требований и норм при ответе на уроке. Этот уровень мотивации - средняя
норма.
Третий уровень - такие дети имеют положительное отношение к школе, но
школа интересует их больше внеучебной деятельностью, а учебный процесс для них
менее важен, поэтому познавательные мотивы у них развиты очень слабо. Они
хорошо себя чувствуют в школе. Однако их комфортное чувство пребывания в школе
связано, чаще всего, с возможностью общения с одноклассниками и учителями.
Четвертый уровень характерен для детей с низкой школьной мотивацией. Они
ходят в школу неохотно, часто испытывают затруднения в учебе. Им свойственна
неустойчивая адаптация в школе и в классе.
Пятый уровень имеют дети, которые испытывают негативное отношение к
школе. Для них характерно испытывать серьезные трудности в школе, т.к. они не
могут справиться с учебой, имеют большие трудности в отношениях и общении с
одноклассниками. Не находят общего языка с учителем. Поскольку для таких детей
характерна школьная дезадаптация, поэтому школа воспринимается ими как
враждебная среда: дети могут проявлять агрессивные реакции, отказываться
выполнять задания. Часто подобные школьники имеют нарушения в психической
сфере.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что
единого основания для выделения школьных мотивов и мотивации учебной
деятельности не существует. Каждый автор трактует эти понятия в соответствии со
своими представлениями и своей концепции. Поэтому современный учитель должен
сам проявлять активность в изучении литературы подобного типа и выбирать
наиболее подходящий для него способ учебной мотивации, а также развития или
формирования учебного мотива.
Заключение
Проведённый анализ научной литературы подтверждает повышающийся интерес к
проблеме мотивации учебной деятельности. Однако в современной психологической
науке еще недостаточно установлены средства повышения и улучшения мотивации
учебной деятельности. Отсутствие единого основания для определения
мотивационной сферы человека, приводит к тому, что составляющие структуру
мотивации виды мотивационных образований трактуются учеными по разному, в
зависимости от факторов, которые положены в основу их концепции. Отсюда и
большое разнообразие компонентов и видов мотивации, входящих в понятие
«мотивационной структуры».
Конечно, современному педагогу очень сложно разобраться во всем этом
разнообразии, но мотивация учащихся - это одна из главных проблем современной
высшей и средней школы, поскольку мотивация к учению в настоящее время имеет
тенденцию к снижению. Но каждому педагогу давно известно, что если учащийся не
хочет учиться, не имеет мотивации к учебной деятельности, то заставить или
уговорить его просто невозможно. Поэтому очень важным становиться сформировать
положительную мотивацию к усвоению знаний. Для того чтобы учащийся
по-настоящему включился в процесс обучения, необходимо, чтобы задачи, которые
ставят перед ним учителя, были не только понятны ученику, но и стали для него
значимыми, т.е. чтобы внешняя мотивация перешла во внутреннюю. Как же этого
можно добиться? Наиболее доступными средствами для учителя при изучении
изучения мотивации учебной деятельности каждого учащегося являются:
. Наблюдение за поведением учеников на уроке, во внеучебной деятельности,
в процессе общения учащихся межу собой.
. Использования экспериментальных ситуаций для выявления мотивации
учения, которые можно включить в любое задание, необходимое для этого учителю.
.Проведение бесед с учеником, во время которых прямыми или косвенными
вопросами, узнать о желании ученика учиться, о том, какие цели он ставит перед
собой и т.д.
. Применения анкетирования, например, «Анкету школьной мотивации», Н.Г.
Лускановой, для выявления уровня учебной мотивации. Эта анкета проста в
проведении и обработке. Ее можно использовать как с отдельным учеником, так и с
классным коллективом.
Учебная мотивация и ее формирование зависит не только от учащихся, его
внешних или внутренних мотивов учения, но и от ряда внешних факторов. Например,
от образовательной системы учебного заведения, где осуществляется учебная
деятельность, от качества организации в нем самого учебного процесса. Также
учебная мотивация может зависеть от субъективных особенностей обучающихся,
например, от типов акцентуации характера, от способностей, уровня притязаний,
самооценки и пр. Учебная мотивация может зависеть от личности педагога, а
главное, от его отношения к процессу учебной деятельности и к личности
учащихся. Также мотивация учебной деятельности зависит от специфики учебного
предмета, который может просто не нравиться учащемуся. В этом случае, при
правильно поставленном обучении интерес ученика к учителю перерастает в интерес
к предмету, а позже - к науке, которую он представляет.
Таким образом, понятие мотивации учебной деятельности в современной науке
трактуется по-разному. Но при правильно организованном процессе обучения,
заинтересованности учителя в учебной мотивации своих учеников, можно решить все
трудности. Необходимым и самым главным условием здесь выступает желание учителя
сделать более качественным процесс обучения, а не работать, закрывая глаза на
имеющиеся проблемы в современном образовании.