Государственная Инспекция труда в городе Санкт-Петербурге

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,03 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная Инспекция труда в городе Санкт-Петербурге
















Отчёт о прохождении преддипломной практики


Студента группы ЮС-312к

Бодрицкого Константина Алексеевич


Введение

Преддипломная практика- один из наиболее важных и ответственных моментов в процессе профессионального обучения студентов. Особенно это касается подготовки юристов, ведь это одна из сфер деятельности, где постоянная практическая деятельность является необходимым элементом как личностного, так и карьерного роста.

В связи с этим, возникает необходимость не только правильного выбора места практики, который должен быть обусловлен сознательным желанием студента, его потребностью развиваться в конкретной правовой сфере, но и всесторонним применением теоретических знаний в работе и повседневной деятельности.

Таким образом, в данном отчёте представлена информация о прохождении преддипломной практики, а также всё необходимое, что может подтвердить факт полного и всестороннего изучения деятельности организации, применения полученных теоретических знаний.

Ознакомление с организацией

Прохождение преддипломной практики осуществлялось в Государственной Инспекции труда в городе Санкт-Петербурге (далее- ГИТ). Расположенной по адресу:ул. Зои Космодемьянской, д.28 лит.А,в отделе Организационной работы, кадров и хозяйственного обеспечения.

Деятельность ГИТ регулируется Трудовым Кодексом РФ (далее- ТК РФ), а также ведомственными правовыми актами.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это означает, что инспекция труда является органом исполнительной власти, деятельность которого непосредственно связана с подчинением Правительству РФ.

В силу ст.354 ТК РФ,Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» установлено, что полномочия, указанные в данном постановлении, осуществляются Службой по труду и занятости (далее- Роструд).

В свою очередь, согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет созданная в системе Федеральной службы по труду и занятости федеральная инспекция труда.

Таким образом, государственная инспекция труда- это структурное подразделение Федеральной инспекции труда на уровне субъекта РФ.

Руководства деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Федеральной службы по труду и занятости, он же Главный государственный инспектор труда, назначаемый на должность Правительством РФ. В настоящее время данный пост занимает Вуколов Всеволод Львович.

Следует отметить, что Роструд, а следовательно и федеральная инспекция труда с её структурными подразделениями, находится в подчинении у Министерства труда и социальной защиты населения РФ. Именно Министр труда и социальной защиты назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда на уровне субъектов РФ.

В настоящее время, руководство деятельностью ГИТ в СПб возглавляет Кротов Александр Николаевич.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий;

Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

Направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

Ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; и т.д.

Безусловно, осуществление государственного надзора, а также расследование правонарушений в сфере труда, является основной деятельностью инспекции. Можно выделить следующие правонарушения, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться государственным инспекторам труда:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27 КоАП РФ);

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного трудового договора, соглашения (ст.5.30 КоАП РФ);

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст.145.1 УК РФ)

Следует заметить, что расследование последнего правонарушения занимается Следственный Комитет РФ, а государственный инспектор труда только направляет материалы проверки в указанный орган, если таковые были обнаружены.

В целях осуществления деятельности, согласно ст.357 ТК РФ, государственный инспектор труда наделён следующими правами:

Государственные инспектор в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

Запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; и т.д.

Исходя из вышесказанного, и основываясь на ст.381 ТК РФ, можно сказать, что деятельность инспектора не связана с индивидуальными трудовыми спорами, которые представляют собой неурегулированные разногласия между работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, а подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судов.

В своей деятельности ГИТ взаимодействует с рядом государственных и негосударственных учреждений. Среди государственных можно выделить:Роструд и Министерство труда и социальной защиты; Прокуратуру; Следственный Комитет; Правительство РФ и субъектов РФ; органы законодательной (представительной) власти РФ и субъектов РФ; государственные внебюджетные фонды.

Среди негосударственных- организации-работодатели;индивидуальные предприниматели;профессиональные союзы; иные самостоятельные трудовые организации.

Структура

Структура ГИТ представляет собой три основных отдела, наделённых соответствующими функциями и полномочиями (Приложение 1). Это:

Отдел организационной работы, кадров и хозяйственного обеспечения;

Отдел охраны труда.

Как было сказано выше, прохождение практики осуществлялось в отделе Организационной работы, кадров и хозяйственного обеспечения.

Деятельность отдела направлена на работу с жалобами и обращениями граждан, проведения консультирования работников по актуальным вопросам, приём и регистрацию входящей документации; взаимодействие с различными государственными надзорными учреждениями.

Отдел по правовым вопросам и по охране труда возглавляют заместители Главного государственного инспектора труда в СПб.

К деятельности отдела по охране труда относится, например, расследование несчастных случаев на производстве; расследование случаев нарушения правил охраны труда; вопросы специальной оценки охраны труда и т.д.

Правовой отдел занимается вопросами неправомерного увольнения сотрудников; невыплатой заработной платы и пособий; ненадлежащим оформлением трудовых отношений и иными правонарушениями.

В не зависимости от отдела, инспектора наделены равными правами и обязанностями, осуществляют свою деятельность независимо, являются гражданскими служащими и несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Работа в организации

Отдел организационной работы, кадров и хозяйственного обеспечения- первоначальное звено в структуре инспекции. Именно через этот отдел проходит вся внутренняя и внешняя документация, производится работа с обращениями граждан и организаций, осуществляется взаимодействие с различными государственными учреждениями. Таким образом, от чёткой и слаженной работы отдела зависит работа всей инспекции.

Процесс работы хоть и направлен на защиту трудовых прав граждан, однако во многом взаимодействует с правом социального обеспечения, ведь многие социальные права обусловлены трудовой деятельностью гражданина. Это становится ясно при работе с жалобами и обращениями граждан о нарушении их трудовых прав.

Работа с жалобами включает в себя всестороннее правовое изучение обращения гражданина, определение правовой составляющей сложившейся ситуации. Это необходимо не только для правильного определения отдела инспекции,который правомочен рассматривать ту, или иную жалобу,но и для скорейшего расследования ситуации (Приложение 2).

Безусловно, наибольший интерес вызывали именно жалобы о нарушении работодателем социальных прав работника. К наиболее часто встречающимся ситуациям можно отнести:

Нарушение ст.183 и 184 ТК РФ, а следовательно ФЗ №123 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Указанные нормы предусматривают право работника на соответствующие гарантии при болезни, травме или профессиональном заболевании. Данные гарантии представляют собой денежные выплаты, которые перечисляет работодатель, в том числе-в государственные внебюджетные фонды. Отказ от таких действий является неправомерным и преследуется по закону.

Нарушение ст.81 ТК РФ, согласно последнему абзацу которой, не допускается увольнение работника в период его нетрудоспособности.

Нарушения ст.92 ТК РФ «Сокращенная продолжительность рабочего времени». Согласно данной статье, сокращённая продолжительность рабочего времени устанавливается наиболее социально не защищённым категориям граждан. Среди них- несовершеннолетние; инвалиды I и II групп.

Также следует выделить беременных женщин и лиц, с семейными обязанностями, как наиболее подверженных правонарушениям в сфере труда. Так, зачастую мужчинам отказывают в предоставлении отпуска по уходу за ребёнком, а женщин увольняют в период беременности.

Работа с данными жалобами помогла не только углубить знания законодательства о труде и социальной защите, но и способствовала развитию навыков работы с документацией.

Изучение программ и баз данных явилось необходимой частью практики. Это обусловлено тем, что большой поток информации, а также входящей и исходящей документации невозможно осилить в ручную. Всестороннее изучение этих программ позволяет лучше ориентироваться в обращениях и жалобах граждан, непосредственно следить за изменениями в законодательстве, а также решать срочные организационные вопросы.

Наибольшей интерес вызвало консультирование граждан по вопросам труда. Осуществление консультирование производится в часы приёма граждан с 14:00 до 16:00 часов каждого рабочего дня. В процессе консультирование возникает необходимость давать ответы на различные вопросы, начиная от самых простых, как то, не выплата или задержка заработной платы, и заканчивая наиболее проблемными и детальными, например, сокращение численности штата работников, в том числе, инвалидов и беременных.

В процессе работы также произошло ознакомление с внутренней документацией, типовыми ответами на поступающие запросы, а также с почтой и реестрами исходящей документации.

государственный инспекция труд

Подводя итог, можно сказать, что преддипломная практика способствовала систематизации знаний как трудового права, так и права социального обеспечения. Был наработан ценный опыт и материал, необходимый для написания выпускной квалификационной работы и систематизации полученных в процессе обучения знаний.

Особое место в прутики следует уделить непосредственному общению с гражданами, выявлению сути их проблем, нахождению правовых путей их разрешения. Применение различных методов и способ общения, также стали необходимой частью работы с людьми.

Знание нормативно-правовых актов можно охарактеризовать как достаточное, однако остаются различные вопросы в применении спорных норм права, решении практических вопросов, с различными путями решения.

Так, в целом, допустимым является вывод о том, что одна из наиболее важных частей профессионального обучения имеет соответствующие результаты, которые говорят о серьёзности осваиваемой работы, постоянной необходимости пополнения и обновления знаний.

Список используемых источников

Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ). //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №31. - Ст. 4398.

Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - №31. - Ст. 3803.

Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред.от 30.12.2015)

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Приложение


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!