Понятие и виды государственных (политических) режимов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды государственных (политических) режимов















Курсовая работа

Понятие и виды государственных (политических) режимов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие и признаки политического режима как одного из элементов формы государства

. Виды государственных (политических) режимов

.1 Факторы, влияющие на классификацию политических режимов

.2 Авторитарный политический режим

.3 Тоталитарный политический режим

.4 Демократический политический режим и его формы

. Политический режим современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории.

Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов.

Актуальность данной темы подтверждает, что значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико: политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы.

Цель данной курсовой работы - исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: - исследовать происхождение понятия политического режима как одного из элементов формы государства, рассмотреть его признаки;

рассмотреть и проанализировать демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы;

охарактеризовать политический режим современной России;

При написании данной курсовой работы были использованы пособия по теории государства и права, работы по политологии и конституционному праву, электронные ресурсы.

1. Понятие и признаки политического режима как одного из элементов формы государства

Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. Форма государственного (территориального) устройства - способ организации государственной власти по территории, характеризующей соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные1.

Третий элемент формы государства- государственный (политический) режим. Никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия «политический режим». Это понятие возникло значительно позднее. Но само его возникновение берет свое начало в Античности, а понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля. Так, в Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Платон (427-347 гг. до н.э.), вывел интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит в том, что, будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм.

Платон в своем «Государстве» и, особенно, в «Законах» создал образ «идеального государства», которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления. Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), этого гиганта Античности, человека подлинно энциклопедических познаний и донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное и нравственное богатство своего времени. Он впервые в истории общественной мысли применил эмпирический метод - наблюдение и индукцию. Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов. Ученый полагал, что «всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях». Во-первых, «режим может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества». Во-вторых, «режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы»2.

В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства. Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который подошел к ним с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом «общественного договора» или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями - климатом, «нравами», величиной территории, исторической обстановкой.

Монтескье весьма подробно рассматривает вопрос о среде функционирования политического режима - географической, психологической, социальной. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы, которых, несомненно, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима. И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления». Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства3. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.

По его определению «под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период»4. В учебнике «Теория государства и права» А.Б.Венгерова «политический (государственный) режим - это система методов, способов средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства»5.

Достаточно полно раскрывают сущность рассматриваемого явления и авторы первого в России энциклопедического словаря по политологии: «Политический режим - совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры»6.

Приведенные выше определения показывают, что политический режим это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества, включает в себя следующие признаки:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

тип политического поведения; характер политического лидерства;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов государство выполняет своё социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

авторитаризм тоталитаризм демократический режим

2. Виды государственных (политических) режимов

.1 Факторы, влияющие на классификацию политических режимов

Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни. Также состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Один из критериев определения вида политического режима - правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства. Во многих работах ученых государствоведов государственные режимы отождествляются с политическими что порождает классификацию государственных режимов аналогичную классификации режимов политических. Государственные режимы в этом случае делятся на: авторитарные, тоталитарные и демократические.

2.2 Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры.

В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

) Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью.

) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, близких по духу, но при условии их подконтрольности властям. 5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы и прежде всего в экономике.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Но личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формально, но гарантии их реализации являются фиктивными. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются.

Одним из видов авторитарного режима является деспотический режим. Деспотический режим (от греческого «despotia» - неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, такого как деспот, тиран и т. п. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, в рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности.

Очень близок к деспотическому, по сути, являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Титанический режим можно было наблюдать в некоторых средневековых государствах. Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. В XX в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебисциты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям). В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

2.3 Тоталитарный политический режим

Одной из разновидностей и крайней формой авторитарного режима является тоталитарный режим.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности. Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии.

В 1925 году Б. Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно - промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма. Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров. Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологи такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм.

При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти. Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии.

Наиболее важными являются следующие признаки:

всеобщая государственная идеология,

монополия государства на средства массовой информации,

монополия государства на все средства вооружения,

жестко централизованный контроль над экономикой,

одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

В целом тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. В настоящее время обстановка в мировом сообществе свидетельствует о том, что как таковые антидемократические режимы в целом себя изжили исторически и политически.

2.4. Демократический политический режим и его формы

Демократический режим («демократия» от др.- греч. «демос» и «кратос» - народовластие) - это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, общества, клубы, которые объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства.

Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Таким образом характерными чертами демократического режима являются:

)Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.

) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.

) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В идеале демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Но демократический режим имеет и свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, анархии, создает условия для существования разрушительных, экстремистских сил. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Либеральная демократия является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть. Либеральный режим имеет и свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. Наиболее современной формой демократического режима является либерально-демократический режим. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Либерально-демократический режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества. К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. Человек - это цель, а не средство, - вот главный принцип гуманистического режима. Рассматривая демократические политические режимы, мы отмечаем, что демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие, т.е. признание народа источником власти, правительство основано на согласии управляемых.

Также характерными чертами являются: правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

3. Политический режим современной России

В современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Национально-государственная идеология опирается лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет «вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто не вспоминает8. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма. Возникновению авторитарного режима в России способствует апатия и разочарование в политике и политиках ельцинского времени. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как: перманентный рост преступности, природные катаклизмы, военные столкновения, нестабильность ситуации внутри правящих элит. В то же время последовательная ликвидация режимом практически всех ниш независимой общественной активности, нарождавшихся институтов гражданского общества, росту централизации и бюрократизации управления привели к еще большему усилению апатии и разочарованию в публичной деятельности. В целом население, разочарованное в политике 1990-х, поддержало мягкий авторитаризм, выдаваемый за особую, российскую демократию, так как, по мнению большинства, он достиг внушительных успехов и способен на еще большее в будущем. Мало кто в России знает, что собой представляют по содержанию такие понятия из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.

Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства

Но очевидно, что практически все изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. В России становление политической системы совпадает по времени с рыночным преобразованием экономики. Новая система начала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения партии-государства СССР. Из-за размеров страны, многоликости ее этноконфессионального состава, последствий тоталитаризма этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далек от завершения. Отличительными особенностями российской политической системы являются: гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов; номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»; неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни; сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью; использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности и др.

Таким образом, не Путин создал авторитарный режим в России, а постсоветская политическая культура и неудачные реформы привели к власти Путина с его программой. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как перманентный рост преступности, природные катаклизмы, этнорегиональные конфликты, военные столкновения, нестабильность ситуации внутри правящих элит, распространение терроризма, военные действия в Чечне. Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

С другой стороны, на лицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов - финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур, государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - представительность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным.

Чем политический режим в России отличается от политических режимов в других странах?

Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерна: сильная исполнительная власть, при наличии двухпалатного законодательного собрания - парламента (верхняя палата - Сенат, Совет Федерации - состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции - Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита.

Политический режим в России за последние годы изменился. На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ в стране образовался огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений10.

В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только, но пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий.

Политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества. Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима. Кроме этого гарантией роста демократизации политического режима современной России являются свобода слова и печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента, изменяющийся менталитет россиян.

Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен: это - демократизм и правовое государство.

Заключение

В данной работе был рассмотрен вопрос о понятии государственного (политического) режима, как одного из элементов формы государства. Мы видим, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом.

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Рассмотрели факторы, влияющие на классификацию политических режимов. Нами выполнены все поставленные задачи: рассмотрены и проанализированы все виды политических (государственных) режимов, охарактеризовали политический режим современной России. С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия. Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается.

Режим Путина - Медведева, сложившийся в России, коренным образом отличается от предыдущих царского и коммунистического тем, что он в гораздо большей степени соответствует политическому идеалу и политической культуре большинства россиян. Но практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии - гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое - трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности.

Например, известные политологи Л, Ф. Шевцова и И. М. Клямкин считают оптимальной для современной России президентско-парламентскую модель организации власти с разделением последней между избираемым населением главой государства и главой правительства, которое формируется парламентским большинством и опирается на его поддержку. Такая модель, известная мировому опыту по французскому и иным вариантам, по мнению Л. Ф. Шевцовой и И. М. Клямкина, может быть приспособлена к сегодняшним российским условиям и стоящим перед страной задачам - подъему экономики и установлению правового порядка.

Еще раз отмечаем, что значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико: политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев, В.К. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. /В. К. Бабаев. - М.: Просвещение, -2011- 210с.

. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. / Учебник под редакцией А. Б. Венгерова. - М.: Просвещение, -2010. -196с.

.Гаджиев, К. С. Политическая наука. /К.С. Гаджиев.- Учебное пособие. - М.: Просвещение.,-2010.- 40с.

.Громыко, А.Л. Политические режимы в современном мире. /А.Л. Громыко. Учебно-методическое пособие. - М.,-2000.-35с.

.Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. /В.А. Гуторов. - Методологические аспекты. М.: - Полис.-2005. №6, с 80.

.Исаев, Б.А. Политические отношения и политический процесс в Современной России. / Б. А. Исаев.- Учебное пособие. - СПб: Питер, -2009., -395с.

.Комаров, С.А. Общая теория государства и права. /Учебник под редакцией С. А. Комарова. - 4е изд., - М.: Юрайт.-2004.-218с.

.Красин, Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей. / Ю.А. Красин.-М.:-Полис.-2004., №6 с.125.

.Любашиц, В. Я. Теория государства и права. /В.Я. Любашиц., А.Ю. Мордовцева., А. Ю. Мамычева.,- Изд. 2-е доп. и пер.- Ростов на Дону: Феникс.,-2010 - 700с.

.Марченко, М. Н. Теория государства и права./ М. Н. Марченко, - Изд. 2-е доп. и пер.- М: ТК Велби, Изд. Проспект.,-2008 - 648с.

.Мархгейм М.В. Правоведение. / М.В. Мархгейм.- Ростов на Дону. Изд: Феникс,. -2011,.-412с.

.Нерсесянц В.С., Философия права./ В.С.Нерсесянц. Москва: изд Инфра Норма, 1997г.

.Селезнев, Л.И. Энциклопедический словарь по политологии. /Л.И. Селезнев. - М.,-2010.

. Тонков Е.Е. Теория государства и права. Учебник. / М.Б. Смоленский, Г.А. Борисов, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. - Ростов на Дону: Изд. Феникс., -2011 - 478 с.

. Тонков Е.Е. Правоведение. Учебник. /М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. - 9-е издание, испр. и доп. - Ростов на Дону: Феникс,2009 413 с.

. Тонков Е.Е. Проблемы совершенствования контрольной формы государственной деятельности в период экономического кризиса. /Вестник Воронежского государственного университета. № 1. / Изд. Воронеж. , -2010 г, 294-306с.

. Тонков Е.Е. Механизм политико-правового регулирования: структура и особенности функционирования. Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития. Материалы II Международной научно-практической конференции (12 - 13 октября 2007 года)/. Е.Е. Тонков., С.В. Масалытина -Ростов на Дону,. Изд. Ростовский гос. экон. Университет. -2013., -11-13с.

. Шевцова, Л.Ф. Смена режима или Системы?/ Л.Ф.Шевцова. М.:- Полис.- 2004. №1, с 47.

. Шевцова, Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. Статья /Л.Ф.Шевцова. Москва. Изд: - Полис.,-1997г.4с.

. Яковлев, А.Н. Реформация в России./ А.Н. Яковлев.- Общественные науки и современность.- 2005., №2, с13.

Похожие работы на - Понятие и виды государственных (политических) режимов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!