Инвестиционная политика в Чеченской Республике как фактор реализации технической политики
Содержание
Введение
. Общая
организационно-управленческая деятельность Министерства экономического развития
и торговли Чеченской Республики (Минэкономтерразвития ЧР)
.1 Цели, задачи, полномочия и
структура управления Минэкономтерразвития ЧР
.2 Отдел инвестиционной деятельности
и кластерной политики
. Инвестиционная политика в
Чеченской Республике как фактор реализации технической политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Знание факторов и механизма их влияния на
инвестиционную деятельность имеет большое научное и практическое значение,
прежде всего для разработки назначено обоснованной инвестиционной политики и
для оживления инвестиционной деятельности в стране.
Все факторы, влияющие на инвестиционную
деятельность, в зависимости от их уровня можно классифицировать по двум
группам:
) факторы, влияющие на инвестиционную
деятельность на макроуровне (внешние по отношению к предприятию);
) факторы, влияющие на инвестиционную
деятельность на Микроуровне (внутренние).
К первой группе можно отнести:
степень совершенства налоговой системы;
нормативно-правовое обеспечение инвестиционной
деятельности;
степень участия государства в инвестиционной
деятельности;
уровень инфляции;
дефицит бюджета;
состояние и динамику развития экономики страны;
степень совершенства финансово-кредитной
политики;
экономическую, в том числе инвестиционную,
политику государства;
социальное и политическое положение в обществе;
степень совершенства рыночных отношений;
наличие свободных экономических зон;
создание условий для привлечения иностранного
капитала;
степень риска вложения инвестиций;
поддержку государством развития малого переднего
бизнеса и др.
В данной проделанной нами работе мы рассмотрим
механизм влияния некоторых из этих факторов на инвестиционную деятельность на
примере конкретного региона страны, а именно в Чеченской Республике. Из
приведенного перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно
взаимосвязаны и, в конечном счете все они влияют не только на инвестиционную деятельность,
но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны,
динамизм ее развития - это основной фактор, определяющий финансовые возможности
государства и всех субъектов хозяйствования по осуществлению и активизации
инвестиционной деятельности.
При прохождении преддипломной практики я изучила
краткую характеристику, организационную структуру управления и общие положения
Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики, в общем,
отдел инвестиционной деятельности и кластерной политики. Также мною была
исследована тема - «Инвестиционная политика в Чеченской Республике как фактор
реализации технической политики».
Практика была пройдена в период с 20.10.15 по
03.11.15 г.
Цель преддипломной практики является: сбор материалов
об общей организационно-управленческой деятельности Министерства
экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики и
отдела инвестиционной деятельности, и кластерной политики - департамента
инвестиционной деятельности и кластерной политики Минэкономтерразвития ЧР.
Исследовать тему «Инвестиционная политика в Чеченской Республике как фактор
реализации технической политики».
Для полного достижения цели проделанной работы
необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику
Минэкономтерразвития ЧР и отдела инвестиционной деятельности и кластерной
политики;
- обобщить цели, задачи, полномочия и
структуру управления Минэкономтерразвития ЧР;
- рассмотреть общие положения отдела
инвестиционной деятельности и кластерной политики;
- исследовать тему «Инвестиционная
политика в Чеченской Республике как фактор реализации технической политики».
1. Общая и организационная управленческая
деятельность Министерства экономического развития и торговли Чеченской
Республики (Минэкономтерразвития ЧР)
.1 Цели, задачи, полномочия и структура
управления Минэкономтерразвития ЧР
Общие положения
Министерство экономического, территориального
развития и торговли Чеченской Республики (далее - Министерство) образовано в
соответствии с Указом Главы Чеченской Республики от 16 сентября 2013 года N 166
"Об изменениях в структуре органов исполнительной власти Чеченской
Республики и в составе Правительства Чеченской Республики" путем
переименования Министерства экономического развития и торговли Чеченской
Республики в Министерство экономического, территориального развития и торговли
Чеченской Республики и является органом исполнительной власти Чеченской
Республики, осуществляющим функции по участию в реализации единой
государственной политики в сфере анализа и прогнозирования
социально-экономического развития Чеченской Республики и муниципальных
образований, развития предпринимательской деятельности, в том числе
межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, торговли, инвестиционной и
инновационной деятельности, формирования государственных программ, оказания
государственных услуг, исполнения государственных функций, мобилизационной
подготовки экономики Чеченской Республики, потребительского рынка, организации
мероприятий по проведению административной реформы в Чеченской Республике,
строительства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии,
оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим
организациям оценки регулирующего воздействия, регулирования контрактной
системы в сфере закупок для обеспечения нужд Чеченской Республики.
Министерство в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чеченской
Республики, законами Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Главы
Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики, а также настоящим
Положением.
Полное наименование Министерства - Министерство
экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики;
сокращенное наименование - Минэкономтерразвития ЧР.
Министерство осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления
муниципальных образований Чеченской Республики, подведомственными государственными
предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями и
иными организациями, образованными в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Министерство является юридическим лицом, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в Управлении
Федерального казначейства по Чеченской Республике, бланк с изображением
Государственного герба Чеченской Республики, печать со своим наименованием и
изображением Государственного герба Чеченской Республики, а также бланки,
штампы и другие реквизиты, предусмотренные действующим законодательством.
Министерство финансируется за счет средств
республиканского бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной
власти Чеченской Республики.
Министерство является государственным заказчиком
государственных программ, региональных программ территориального развития в
республике строительства, промышленности строительных материалов и строительной
индустрии, методического обеспечения в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического
развития Чеченской Республики и муниципальных образований, развития
предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса,
межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, торговли, инвестиционной
деятельности, формирования, реализации и анализа государственных программ и
подпрограмм, мобилизационной подготовки экономики Чеченской Республики,
потребительского рынка, организации мероприятий по проведению административной
реформы в Чеченской Республике.
Положение о Министерстве и предельная
численность работников аппарата Министерства утверждаются Правительством
Чеченской Республики.
Имущество Министерства является государственной
собственностью Чеченской Республики и закреплено за Министерством на праве
оперативного управления, а земельные участки - на праве постоянного
(бессрочного) пользования. Министерство владеет, пользуется и распоряжается
принадлежащим ему имуществом в соответствии с целями своей деятельности в
рамках действующего законодательства.
Юридический адрес Министерства: 364904,
Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Маяковского, 3.
Наглядная структура Министерства представлена в
приложении в конце работы.
Основными целями и задачами Министерства
являются:
- Реализация и мониторинг единой
государственной политики и исполнение государственных полномочий в сфере
социально-экономического развития Чеченской Республики и муниципальных
образований, строительства, промышленности строительных материалов и
строительной индустрии.
- Анализ и прогнозирование социально-экономического
развития Чеченской Республики и муниципальных образований Чеченской Республики.
- Участие в нормотворческой
деятельности по вопросам ведения Министерства.
- Организация разработки стратегии
социально-экономического развития Чеченской Республики.
- Организация и координация разработки
программ социально-экономического развития Чеченской Республики.
- Координация разработки и мониторинг
реализации государственных программ и подпрограмм.
- Организация мероприятий по
осуществлению административной реформы в Чеченской Республике.
- Координация работы в сфере
регулирования внешнеэкономических и межрегиональных связей Чеченской
Республики.
- Участие в реализации государственной
политики Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности на
территории Чеченской Республики.
- Нормативное правовое обеспечение
деятельности розничных рынков и ярмарок на территории Чеченской Республики в
пределах компетенции Министерства.
Основные полномочия и функции Министерства
Для достижения поставленных перед ним задач и
целей Министерство осуществляет следующие полномочия и функции:
1. В области
социально-экономического развития и торговли:
) разработка с участием заинтересованных органов
исполнительной власти Чеченской Республики прогнозов социально-экономического
развития Чеченской Республики, отраслей и секторов экономики на краткосрочный,
среднесрочный и долгосрочный периоды;
) обеспечение взаимодействия органов
исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления
муниципальных образований Чеченской Республики и организаций, по вопросам
социально-экономического развития муниципальных образований Чеченской
Республики;
) разработка с участием органов исполнительной
власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления муниципальных
образований Чеченской Республики концепций, стратегий и программ
социально-экономического развития муниципальных образований Чеченской
Республики;
) подготовка на основе анализа состояния
экономики Чеченской Республики и тенденций ее социально-экономического
развития, ежеквартальной аналитической информации о состоянии экономики;
выявление диспропорций в ее развитии и определение путей их устранения;
определение приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы
Чеченской Республики;
) участие в разработке программ
социально-экономического развития Чеченской Республики и осуществление
мониторинга их реализации;
) разработка сводного финансового баланса
доходов и расходов Чеченской Республики;
) осуществление координации и контроля за
внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на территории
Чеченской Республики;
) принятие совместно с органами исполнительной
власти Чеченской Республики мер по формированию и насыщению внутреннего
потребительского рынка товарами, повышению конкурентоспособности отечественных
товаров, поддержке товаропроизводителей Чеченской Республики;
) участие в формировании республиканской
концепции инновационного и научно-технического развития;
) разработка с участием органов исполнительной
власти Чеченской Республики предложений о развитии государственного сектора
экономики Чеченской Республики, осуществление анализа и прогнозирования его
развития;
) осуществление координации деятельности органов
исполнительной власти Чеченской Республики по привлечению в экономику Чеченской
Республики инвестиций, а также проведение государственной экспертизы
предложений в области инвестиционного сотрудничества;
) участие в разработке и реализации
республиканской социальной политики, включая вопросы государственной поддержки
и развития отраслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и
жилищнокоммунального хозяйства, политики в области доходов и потребления
населения, пенсионного и других видов социального страхования, демографии,
миграции, трудовых ресурсов, занятости населения, создания рабочих мест;
) разработка предложений об основных
направлениях деятельности в области социального развития Чеченской Республики,
повышении уровня жизни и содействии занятости населения Чеченской Республики;
2. В области строительного комплекса
и ценообразования:
) участие в разработке схем территориального
планирования муниципальных районов и городских округов, генеральных планов
муниципальных поселений Чеченской Республики;
) создание и актуализация информационной базы
объектов капитального строительства, определение на основе ее анализа
укрупненных показателей потребности объемов основных строительных материалов;
) проведение маркетинговых и прогнозных
исследований в целях содействия организациям и предприятиям строительной
индустрии, промышленности строительных материалов и торговой деятельности в
решении вопросов реализации приоритетных направлений и реформирования;
) в области ценообразования:
участие в разработке методологии и основных
принципов ценообразования и сметного нормирования, внедрении и
совершенствовании новой сметно-нормативной базы в строительстве;
организация разработки и согласования нормативов
в области сметного нормирования и ценообразования в сфере строительства на
территории Чеченской Республики (территориальное сметное нормирование);
анализ состояния строительного и торгового
рынка, информирование населения о его конъюнктуре, в том числе о стоимости
строительных материалов, строительно-монтажных работ, и потребности в рабочей
силе. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством и Положением о министерстве.
.2 Отдел инвестиционной деятельности и
кластерной политики
Отдел инвестиционной деятельности и кластерной
политики (далее - отдел) является структурным подразделением министерства
экономического развития, инвестиций и торговли Чеченской Республики (далее -
Министерство).
Отдел в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики,
постановлениями и распоряжениями Главы Чеченской Республики и Правительства
Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Министерства экономического
развития Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами и
распоряжениями министра Минэкономтерразвития ЧР, иными нормативными правовыми
актами и Положением об отделе инвестиционной деятельности и кластерной
политики.
Основными задачами отдела являются:
Обеспечение разработки и реализации
инвестиционной политики Чеченской Республики, в том числе обеспечение
благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и привлечения
инвестиционных ресурсов.
Разработка мер и форм государственной поддержки,
направленной на активизацию инвестиционной деятельности Чеченской Республики.
Создание благоприятных условий для развития
инновационной экономики, роста научно-технологического потенциала, для
модернизации экономики республики.
Формирование инновационно-генерирующей и
инновационно-восприимчивой экономической среды в Чеченской Республики.
Разработка мер и форм государственной поддержки,
направленной на активизацию инновационной деятельности, развитие кластерных
инициатив и реализацию кластерной политики в отношении инновационных
территориальных кластеров Чеченской Республики.
Предметы ведения и полномочия отдела.
В ведении Отдела находятся:
Вопросы в сфере социально-экономических
отношений, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности на территории
Чеченской Республики.
Развитие инновационной экономики и инновационной
деятельности в Чеченской Республики.
В рамках закрепленных предметов ведения отдел
обладает следующими полномочиями:
Разработка проектов законов и иных
нормативно-правовых актов в сфере инвестиционной и инновационной деятельности,
осуществляемой на территории Чеченской Республики, устанавливающих формы
государственной поддержки и иные механизмы стимулирования инвестиционных и
инновационных процессов в регионе.
Разработка методических рекомендаций по вопросам
инвестиционной и инновационной деятельности Чеченской Республики.
Разработка и внедрение экономических
инструментов развития инновационных территориальных кластеров на территории
Чеченской Республики
Осуществление информационно-аналитической
работы, по вопросам, касающимся компетенции отдела в том числе:
подготовка итогов социально-экономического
развития республики по вопросам, касающимся компетенции отдела;
разработка прогноза социально-экономического
развития Чеченской Республики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный
периоды по вопросам, касающимся компетенций отдела;
разработка стратегии социально-экономического
развития Чеченской Республики (в том числе Инвестиционной стратегии) на
долгосрочный период и программы социально-экономического развития республики на
среднесрочный период по вопросам, касающимся компетенции отдела;
организация ежемесячного и ежеквартального мониторинга
социально- экономического развития Чеченской Республики по вопросам, касающимся
компетенции отдела;
участие в разработке плана действий органов
исполнительной власти Чеченской Республики на очередной год по вопросам,
находящимся в компетенции Отдела.
Организационно-методическое руководство и
взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Российской
Федерации, органами исполнительной власти Чеченской Республики, органами
местного самоуправления по вопросам инвестиционной и инновационной политики,
осуществляемой на территории Чеченской Республики.
Разработка стратегических направлений и
механизмов реализации региональной инвестиционной и инновационной политики.
Обеспечение использования
организационно-финансовых инструментов поддержки развития инвестиционной и
инновационной деятельности, разработки новых механизмов стимулирования
привлечения инвестиций, в том числе создания элементов инвестиционной и
инновационной инфраструктуры на территории Чеченской Республики.
Осуществление стратегического регионального
инвестиционного маркетинга и формирование благоприятного инвестиционного
климата
Чеченской Республики, в том числе осуществление
работы по реализации регионального инвестиционного стандарта деятельности
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению
благоприятного инвестиционного климата в ЧР.
Подготовка информационных и презентационных
материалов для потенциальных инвесторов, оказание информационно-методической
помощи субъектам инвестиционной деятельности.
Формирование перечня инвестиционных проектов
Чеченской Республики.
Осуществление в установленном порядке
предварительной оценки эффективности инвестиционных проектов, претендующих на
получение государственной поддержки, в том числе:
подготовка в установленном порядке заключений об
экономической эффективности и финансовой состоятельности инвестиционных
проектов;
подготовка в установленном порядке заключений по
согласованию бизнес-планов инвестиционных проектов организаций, претендующих на
государственную поддержку в форме льготного налогообложения на территории
Чеченской Республики;
организация в установленном порядке конкурсов на
предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам для
реализации инвестиционных проектов;
подготовка к заключению в установленном порядке
проектов инвестиционных договоров (меморандумов).
определение форм государственной поддержки
инвестиционных проектов.
Формирование и ведение реестра расходных
обязательств Министерства по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Обеспечение реализации функций главного
распорядителя бюджетных средств по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Рассмотрение материалов и актов проверок
контрольно-ревизионными органами использования Министерством средств
республиканского и федерального бюджетов по курируемым направлениям, подготовка
предложений по устранению выявленных нарушений.
Организация оказания организационно-методической
помощи органам исполнительной власти, органам местного самоуправления,
организациям (инвесторам) по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
Подготовка предложений по внесению изменений в
законы Чеченской Республики и иные нормативные правовые акты, подготавливаемые
органами исполнительной власти Чеченской Республики по вопросам, отнесенным к
компетенции отдела.
Участие в подготовке решений по вопросам закупки
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Чеченской Республики
в части, касающейся компетенции отдела.
Разработка проектов государственных контрактов,
договоров (соглашений) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для обеспечения государственных нужд Чеченской Республики, в том числе на
выполнение научно-исследовательских и других работ в сфере деятельности отдела.
Подготовка информации по обращениям инвесторов
по поиску производственных площадей для размещения производства в республике.
Подготовка предложений по созданию и
деятельности комиссий, рабочих групп, Советов для реализации полномочий,
возложенных на отдел.
Подготовка аналитических докладов по вопросам,
находящимся в компетенции отдела.
Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб
граждан в пределах компетенции отдела.
Участие в подготовке и проведении на территории
республики и за рубежом презентаций, международных выставок,
торгово-экономических миссий, конференций, семинаров.
Осуществление иных функций, предусмотренных
федеральным и республиканским законодательством, необходимых для решения
вопросов, находящихся в компетенции Отдела.
Руководство отдела
Отдел возглавляет руководитель Отдела,
назначаемый и освобождаемый от должности министром экономического развития,
инвестиций и торговли Чеченской Республики в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
Руководитель Отдела непосредственно подчиняется
заместителю министра экономического развития, инвестиций и торговли Чеченской
Республики.
Руководитель Отдела несет персональную
ответственность за надлежащее исполнение полномочий Отдела.
Руководитель отдела определяет компетенции и
утверждает должностные регламенты гражданских служащих Отдела.
Структура отдела и штатная численность
гражданских служащих Отдела утверждаются министром экономического развития,
инвестиций и торговли Чеченской Республики.
В структуру отдела входят следующие управления:
управление инвестиционной политики и маркетинга региона; управление привлечения
инвестиций; управление развития инновационной деятельности.
Руководители управлений непосредственно
подчиняются руководителю Отдела.
инвестиция конкурентный капитал
2. Инвестиционная политика в Чеченской
Республике как фактор реализации технической политики (на примере строительного
комплекса)
Важнейшим инструментом экономического развития
как России и так ее регионов являются инвестиции в экономическое пространство,
которые позволят обновить производственную материально-техническую базу,
расширить объемы производства и усовершенствовать его структуру, перейти на
новые технологии. Инвестиции в экономику являются неотъемлемым аспектом
экономического роста. Так, например, в воспроизводственной системе инвестициям
отводится ключевая роль в вопросах возобновления и роста производственных
ресурсов, а как следствие этого обеспечение темпов социально-экономического
роста.Следует заметить, что с начала 2000-х годов в российской экономике
наблюдается увеличение инвестиций в основной капитала (рис. 1.), этот процесс
отражает изменения, связанные с процессом стабилизации, а также медленного, но
устойчивого подъема в экономике, наблюдаемого в последнее десятилетие.
Рис. 1. Динамика инвестиции в
основной капитал в Российской Федерации за период с 1995-2012 гг. (до 1998г. -
млрд.руб., годовая) (млн. руб.)
Реализация основной задачи
российской экономики, модернизация экономической системы, требует масштабного
инвестирования, но в настоящее время объемы данного процесса не обеспечивают
необходимое количество инвестиционных ресурсов. Так, в Указе Президента РФ
(Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной
экономической политике") норма инвестирования в основной капитал в России
к 2015 году установлена на уровне не менее чем 25 % внутреннего валового
продукта, а к 2018 году данный показатель должен составлять до 27%. Показатель "Доля
инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте" показывает
долю инвестиций в основной капитал к общему объему валового внутреннего
продукта. Динамика данного показателя представлена на рисунке 1.
Рис. 2. Динамика показателя
"доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем
продукте" за период с 2002-2013 гг.
Из рисунка 1 можно наблюдать, что в 2006 году
данный показатель составлял около 17%, в 2013 году - около 20%, и следует
сказать, что данный показатель за весь анализируемый период не достигал
значении 25%, наибольшее значении наблюдалось в 2008 году в размере 21,3%.
Следовательно, можно утверждать, что невысокие
значения данного показателя свидетельствует о том, что невозможно проводить
широкомасштабную модернизацию промышленного потенциала и основных фондов в
регионах по причине нехватки инвестиционных ресурсов.
В современный период развития экономики
наблюдаются совокупные положительные тенденции в инвестиционной сфере России,
но они не имеют устойчивого характера, а инвестиции не стали основным фактором
роста экономики, а и объем не обеспечивает инновационную модернизацию
производства и повышения качества жизни в регионах. Так, следует заметить, что
развитие инвестиционных процессов по отдельным регионам имеют свои особенности,
которые объясняются дифференциацией темпов, бессистемностью и
диспропорциональностью инвестиционной деятельности в регионах России. Однако
основными потребителями инвестиций выступают именно регионы, а государственная
инвестиционная политика направлена на изменение и децентрализацию
инвестиционной активности в регионы.
В рамках проводимых реформ в Российской
Федерации можно выделить регионы, которые успешно развиваются, но наряду с
этими регионами существуют и проблемные регионы. В таких регионах существует
ряд социально-экономических проблем, но вместе с этим существует и потенциал
развития, но в большей части он может быть реализован исключительно при
поддержке или прямой помощи государства. Регионом, относящимся к депрессивному
типу, является Чеченская Республика.
Следует заметить, что за последние десятилетия в
Чеченской республике наблюдаются большие положительные изменения в рамках
стабилизации как общественно-политической ситуации, так и
социальноэкономическом развитии Республики, что в первую очередь способствует
повышению интереса к инвестиционным возможностям Чеченской Республики
потенциальных российских и иностранных инвесторов. На рисунке 3 представлена
динамика инвестиций в Чеченской республике за период с 2000 - 2013 гг. по
данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по
Чеченской Республике, так объем инвестиций составил в 2011 год - 51631,7 млн.
руб., 2012 год - 54400,3 млн.руб., 2013 год - 41167,5 млн.руб.
Рис. 3. Динамика инвестиций в
основной капитал в Чеченской Республике за 200-2013 гг., млн. руб.
Можно заметить положительную
динамику за анализируемый период, а снижение темпов роста наблюдалось только в
2009 г и 2013 г. А основной тенденцией наблюдаемой в последние годы - это рост
общего объема инвестиций в основной капитал. Снижение темпов роста,
произошедшее в 2013 году, являлось следствием окончания действия федеральной
целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики
на 2008-2012 годы". Но следует отметить, что, несмотря на снижение
инвестиций из бюджетных источников, в 2013 году темпы привлечения средств из
внебюджетных источников в региональную экономику остались прежние. В структуре
инвестиций в основной капитал в 2013 году наибольший объем занимали средства
субъектов малого предпринимательства в размере 40,9%, бюджетные средства -
29,0%, прочее средства 40,9 %, а также собственные средства предприятий 11,4%.
Общий объем инвестиций привлеченных из внебюджетных источников в 2013 году
составил 29242,6 млн. руб. В результате проведенного анализа можно говорить о
том, что существует тенденция сокращения бюджетного финансирования в Чеченской
Республике - в 2013 году по сравнению с 2012 году в структуре данный вид финансирования
уменьшился на 18% или на 13692,7 млн. руб. Однако, следует заметить, что за
первое полугодие 2014 года, по данным Территориального органа Ростатата в
Чеченской республике (Чеченстата), инвестиции в основной капитал составили в
общем объеме 10037,9 млн. руб., что, соответственно, составляет 173,7% от
уровня показателя за аналогичный период 2013 года. В структуре инвестиций в
разрезе источников финансирования 31,8% занимают бюджетные средств; 37,6% -
средства малого предпринимательства; 24,5% -собственные средства предприятий и
6,1% - средства из прочих источников финансирования. Из всего объема инвестиций
в основной капитал в Чеченской Республике за 1 полугодие 2014 года средства из
внебюджетных источников составляют 6 847,7 млн. руб.
На развитие инвестиционной сферы в
Чеченской Республике направлено целый комплекс мероприятий, позволяющий
активизировать и стимулировать инвестиционные процессы. Так, Постановлением
Правительства Чеченской Республики от 30.06.2014 года № 168-Р «Об утверждении
Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики»
(Постановление Правительство Чеченской Республики от 30.06.2014 года № 168-Р
«Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской
Республики») сформирован перечень инвестиционных проектов, включающий 55
проекта. Данные перечень проектов предусматривает строительство новых и
реконструкцию существующих производств и предприятий с созданием 20 431 рабочих
мест, с объемом инвестиций на сумму 170,192 млрд. рублей. Утвержденный перечень
проектов включает 25 проектов в промышленности и энергетики с созданием 10123
рабочих мест с объемом инвестиций на общую сумму 99,75 млрд. рублей; 24 проекта
в агропромышленном комплексе - 6126 рабочих мест, с инвестициями на сумму
21,136 млрд. рублей; 6 проектов в сфере услуг и туризма - 6126 рабочих мест, на
сумму 40,303 млрд. рублей.
За счет привлечения инвестиций из внебюджетных
источников финансирования в Чеченской республике был реализован целый ряд
крупных инвестиционных проектов, из которых можно назвать следующие проекты:
«Организация производства мясных консервов и колбас за счет строительства и
оснащения комплекса мясопереработки», стоимость данного проекта -472,52 млн.
руб., что привело к созданию 48 рабочих мест;
«Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) в г.
Грозный», стоимость проекта составляло 2200,0 млн. руб., создано 340 новых
рабочих мест; «Сады, теплицы и хранилища», общая стоимость проекта составляла
3114,9 млн. руб., было создано 700 сезонных, 20 постоянных рабочих мест; ООО
«Первый хлебозавод по производству хлебобулочных и макаронных изделий», общая
стоимость проекта составила 620,0 млн.руб., было создано 240 новых рабочих
мест; «Строительство комплекса «Гудермес - Сити», со стоимостью проекта 4200,0
млн.рублей.
Выше перечислены завершенные проекты, но большое
количество инвестиционных проектов находятся в стадии реализации, это такие
проекты как: создание инновационного строительного технопарка
"Казбек", общая стоимость проекта составляет 4998,0 млн. руб.,
планируется к созданию 200 рабочих мест; увеличение производственных мощностей
завода по розливу минеральной воды ООО «Чеченские минеральные воды», общая
стоимость проекта составляет 670,0 млн. руб., планируется создать 53 новых
рабочих места; «Новый кирпичный завод», общая стоимость проекта составляет
2200,90 млн. руб., планируется создать 120 новых рабочих мест; строительство
спортивно-оздоровительного туристического комплекса «Грозненское море», общая
стоимость проекта составляет 24000,0 млн. рублей, планируется создать 610 новых
рабочих мест; строительство комплекса «Аргун - Сити», общая стоимость проекта
составляет 4000,0 млн. руб., планируется создать 320 новых рабочих мест;
«Комплекс детского питания в г. Грозном» общая стоимость проекта составляет
1200,0 млн.руб.); «Молочный комплекс» (общая стоимость проекта составляет
1100,0 млн.руб., планируется создать 70 новых рабочих мест; «Строительство
комплекса «Шали - Сити» общая стоимость проекта составляет 3000,0 млн.руб.,
планируется создать 250 новых рабочих мест; «Первая очередь каскада ГЭС на реке
Аргун» общая стоимость проекта составляет 14000,0 млн.руб.).
Анализируя инвестиционную деятельность в
Республике необходимо выявить факторы, влияющие как позитивно на данную сферу,
так и ограничивающие деятельность.
Проводя анализ факторов, ограничивающих
инвестиционную деятельность на основе опросов руководителей организаций (или
менеджеров), представленной на рисунке 4, можно сделать вывод, что на
инвесторов в Чеченской Республике оказывают влияние в первую очередь недостаток
собственных финансовых средств, на втором месте - высокий процент коммерческого
кредита, на третьем - неопределенность экономической ситуации и сложность
механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов. Однако,
можно заметить, что доля выделенных факторов в Чеченской республике намного
ниже, чем в Северо-Кавказском федеральном округе и Российской Федерации в
целом, что положительно характеризует инвестиционную сферу в Республике.
В настоящее время ведется активная работа с
целью повышения инвестиционной привлекательности Республики, формирования
условий, которые благоприятствуют развитию бизнеса и привлечению инвестиций.
Так, в Чеченской республике разработана региональная нормативно-правовая база,
которая предусматривает поддержку и гарантирует защиту прав субъектам
инвестиционной деятельности.
Руководством Чеченской Республики ведется
активная работа по позиционированию субъекта на мировых площадках в целях
продвижения инвестиционных проектов и привлечению инвесторов и инвестиций в
региональную экономику, также уделяется особое внимание к межрегиональному
сотрудничеству.
Чеченская Республика имеет договорные отношения
более чем с сорока субъектами Российской Федерации, можно говорить о том, что
именно укрепление интеграционных межрегиональных и международных связей
стимулирует инвестиционной деятельности, взаимовыгодное сотрудничество для всех
субъектов инвестиционной сферы, внедрение инноваций, эффективное разделение
труда, повышение результативности производительности труда, а также как
следствие, повышение уровня жизни населения.
В целях формирования благоприятного
инвестиционного имиджа, Чеченская Республика принимает активное участие в
различных российских и международных форумах и выставках. В 2013 году приняло
участие в Петербургском международном экономическом форуме, Сочинском
международном инвестиционном форуме, а также в Международной выставке
недвижимости «MIPIM». В рамках
участия в Международном форуме «Сочи-2013» Чеченская Республика представляла 53
инвестиционных проекта на общую сумму 170 млрд. рублей. Данные проекты имеют
направленность на развитие различных отраслей региональной экономики:
энергетики, промышленности, туризма, сельского хозяйства, сферы услуг и т. д.,
а реализация всех презентованных инвестиционных проектов позволит дополнительно
создать около 20 000 рабочих мест. В рамках рассматриваемого форума было
подписано трехстороннее соглашение между Правительством ЧР, «LR-Group»
(Израиль) и компанией «Амбика-Агро» (Россия) по инвестиционному проекту
«Строительство молочного кластера в Чеченской Республике».
В марте 2014 года в рамках всероссийского
проекта «Экспозиция регионов России в Олимпийском парке в период проведения
Паралимпийских зимних игр» руководством Чеченской Республики была организована
экспозиция субъекта. Также, была организована экспозиция
Республики в рамках 25-ой юбилейной
Международной инвестиционной выставке недвижимости «MIPIM-2014»
(Франция, Канны), где презентовала инвестиционный проект «Башня «Ахмат». В 2014
году руководства республики приняло участие в IV ежегодной инвестиционной
встрече на высшем уровне в г. Дубай (ОАЭ). Так, участие Чеченской Республики в
различных российских и международных форумах и саммитах содействует в
формировании позитивного инвестиционного имиджа, а также способствует
распространению информации об экономическом потенциале и возможностях
Республики, содействует в налаживании контактов и связей с представителями
органов государственной власти, различными негосударственными организациями, а
также с бизнес-структурами России и зарубежных стран. Например, в Чеченской
Республике активно развивается сотрудничество с китайскими инвесторами, так, в
октябре 2014 года достигнуто соглашение о реализации инвестиционного проекта по
строительству экодеревни и теплиц в Шелковском районе Чеченской Республики на
общую сумму 165 млн. руб. Инвестиционный проект по строительству грозненского
гостиничного комплекса общей стоимостью 120 млн. долларов планируется
финансировать за счет средств иностранного инвестора - Холдинга "RoyalGroup"
из ОАЭ (Абу-Даби), также с данным инвестором планируется создание совместной
авиакомпании в Чечне.
Одним из показательных аспектов изменения в
сторону нормализации общественно-социальной и политической ситуации в
Республике можно считать строительство за счет внебюджетных средств нового
жилья. Так, с 2011 по 2013 год в Чеченской республике построено 733 тыс.
квадратных метров, из них 650 тыс. квадратных метров - населением за счет
заёмных и собственных средств. В 2013 года реализуется в регионе программа по
переселению граждан из аварийного и верхового жилищного фонда. В рамках
региональной программы планируется строительство на территории г. Грозного, в
Надтеречном и Урус-Мартановском муниципальных районах Чеченской республики
более 120 многоквартирных дома с общей площадью 50,5 тысяч квадратных метров.
Значительным вкладом в формировании устойчивой
инвестиционной сферы в Чеченской Республике - это введение Стандарта
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, который
необходимо внедрить в соответствии с поручением Президента Российской Федерации
от 31.01.2013 г. № Пр-144ГС. В настоящее время внедрение данного документа
практически завершено.
Проведя анализ и оценку основных элементов потенциала
ресурсного обеспечения Чеченской Республики с позиции уточнения конкурентных
преимуществ в экономическом пространстве, можно говорить о том, что указанные
ниже объективные факторы дают возможность сформировать в Республике
конкурентное экономическое пространство, которое может обеспечить достойное и
высокое качество жизни населению.
Одним из первых факторов можно назвать выгодное
для Республики геоэкономическое положение.
Второй фактор, позволяющий сформировать
конкурентную экономику субъекта - это природно-ресурсный комплекс,
характеризующийся благоприятным климатом, разнообразными сельскохозяйственными
землями, значительными запасами минерального сырья (в частности, углеводородами
- нефть, газ и т.д.), лесными, гидроэнергетическими, рекреационными и
туристическими ресурсами.
Третий фактор связан с возможностью развития
конкурентоспособных отраслей и производств, таких как нефтегазовой
промышленность, отдельных отраслей сельского хозяйства, а также возможностями
по расширению их состава, основываясь на трудовом и природно-ресурсном
потенциале. Четвертый фактор конкурентного положения основывается на
человеческом капитале, который характеризуется увеличивающимися трудовыми
ресурсами с хорошей половозрастной структурой, растущим уровнем образования,
традициями к трудовой деятельности.
Однако основная задача современного этапа
развития Республике заключается в модернизации материальных активов
региональных промышленных предприятий, однако ее решения возможно путем
увеличения привлекаемых внешних инвестиционных ресурсов, при этом требуется
рост данных инвестиций в несколько раз в сравнении с имеющимся современным
уровнем.
Так, наряду с мерами по созданию благоприятной
инвестиционной среды необходим комплекс мер по стимулированию инвестиционной
деятельности, такие как понижение налоговых ставок и налоговые каникулы,
финансирование в рамках федеральной или региональной инвестиционной программы
части затрат по инвестиционным проектам, создание и распределение регионального
бюджета развития на конкурсной основе, предоставление гарантий инвесторам по
различным некоммерческим рискам и т.д.
Заключение
Инвестиционная политика в каждом регионе России
имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами: -
экономической и социальной политикой, проводимой в регионе; - величиной
имеющегося производственного потенциала; - географическим положением; -
природно-климатическими условиями; - привлекательностью региона для иностранных
инвестиций и др.
Основными задачами системы управления
инвестиционной деятельностью в регионе являются: - создание инфраструктуры
инвестиционного рынка; - определение приоритетных направлений осуществления
инвестиций; - создание условий для привлечения внебюджетных источников
финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных
инвестиций и инвестиций из других регионов страны; - обеспечение интеграции
регионального инвестиционного рынка в международный рынок инвестиционных
ресурсов.
Региональная инвестиционная политика направлена
на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе,
обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.
Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет
отраслевая инвестиционная политика. Она должна разрабатываться на уровне
отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики. Под отраслевой
инвестиционной политикой подразумевается инвестиционная поддержка приоритетных
отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную
безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм
развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.
С переходом на рыночные отношения все большую
роль в инвестиционной деятельности стали играть субъекты Российской Федерации и
коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в
пользу последних. Поэтому существенно повышается роль инвестиционной политики
на микроуровне. Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс
мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других
средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной работы предприятия в
ближайшем будущем и в дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика на
предприятии должна вытекать из его стратегических целей, отраженных в бизнес
плане, и, в конечном счете обеспечивать финансовую устойчивость предприятия не
только в настоящем, но и в будущем. Если этого плана нет, то ни о какой
инвестиционной политике не может быть и речи.
В заключение хотелось отметить, что в Чеченской
Республике можно выделить целый ряд преимуществ, позволяющих сформировать
благоприятный инвестиционный климат. Это, в первую очередь, структура
потребления населения в Чеченской Республике, характеризующаяся высоким уровнем
ввозимой из-за пределов региона продукции, по некоторым оценкам экспертов по
отдельным группам товаров это доля достигает 90%, что делает потенциально
конкурентоспособными инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение и
удовлетворение спроса на товары в регионе. Можно отметить, природно-ресурсный
комплекс, обеспечивающий регион разнообразной ресурсно-сырьевой базой,
позволяющей осуществлять проекты в различных областях, таких как нефтедобыча и
нефтепереработка, добыча и переработка попутного газа, а также в строительной индустрии.
Наличие высокой доли ценных пород древесины в
лесном фонде Чеченской Республике может быть использовано для развития и
организации предприятий деревоперерабатывающей и мебельной промышленности, а
соответственно при реализации инвестиционных проектов в данных областях.
Благоприятные климатические условия в регионе также позволяют развивать
различные сектора агропромышленного комплекса. Обеспеченность Республики и
относительно низкая стоимость рабочей силы способствует конкурентоспособной
реализации и организации на территории субъекты инвестиционных проектов
сторонними инвесторами.
Список использованных источников
1. Закон об инвестиционной
деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный
закон №39 - ФЗ, принят Гос. Думой 25.02.1999 г.: по состоянию на 28.12.2013 г.
2. Об инвестиционном
товариществе: федеральный закон №335 - ФЗ, принят Гос. Думой 29.11.2001 г.: по
состоянию на 28.11.2011 г. // Российская газета. - 2011. - №5651, 07.12.2011 г.
. Об иностранных инвестициях
в РФ: федеральный закон № 160 - ФЗ, принят Гос. Думой 09.07.1999 г.: по
состоянию на 06.12.2011 г.
4. Положение о Министерстве
экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики с
изменениями на: 10.06.2015.
. Абрютина М.С., Грачев А.В.
Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое
пособие, изд. 2-е, исправленное. - М.: Дело и сервис, 2015.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,
Хомер А. Маркетинг.2-е изд., перераб. и доп.; - М.: Экономика, 2011.
. Веснин В.Р. Основы
менеджмента: учебник. - М.: Институт международного права и экономики, 2013.
. Виханский О.С., Наумов А.И.
Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2009.
9. Хмыз О.В. Институциональные
инвесторы и инвестиционный потенциал России в посткризисный период [текст] /
О.В. Хмыз // Финансы и кредит. - 2011. - № 7. - С.34-39.
10. Щукина Д.В. Механизм
финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий (на основе
закрытого паевого инвестиционного фонда): канд. экон. наук: / Московский авиационный
институт (государственный технический университет). - Москва. - 2010.
. Юзвович Л.И. Экономическая
природа и роль инвестиций в национальной экономической системе [текст] / Л.И.
Юзвович // Финансы и кредит. - 2014. - № 9.
. Яфясов Р.Р. Конструктивные
различия фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России. / Р.Р. Яфясов.
// Вопросы экономики и права. - 2015. - № 32.