Участков границы в подводной среде - Военно-Морским Флотом.
Они оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них обязанностей по защите Государственной границы.
Личный состав пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Комплектование этих органов и войск осуществляется в соответствии с законодательством:
) Военнослужащими - путем поступления граждан РФ на военную службу по контракту и путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу;
) Гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
Задачи пограничной службы являются:
Защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного ее прохождения, а также в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через границу;
Охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных интересов РФ;
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;
Полномочия пограничной службы:
Организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено к компетенции пограничных органов и войск;
Осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
Осуществляет войсковую, разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
Осуществляет сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
Применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации»;
Привлекает к выполнению возложенных на пограничные органы и войска задач на добровольных началах граждан РФ в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников и в иных формах в соответствии с «Порядком привлечения граждан к охране государственной границы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. и осуществляет другие полномочия.
В частности, органы пограничной службы осуществляют руководство пограничными представителями, которые назначаются на определенные участки государственной границы в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Основное назначение пограничных представителей заключается:
Осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ,
Принятии мер для недопущения нарушений порядка содержания государственной границы, пересечения ее лицами и транспортными средствами, перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности, - Обеспечения выполнения международных договоров о Государственной границе РФ и ее режиме.
На пограничных представителей возложена разработка и осуществление мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с Россией государств расследования пограничных инцидентов.
Непосредственную защиту и охрану Государственной границы РФ осуществляют пограничные войска.
Они призваны обеспечивать всеми имеющими у них средствами:
Недопущение противоправного прохождения границы на местности;
Отражать вооруженные вторжения на территорию Российской Федерации;
Осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Войска противовоздушной обороны защищают Государственную границу в воздушном пространстве:
Осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы;
Пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;
Оказывают содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской Федерации. Войска противовоздушной обороны имеют право:
) Использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и воздушном пространстве за пределами территориального моря Российской Федерации до границ иностранных государств при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;
) В необходимых случаях привлекать в установленном Правительством Российской Федерации порядке силы и средства других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;
) Полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве;
) Приглашать членов экипажей воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу, после их посадки на территории Российской Федерации в подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации или в иные места для выяснения обстоятельств незаконного пересечения и передачи органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
) Применять боевую технику и оружие в соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации».
Военно-Морской Флот осуществляет защиту Государственной границы в подводной среде.
Силы Военно-Морского Флота:
Контролируют пересечение Государственной границы;
Осуществляют противолодочную, в том числе подводно-диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской Федерации;
При обнаружении подводных объектов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также за их пределами в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов;
Применяют боевую технику и оружие в соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации».
Применение оружия и боевой техники.
Оружие и боевая техника применяются для:
отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации,
предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.
против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекающих Государственную границу в нарушение установленных правил,
в ответ на применение ими силы,
в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами;
для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью,
для освобождения заложников;
для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;
для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации,
для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться:
при отражении вооруженного вторжения,
при внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан,
при нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств,
при вооруженном сопротивлении,
при побеге с оружием задержанных лиц,
для освобождения заложников,
для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан,
для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении:
женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны;
по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами;
в отношении лиц, которые незаконно пересекли Государственную границу, случайно, в связи с несчастным случаем или воздействием неодолимых сил природы.
Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие иных органов ФСБ, иных войск и воинских формирований РФ, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Применение специальных средств:
При выполнении обязанностей военнослужащие применяют так же специальные средства:
наручники или подручные средства для связывания,
резиновые палки,
слезоточивые вещества,
светозвуковые устройства отвлекающего воздействия,
устройства для принудительной остановки транспорта,
физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в порядке, установленном ФЗ "О полиции".
Полный перечень специальных средств, основания и правила их применения при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
. Участие органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в защите Государственной границы. Ответственность за правонарушения на Государственной границе
Органы местного самоуправления, организации и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:
предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы;
создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах. Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
К административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации относятся:
. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации;
. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне;
. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации;
. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации;
. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек);
. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации;
. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации;
. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
. Нарушение иммиграционных правил;
. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, применение мер административного воздействия при охране государственной границы Российской Федерации применяются должностными лицами органов и войск пограничной службы или органов внутренних дел (ст. 28.3 КоАП).
Дела об административных правонарушениях рассматривают органы и войска пограничной службы (ст. 23.10 КоАП), а также судьи.
Меры административного воздействия, применяемые в сфере охраны государственной границы Российской Федерации:
административное задержание лица;
административный арест имущества юридического лица;
личный досмотр;
досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудий охоты и рыбной ловли и т.п.;
отстранение от управления транспортным средством;
освидетельствование на состояние опьянения;
задержание транспортного средства.
Финансирование защиты Государственной границы является расходным обязательством Российской Федерации.
Заключение
Статус государственной Границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим Государственной Границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д.
Нормативно-правовое регулирование в сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, осуществляется широким кругом правовых актов, начиная от Конституции и заканчивая локальными актами органов местного самоуправления.
Однако, центральное значение в регулировании отношений устанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти занимает Закон «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1. К основным федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, относятся:
Министерство иностранных дел РФ;
Федеральная служба безопасности РФ;
Министерство обороны РФ;
Федеральная таможенная служба;
Министерство внутренних дел РФ;
Служба внешней разведки РФ;
Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ; Данные органы государственной власти совместно осуществляют полномочия в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации. Объем этих полномочий определяется Законом «О государственной Границе Российской Федерации», а также различными положениями и регламентами, регулирующими деятельность данных структур.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации <#"justify">Учебная литература:
4.Административное право. Конспект лекций. Макарейко Н.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с. <http://www.alleng.ru/d/jur/jur468.htm>
.Административное право. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с. <http://www.alleng.ru/d/jur/jur080.htm>
.Административное право Российской Федерации. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., М.: Зерцало-М, 2003. - 608 с. <http://www.alleng.ru/d/jur/jur344.htm>
.<https://ru.wikipedia.org/>