Основные идеи романа 'Так говорил Заратустра' Ф.Ницше

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,97 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные идеи романа 'Так говорил Заратустра' Ф.Ницше

1. Ницше «Так говорил Заратустра»

Роман «Так говорил Заратустра» построен вокруг трех центральных идей: идеи сверхчеловека, смерти Бога и Вечного возвращения.

Нынешний человек, со всеми его слабостями и устаревшими суждениями – это «нечто, что должно превзойти». Развитие возможно только в том случае, если признать всю ничтожность существующего сейчас уклада – господства толпы и  гнета навязанной морали. «Час великого презрения» - вот самое высокое, что могут пережить люди. При этом былое счастье должно стать отвратительным, так же, как былые разум и  добродетель. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью», и именно в продвижении по нему Ницше видел главную цель человечества. Сверхчеловек может родиться только в борьбе, которая рассматривается как самоцель. «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель».

На пути к сверхчеловеку дух должен перенести три метаморфозы. Он должен превратиться в верблюда, из верблюда во льва, а изо льва в ребенка. Под верблюдом понимается выносливая личность, которая охотно взваливает на свои плечи тяжесть познания и, не теша своего высокомерия, становиться на колени, позволяя навьючить себя всеми трудностями. Верблюд не боится «опуститься в грязную воду, если это вода истины». В воле же льва – свобода. Он отвергает все «ты должен» и приветствует «я хочу».  «Создавать новые ценности - этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва». Дитя, наконец, есть новым начинанием,  будущим созидателем,  «святым словом утверждения».

Идея Бога рассматривается как вредоносная, ведь признавая Бога совершенным недостижимым идеалом, человек отдаляет себя от этого идеала. В страхе перед творцом он выберет послушание, а не созидание, что не сделает его ближе к сверхчеловеку. «Некогда говорили: Бог, — когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек». При этом Ницше призывал не гоняться за химерами и не думать, что мы сами сможем стать сверхлюдьми, мы – лишь фундамент, на котором он сможет в будущем выстроиться.

Из этого следует критика церкви и существующих добродетелей, которые построены на покорности и ожидании воздаяния: «Хотите получить плату за добродетель, небо за землю, вечность за ваше сегодня? И теперь негодуете вы на меня, ибо учу я, что нет воздаятеля?» Религия – это то, что необходимо слабым людям, но у сверхчеловека пропадает в ней всякая необходимость,  он находится над предписанной свыше моралью и должен разрушить устаревшие скрижали.  Если раньше религия могла быть полезной, то сейчас «Бог задохнулся от своего слишком большого сострадания». Его убило ничтожество человека, «самый безобразный человек». Он не мог существовать, видя «глубины и бездны человека, весь его скрытый позор и безобразие». То есть, пропагандируемые смирение, ненасилие и равенство теперь являются пагубными и препятствуют продвижению вперед. Новыми истинами должны стать воля к власти, мужество и непреклонность. 

Идея Вечного возвращения означает возможность повторения всякого явления через непредсказуемое количество времени:  «все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия».  Это значит, что и «маленький человек»,  которого так презирал Ницше, тоже будет вечно возвращаться. Пусть эта идея и кажется на первый взгляд  ужасающей, но высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека. Последний должен суметь устроить ее таким образом, чтобы она оказалась достойна Вечного возвращения.

  При этом исключается возможность другой жизни и признается лишь возвращение к тому, чем мы являемся в этой жизни. Вместо того, чтобы мечтать о загробном мире, надо осознать, какой силой обладает такой взгляд на вещи. В нем сокрыто великое мужество и принятие судьбы.

«Я приемлю тебя, жизнь, какова бы ты ни была: данная мне в вечности, ты претворяешься в радость и желание непрестанного возвращения твоего; ибо я люблю тебя, вечность, и благословенно кольцо колец, кольцо возвращения, обручившее меня с тобою»

 

 

 

 

Похожие работы на - Основные идеи романа 'Так говорил Заратустра' Ф.Ницше

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!