.
На данном этапе развития общества и государства вопросы, связанные с информацией, затрагивают и сферу интересов и полномочий многих органов исполнительной власти, в том числе и тех, которые занимаются разработкой законопроектов. Это возникло с момента издания Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который включил в полномочия федеральных органов исполнительной власти, таких как, Министерство культуры, Министерство связи и массовых коммуникаций, Министерство экономического развития, разнообразные аспекты информационных отношений. А для избежания конфликта интересов между федеральными органами государственной власти сразу была поставлена цель на разработку государственной концепции развития законодательства в информационной сфере.
Таким документом, в частности, стала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, положения которой были направлены на выработку единой государственной политики в сфере информационного законодательства.
Также, заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности одобрило рекомендательный документ, который имел название: «Основные направления нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации». Данный акт поставил перед государством и обществом первоочередные меры по совершенствованию нормативно-правового обеспечения информационной безопасности по основным направлениям.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Законодательство Российской Федерации устанавливает то, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация, согласно статье 5 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
информацию, свободно распространяемую;
информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
С целью совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности в сфере конституционных прав и свобод граждан, которые реализуются в информационной сфере, еще в 1991 годубыл принят Федеральный закон «О средствах массовой информации», который касался, в частности, вопросов общественного контроля за деятельностью средств массовой информации, проблем искоренения монополизации рынка массовой информации, а также вопросов распространения массовой информации с использованием глобальных информационных сетей и пр. В2004 году был принят закон «О коммерческой тайне»,в 2006 году были приняты законы «О персональных данных»; «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Ранее были приняты попытки принятия законов, связанных с распространением информации таких, как федеральный закон «О неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне» (проект был отклонен); закон «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» (проект был отклонен Президентом Российской Федерации), проект федерального закона«О служебной тайне» также был отклонен Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6152-5 ГД.
Необходимо также отметить, что совершенствование информационного законодательства должно соответствовать требованиям положений «Европейской конвенции о трансграничном телевидении», а также требованиям иных международных документов в области средств массовой информации. Помимо этого совершенствование действующего законодательства должно быть связаносо внесением изменений и дополнений в него с точки зрения защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, включая и поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
. Основные направления развития законодательства в сфере информации и информационной безопасности
Информационные технологии, средства, способы производства, хранения и распространения информации в стране с каждым днем всё более усложняются. В 2005 году Российская Федерация, например, ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», из чего следует необходимость совершенствованияотечественного законодательства в сфере информации и информатизации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и защите информации» позволил нашей стране приблизиться к международной законодательной практике по регулированию информационных отношений, определить правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, установить правовые принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в частности, при международно-информационном обмене. Кроме этого данный закон предоставил возможность создания правовой базы для создания и эксплуатации государственных и других информационных систем.
По итогам принятия данного значимого закона в данной сфере утратили силу следующие законы:
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 1995 года;
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 1996 года.
Помимо этого, с принятием данного закона были внесены изменения в статьи Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также иные нормативные правовые акты.
Именно с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» были приняты законы«О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и др.
Данный закон утвердил следующее, профессиональная тайна, то есть информация, которая получена гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. (п. 5 ст. 9). Таким образом, с учетом положения статьи 41 Закона «О средствах массовой информации», возникает еще одно основание считать видом такой тайны профессиональную тайну журналиста - со всеми вытекающими из этого последствиями.
информация защита безопасность
3. Основные направления развития законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
Российское законодательство в сфере средств массовой информации, в отличие от сферы информации и информатизации, развивалось менее стремительно. Однако, к настоящему времени сформировалась правовая база деятельности средств массовой информации, в которую входят федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации. «Правовая база регулирования отношений в сфере средств массовой информации на федеральном уровне представляет собой отрывочный набор нормативных правовых актов, не обеспечивающих весь комплекс потребностей в правовом регулировании этой сферы правоотношений».
То есть на данный момент есть множество нерешенных проблем и существует необходимость углубленной корректировки уже принятых нормативных правовых актов. Данный факт подтверждается достаточно большим количеством законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере, которые принимаются субъектами Российской Федерации, в том числе с цельюустранения пробелов в федеральном законодательстве.В качестве примера можно привести закон города Москвы «О кабельном телевидении в городе Москве».
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О средствах массовой информации» является основным, центральным законом в данной сфере отношений. Но, несмотря на уже проведенные корректировки этого документа, он всё еще требует приведения его в соответствии с потребностями общества и государства. Об этом факте свидетельствует, например, подготовленная редакция документа с изменениями от 08 марта 2015 года, еще не вступившими в силу. Данный закон должен соответствовать и обновленному гражданскому законодательству, в частности, Гражданскому кодексу Российской Федерации. Правовая практика закрепила тот факт, что целесообразнее изменять уже имеющийся закон, чем писать новый, так как многие положения оказываются идентичные существующему законодательству о средствах массовой информации.
Таким образом, следует вносить изменения и дополнения для приведения данного документа в соответствие с действующим законодательством. Однако многие правоведы подчеркивают, что для данного закона существенные изменения нежелательны, в связи с тем, что они могут привести к созданию значительных трудностей в деятельности средств массовой информации.
Конечно, в данной сфере есть множество нерешенных вопросов, например, правовое регулирование телевещания, радиовещания; создание законодательной базы лицензирования телевещания и радиовещания; приведение отечественного законодательства в соответствие с требованиями положений международного права и зарубежного опыта защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; создание правового регулирования отношений, которые возникают в процессе осуществления спутникового и кабельного вещания, вещания с использованием сети Интернет и иных современных средств и технологий, в частности, предоставления публичных услуг в форме интерактивного телевидения.
Стоит отметить, однако, что зарубежный опыт создал свои предпосылки к возникновению в нашей стране такого нормативного правового акта как Закон«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Необходимо отметить и тот факт, что до сих пор не принят федеральный закон «О телевизионном вещании и радиовещании». Он был тщательно разработан специалистами телерадиокомпаний, юристами, однако на данный момент законопроект № 97700202-2 «О телевизионном вещании и радиовещании»находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Ранее он был одобрен в первом чтении в сентябре 1997 года.Данный проект федерального закона содержит и статью, которая бы регулировала насущный вопрос лицензирования организаций, осуществляющих телевещание, радиовещание и вещание дополнительной информации в России. В ней сказано, что «лицензирование телерадиовещания осуществляется Правительством Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию и контролю в области телерадиовещания (лицензионным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании и положениями настоящего Федерального закона, устанавливающими особенности лицензирования в области телерадиовещания».
На данный же момент данный вопрос регулируется на основе правил, установленных исполнительной властью посредством нормативно-правовых актов, что приводит к необъективности и коррупции в принятии решений о выдаче или приостановлении лицензий, а также препятствует опротестованию принятых решений в суде. Опыт же зарубежных стран говорит о том, что следует преобразовать государственные телерадиокомпании в общественные. Законы, которые определяют порядок учреждения, организации и осуществления общественного вещания есть в законодательства Грузии, Азербайджана, Румынии и др.
Важен и тот факт, что в Российской Федерации есть федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 годов была подготовлена Департаментом массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации еще в 2005 году и приведена в исполнение распоряжением Правительства Российской Федерации в 2007 году.В положениях данной Концепции отмечены первоочередные меры совершенствования законодательства в сфере телерадиовещания. В ней также определена необходимость правового обеспечения прав граждан нашей страны на доступ к информации, необходимость принятия федерального закона о телевидении и радиовещании, совершенствования законодательной базы для кабельного телевидения, а также определена актуальность создания национального общественного телевидения и радиовещания. Вместе с данной Концепцией также действует и план мероприятий по реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, который постепенно воплощается в жизнь.
Заключение
В данной работе тщательно была рассмотрена и проанализирована законодательная база Российской Федерации в информационной сфере. Также были определены основные направления развития законодательства в данной области, а именно в области информационной безопасности.А также, для полного понимания вопроса, были рассмотрены основные направления развития отечественного законодательства в области средств массовой информации.век - это время информационных технологий, новшеств, в связи с чем вопрос информационной защиты граждан, государства становится очень актуальным. Само понятие «информация» очень разносторонне и всеобъемлимо. Информация воспринимается по разному потребителем и обладателем. Так, потребитель ее рассматривает с точки зрения использования, с точки зрения того, как удовлетворять с помощью нее возникающие потребности. А обладатель информации - с точки зрения того как сохранить в тайне коммерчески важную информацию, что позволит быть конкурентоспособным на рынке производства, и сбыта товаров и услуг. Что, соответственно, требует определенных действий, направленных на защиту конфиденциальной информации.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз, можно выделить и компоненты безопасности - такие, как персонал, материальные и финансовые средства и информацию.
Сама же информационная безопасность - это состояние защищенности информации среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.
В заключении стоит сказать о том, что проанализировав правовую базу в информационной сфере, в сфере информации и информатизации, основные направления развития законодательства Российской Федерации соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются на основании международно-правовых требований к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации.
Список использованной литературы
Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS N 132) от 05 мая 1989 г., Страсбург. (с изм. и доп. от 09.09.1998) // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., Страсбург. // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 О средствах массовой информации // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ Об участии в международном информационном обмене // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ О коммерческой тайне // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ О персональных данных // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.04.2015).
Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. № 1700-р (ред. от 10.03.2009) О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985 О федеральной целевой программе Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Закон г. Москвы от 28 января 1998 г. № 2 (ред. от 26.10.2011) О кабельном телевидении в городе Москве // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. письмом Президента Российской Федерации № Пр-1895 от 9 сентября 2000 г. // Рос.газ. 2000. 16 мая.
Проект Федерального закона № 97700202-2 О телевизионном вещании и радиовещании (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 03.09.1997) // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.04.2015).
Тарбеев М. О трудностях и проблемах кабельного телевидения в России // Телевидение и радиовещание. Broadcasting. 2004. № 1. Январь - февраль.