АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 5

1.1   Граждане Российской Федерации как субъекты административного права  5

1.2   Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права. 6

1.3 Государственные служащие и должностные лица как субъекты административного права. 9

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 12

2.1. Основы административно-правового статуса физических лиц. 12

2.2. Права и обязанности физических лиц РФ в сфере государственного управления  14

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 16

3.1. Административно - правовой статус граждан РФ.. 16

3.2. Административно - правовой статус государственных служащих. 18

3.3. Административно - правовой статус иностранных граждан. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим о «физическом лице», мы имеем в виду человека как биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными особенностями их правового положения.

Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств. Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с выполнением государственно-властных полномочий, - должностные лица. Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса. Административно-правовой статус граждан - это часть их общего статуса.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают при определении административно-правового статуса гражданина.

 Предметом курсовой работы являются проблемы, которые связаны с административно-правовым статусом граждан.

Цель курсовой работы состоит в изучении административно правового статуса физических лиц в Российской Федерации.

Цель курсовой работы обусловливает постановку и решение следующих задач:

- рассмотреть основные особенности индивидуальных субъектов административного права (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и должные лица);

- рассмотреть особенности физических лиц как субъектов административного права (правовой статус, основные права и обязанности в сфере гос. управления);

-  изучить административно - правовой статус физических лиц, а также граждан РФ, государственных служащих  , иностранных граждан.

Методологической основой курсовой работы служат такие методы научного познания, как формально-логический, специально-юридический, методы системно-структурного и функционального анализа, а также сравнительный, исторический и статистический методы.

Научно-теоретическую базу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции, теории государственного управления, политологии, социологии.

Осуществлению настоящего исследования способствовали работы следующих советских и российских авторов: A.B. Оболонского, В.А.Патюлина, Г.И. Петрова, P.A. Сафарова, О.И. Тиунова, Ю.А. Тихомирова, М.А. Федотова, Н.Ю. Хаманевой, В.А. Юсупова, Л.С.Явича, Ц.А. Ямпольской.

Нормативно-правовую основу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации и действующее российское законодательство.

Курсовая работа представлена введением, тремя главами, разделенными на подпункты, заключением и списком используемой литературы.

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1.1 Граждане Российской Федерации как субъекты административного права

Граждане образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного права.

Необходимо отметить, что очень часто понятие "гражданин" используется в широком и узком значениях. В широком смысле в содержание понятия "гражданин" включают как собственно граждан РФ, так иностранных граждан, лиц без гражданства. Такое расширительное толкование характерно для множества законодательных актов. В узком смысле понятие "гражданин" охватывает только граждан РФ.

Даже не выходя из своей квартиры, каждый человек является участником административно-правовых отношений, связанных с соблюдением ряда норм и правил. Он должен соблюдать
правила пользования жилым помещением, не нарушать тишину
и покой соседей в ночное время. Гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания и жительства.

Выйдя из дома, каждый человек становится участником дорожного движения в качестве пешехода и водителя и несет связанные с этим обязанности, установленные органами государственной власти.
В определенных ситуациях граждане по своей или не по своей воле вступают в правоотношения с органами государственного управления (налоговыми, миграционными органами, органами внутренних дел, социальной защиты, военкоматами и т. д.).

Проблема состоит в том, что человек является изначально
более «слабым» субъектом в этих отношениях: у него часто не
хватает знаний для того, чтобы правильно строить свое поведение, не хватает времени на выполнение всех административных процедур. Известно, что служащие административных органов не всегда бывают внимательны к гражданам, не всегда вникают в суть их проблем, распространено формальное, пренебрежительное отношение с их стороны. Исходя из этого, в науке административного права в настоящее время большое внимание
уделяется механизмам обеспечения и защиты прав граждан
в административно-правовой сфере.

Способность лица иметь права и нести обязанности в сфере
административного права называется административной правоспособностью, она возникает у человека с рождения. Не следует путать административную правоспособность с реальным набором прав и обязанностей конкретного лица. Административные права и обязанности у граждан существенно различаются в зависимости от их возраста, образования, состояния здоровья.

Но правоспособность как качество человека, как способность
в принципе иметь права и обязанности является равной для всех.
Способность лица своими действиями осуществлять права
и обязанности, предусмотренные нормами административного права, называется административной дееспособностью, в полном объеме она возникает у человека с 18 лет, но отдельные элементы дееспособности формируются раньше. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовать свое право на образование (с 6 лет). Также ребенок имеет право обратиться за медицинской помощью, в полицию, пожарную охрану. Особенность административного законодательства заключается в том, что в нем нет единого нормативного правового акта, регламентирующего вопросы административной дееспособности несовершеннолетних.

 

1.2 Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права

Основными актами определяющее правовое положение иностранных граждан при нахождении территории России, является Конституция РФ, Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты – Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР от 10 мая 1984 г., Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 19991 г., а также международные соглашения и договоры. Ключевым положением в понимании административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства объединяемых в литературе и повседневной жизни «иностранцы «является ч.3 ст.62 Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Значительную роль в регулирование правового статуса иностранных граждан и их административно правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права и международные договоры, участником, которых является РФ, различного рода межправительственные соглашения. Эти акты регулируют административно – правовые отношения, в которые вступают иностранные граждане и лица без гражданства определяют их права и обязанности, ограничения, ответственность за нарушения законодательства, меры надзора и контроля

Административная правоспособность иностранных граждан, прибывших в страну имеет свои особенности: - она является ограниченной и только позже – полной - административная правоспособность прекращается при выезде из России или изменения гражданства. В момент возникновения административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, ряд авторов, определяется моментом въезда на территорию РФ.

 Это может варьироваться от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию. Иностранным гражданам гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем правосубъектности этих лиц несколько уже, чем граждан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или с государственной тайной. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию, различаются по цели пребывания: постоянно проживающие, временно пребывающие и проезжающие через территорию России транзитом. Прибывшие, на постоянное проживание обязаны получить вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться

За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в России т.е. проживание без документов на право жительства РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение гражданами установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания, предупреждение или штраф[1]

 Иностранному гражданину нарушавшего законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ может быть сокращенный определенный ему срок пребывания.

Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов Росси если: - если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка - это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц - он грубо нарушил законодательство о правом положении иностранных граждан России, таможенное, валютное или иное законодательство. Не попадают под юрисдикцию РФ иностранные граждане, которые в соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.

1.3 Государственные служащие и должностные лица как субъекты административного права

Ранее мы дали классификацию субъектам административной ответственности, давайте теперь рассмотрим особенности привлечения особых субъектов к ответственности, таких как государственные служащие и должностные лица).

Рассмотрим административную ответственность должностных лиц. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных образованиях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формирований РФ. 4 4 ст.2.4. КоАП РФ12 Следует отметить, что не являются субъектами должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Наличие у должностных лиц права совершать те или иные действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей. В основном это распространяется на различные рода руководителей.

Так, например, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары. Среди назначаемых должностным лицам наказаний помимо административного штрафа укажем прежде всего дисквалификацию.

В ряде случаев применяется конфискация орудия совершения или предмета административного нарушения. Я считаю, что суровые размеры штрафа для должностных лиц, нежели для физических связано прежде всего с нанесением существенного вреда должностных лиц. Причем оплачивать штрафы должностные лица должны из собственных средств, так как относить наложенные на них штрафы на счет предприятий, организаций и учреждений запрещено.13

Далее давайте рассмотрим такой субъект административной ответственности как государственные служащие (на примере военослужащих) В настоящее время границы и степень единого подхода к организации государственной службы в отношении военнослужащих закреплены в КоАП РФ. Особая роль военной службы, исполнение которой гражданами направлено на обеспечение полномочий Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов в области обороны и безопасности, предопределяет наличие специального статуса военнослужащих и, как следствие, особенностей их административной ответственности. Административная ответственность, закрепленная в КоАП РФ, дифференцируется по критерию принадлежности гражданина к военнослужащим вообще и в зависимости от его принадлежности к тому или иному составу военнослужащих.

Последнее находит выражение в наличии административно-деликтных иммунитетов военнослужащих. Общий иммунитет военнослужащих закреплен в ст.2.5 КоАП РФ: за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы указанными лицами и их статус. Исключение из этого правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч.2 ст. 2.5 КоАП РФ.

Административно-деликатные иммунитеты содержатся в ряде статей КоАП РФ и заключаются в ограничениях на применение отдельных видов административных наказаний в зависимости от принадлежности виновного к тому или иному составу военнослужащих. В соответствии с ч.2 ст. 3.9 КоАП РФ к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста.

К военнослужащим, проходящим14 военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы), также не применяется административное наказание в виде административного штрафа. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, не могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Российской Федерации[2].

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

2.1. Основы административно-правового статуса физических лиц

Под административно-правовым статусом гражданина понимается его правовое положение, совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Административно-правовой статус — это элемент правового статуса гражданина. В наибольшей степени административно-правовой статус взаимосвязан с конституционно-правовым статусом. Но если в конкретные конституционно-правовые отношения граждане вступают относительно нечасто, то участником административно-правовых отношений каждому приходится быть ежедневно.

Даже не выходя из своей квартиры, каждый человек является участником административно-правовых отношений, связанных с соблюдением ряда норм и правил. Он должен соблюдать правила пользования жилым помещением, не нарушать тишину и покой соседей в ночное время. Гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания и жительства.

Выйдя из дома, каждый человек становится участником дорожного движения в качестве пешехода и водителя и несет связанные с этим обязанности, установленные органами государственной власти.

В определенных ситуациях граждане по своей или не по своей воле вступают в правоотношения с органами государственного управления (налоговыми, миграционными органами, органами внутренних дел, социальной защиты, военкоматами и т. д.).

Проблема состоит в том, что человек является изначально
более «слабым» субъектом в этих отношениях: у него часто не
хватает знаний для того, чтобы правильно строить свое поведение, не хватает времени на выполнение всех административных процедур. Известно, что служащие административных органов не всегда бывают внимательны к гражданам, не всегда вникают в суть их проблем, распространено формальное, пренебрежительное отношение с их стороны. Исходя из этого, в науке административного права в настоящее время большое внимание уделяется механизмам обеспечения и защиты прав граждан в административно-правовой сфере. Способность лица иметь права и нести обязанности в сфере административного права называется административной правоспособностью, она возникает у человека с рождения. Не следует путать административную правоспособность с реальным набором прав и обязанностей конкретного лица.

 Административные права и обязанности у граждан существенно различаются в зависимости от их возраста, образования, состояния здоровья. Но правоспособность как качество человека, как способность в принципе иметь права и обязанности является равной для всех. Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, называется административной дееспособностью, в полном объеме она возникает у человека с 18 лет, но отдельные элементы дееспособности формируются раньше. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовать свое право на образование (с 6 лет). Также ребенок имеет право обратиться за медицинской помощью, в полицию, пожарную охрану. Особенность административного законодательства заключается в том, что в нем нет единого нормативного правового акта, регламентирующего вопросы административной дееспособности несовершеннолетних.

Способность лица нести административную ответственность за совершенное правонарушение называется административной деликта способностью, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях она возникает с 16 лет.

2.2. Права и обязанности физических лиц РФ в сфере государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы че­ловека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту ли иную степень участия административного права в правовом механиз­ме их реализации. Возникновение права собственности, например, ча­сто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномо­ченным на это административным правом органом или должностным лицом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милиции применять физическую силу, специальные сред­ства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, за­прет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная неприкосновен­ность, неприкосновенность частной жизни);

социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.);

социально-культурные (право на свободу литературного, художест­венного творчества, на участие в культурной жизни и др.);

политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т.д.).

Административное право влияет на осуществление конституци­онных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Наиболее значительно влияние административного права на осу­ществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которого предполагает конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы, других лиц».

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. Административно - правовой статус граждан РФ

Под административно-правовым статусом гражданина пони
мается его правовое положение, совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Административно-правовой статус — это элемент правового статуса гражданина. В наибольшей степени административно-правовой статус взаимосвязан с конституционно-правовым статусом. Но если в конкретные конституционно-правовые отношения граждане вступают относительно нечасто, то участником административно-правовых отношений каждому приходится быть ежедневно.

В науке выделяют два вида статусов индивидуальных субъектов административного права: общий статус и специальный
статус.

Общий статус — это права и обязанности, распространяющиеся на всех граждан (право на обращение в органы власти, право на обжалование, обязанность платить налоги, регистрироваться по месту жительства, иметь паспорт и др.);

Общий административно-правовой статус гражданина
в значительной степени определяется его конституционно-правовым статусом, т. е. правами, свободами, обязанностями, закрепленными в главе 2 Конституции РФ. Большинство конституционно-правовых прав, свобод и обязанностей реализуется через административно-правовые процедуры.

В общий административно-правовой статус гражданина входят такие права и свободы, как:

— свобода передвижения и выбора места жительства;

— право поступления на государственную службу;

— право на обращение в органы власти;

— право на социальное обеспечение;

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— право на благоприятную окружающую среду;

— право на образование.

К общим обязанностям граждан в сфере административного
права относятся:

— оплата законно установленных налогов и сборов;

— охрана природы;

— защита Отечества.

При этом административно-правовой статус граждан включает в себя не только права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ, но и те, которые закреплены в законах и подзаконных актах. Например, обязанности иметь паспорт и регистрироваться по месту жительства непосредственно Конституцией РФ не предусмотрены, тем не менее они входят в общий административно-правовой статус граждан. Специальный административно-правовой статус граждан — это права и обязанности, возникающие у отдельных категорий лиц в конкретных обстоятельствах.

Существует большое количество таких статусов, поэтому в науке административного права их разделяют на несколько групп:

— статус членов административных коллективов, т. е. коллективов, где отношения регулируются преимущественно нормами административного права (обучающиеся, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и др.);

— статус лиц, находящихся на территориях с особым административно-правовым режимом (приграничные территории, особо охраняемые природные территории, зоны действия военного или чрезвычайного положения);

— статус субъектов государственной опеки (безработные, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы);

— статус субъектов разрешительной системы (лица, имеющие разрешение на какой-либо вид деятельности — управление автомобилем, ношение оружия и т. д.).

В реальной жизни практически любой человек наряду с общим статусом имеет один или несколько специальных статусов,
определяющих его права и обязанности в отношениях с органа-
ми исполнительной власти.

3.2. Административно - правовой статус государственных служащих

Административно-правовой статус государственного служащего определяется занимаемой должностью, в которой объективируются его функциональная роль и место в госоргане.

Должность в государственных органах понимается как его часть, обособленная и закрепленная в официальных документах, как единица организованной структуры, заключающая в себе часть компетенции государственного органа. Она устанавливает определенный объем прав и обязанностей государственного служащего.

Лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществлять свою деятельность в государственном органе.

Должность для правового статуса государственного служащего является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.).

Государственная служба РФ- это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти;

- иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации; -

 органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

 

3.3. Административно - правовой статус иностранных граждан

В соответствии с федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3] иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность.

Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы является приглашение на въезд в РФ, договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию или иные документы, предусмотренные законом.

 В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию различаются следующие виды виз:

— дипломатическая;

— служебная;

— транзитная;

— виза временно проживающего лица;

—обыкновенная (которая может быть частной, деловой, туристической, учебной, рабочей, гуманитарной или визой на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища). По сроку использования виза может быть однократной, двукратной и многократной.

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) нарушил правила пересечения государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы;

2) использовал подложные документы либо сообщил заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания;

3) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами;

4) два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности;

5) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонился от уплаты налога или административного штрафа либо не возместил расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[4] выделяет три правовых режима нахождения иностранных граждан на российской территории:

1) временное пребывание (на основании визы);

2) временное проживание (на основании разрешения, выдаваемого на срок три года);

3) постоянное проживание (на основании вида на жительство, выдаваемого на пять лет с возможностью многократного продления).

Временное пребывание иностранных граждан в России осуществляется на основании визы или в безвизовом порядке в соответствии с международным договором. Срок действия визы зависит от ее вида и может быть различным. При безвизовом порядке въезда срок временного пребывания иностранного гражданина не должен превышать 90 суток.

Временное проживание иностранных граждан в РФ осуществляется на основании разрешения. Разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам в пределах квоты, установленной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное пребывание — три года.

Постоянное проживание иностранных граждан в РФ осуществляется на основании вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан в течение срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства состоят в следующем:

— иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение;

— иностранные граждане в РФ не имеют права избирать быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме;

— иностранный гражданин не имеет права поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу, быть членом экипажа военного корабля РФ, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности государства;

— иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но могут поступить на военную службу по контракту, а также быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы можно утверждать, что цели и задачи, в целом были достигнуты.

И из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов.

Субъектом административной ответственности может быть только вменяемое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости не подлежат административной ответственности. Разнообразна классификация субъектов административной ответственности.

Современное административное право России несет на себе
отпечаток той системы государственного управления, которая
функционировала в нашей стране в предыдущие десятилетия
и даже века.

Традиционно для государственного управления в России была характерна особая, доминирующая роль государства во всех сферах и одновременно неразвитость и слабость гражданского общества. В силу ряда исторических особенностей человек в России рассматривался прежде всего как носитель обязанностей перед государством, как объект, а не субъект управления.

Во все времена в России особую роль играло чиновничество, нравы которого достаточно ярко были описаны в художественной и публицистической литературе. Взаимодействие административного аппарата и граждан в нашей стране обычно происходило на основе многочисленных, туманных и противоречивых правил, установленных самим этим аппаратом и удобных в первую очередь ему. Коррупция, еще задолго до появления самого этого термина, была обычным атрибутом взаимодействия чиновников и граждан.

В настоящее время общество предъявляет иные требования
к системе государственного управления и административному праву.

Государственное управление, в соответствии с современными представлениями, — это не привилегия, не право властвовать, а по сути услуга, которую государственные служащие оказывают гражданам. Причем термин «государственная услуга» уже юридически закреплен во многих нормативных правовых актах. Оказание государственных услуг должно быть ориентировано на интересы их получателей, т. е. граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2015 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2015. — № 4. — Ст. 445.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 14 июня 2012 г.) // СЗ РФ. —2002. — № 46. — Ст. 4532.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Там же. — № 1 (ч. 1).— Ст.1.

4. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (ред. от 6 дек. 2011 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 32. —Ст. 1227.

 5. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 30 дек. 2012 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 30 дек. 2012 г.) // Там же. — 2012. — № 30. — Ст. 3032.

7. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г.№ 109-ФЗ (ред. от 28 июля 2016 г.) // Там же. — 2016. — № 30. —Ст. 3285.

8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) // Там же. — № 19. — Ст. 2060.

9. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон Рос. Федерации от 27 апр. 1993 г. № 4866-1 (ред. от 9 февр. 2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 19. —Ст. 685.

10. О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 22 дек. 2006 г. № 783 (ред. от 8 дек. 2015г.) // СЗ РФ. — 15 — № 1 (2 ч.). — Ст. 247.

11. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (ред. от 21 мая 2016 г.) // Там же. — 1995. — № 30. — Ст. 2939.

12. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Рос1. Бахрах, Д. Н. Административное право: учеб. для вузов /Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 131–177.

13. Габричидзе, Б. Н. Административное право России: учеб. /Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, С. М. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014. — С. 186–209.

14. Конин, Н. М. Административное право России : учеб. / Н. М. Конин. — 2 изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010. — С. 47–55.

 15. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2012. — С. 55–69.

 


[1] Овсянко Д.М. Административное право. Уч. Пособие – М., 2015, электронная версия учебника

[2] 5Кузнецов, В. И. Административная ответственность военнослужащих [Электронный ресурс] / В. И. Кузнецов // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: материалы для VIII Ежегодных научных чтений памяти проф. С. Н. Братуся / Отв. ред. Н. Г. Доронина. - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: Инфра-М, 2013.

[3]

[4]

Похожие работы на - АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!